Светлана Кекова
Обратимся к паранормальным способностям (вибхути или сиддхи), которые, как говорят, свойственны людям, освоившим и регулярно практикующим йогу. Изложенные в данной главе гипотезы - не более чем попытка осознания событий, которые с какого-то момента неизбежно возникают в жизни адепта.
Итак: «Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей» («Классическая йога», с. 231).
Или: «Благодаря самьяме на трех изменениях (дхарана, дхьяна, самадхи) возникает знание прошлого и будущего» (там же, III, 16).
И далее: «Благодаря непосредственному восприятию содержания познавательного акта возникает знание чужой ментальности» (там же, III, 19).
«Благодаря самьяме на свете в голове возникает видение сиддхов» (там же, III, 32).
«Благодаря интуитивному озарению наступает всеведение» (там же, III, 33).
Сиддхи возникают, говорит Вьяса, вследствие безупречной практики самьямы. Но в то же время: «Они являются препятствиями при йогическом сосредоточении, и магическими совершенствами при «пробужденном» состоянии сознания» (там же, III, 37).
«Мы добиваемся полного интуитивного знания о том, на чем сосредотачиваемся. Высшие способности чувств (гиперстезия), благодаря которым йогин может видеть и слышать на расстоянии, появляются как результат сосредоточенности. Мы можем достигнуть также непосредственного знания подсознательных впечатлений и благодаря им - познания наших прошлых жизней. Йогин может сделать свое тело невидимым.
Сверхъестественные силы в действительности препятствуют самадхи, хотя они рассматриваются как совершенства, когда кто-нибудь достигнет их. Они - побочный продукт высшей жизни» («Индийская философия», т. 2, 323-324).
Аскеты шиваитской секты капаликов стремились именно к сиддхам: «…Их первичной целью было не столько мистическое единение с божеством, сколько достижение йогических сил - таких как телепортация, способность становиться невидимым, проникать в ум другого человека, ходить по воде и летать по воздуху». Для этого они кроме всего прочего: «...Практиковали суровые упражнения Хатха-йоги» («Странствующие йогины», с. 24).
Ранее упоминалось об исключительных способностях йогов-факиров, одним из которых был наш современник Свами Рама. За этими чудесами стоит изощренная коммуникация сознания с телом и его процессами, однако возможности эти локальны и ограничены телом факира.
В начале 1980-х, когда я адаптировался к московской жизни, у мамы случился инфаркт, который родители скрыли. Тогда и приснился сон, настолько испугавший меня, что я среди ночи бросился звонить в Судак. Суть сновидения заключалась в том, что мама умерла, но почему-то в Москве. Звонит отец, и я в ужасе выскакиваю из своего НИИ на проспекте Вернадского и ловлю машину…
Шли годы, постепенно все это забылось. Родители мои перебрались из Судака в Харьков, затем в Изюм, и уже в восемьдесят седьмом - в Москву. Сколько я помню, мать всегда страдала сердцем, которое у нее убила ангина еще в сорок втором, на фронте, затем дело довершил ревматизм, и летом восемьдесят восьмого произошло неизбежное.
В тот день с утра я почувствовал себя настолько не в своей тарелке, что, придя на работу, решил идти сдаваться в медпункт. Но тут позвонил отец и не своим голосом сказал, чтобы я ехал как можно скорее, маме плохо. И когда, себя не помня, я выскочил на проезжую часть у своего НИИ и замахал рукой мчащимся машинам - в сознании вспыхнул тот самый сон. Назвав водителю адрес я уже знал что, как и тогда во сне, не успею увидеть маму живой. И не успел.
Все, что было в том давнем сне, совпало с действительностью, вплоть до цвета машины. В работе «Синхронистичность» К.Г.Юнг рассказывает о своем друге, который гулял по испанскому городу, руководствуясь увиденным ранее сновидением, и приводит факт из биографии Сведенборга, наблюдавшего во сне горящий Стокгольм, находясь весьма далеко от него. В первом случае информация поступает в сознание «игнорируя» пространство и время, во втором - только пространство.
Экстраординарное восприятие нередко проявляется у людей с тяжелой патологией мозга, это видение сквозь материальные преграды, знание будущего, определение вкуса и цвета на ощупь и т.д. (см. работы Ли и Васильева). То, что мозг способен к такому восприятию также и в здоровом состоянии, подтверждает феномен сиддх (хотя, согласно критериям современной психиатрии, йоги, у которых есть такие способности, здоровыми людьми не являются).
Задолго до Ферми и Сцилларда физики сталкивались с явлением радиоактивного распада, но его никто не замечал, не знали, что именно нужно заметить. Как только явление было осознано, поименовано и описано оно начало встречаться очень часто. Может быть, в случае сиддх стереотипные объяснения не дают возможности встать на новую точку зрения?
Случайными Юнг называет явления, отсутствие причин у которых четко доказано. Пример: женщина фотографирует новорожденного сына и уезжает в другой город, оставив проявлять фотопластинки в Страсбурге. Началась война, вернуться, чтобы забрать фотографии, ей не удалось. Три года спустя, уже во Франкфурте, чтобы снять новорожденную дочь она приобретает фотопластинки в каком-то магазине. Когда одну из них проявили, оказалось что изображение дочери наложилось на сделанное три года назад фото ее сына.
Такие события Юнг назвал синхронистичными, они основаны на одновременном наличии двух состояний: либо в повседневность вторгается нечто ей инородное, либо с ментальным содержанием сознания вдруг начинают совпадать материальные, неизвестно откуда взявшиеся артефакты.
В 1994, на морском берегу я сказал сыну: - Как же портят все очарование крымской ночи фонари этих забегаловок! После моих слов побережье мгновенно погрузилось во мрак. Сын воскликнул: - Тебе в цирке работать надо, папа. Потом, подсвечивая тропу фонариком, мы возвращались по сокращенке. Подходя в кромешной темноте к домику, я сказал: - Все это, конечно, хорошо, но мне надо бы поработать... Окна домиков нашей базы и берег внизу у моря мгновенно вспыхнули электричеством.
Подобных происшествий можно припомнить много, вот, например, сюжет, приснившийся весной мне 1993. В родном Симферополе, в старинном доме по улице Куйбышева, который давным-давно снесли, паковал вещи, готовясь к переезду, мой одноклассник Валера, о котором я не вспоминал Бог весть сколько. Мне так и не удалось заговорить с ним во сне, была там и покойная мать Валеры, и даже его соседи. Тем же летом на Пушкаре я встретил одноклассницу, мы сидели когда-то за одной партой и не виделись ровно тридцать лет. Когда, перебирая в разговоре своих, добрались до Арсентьева, Нина сказала, помрачнев: - Он весной повесился, белая горячка…
Следующую группу случайных событий дает парапсихология. Юнг в своей статистике пользовался опытами Дж.Б.Рейна, где карты со специальными символами тасовала машина. Затем они раскладывались сериями по пять штук, испытуемый, отгадывая, называл карту, которую для проверки переворачивали. Один молодой человек получал результаты гораздо выше прогнозируемых, Однажды он угадал подряд серию из 25 карт, вероятность чего составляет 1: 298023876953, то есть при одной попытке в секунду подобный случай мог бы реально произойти один раз за восемь тысяч лет (весьма интересные данные о подобных вещах публиковались в журнале «Психофизика» - центр Васильева).
Юнг классифицировал эти феномены следующим образом:
1). Совпадение переживаний наблюдателя с происходящим в этот момент неподалеку событием, при котором наблюдатель лично не присутствует, но его психическое состояние полностью отвечает содержанию данного события.
2). Совпадение состояния наблюдателя с событием, происходящим в то же время, но на большом удалении.
3).Совпадение психического и ментального переживания с событием будущим, реальность которого может быть установлена только впоследствии.
Общим у всех этих отдаленных от субъекта во времени и пространстве явлений оказывается полная эквивалентность (смысловая или материальная) с тем, что он узнает ниоткуда или просто чувствует. Явления эти возможны при двух условиях: либо психика индивида независима от пространства-времени, либо она встроена в глобальную, и пока неизвестную нам, систему взаимодействий.
Попытаемся взглянуть под определенным углом на соотношение общего и частного, закономерного и случайного. С одной стороны тело человека – это типовое «изделие», тиражированное сегодня в более чем шести миллиардах экземпляров, организация и принципы функционирования его также едины. С другой стороны, несомненно, что в каждом теле имеются уникальные особенности, обеспечивающие ему неповторимость.
Американские исследователи установили, что все население планеты представлено сотней тысяч типов лиц, то есть каждый живущий имеет сегодня примерно шестьдесят тысяч двойников (без учета возрастных различий).
Кроме совпадения по лицам неминуемо существуют двойники по телосложению, если совпадают обе группы признаков плюс возраст, мы имеем практически полную физическую идентичность.
Тираны и диктаторы часто подбирали себе двойников, иногда последние находились сами, известен берлинец Густав Велер, которому власти нацистской Германии официальным указом запретили отпускать усы, делающие его копией фюрера. Можно вспомнить Сталина и Михаила Геловани или, например, эпизод, описанный Паустовским в автобиографическом цикле («Беспокойная юность», М., «Художественная литература», 1968, т. 4, с. 372).
Феномен близнецов (не говоря уже о клонировании) лишний раз показывает, что человеческие существа могут быть не только похожими, но и фактически идентичными. Опираясь на сохранившиеся архивы и портретные галереи, генетики исследовали ряд аристократических династий Европы. При этом выявился прелюбопытнейший факт: дети нередко похожи не на родителей, бабушек либо дедушек, а повторяют - от полного внешнего сходства до личностных свойств - облик, а иногда и судьбу людей, живших много поколений назад.
Есть два основных вида идентичности: двойники единоутробные (сегодня известно около двадцати миллионов пар близнецов, похожих друг на друга как две капли воды) и случайные, существующие в одном (горизонтальном) временном «слое». Известны также двойники «по вертикали» - в разном времени («Не говорите, что это уже когда-то было, ибо оно еще когда-то будет, и не говорите, что это когда-то будет, ибо все это уже когда-то было»).
Итак, физическая уникальность человека весьма относительна, однако с психикой и сознанием дело обстоит с точностью до наоборот.
Множество поразительно однотипных (по внешнему виду и структурным особенностям) творений цивилизации возникали совершенно независимо и в разное время, это относится в первую очередь к постройкам и орнаментам. «Однако, ссылки на сходства материалов, орудий и внешних условий все же не вполне убедительны. Они не позволяют полностью объяснить сходство и совпадения особенностей упомянутых выше произведений искусства» («Красота и мозг», с. 23-24).
Создание идентичных орнаментов гораздо вероятно, нежели открытие теории относительности, тем не менее, это укладывается в рамки гипотезы о том, что материя порождает дубликаты как первого рода – физические тела, так и второго - результаты интеллектуальной деятельности.
Поскольку род хомо сапиенс насчитывает до сего дня (по западной статистике) примерно восемьдесят пять миллиардов живших (и живущих ныне) на планете людей, следовательно, тело каждого живущего в данный момент времени является либо дубликатом тех, кто уже были раньше, либо предтечей тех, кто появится в будущем. А все человечество - единый четырехмерный биологический конгломерат.
Возникая и развиваясь в уникальном объеме пространства, даже близнецы, стартующие в бытие с минимальным разрывом во времени проживают неповторимую судьбу. Но с другой стороны мы никогда не задумываемся о том, насколько много типового в физическом бытии человека. Физике частиц известны опыты по расщеплению фотона на дочерние и внучатые кванты, после этого одна пара внучатых, вне зависимости от внешних обстоятельств, одновременно и беспричинно дублирует все, что происходит с первой. Иными словами, кванты, полученные при расщеплении фотона, так и остаются частями единого материального объекта и ведут себя как одно целое, вне зависимости от того, как давно случилось разделение, и на каком расстоянии друг от друга они пребывают. Реальное поведение их таково, будто они находятся на противоположных концах сколь угодно длинного, абсолютно твердого стержня, и любое движение одного объекта мгновенно отражается на другом. Проще говоря, они каким-то образом существуют в неизвестном науке поле взаимодействий, скорость передачи информации в котором бесконечно велика, а время равно нулю. Крамольный и забытый ныне астрофизик Николай Козырев утверждал, что время превращает Вселенную во фронт плоской волны и является эквивалентом эфира, благодаря чему все макротела обладают способностью мгновенной коммуникации. Если, согласно одной из гипотез, человечество произошло от одной пары пралюдей, то сегодня это матрица состоит из миллиардов «клеток», и дубляж на физическом уровне неизбежен Когда общее количество людей на планете превысит двадцать миллиардов (примерное количество нейронов мозга), станет вероятным появление субъектов с идентичной психикой.
Упомянутая выше матрица предположительно имеет трехслойную структуру и в ее основе лежит «банк данных» времени. Первый уровень - автономный организм, обменивающийся с внешним миром веществом, информацией и энергией. Второй - Эго, часть индивидуальной психики («чип» в сером веществе мозга), обладающая самоосознанностью и встроенная в автономное тело (за исключением сиамских близнецов). И, наконец, уровень третий – бессознательное, связанное с историей рода («чип» в белом веществе), «отвечающее» за архетипические и паранормальные явления, в том числе сиддхи.
Похоже, что именно этот последний, не обнаруженный пока наукой, чип реализует, в том числе, функцию поля (Сети или Единого). Судя по ситуации, в которую попало сегодня человечество, многие беды являются результатом отсутствия необходимого контакта индивида с матрицей. Сознание может работать весьма успешно для блага самого человека, но это вовсе не означает пользы в более широком контексте – для окружающей среды и успешного развития цивилизации. Раковая опухоль тоже функционирует успешно – быстро растет, но развитие ее абсолютно противоречит интересам организма.
Пока человек оставался органичной частью природы и не губил ее быстрей, чем она восстанавливалась, в глобальном ограничении его действий и желаний просто не было надобности. Но сегодня она есть, более того – от нее уже не отмахнуться. Мировые религии не по этой части, они работают в сфере социума, да и то не эффективно, например, убийство на протяжении веков так и осталось проблемой ими не решенной. А уж отношения между человеком и природой для церкви просто неинтересны.
Да, Александр Македонский, Цинь-Ши Хуанди, Тимур, Ленин, Гитлер и Сталин уничтожили многие миллионы людей, их поведение было абсолютно не экологичным по отношению к собственному роду. Тем не менее, это были внутривидовые разборки, невзирая ни на что, численность человечества все время росла, и тенденция эта сохраняется.
Если же рассматривать отношения между цивилизацией и природой - глобальную экологию, то здесь ситуация принципиально иная. Принимающие стратегические решения политическая и промышленная элиты всех государств мира, а также состоятельные граждане не видят надобности (не желают – им и так пока хорошо) осознавать себя частью природы, в результате биосфера и в том числе человечество стремительно деградируют, скатываясь к необратимому состоянию.
В этом смысле йога может быть исключительно полезна каждому из нас и обществу в целом, поскольку ее практика с одной стороны, оздоровляет, с другой – не дает возможности забыть о том, что он, индивид - часть целого. Если опухоль осознает контекст и перестраивает свое поведение, она хотя бы перестает быть раковой, то есть – безысходно ведущей к гибели, она совместима с жизнью.
Нейрохирург К.Прибрам («Языки мозга», 1975) отметил «Ученые приходят к мысли о том, что внешний мир построен по голографическому и структурному принципу, подобно тому, как мы пришли в этой книге к выводу о голографической и структурной организации нервной системы. Следовательно, между мозгом и другими физическими устройствами существует известный изоморфизм».
Концепция «бутстрапа», разработанная Джеффри Чу, также основана на гипотезе всеобщей структуры мировых взаимодействий, каждая точка содержит в себе информацию обо всех прочих точках пространства-времени.
«Взаимодействие мозга с голографически организованной окружающей материей основывается на том, что он имеет возможность обращаться к памяти, емкостная система которой находится вне самого мозга. В данном случае мозг выполняет функцию интерфейса, соединительной системы компьютера, а сама информация находится где-то в другом месте. Он помнит лишь параметры множественных каналов информации, по которым можно обратиться в регистр памяти, лежащей в окружающем пространстве» («За пределами мозга», с. 228).
Судя по множеству фактов, накопившихся на сегодня в самых разных аспектах изучения человека, мозг способен каким-то образом «включаться» в структуру более высокого порядка, становясь приемо-передающим элементом. Но вот насчет масштаба его влияния... Вопрос приверженцам антропософского «космизма»: на какой объем пространства, соизмеримый хотя бы с солнечной системой, не говоря уже о галактике, распространяется влияние человечества? Ответ однозначен: объем этот равен нулю. Если коммуникативная Сеть человечества и существует, то, скорее всего, она возникла сравнительно недавно и является следствием либо увеличения количества людей, либо эволюционных изменений самого мозга. Если бы полевые способы контакта были реализованы эволюцией, в животном мире (к которому принадлежит и род хомо сапиенс) вряд ли возник бы естественный отбор: какой резон волкам подыхать с голоду, если они могли бы экстрасенсорно «пеленговать» добычу за горизонтом?
Как бы то ни было, техногенных методов коммуникации с системным разумом и Единым наука пока не создала, остается только йога либо инициатива самой Сети – если таковая существует, хотя, быть может, феномен межличностной коммуникации является флуктуацией каких-то локальных условий.
Оптимизация собственной психики – решение этой задачи может принести человечеству дивиденды, величину и значимость которых трудно представить. Пока этого не произошло, разрушительное поведение по отношению к природе (уже не говоря о собратьях), останется неизменным.
С точки зрения Г.Бэйтсона: «Разум - это необходимое и неизбежное следствие достижения структурой определенной сложности, возникающее задолго до того, как в организме складывается мозг и ЦНС. Ментальные характеристики свойственны не только индивидуальным организмам, но также социальным и экологическим системам, этот разум присущ не только телу, но также проводящим путям и сообщениям вне тела» («Уроки мудрости», с.74).
Итак, гипотетический церебральный чип (либо сам мозг, который при определенных условиях функционирует как элемент неизвестного целого) может активизироваться посредством каких-то событий (например – практикой йоги либо катастрофами сознания и тела), в результате возникают сиддхи (чудеса), которые всегда вызывали у людей ощущение присутствия в мире вездесущей, всемогущей и непостижимой силы, именуемой Богом.
Вызывают ли физические травмы утрату адаптации к внешнему миру, либо они просто изолируют мозг от поля? Всегда ли перестройка коммуникации в долговременной практике йоги сопровождается полевыми проявлениями?
Неясно, что решающим образом влияет на качество и длительность жизни индивида: полная автономность сознания либо факт его коммуникации с Сетью? И каким образом действует на личность понимание (переживание) того, что она является ничтожной частью необозримого множества? Является ли мозг только органом отражения, а если нет, то каковы критерии его «подключения» к Сети? Как отличить нейрофизиологический спазм от подлинного контакта?
Мозг и продуцируемое им (либо включаемое Сетью) локальное сознание индивида - универсальный орган адаптации к окружающему миру. У животных нет самоосознанности, поэтому их адаптационные возможности весьма ограничены, но идеальны в условиях высокой стабильности параметров внешней среды. Сообщества муравьев и пчел ведут себя настолько упорядоченно что выглядят сознательными, информационный обмен у них эффективно осуществляется в отсутствие мозга, поскольку нервная система насекомого это простая цепочка нервных узлов. Колония насекомых - структура из мобильных единиц, обладающих минимумом запрограммированной автономии и ограниченным набором встроенных реакций при неизменных внешних условиях.
Реаниматологам и врачам «скорой» хорошо известно что шок, кома и потеря сознания далеко не всегда отключают восприятие. Более того, коммуникация субъекта с внешним миром порой сохраняется даже при клинической смерти. Пенфилд обнародовал данные, согласно которым сознание функционирует при глубокой анестезии, несмотря на отсутствие активности мозга (не снимается ЭЭГ).
Мавроматис (1991) отмечает: «Самые различные формы измененных состояний сознания имеют в своей основе сохранение его общей активности при сокращении физиологической, что отмечено парасимпатической доминантой». Иными словами, продуктивные ИСС, а не оглушение, достижимы лишь при неподвижности и глубокой ментальной релаксации, что по закону вегетативного маятника возникает после хорошей нагрузки и достижения начального этапа ЧВН, полученного в традиционной практике асан.
«Не существует ли в нас наряду с корой головного мозга какой-нибудь другой нервной основы, способной к мышлению, или процессы, происходящие во время потери сознания, являются феноменами синхронистичности? То есть, они не связаны с органическими процессами?» («Синхронистичность», с. 290).
И далее: «У человека кома не парализует вегетатику. Может, в это время она становится носителем психических функций? Не являются ли сны порождением не столько спящей коры (сознание «выключено», во время сна оно отсутствует - В.Б.), сколько продуктом не спящей вегетатики? То есть, не обладают ли сны трансцендентальной природой?» (там же, с. 297). Известно, что сознание, а точнее его физиологические корреляты, отсутствует в глубокой стадии сна. В ней же, кстати, и наблюдается парадоксальная активность ВНС, причём симпатической её части.
Роберт А.Монро, автор методики Hemi-Syng (в русском переводе «Путешествие вне тела»), утверждает, что сознание и ум - явления не локальные, он именует телепатию невербальной коммуникацией (НВК).
Не берет ли поле в определенных ситуациях на себя функции восприятия, которые обычно присущи сознанию индивида? Не ВНС, как это предполагает Юнг, а именно поле (Сеть)? Что вообще первично - поле или мозг? Существовало ли поле до человечества, либо последнее только «включилось» в его структуру? Быть может, эта внепространственная вневременная субстанция подобно динамическому вакууму является всеобщим банком информации живого вещества планеты?
Либо полевые феномены это компенсация расщепленности психики человека цивилизованного? Или же поле это следующий этап развития, третья сигнальная система, формирующаяся постепенно, а массовое «подключение» к ней человечества с помощью йоги еще впереди? Я далек от мысли, что сегодня способностью такого «подключения» обладают избранные. Лично для меня бритва Оккама отсекает гипотезу о творце, создателе и управителе всего. Сегодня цивилизация находится на распутье: начать ли процесс киборгизации, вживления различных устройств в тело человека, либо улучшать существующие системы и формировать новые? В принципе, есть разработки и с той и с другой стороны, и куда пойдёт человечество - неясно. Второй путь более перспективен, поскольку он делает субъекта автономным, не зависящим от источников энергии и производителей - уже сейчас есть методики формирования дополнительных сенсорных каналов, стабилизации адаптационных механизмов и т.д. Учитывая, что изменения эти строго физиологичны, вероятность наследственной их передачи достаточно велика.
Сознание – это, прежде всего, взаимодействие со своим телом, представителями вида и природой. Пока неясно, насколько мозг занят текущей адаптацией, а в каких случаях переключается в полевый режим. Быть может, это имеет место в процессе творчества? В обычном, бодрствующем состоянии сознания, активность коры весьма велика, она просто «глушит» сигналы подкорки, не давая им просачиваться в сознание. А именно подкорка, с её древними, дочеловеческими слоями, вероятнее всего и продуцирует сиддхи. Не случайно спонтанный выход интуитивной информации чаще всего происходит в ИСС при снижении активности коры - юродивые, шаманы с психотропами, ЧВН в йоге.
Непонятно, когда и как системный разум вставляет свои «две копейки» (или пятьдесят одну?) в любые человеческие проявления. Да и вообще две ли это копейки, а не девяносто восемь, хотя сама мысль о том, что контрольный пакет поведенческих реакций принадлежит чему-то (кому-то), находящемуся за пределами разума - унизительна. Но сознание берет на себя слишком много и не справляется, а поле (Сеть) не имеет доступных средств его вразумления подобно тому, как организм не может справиться с раковыми клетками - аналогия грустная.
Человек амбивалентен: тело стремится к самосохранению, душа - выходу за пределы. Высокая степень эгоцентризма выключает индивида из системного поведения, в результате оно приобретает тотальную деструктивность, и печальнее всего то, что именно такой вид автономии обеспечивает богатство, успех и власть.
Постоянное преобладание полевой настройки делает личность (или данный тип культуры) органически неспособной к силовому переделу миропорядка по своему разумению (именуемому обычно «улучшением»), быть может, именно поэтому Индия, несмотря на все прозрения йогинов, так и не стала колыбелью техногенной цивилизации.
Итак, в статусе человека заложено «двойное смущение»: если индивидуальное сознание оторвано от «остальной» психики и находится в «свободном полете», цивилизация неизбежно попадает в режим развития с обострением и высокой вероятностью распада.
Если же перевешивает полевое преобладание, каждый субъект и все сообщество тяготеют к ультрастабильности, сохранению гармонии со средой при минимуме эволюционной динамики - это стагнация и вырождение. Оба пути неприемлемы. С одной стороны, мы не можем ждать милостей от природы и разрушительно влияем на нее своей деятельностью, с другой - для выживания вида нужно сохранять гармонию с природой, прежде всего, со своей собственной.
Выход из тупика представляется мне таким: общество должно быть информировано о действительном состоянии экологии, необходимо минимизировать корпоративную ложь с ее научным прикрытием, а также распространение эзотерического и религиозного мракобесия. Каждый, чье бытие становится нестерпимым, а таких в мегаполисах сегодня подавляющее большинство, должен иметь возможность самовосстановления - в том числе и посредством йоги - без выпадения из социума.
В идеале каждый индивид должен четко представлять себе границы личной автономии в поведении и издержки ее избытка, прежде всего, для себя самого, не тяготея к перекладыванию этих издержек на потомков и/или на окружающий мир. Необходимо, с одной стороны, пережить либо ощутить, с другой - понять свою принадлежность к вселенскому порядку, который так настойчиво проявляет себя в полевых феноменах, включая сиддхи. Психика располагает возможностью связать животное начало человека с социальным, сознание с бессознательным, Эго с Полем, находящимся вне обычной размерности мира и его причинно-следственных связей.
Итак, мы возвращаемся к условиям коммуникации Эго с полным (системным) разумом, но как бы уже с другой стороны, установив, что в каждом индивиде содержится элемент вечности.
Полноценно развитое сознание есть одновременно и условие контакта, и препятствие к нему. Чтобы возможность коммуникации с полем стала реальной, личность не должна иметь грубых церебральных дефектов, а также эзотерической либо религиозной доминанты. Кроме того, в полевый режим можно попасть лишь при специфической деактивации сознания, обычная активность коры делает этот процесс невозможным, но активность эту успешно тормозит йога.
«Особые состояния психики заключаются в достижении и удерживании некоторых минимальных уровней бодрствования с целью стимулирования психофизиологических процессов, ответственных за проявление биополевых явлений.
Система, функционирующая в таком режиме, находится в «точке бифуркации», что в теории колебаний означает крайне неустойчивое состояние. Энергия, способная вывести определенный элемент системы из такой точки, может быть крайне слабой и находиться в зоне идеальных стимулов. Результаты исследований подтвердили, что неустойчивость системы - одно из главных условий ее высокой чувствительности к биополевым влияниям» («Гипноз и преступность», с. 226-227).
Вся хитрость медитации заключена в устойчивой сохранности простого внимания, ум временно обездвижен и обесточен, только тогда на его чистом «экране» может проступать глубинное содержание психики. Особенно впечатляюще данный процесс протекает у людей с преобладанием визуальной модальности восприятия, у прочих он наблюдается лишь косвенно, а результаты осознаются постфактум.
Сознание в обычном своем состоянии контактирует с полем крайне редко и в исключительных случаях. Мир полон описания таких контактов и сопутствующих чудес, но превратить коммуникацию с полем в реальность постоянную дано единицам. Таким исключением, черпавшим информацию из поля, была Ванга, но она крайне редко говорила, что именно следует сделать для того, чтобы неприятности в будущем данного человека не наступили (по данным болгарской АН сбывалось около 80% ее пророчеств).
Как воздействовать на Сеть, чтобы возник нужный отклик? Здесь можно применять только намерение. В медитации самоосознанность минимальна, но оперативная память хранит памятование о желательности определенного хода событий. Это с большой вероятностью притянет соответствующий глубинный отклик - коммуникация развернется именно в русле намерения. Никакие варианты контакта по желанию не проходят! Намерение гомеопатично, тысячекратное разведение - вот пример идеального раздражителя, вызывающего нужную реакцию. Любые манипуляции и ухищрения с целью получить необычные способности - бесплодны либо непредсказуемо опасны по своим последствиям, как правило, все решает Сеть. Либо Его величество Случай.
По проявлениям полевых эффектов можно подразделить человечество на следующие условные группы:
- безумцы и слабоумные - сознание фрагментарно, личности нет, контактировать некому;
- люди с явным ослаблением умственных способностей - юродивые, блаженные. Контакт возможен, но бесплоден, это пародия на коммуникацию, очень часто принимаемая окружающими за откровение;
- те, кто по неясным причинам (от Бога, в результате случайности либо катастрофы) получают доступ к Сети либо она сама отбирает их.
- среднестатистическая группа, незнакомая с неврозами и пограничными состояниями, полевые феномены крайне редко вторгаются в их жизнь, именуясь чудесами, случаем либо дьявольским наваждением;
- люди, обладающие первобытной жизненной энергией, позволяющей игнорировать бессознательное, это первопроходцы, революционеры, разрушители и ниспровергатели, завоеватели и авантюристы. Они реализуют свои устремления только на основе личных способностей;
- те, у кого при ясности ума и неординарных данных преобладают желания, замешанные на инстинктах (пример - Сигизмунд Малатеста, один из персонажей Возрождения);
- аскеты, контактирующие с конфессиональной моделью Единого (не с подлинной Сетью!) через религиозные ритуалы (см. главу «Йога и христианский мистицизм»);
- те, кто после контакта творчески трансформируют энергию архетипического, создавая вневременные произведения, от Йога-сутр и Божественной комедии до росписей Сикстинской капеллы и теории относительности;
- те, кто способен управлять сиддхами - великие йоги. Обладая реальной силой, они никогда не трогают текущую конфигурацию событий, поскольку хорошо представляют последствия такого вмешательства, в том числе и для себя;
- духовные реформаторы, быть может избранники и полпреды Сети.
По мере накопления практики йоги «калибр» сиддх (и личная сила) растет, но это обстоятельство никак не гарантирует контакт с Единым. Попытки влиять на чужую судьбу чреваты утратой личного полевого статуса.
В средине 1990 на одном из моих уральских семинаров появилась некая Оксана, математик по профессии. За год регулярных занятий она решила проблемы со здоровьем, но затем ударилась в буддизм и стала пренебрегать йогой, ради приработка занявшись в Екатеринбурге «снятием кармы». Я намекнул ей, что ввязываться в эти игры, не имея соответствующего запаса прочности, могут только камикадзе. Весной 1998 она позвонила мне с просьбой взять для нее в посольстве Австралии анкеты для въезда. Я выполнил ее просьбу и вновь посоветовал не искушать Господа бога своего. Рассмеявшись, она ответила, что за «карму» хорошо платят, зато в Австралии можно будет, наконец, работать по специальности. Два месяца спустя Оксана, ее мать и дочь погибли в автомобильной катастрофе на трассе Челябинск - Екатеринбург. В машине ехали пятеро, на остальных двоих выживших не было ни царапины. «Тот, кому дано услышать - поймет, кому не дано понять - не услышит» (Лао-Цзы).
На самочувствие и состояние окружающих могут влиять экстрасенсы - субъекты со специфическими способностями (которые можно отнести к «малым сиддхам»). Как правило, эти люди не понимают механизмов и причин своих способностей. Они могут снять достаточно тяжелую симптоматику или боль, а также способны замедлить на какое-то время развитие расстройств, не опасных для жизни. Сочетать практику йоги с экстрасенсориым воздействием нужно с большой осторожностью, поскольку наложение эффектов может быть опасным. Помню бывшего спортсмена, пришедшего в йогу для избавления от многочисленных травм. По ходу практики перекос спины у него постепенно сместился в область таза и в Пашимоттанасане, которая по форме получалась вполне прилично, начал болеть правый сустав бедра. У парня этого был знакомый экстрасенс, который заявил что «видит» в ноге энергетическую «пробку» и благополучно ее «убрал». Нога стала как новая, правда неприятные ощущения исчезли вместе с гибкостью. Когда через полгода форма Пашимоттанасаны восстановилась, вернулась и проблема, с которой пришлось разбираться достаточно долго.
«Состояние, в котором Эго и не-Эго больше не противоречат друг другу, является осью Дао. Просветление - это когда ты используешь свое внутреннее зрение, свой внутренний слух, чтобы проникнуть в сердце вещей, и тебе не нужно никакое знание, даваемое разумом» (Чжуан-Цзы).
«Невозможно, чтобы кто-то видел что-то из вечного, если он не станет подобным этому» (Евангелие от Филиппа).
«Абсолютное знание при синхронистичности, которое нельзя получить с помощью органов чувств, говорит о трансцендентальной форме существования смысла» («Синхронистичность», с. 292).
«Психика существует в материальном теле и сливается с информационным полем через бессознательное» (там же, с. 8).
Об этом говорит и В.В.Налимов, выдвинувший концепцию семантического вакуума потенциально содержащего бесконечное количество смыслов, которые «всего лишь» нужно извлечь.
Юнг отметил что, устанавливая контакт с полем, человек становится в некотором роде бессмертным, этот тезис многозначен, я понимаю его так что поле, быть может, каким-то образом дублирует структуры, представляющие для него интерес.
Иногда человек практикует йогу систематически и грамотно, но его «остальная жизнь» придает сиддхам отрицательный знак.
История первая. Когда в 1991 был основан московский Центр «Классическая йога», он состоял из четырех человек: автора этих строк, Бориса Мартынова (выпустившего впоследствии дельных ряд книг, в том числе переводы «Йога-упанишад»), Константина Данильченко и Романа Амелина, болезненно тучного парня, за внешней флегмой которого скрывались блестящие способности и незаурядный ум. В совершенстве владея английским, Роман имел абсолютный слух, с блеском окончил музыкальную школу и неоднократно пытался поступить в консерваторию. Но когда понял что туда попадают только по протекции, сорвался с нарезки и надолго загулял, пока не намекнуло о себе плохое здоровье. Ко времени нашего знакомства он успел основательно, правда, в основном теоретически вникнуть в йогу, поскольку пользовался тематической подборкой англоязычной литературы культурного Центра при индийском посольстве в Москве. Там же мы занимались у первого в Росии профессионального преподавателя йоги Лакшмана Кумара.
При первом же знакомстве меня поразили теоретические познания Романа, кроме того, он потрясающе пел мантры и постоянно занимался какими-то медитативными штуками, не уделяя при этом телу никакого внимания, а когда чувствовал себя плохо, обходился Пракшаланой.
Я постоянно доказывал ему необходимость систематических занятий асанами, но Роман был крепким орешком, и борьба наша длилась с переменным успехом года два. Он то начинал заниматься более или менее регулярно, то надолго забрасывал практику, предпочитая лишний раз посидеть за чашечкой кофе в «Джантаранге» либо угостить нас роскошным пловом собственного изготовления. Потом у него возникла идея-фикс: попасть в Бихарский ашрам, чтобы получить программу восстановления своего здоровья прямо на месте. Сказано - сделано, вскоре Роман отбыл в Индию.
Знанием английского языка, философии йоги и мантр он произвел такое впечатление на индийцев, что получил возможность непосредственного общения с главой ашрама Свами Ниранджананандой. Через месяц ежедневных бесед он дал Роману мантра- и асана-дикшу (дикша - персональное посвящение). После первого же применения мантры Роман двое суток лежал в лежку и потел черным потом. С асанами было еще круче, не менее часа в день он должен был выполнять Сукшма-вьяяму (суставную разминку), а затем подряд около сорока поз. Кроме того, Ниранджан запретил употреблять Роману чай, кофе, и острые приправы.
- Ты был прав, - сказал он, - если б не сачковал я эти два года! Ведь ерунда получается: визуализация и все прочее идет великолепно, а самочувствие все хуже и хуже.
Тогдашним летом мы с сыном уезжали в Крым, и я посоветовал Роману приступать к занятиям, не дожидаясь моего возвращения.
- Нет, - апатично сказал он, - без тебя не хочу, подготовлюсь морально, а вернешься, тогда и начнем…
И мы уехали. Однажды утром я с удивлением узрел на пляже в бухте Ласпи старого друга, с которым мы не виделись несколько лет. Он поздоровался и спросил: - Слушай, есть у тебя в Москве знакомый по имени Роман? Имей в виду, с ним нехорошее что-то случилось…
Роман так не успел начать работу с телом, в которой так нуждался и которой с таким роковым упорством пренебрегал, он погиб в исключительно нелепой автомобильной катастрофе. Если дух развивается без сопутствующей трансформации физической оболочки, судьба с какого-то момента начинает работать на разрыв.
История вторая началась в 1989. Накануне первой Всесоюзной конференции по йоге меня пригласила в гости Елена Олеговна Федотова. В 1988 вместе с представителем НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина она была направлена научно-техническим управлением Минздрава СССР (возглавлял его тогда профессор В.И.Ильин) в Индию, где они посетили ряд ашрамов. Поездка была предпринята в рамках подготовки к конференции, знаменующей выход йоги из опалы. В беседе нашей Федотова сказала, что благодаря ее стараниям в Москву прибывает всемирно известный гуру Б.К.С.Айенгар и хорошо, если бы кто-нибудь из наших самодеятельных йогов поразил его своими успехами настолько, что он открыл бы здесь свой филиал.
- Ему видней - сказал я тогда, - это как Бог даст.
Случилось так, что Айенгар выделил меня из толпы энтузиастов во время массового занятия в спорткомплексе 2-го Мединститута, он даже лично (дожимая своим весом мою поясницу к полу) походил по мне ногами в Супта Вирасане, с чем тут же, просияв, поздравили меня Дхармаверсингх и Фаек Бириа: - Для ученика это великая честь!
На следующий день вместе с обоими секретарями Айенгар приехал ко мне в гости, на Ленинский проспект, Федотова присутствовала в качестве переводчика. Затем, через какое-то время после отбытия в Индию, он прислал ей и мне приглашения на месячный курс в Пуну. Я не стал дергаться, поскольку не имел тогда возможности, да и особого желания, кроме того, мое понимание йоги, весьма отличное от метода Айенгара, к тому времени вполне сложилось. Федотова же прошла в Индии этот курс, получила свидетельство об участии в семинаре и, не мудрствуя лукаво, основала московский центр Айенгар-йоги. После этого, забросив основной род деятельности, Елена Олеговна ринулась в бурные события, знаменующие выход йоги из подполья. Ее можно понять: кандидатов наук хоть пруд пруди, а возможность стать владельцем собственного дела выпадает далеко не каждому.
То было легендарное время: легализовалось множество апологетов Зубкова, а новоиспеченный центр Федотовой отлично спелся с мутными ребятами из спортивных госструктур. Один из них, Ю.Белоус, тогдашний глава НПЦ при НИИ Госкоморта, сразу после того, как Айенгар проявил ко мне внимание, предложил возглавить их секцию йоги вместо Л.Тетерникова, но я отказался. К тому моменту Тетерников уже покинул фирму Белоуса, после конференции у него, как у вице-президента Ассоциации йоги СССР, на руках оказались все козыри. Он тут же присвоил учредительные документы, печать организации и ушел в автономное плавание. Найти его по телефонам либо наяву не мог никто. Я по-прежнему работал в своем НИИ, занимаясь в свободное время терапией и наблюдая за странными событиями в йоговском мире, а удивляться было чему. В непрерывной чехарде семинаров по «йоге», закрученных Тетерниковым по всему разваливающемуся СССР (он умело пользовался своим статусом в Ассоциации, работу которой сам же и парализовал) Федотова приняла самое активное участие в качестве эксперта, хотя не могла не понимать, что связалась с отпетым мошенником. Периферийный народ ломился на эти семинары, не имея ни малейшего представления о том, что такое йога, конкурентов не было, кандидаты химических (Тетерников) и психологических наук (Федотова) снимали крутые пенки по городам и весям, тем более что при наступавшем беззаконии и безвластии нечего было опасаться.
Отснятый Далем Орловым видеоматериал, где Айенгар около часа показывал на мне нюансы асан участникам конференции, канул в небытие. Сама Федотова больше не проявлялась, а когда ей еще дважды пришлось помимо воли вместе с Фаеком посетить мой дом, была холоднее льда. На занятиях в своем Центре вела себя она по отношению к новичкам с абсолютной беспардонностью, чтобы не сказать крепче, и эту манеру вскоре усвоило ее ближайшее окружение. Было ясно, что йога для Елены Олеговны это исключительно бизнес, а я, прилюдно одобренный самим гуру, самый опасный конкурент. Она не подозревала что у меня нет ни малейшего желания втягиваться в ее самозабвенную борьбу за денежные знаки. В 1993 Федотова опубликовала свой перевод «Йога-дипики», и вскоре отбыла с сыном в США, в Стэнфорд, к мужу, который давно уже работал там по гранту. Свое московское детище она (не знаю, на каких условиях) оставила Елене Ульмасбаевой, а сама начала преподавать йогу по новому месту жительства. Я не мог взять в толк: как может человек учить людей чему-либо, не говоря уже о йоге, если его собственное поведение противоречит элементарной вежливости. Однако Бог долго ждет, да больно бьет, сделанное нами неминуемо к нам же и возвращается. В древности такой ход событий назывался гармониями, тайными путями порядка, уравновешивающими людские действия. Федотова проникла в сферу йоги, не имея на то никаких оснований, и это (на мой взгляд – именно это!) привело к тому, что осенью 1998 года она, ее муж и двенадцатилетний сын были зверски убиты в райском городке профессуры Стэнфорда, виновников полиция так и не нашла.
Если Роман упустил себя физически, то Федотову, у которой не было проблем с телом, погубила морально-этическая дремучесть. В обоих случаях итог получился равнозначно гибельным. Чтобы не завершать главу на минорной ноте, расскажу пару любопытных случаев. После нескольких лет занятий сиддхи у одной из моих учениц начали проявляться весьма специфично. Например, однажды утром у нее возникло четкое ощущение, что с сыном в школе что-то произойдет. Понятно, если оставить его дома, это «что-то» произойдет тоже, и не исключено что в гораздо худшем варианте. Поразмыслив, дама отправила сына в школу, строго-настрого предупредив, чтобы он вел себя как можно тише, а затем созвонилась со знакомым хирургом. Днем, во время беготни на большой перемене ребенка толкнули, и он врезался боком в угол подоконника. Из дому, ощутив недомогание, он был сразу же доставлен в больницу, где и подвергся успешной операции по устранению разрыва селезенки.
Еще одна дама спустя год после начала практики каким-то образом стала «видеть» внутренности окружающих, в частности – пораженные болезнью места. Это повергло ее в такой шок, что на какое-то время она перестала пользоваться общественным транспортом. Когда мы обсудили ситуацию, и было сформулировано нужное намерение, способность «видеть» начала включаться только по желанию.
У каждого, кто осваивает йогу, жизнь постепенно становится прекрасной и удивительной – это и есть самое главное чудо. Сиддхи можно сравнить с конфетти. Но если конфетти является атрибутом праздника, то сиддхи – это признак будущего совершенства, его начальный симптом, подобный повышению температуры после прививки. Но если температура не падает…
Глава 17
СИСТЕМНОСТЬ
Здесь не каратека, не крякнешь, взлетая, «кия!», здесь право эскейпа - посмертное: дернуть кольцо - и с черного неба, с девятого уровня «Я» холодные звездочки лягут тебе на лицо, и схлопнется спейс; не останется даже дыры пред очи безликого Биоса мышкой предстать, чтоб вымолить карму. В правилах этой игры нет реинкарнаций, но только холодный рестарт.
Владимир Строчков
Что такое смысл? Видя растущее зеленое дерево и располагая опытом, мы знаем о наличии у него корней, скрытых от непосредственного восприятия. В данном случае видимое - картина неполная, однако если дерево живет, следовательно, у него есть корни.
Решающим фактором выживания является восприятие внешней среды, процесс восприятия это часть автономно функционирующего механизма, встроенного в каждое человеческое существо.
Цель данной главы - попытаться прояснить системный аспект йоги, сильно захватанной эзотерикой. Видимый мир (космос) является бесконечной иерархией «вложенных матрешек» (в математике это называют рекурсией). В пределах каждого «матрешечного слоя» организованной материи реализуется характерный спектр закономерностей, и в то же время каждый из слоев имеет множество областей контакта со слоями близлежащими.
Г.Бэйтсон утверждал, что границы субъекта отнюдь не совпадают как с поверхностью его тела, так и с объемом мозга, поскольку отдельные участки коммуникационных связей, по которым движется информация, расположены вне организма.
Возникает вопрос: имеет ли границы и если да, то где локализуется полный совокупный разум (в дальнейшем по тексту - ПСР)? Ведь именно он всегда потребляет часть суммарной информационной мощности, обеспечивающей индивиду адекватное отражение мира.
Я - это обособленная часть психики, «прибор» ближнего действия, предназначенный для решения оперативных тактических задач выживания, располагающий унаследованным телом и ФИО. Часть, по определению, никогда не способна контролировать целое. Ментальные характеристики (свойства) присущи психосоматике в целом, еще никому не удалось нащупать грань, где материя переходит непосредственно в разум. Психика не локализуется в мозге - если только мы не рассматриваем его частные ментальные характеристики.
Переплетающиеся причинно-следственные цепи нашего мира образуют поле (континуум), школа китайского буддизма Хуаянь называла его сетью Брахмы. Часть поля образована замкнутыми контурами - живыми организмами в среде обитания, компьютерными терминалами, экосистемами, социумом и т.д. В сетях такого типа события в любой точке отдельного контура с течением времени оказывают влияние на все его остальные точки и звенья, прежде чем угаснуть полностью воздействие обходит весь контур или локальный участок сети.
Такие системы Пригожин именует открытыми, поскольку они обмениваются с окружающим миром информацией и веществом. Биосфера планеты, социум и каждый отдельный организм можно рассматривать как стабильный (на протяжении определенного времени) «узел» петель обратной связи, иерархически связанный с подобными образованиями разного уровня сложности. ПСР воспринимает и фиксирует всю информацию, поступающую в систему, включая тело и его процессы. Оперативный же разум (сознание личности) присущ любому набору компонентов, обладающему достаточной степенью сложности причинно-следственных цепей и определенными энергетическими соотношениями (это одна из гипотез современности).
В каждый момент времени на «экран» бодрствующего сознания выводится оптимальное количество информации - выборка, сделанная ПСР. Она не случайна, однако о правилах и принципах ее формирования ничего не известно. Безусловно, она связана с целью, в теории функциональных систем П.К.Анохина цель - это полезный конечный результат, который Я умозрительно себе представляет.
Что такое целеполагание? Это произвольный либо внушенный выбор частной задачи для ее последующей логической и операциональной реализации, построение логической схемы предполагаемых действий, которые должны привести к прогнозируемому результату. Однако никакая схема не способна учесть тенденции всего поля взаимодействий, поскольку она является упрощением его вычлененного (более или менее известного) участка. Действия, реализующие модель локальную, как правило, нарушают стратегический контекст внутренних и внешних событий, а также качество их системной взаимосвязи. Любой, даже самый безупречный поступок (не говоря уже о поступках, продиктованных эмоциями) в какой-то мере деформирует ткань мироздания. И чем дальше этот поступок от безусловной необходимости, тем массивнее нарушения, ТНК, например, вообще не заботит состояние биосферы, их задача - любым путем увеличить прибыль сиюминутную.
Каждое утро человек просыпается для того, чтобы включиться в процесс решения множества проблем, что требует умственной, физической, волевой и нервно-психической концентрации, непрерывного усилия, которое, собственно, и есть жизнь.
Конечно, оперативный разум (ОР), личность, как-то контактирует с ПСР, но контакт этот зачастую блокирован перегруженным подсознанием, кроме того, ОР всегда получает от ПСР усеченную информационную выборку. В результате суммирования этих двух факторов возникает и увеличивается разница между представлением субъекта о своей жизни и ее действительным положением.
Собравшиеся на очередную сходку акционеры Газпрома решают проблему увеличения дивидендов, их не интересует тайга, сплошь залитая нефтью, как и тот факт, что сегодняшняя сверхприбыль, полученная такой ценой - это будущее, украденное у собственных детей и внуков. Акционеры сужают логику до границ частной задачи, сознательно уходя от системности, и потому решения, принятые вне контекста, будут временно выгодными для них, но в перспективе - глобально деструктивными.
Если всегдашняя цензура ПСР осложняет адаптацию субъекта к окружающему чисто гипотетически, то выбор целей, основанный на желаниях, не имеющих ничего общего с необходимостью, еще больше разрушает системность поведения человека, в то время, как животные не принимают решений, отличных от контекста своего индивидуального, а тем самым всеобщего выживания.
Таким образом, подлинная взаимосвязь организма, психики и мира от нас ускользает. Локализация субъекта в пространстве и природа его восприятия таковы, что сознание воспринимает не полные петли обратных связей (общий смысл происходящего), но лишь отдельные, ограниченные участки этих причинно-следственных цепочек, фрагментарно «выступающих» на свет Божий (как крона дерева, наблюдаемая над поверхностью земли), и складывающихся в усеченную картину мира.
Если отдельные индивидуумы до какой-то степени поддаются системной коррекции через искусство, религию, философию, то концерны, тресты, компании, политические партии и т.д. этому неподвластны. А поскольку именно они принимают решения, приводящие в движение энергоресурсы и огромные массы людей, то последующее развитие событий - разрушительно. Люди, соблюдающие исключительно корпоративные интересы, действуют как дегуманизированое, маниакальное Эго, толпа стирает индивидуальность.
Если субъект хочет осознать и учесть влияния «соседних», не воспринимаемых обычно уровней реальности, он должен использовать для этого методы, не входящие в обычный спектр деятельности, например йогу.
Системные силы (факторы), которые пока еще удерживают нашу среду обитания (область Вселенной) в относительном равновесии, можно назвать как угодно, например Богом. Мудрость человека и общества состоит в постижении тотальной системности мира и ее учете в своих действиях.
Органы чувств являются приемниками, преобразователями и проводниками информации, разум оперирует не объектами или событиями, но их нейрохимическими эквивалентами, возникающими в процессе восприятия, это «пакеты» сигналов, идущих с периферии к принимающим решения структурам. Каждый взрослый человек располагает индивидуальным набором треков ментальной активности (аттракторов), сформированных опытом. Информация, передаваемая от периферии к мозгу, многократно перекодируется, следуя Бэйтсу, назовем эти информационные «пакеты» трансформами. Они обладают природой телесной «матчасти», а непосредственно «наблюдаемый» (осознаваемый) субъектом участок спектра этих трансформ образует самоосознанность и ментальное пространство.
Что такое информационный обмен? Это процесс, в котором минимально необходимая и достаточная часть сообщения проясняет воспринимающему субъекту относительно полный его смысл, но на определенных условиях.
Допустим, А переписал в свой блокнот текст из блокнота В, и после изучения этого текста некая проблема для А прояснилась. В то же время, посторонний наблюдатель не обнаружит в блокноте А никакой новой информации по сравнению той, которая имелась у В, записи идентичны. Суть в том, что информация не изолирована, после акта коммуникации она добавилась к той, которой ранее уже обладал А, и в контексте имеющихся сведений упорядочила или дополнила ее.
Когда субъект находится на информационной грани, «рассекающей» действительность (либо случившееся) на видимую (понятую) и скрытую от восприятия части, постигать смысл - значит умом различать то, что для непосредственного наблюдения недоступно, подобно спрятанным в земле корням дерева.
Иногда нам трудно уловить очевидность происходящего именно потому что психика является самокорректирующейся системой, которая по известным только ей резонам (хотя на этот счет есть много догадок и гипотез, например - теория установки Узнадзе) фильтрует воспринимаемое. Тем более что, повторюсь, у ПСР нет возможности напрямую информировать часть структуры, именуемой личностью.
Экран TV не показывает сведений о совокупности процессов, создающих изображение, он не для этого создан. Дополнительное сообщение о наблюдаемой части процесса обеспечения потребовало бы дополнительной мощности и цепей контура, что, в свою очередь, потребовало бы этого снова и т.д. Если в ОР начнет поступать вся информация о процессах внутренних органов и систем, человек сойдет с ума, поэтому на «экран» сознания выводятся только экстренные сообщения о внутренних неполадках и сбоях.
Вывод из вышесказанного таков: каждый очередной шаг (действие) по увеличению осознанности будет уводить систему все дальше от нее. Животное полностью пребывает в текущем моменте, потому зависимость от данных памяти у него гораздо меньшая, нежели у человека.
О каком расширении сознания может идти речь, если пропорция между осознанностью (степенью вовлеченности в текущий момент) и сознательностью (учетом прошлого и будущего) должна непрерывно варьировать, обеспечивая максимальную адекватность отражения!
Предельное (расширение) «размазывание» сознания по текущему моменту означает утрату информационной глубины (памяти), в стопроцентной осознанности находится идущий по карнизу лунатик, бессознательное, спасая жизнь, обеспечивает высокую точность его действий. Однако стоит окриком вернуть лунатика в контекст - обычное восприятие - и он падает. Полная осознанность, обладая высокой ценностью только в определенных условиях, имеет сугубо прикладной характер и никак не тянет на статус наивысшей реальности.
Как правило, в данный момент времени субъект осознает преимущественно то, что соответствует конкретному желанию либо решению текущей задачи. Еще таз повторю: сознание - механизм тактический, отыскивающий кратчайшие пути решения проблем, оно не способно функционировать с учетом более широкого круга последствий, а это делает большую часть действий заведомо ошибочной в плане стратегическом.
Я-сознание извлекает из информации, предоставленной ему ПСР, только такие последовательности событий, которые не имеют петлевой структуры, характерной для целостной системы. Поскольку ПСР, как и окружающий мир, не линеен, то это делает человека слепым касательно истинной природы Я и мира.
Различия между ПСР и менталитетом Эго - фундаментальны, например целостная система не является трансцендентной сущностью, что обычно приписывают Я, идеи либо мысли могут быть присущи только сети причинно-следственных цепей, функционирующей «на» трансформах различия. Информационная структура субъекта не ограничена сознанием, включая, с одной стороны, внесознательные психические процессы, с другой - пути передачи информации, расположенные вне тела.
Фрейд и Юнг расширили область разума вглубь, объединив тело и бессознательное, Бэйтсон же ввел в оборот понятие внешних информационных контуров. Он утверждал, что интеллект присущ не только телу со встроенным мозгом, но и расположенной вне организма информационной «арматуре». Кроме того, согласно гипотезе Бэйтсона, только биосфера обладает полным разумом, который, возможно, эквивалентен Богу, а человеческая индивидуальность является лишь одной из миллиардов подсистем. Подобный взгляд подчеркивает ничтожность субъекта и сильно умаляет гордыню Эго,.
В непрерывном процессе достижения целей мы, руководствуясь так называемым здравым смыслом, рано или поздно оказывается среди хаоса, в чем виним собственную глупость, а чаще социум. Логика и целесообразность не обеспечивают сегодня универсального решения, как частных, так и глобальных проблем. Кроме этих вторичных параметров порядка каждый индивид должен располагать по возможности безвредным и эффективным способом органичной подстройки к структуре мировых взаимосвязей. А посредством йоги и творчества мы действуем в гораздо более полном, нежели обычно, контакте Я с ПСР.
В 50-х годах ХХ века для бегства от целеполагания на Западе использовались психоделики, позже - холотропное дыхание, но, на мой взгляд, все это не оправдало себя. Оппоненты могут возразить, что на самом деле ситуация неоднозначная: с одной стороны попсовые версии упомянутых методик (ребёфинг, вайвейшн, косячки хиппи) безусловно доказали свою несостоятельность. С другой - ряд направлений в психотерапии (холотропное дыхание, наркоанализ и т.д.) работали и продолжают работать с определенной пользой и эффективностью. Но я считаю, что оптимальный синтез двух взаимодополняющих аспектов бытия (целеполагающего и системного) может обеспечить только включение в жизнь традиционной йоги.
«Налетит ветер - и бамбук зашумит. Умчится ветер, и бамбук смолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замерзшего пруда. Улетит гусь, и на льду не останется его тени. Благородный муж размышляет о делах по мере того, как они встают перед ними. Дела пройдут, и сознание его становится пустым» («Афоризмы старого Китая», с. 109).
Трагедия человека Запада состоит в том, что его бодрствующее сознание никогда не бывает свободным и, следовательно, не знает покоя. Безостановочный бег вовне и внутри - вот наш крест. Вспомним Фому Атлета: «Горе вам из-за колеса, которое вращается в мыслях ваших». Люди чувствуют острую необходимость притормозить внутреннюю суету, но не знают безвредных и надежных способов. Логика говорит: если сознание потеряет подвижность - оно перестанет быть бодрствующим. Но это не так, йога дает возможность временного торможения ментальной активности, и польза этого неоценима.
С точки зрения психофизиологии прирост количества информации, воспринимаемой субъектом и ускорение ее переработки должно компенсироваться увеличением количества либо улучшением качества сна. Ни того, ни другого в обществе не видно, наоборот - бессонница среди людей среднего возраста приобретает массовый характер. В этих условиях актуальность йоги растет: она предлагает специфическую работу тела в состоянии, которое еще не сон, но уже и не бодрствование, именно в этих условиях психосоматика самовосстанавливается.
Обратимся к понятию гомеостаза. Любая биологическая система может быть описана системой взаимосвязанных переменных, которые, как ни странно, носят название констант, например, кислотно-щелочной показатель, количество эритроцитов крови, гемоглобин, размеры органов, их форма и т.д. Эти, относительно постоянные, количественные характеристики находятся в пределах допустимых (референтных) значений. Их величины мигрируют между верхней и нижней границами - система располагает свободой маневра. Когда под воздействием стресса одна или несколько переменных принимают значения, близкие к предельным, система в отношении них напрягается, утрачивая адаптационную гибкость.
Все константы взаимосвязаны, когда одна из них напряжена, то, как бы мало не менялись остальные, они все равно будут давить на нее. Таким образом, гибкость (способность к адаптации) постепенно теряет вся система, в чрезвычайных случаях она допустит лишь такие изменения, которые сдвигают предельные границы «напряженной» переменной, что усиливает патологию.
Среди множества прочих есть у человека константа, именуемая общей гибкостью (мобильностью суставно-связочного аппарата). Известно, что практика асан до какой-то степени усиливает ее, многие школы «современной йоги», как в самой Индии, так и за ее пределами превратили это в самоцель. Гибкость - естественный резерв изменения телесной формы. Систематически и мягко, в полной релаксации, придавая этой константе в асанах предельные значения, мы приводим систему к адаптационной жесткости, в ответ она меняет границы толерантности этой систематически напрягаемой переменной - гибкость растет.
Частота затрагивания границ этой переменной становится критерием ее изменчивости, иными словами, посредством Хатха-йоги, грамотно и разнообразно «напрягая» психосоматику, мы создаем ей дополнительный запас прочности, ибо, если данная переменная - мобильность суставно-связочного аппарата - слишком долго остается в пределах средних значений, она фиксируется. При этом данный контур обратной связи становится максимально жестким, а это опасно. Мне известен случай, когда очень пожилой человек, стоя на стремянке, сделал скручивающее движение, намереваясь поставить цветы на полку, справа от себя, и при этом у него случился мгновенный перелом позвоночника в трех местах.
Физическая практика традиционной йоги, загружая тело в ресурсосберегающем режиме, увеличивает устойчивость системных констант первого рода, причем диапазоны адаптации могут достигать уди