Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть III.  линико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики. ¬ данной части книги приведены статьи, позвол€ющие ощутить живую ткань клинико-экзистенциальной психотерапевтической работы




 

 

¬ данной части книги приведены статьи, позвол€ющие ощутить живую ткань клинико-экзистенциальной психотерапевтической работы. ’от€ мне приходилось часто помогать психопатам и невротикам, € решил показать работу с шизофреническими людьми. Ёто будет логическим продолжением и иллюстрацией предыдущей части. “акже дл€ обычного читател€ вчувствование в нестандартные шизофренические миры, быть может, €вл€етс€ наиболее трудным и вдохновл€ющим. Ќижеприведенные статьи публиковались ранее, здесь € привожу их в дополненном и несколько переработанном виде.

 

 

ќбнаженна€ правда (пример шизофренического творчества)

 

Ќе видеть и не понимать Ч значит смотреть глубже.

—. ƒали

 

¬ведение

 

ќ взаимосв€зи одаренности и шизофрении идут нескончаемые дискуссии. ≈сли подвести им краткое резюме, то получаетс€ следующа€ картина. Ќесомненно, что там, где шизофрени€ приводит к душевному опустошению, о талантливости говорить не приходитс€. ќднако в самом начале некоторых из этих т€желых случаев (когда болезнь еще только издалека подкрадываетс€) вместе с легкой растер€нностью, потерей прежних ориентиров воспал€етс€, обостр€етс€ душевна€ жизнь человека, перелива€ свое уже чуть гор€чечное возбуждение в стихи, мечты, философские поиски. „еловек вспыхивает, чтобы угаснуть и остыть могильным хладом шизофренической апатии.

»меютс€ м€гкие варианты шизофрении, без разрушени€ личности и психоза, когда болезнь нар€ду со страданием вызывает потребность в творчестве, которым больной это страдание осмысл€ет и тем самым побеждает или наполн€етс€ €рким светом вдохновени€, вытесн€ющим мрак болезни. ћ€гка€ шизофрени€, порой увод€ мышление от приземленного здравомысли€, делает его более оригинальным, объемно многоплановым, способным интересно оценивать событи€ с самых разных, неожиданных точек зрени€ одновременно.

—лучаетс€ так, что больной переносит психотические приступы шизофрении и выходит из них иным человеком, но без грубого дефекта личности, вынос€ из бездны психоза стремление исследовать неведомые ему до того глубины.

¬озможно, приступы болезни по-своему помогли творчеству Ћеонида и ƒаниила јндреевых, Ќ. ¬. √огол€, ‘. √ойи, ћ. Ѕулгакова,  арла ёнга и многих других. Ќередко в психозе больной проживает всем своим существом то, о чем лишь рассуждают кабинетные философы и теологи. ¬спомним шведского ученого и мистика Ё. —веденборга, который на основе психотических откровений создал грандиозно-фантастическую картину ¬селенной.

¬ чем же особенности шизофренического творчества? ќно может выражатьс€ непостижимо апокалиптической глубиной страдани€ (картина Ё. ћунка Ђ рикї, стихи экспрессионистов), может переносить нас в зловеще красочное инобытие, интригующее своей вычурной таинственностью, порой с выворачиванием мира наизнанку (—. ƒали и другие сюрреалисты). »ногда это холод€ща€ душу, как бы оживша€ омертвелость (отдельные картины Ѕосха, ѕиросманишвили). ’арактерен магический реализм, когда фантастическое и земное не противопоставлены, а удивительно сливаютс€ в одно волшебно-страшноватое целое (рассказы Ё. “. ј. √офмана, Ёдгара ѕо, эпизоды из Ђћастера и ћаргаритыї ћ. Ѕулгакова).

ѕри шизофрении происходит расщепление, раскол души (это отражено в самом названии болезни), но когда это выражено только в намеке, то про€вл€етс€ характерологической мозаикой. ѕо€сню. ¬ человеке одновременно причудливо сочетаютс€ разные характеры. Ётим объ€сн€етс€ особа€ сила шизофренического творчества, так как оно черпает свое богатство из характерологической многогранности автора /68, с. 7-8/. » тогда в произведении можно одновременно увидеть напр€женную атмосферу и склонность к детализации эпилептоида, застенчивость и аналитичность психастеника, €ркую демонстративность истерика, циклоидное земное полнокровие, символическую неземную гармонию шизоида (например, в картинах  . ¬асильева). Ёто соединение обычно несоединимого (предположим, гиперреалистичности и абстрактности или светлых чувств и любви со страхом) часто несет себе ощущение какой-то таинственной инопланетной зловещести, но не всегда. “ак, в отдельных картинах √устава  лимта, ¬ан √ога, ћ. „юрлЄниса, ћ. Ёшера смесь земного и неземного (сказочного, мистического) одухотворенно высветленна, полна движени€ и тишины одновременно. –аботы ћ. Ёшера показывают, как можно разом видеть мир сверху, снизу, сбоку, изнутри, что невозможно и несоединимо со здравым смыслом, который удивленно замирает и сдаетс€ перед его работами-парадоксами.

Ёто же мы видим в великих сюрреалистических произведени€х, суть которых не только в соединении несоединимого. ∆изнь состоит из обычной реальности, грез на€ву, сновидений, галлюцинаций и бреда психотиков. ¬се это части одной реальности, вложенные одна в другую. »зобразить их вместе и тем самым дать по-своему более точный и полный образ действительности Ч грандиозна€ полифоническа€ задача сюрреализма. Ёто не просто дезинтеграци€, а своеобразна€ интеграци€ дезинтеграции.

 онечно же, в вопросах болезни и творчества не все однозначно. Ѕолезнь может обостр€ть, толкать к творчеству как личностному выживанию и одновременно мешать. “ак было с ¬ан √огом. Ѕолезнь помешала ему многое написать, но если бы не она, будь он здоров и благополучен, рвалс€ бы он так неистово к творчеству? Ќаверное, мог обойтись и без него, а с болезнью Ч не мог. –азумеетс€, одного побуждени€ со стороны болезни мало Ч нужен талант, которым природа нередко щедро одаривает шизофренических людей.

ћне хочетс€ рассказать еще об одной сильной грани шизофренического творчества: способности искренне не понимать всем пон€тные условности и по-своему правдиво видеть реальность. –ечь пойдет о незабываемой дл€ мен€ психотерапевтической встрече с двенадцатилетней девочкой јсей. ћы виделись лишь раз, разговаривали часа три, и с тех пор € благодарен ей за светлую ее душу и за то, что люди бывают и такими.

 

ќписание

 

—начала был разговор с мамой. Ќесмотр€ на сбивчивость ее рассказа, удалось вы€снить, что с недавних пор девочка стала по-особенному тревожной. Ёто совпало с выходом мамы на работу. ƒо этого несколько лет мама не работала и все врем€ была дома, работал папа. ќтец, профессиональный философ, оказавшись безработным, стал пить. Ќа этой почве между родител€ми начались конфликты. ћама рассказала, что јс€ каждый раз с тревогой ждет ее возвращени€ домой. ¬ечером, к маминому приходу, дочка уже Ђвс€ не сво€ї: лицо красное, глаза измученные, поведение нервозное. ѕо мнению мамы, тут все пон€тно: ЂЅоитс€, что € под трамвай попаду или еще что случитс€ со мной. ќтец ее не обижает, все дело в страхах по поводу моего отсутстви€ї. ” јси снизилс€ аппетит, расстроилс€ сон. ¬ообще у нее много страхов, о п€ти из которых € расскажу ниже и там же приведу их трактовку мамой. ”читс€ девочка легко, на Ђотличної.

ћаму беспокоила одна, с моей точки зрени€ замечательна€, черта јси. ќна могла часами замирать у какой-либо скульптуры, картины, интенсивно-концентрированно их разгл€дыва€. ЂЌе мешайте мне, € выинтересиваюї,Ч сердитс€ она, если ее отвлекают. Ђ¬ыинтересиваниеї Ч ее главна€ страсть. ”же больше года увлеченно читает русскую классику. ѕо мнению мамы, девочка чересчур много думает и анализирует, утомл€€ родителей разнообразными Ђзачемї и Ђпочемуї.

Ќедавно девочка ходила на сеансы массажа. ¬рач, провод€ расслабл€ющий массаж, сопровождал его лечебными внушени€ми. јс€ попросила его говорить те слова, которые сама придумала. ¬рач согласилс€, и только тогда сеансы стали эффективными. Ётот случай красноречиво говорит об јсиной автономности. ¬от, пожалуй, и вс€ информаци€, которую сообщила мама.

Ќесколько слов о маме. √оворит она с однотонной возбужденностью, не мен€€ манеры рассказа в зависимости от его тематики. ≈е лицо будто матовое, ему €вно не хватает богатства мимических выражений. ќна как пунцово покраснела в начале встречи, так и оставалась в этой застывшей пунцовости до конца.

¬идно, что внутренне она охвачена тревогой за дочь, внешне же однообразно тараторит и рассуждает на далекие от своих страхов темы. √оворит будто не с собеседником, а в пространство, хот€ чувствуетс€ ее внутренн€€ потребность в помощи и сочувствии. Ќалицо гиперопекание дочери, выплескивание на нее всех своих тревог. ѕри беседе не может выделить главного, Ђрасплываетс€ї, вместо изложени€ фактов вдаетс€ в ненужные объ€снени€. Ќа мои вопросы отвечает контрвопросами, тер€ет нить рассказа, приходитс€ поправл€ть ее, чтобы разговор шел в конструктивном русле. Ќе умеет Ђрисоватьї словами, чтобы можно было живо, в подробност€х представить ситуацию Ч все тонет в рассуждени€х. —луша€ ее, € невольно вспоминал рассказы своих коллег о том, что мамы шизофренических детей кудахчут и хлопочут, как курицы-наседки, вокруг своих чад, и не понимают чего-то самого простого в них. Ќе могут толково и кратко нащупать суть проблемы. ¬ конце концов некоторых психотерапевтов это обильное беспомощное многословие так раздражает, что возникает внутренний импульс схватить такую маму за плечи, потр€сти, как испорченные часы, чтобы все у нее в голове встало на место.

¬с€ эта легка€, но отчетлива€ разлаженность мышлени€, экспрессии, поведени€ непроизвольно заставила мен€ профессионально Ђнасторожитьс€ї и в отношении дочки.

¬ходит јс€. ћо€ маленька€ собачка (пушистый пекинес) по-дружески бросаетс€ ей навстречу. ѕобледневша€ девочка столбенеет, дрожит. ѕриходитс€ обойтись без знакомства с песиком. ”спокоившись, јс€ садитс€. ѕочти сразу ощущаю, что передо мной особое взрослое существо, и соответственно, без скидок на ее детскую внешность веду разговор во взрослом тоне, который ей прекрасно подходит. Ќа мой вопрос о ее трудност€х она грустно, с какой-то стариковской проникновенностью отвечает, что трудности есть у всех людей и иначе не бывает. «атем мы оба увлекаемс€ интереснейшим разговором. я забываю о техниках активного слушани€, а она о времени Ч настолько нас охватывает обща€ волна интереса друг к другу и к тому, что мы обсуждаем.

“отчас же вы€сн€етс€ и ее реакци€ на собачку. ќна не боитс€ больших собак, они пон€тны ей именно как собаки: у них лапы, хвосты, морды Ч все однозначно собачье. ћаленькие, особенно пушистые и экзотические породы путают ее тем, что похожи на подушку, пуфик, пушистый предмет. » вдруг та подушка оживает и бежит пр€мо на нее. јсю от этого пробирает колдовска€ жуть. ¬ерси€ мамы о страхе перед собаками была далекой от реальности. ќна полагала, что девочка в детстве напугалась собак и этот страх еще не прошел.

«атем девочка рассказала о страхе перед врачами, а точнее Ч перед их белыми халатами. «ачем нужен халат, тем более белый? „тобы терапевту послушать сердце, посмотреть горло, невропатологу постучать молотком по коленке, а психиатру просто поговорить Ч зачем надевать халат? —транно это. ѕро хирургов еще пон€тно: халат нужен дл€ стерильности, чтобы не запачкатьс€ кровью, но почему белый? ¬ белом цвете халата нет соков жизни, наоборот, Ч кака€-то сочна€ бледна€ безжизненность. «ачем это нужно люд€м, почему это их не удивл€ет? ѕо этой причине ей было непри€тно ходить к врачам. ћама же считала, что јс€ боитс€ врачей, так как те часто делают больно.

“акже девочка бо€лась милиционеров и военных, точнее, их униформы. ¬ униформе люди одинаковые, и это страшно, так как на самом деле все люди разные. ћилиционеры или военные, сто€щие небольшой группой среди людей, казались ей чем-то инопланетным. ќна считает, что они могли бы одеватьс€ индивидуально и носить какие-то значки дл€ отличи€. Ќо люди упорно продолжают жить неестественно, по непон€тным дл€ нее правилам. ќттого что дл€ людей это нормально, јсе еще больше не по себе. ѕо маминой же версии, девочка бо€лась милиционеров, потому что их все дети бо€тс€.

јс€ также с горечью рассказала мне кое-что из своего прошлого. ≈е ставило в тупик стадное чувство детей. ”же в детском саду она абсолютно не могла пон€ть, почему, когда зовут завтракать, все дети бегут, расталкива€ друг друга локт€ми, будто им может не достатьс€ еды. Ёто абсурд: порций на столе всегда было ровно столько, сколько детей. ≈й казалась дикой их манера дружить, котора€ выражалась в том, что дружащие старались быть вместе до такой степени, что даже в туалет ходили вместе. ѕоговорку Ђне разлей водаї јс€ искренне не понимает. Ђƒл€ мен€ дружба не вместе, а что-то общее, Ч говорит она, Ч это общее в чем-то и по поводу чего-то. Ёто € и считаю быть вместе. ƒрузей не может быть много, так как глубина отношений должна быть сконцентрирована в нескольких люд€х, а если их множество, то дружба растечетс€ по поверхности. “ак уж бывает, что разное можно доверить разным люд€м, редко случаетс€, чтобы один пон€л все. ѕоэтому и дружба с каждым человеком неповторима. ƒружба Ч это не стадом, а индивидуально и дл€ чего-тої. ” мен€ было такое чувство, что € слушаю немало пожившего на свете грустного и умного философа.  ак, когда девочка успела прийти к таким выводам?

Ђјс€, а что дл€ теб€ значит одиночество?ї Ч спросил €. Ђќ, это св€тоеї, Ч встрепенулась она. ≈й трудно, когда двоюродна€ сестренка ее отвлекает, ведь так нужно врем€. ЂЌепон€тно, куда люди так спешат, как они успевают пон€ть, куда и зачем бежать. ћне требуетс€ одиночество, чтобы не просто думать, а погрузитьс€ в свои мысли и чувства.  огда почувствуешь, что ты думаешь и чувствуешь, то и живешь по-другому: как будто с душой обн€лась, охватила ее. “олько не поймите мен€ неверно, люди мне тоже очень нужныї, Ч спешит добавить јс€.

ѕостепенно мы дошли до главной јсиной проблемы. Ѕыло хорошее врем€, когда мама не работала. ќни часто сидели втроем в одной комнате, о чем-то разговаривали, јс€ лежала на колен€х у папы и, согрева€сь теплом папиных колен, медленно засыпала, успева€ подумать: Ђ ак хорошо!ї » вот теперь мамы дома нет. Ђя прихожу из школы, так устала, так хотела быть р€дом с папой и мамой, а ее нет, и мне страшно. ¬ голове крутитс€ лишь одна мысль Ч это ненормально. Ќе подумайте, что € не понимаю, что нужны деньги и мама вынуждена работать. ћой ум это понимает, а все существо нет. ѕочему, ну почему же мамы нет?ї

я чувствую, что јсин вопрос адресован не правительству, которое не может обеспечить папу домашней кабинетной философской работой, он устремлен на самую последнюю глубину ответов. » тут мне вспоминаютс€ так называемые детские Ђзаумныеї вопросы: почему стол Ч это стол, а стул Ч это стул, круглое Ч круглое, а у треугольника ровно три стороны, папа Ч папа, а мама Ч мама. Ћюбой ответ оказываетс€ поверхностней вопроса. ЂЅытие, почему ты именно такое?ї Ч глубинный подтекст таких вопросов.

» снова мамина верси€ о переживани€х дочери совсем невпопад: дело не в том, что девочка боитс€ за маму, а в том, что она не может освоитьс€ с Ђненормальностьюї, вторгшейс€ в ее жизнь.

 

ƒифференциальный анализ

 

ћне представл€етс€, что корень страдани€ девочки лежит в ее неспособности вписатьс€ своей личностью в самую обычную окружающую действительность, что вызывает в ней душевную боль, растер€нность, Ђпромелькиї ужаса.

–еалистические тревоги по поводу пь€нства отца, больших злых собак, опасени€ за маму идут вторым, малозаметным эшелоном. Ќа первом плане иное: јс€ обнаруживает пронзительную неземную чувствительность, не свойственную здравому смыслу.

» шизоидные, и шизофренические люди в поисках  расоты, »стины нередко снимают шелуху условностей с обыденной реальности, но происходит это по-разному и с разным результатом. ”словность, в узком смысле, €вл€етс€ продуктом договоренности между людьми, а в широком смысле Ч это все то, что не соответствует правдивой сути Ѕыти€. Ўизоиду условности могут претить, утомл€ть, но они намертво не схватывают его, напротив, он способен проходить сквозь них. —нима€ налет Ђслучайных чертї, он обнаруживает в мире неземную √армонию. ≈му хорошо от результата своих поисков (хот€ путь может быть долог и труден) Ч все ложитс€ философически стройно, соразмерно изгибам его ƒуши /18/. Ўизоидный человек может вполне пон€ть и даже разделить јсины переживани€, но проблемы с собачками, халатами, униформой (если, конечно, его самого в нее не засунут) вр€д ли станут его реальной, непреодолимой жизненной трудностью.

” јси отношени€ с условност€ми иные. ќна их не приемлет, но они не стираютс€, а, наоборот, встают во весь рост, вплетаютс€ в ткань ее воспри€ти€ мира. ¬стреча с ними сопровождаетс€ выраженной организмической реакцией, даже ужасом Ч это глубже, чем духовна€ непри€знь условностей у шизоида. ќжившие вещи в виде маленьких собачек, врачи в ненужных мертвецких белых халатах, группки милиционеров в униформе, похожие на инопланет€н, детска€ дружба при абсурде ее стадности, глубинный ужас отсутстви€ полного семейного очага Ч вс€ эта смесь земного и фантастического как бы пришла в ее мир с полотен сюрреалистов. ≈сли сгустить краски, то можно сказать, что јс€ стоит на пороге бредового воспри€ти€, еще шаг и... кто знает, насколько тогда ощетинитс€ мир в своей загадочности. ƒевочка не живет красиво-отрешенно в шизоидной аутистической гармонии, хот€ и т€нетс€ к ней. ќна оказалась в земной обыденности, котора€ оскалилась какой-то зловещей непон€тностью.

’арактерны особенности ассоциативно-мыслительного процесса у девочки: на мою просьбу сгруппировать по смыслу следующие слова: часы, линейка, весы, река, она объедин€ет часы и реку. — точки зрени€ здравого смысла, очевидно, что часы, линейка и весы Ч измерительные приспособлени€, сделанные руками человека, а река Ч часть природы. Ћюба€ друга€ интерпретаци€ кажетс€ невозможной. Ќо вот как интересно обосновывает свой выбор девочка: Ђ„асы и река измер€ют врем€. „асы Ч формально, а река сама собой: днем она тепла€, вечером холодна€, зимой скована льдом, весной Ч мутна€.  роме того, река, как и часы, движетс€ по кругу (круговорот воды в природе). “акже часы и река св€заны с бесконечностью: часы с бесконечностью времени, река Ч с бесконечностью движени€ї. ѕро эти ассоциации нельз€ просто сказать, что они неправильны. ¬ них живет мысль, котора€ в силу оторванности от социально-практической значимости более философична и свободна. ѕодобными ассоциаци€ми богаты шизофренические люди.

ј душа у девочки светла€.  огда на своих учебных семинарах € рассказываю о ней, то участники не вид€т в девочке ничего болезненного, а лишь не по годам развитую духовность. » € рад за јсю. ¬едь во всех ее переживани€х есть элемент глубокой правды. ќднако болезненность очевидна даже дл€ самой јси. ћежду ней и миром ран€щее трение несовпадени€. “о, что дл€ других естественно и пон€тно без вс€ких доказательств, ей непон€тно совсем. » как уйти от этой боли?

√лаза у јси €сные, взгл€д осмысленный, без шизофренической застывшести. ќна умело общаетс€, живо реагирует на собеседника. ¬ психическом статусе не отмечаетс€ €вного расщеплени€ (схизиса), и, наверное, пока можно остановитьс€ на диагнозе: шизоз. ѕодобным диагнозом пользуетс€ р€д психиатров, в частности  . Ћеонгард и ћ. ≈. Ѕурно. Ёто одно из самых легких состо€ний шизофренического спектра. ќднако, как бывает в сложных случа€х, диагноз уточнитс€ только со временем. » все-таки важно уже сейчас продумать диагностические соображени€, насколько представл€етс€ возможным, потому что они есть попытка осмыслить суть ее душевной драмы. ¬переди пубертат, и все возможно как к худшему, так и к лучшему.

¬есьма примечательно, что девочка и мама люб€т друг друга, легко общаютс€. ¬месте с тем мама при всей тревожности плохо знает, что творитс€ в душе у дочери. ƒевочка же не постаралась ей все тщательно объ€снить, хот€ секрета в своих переживани€х не видит. ¬ этой ситуации есть Ђароматї шизофренической семейной расщепленной беспомощности.

 

—еанс

 

ќн был единственным. »з всего спектра проблем € выбрал ту, что требовала скорейшей коррекции: конфликт јси и мамы. ƒело в том, что јс€ стала насто€тельно просить, чтобы мама не уходила на работу. ¬ этом случае € прибегнул к приему, который вот уже лет п€тнадцать служит мне верным помощником именно при детско-родительских конфликтах. я прошу ребенка представить, что он уже взрослый, сам стал родителем, и у него растет ребенок такой же, как он сейчас. ќтталкива€сь от этого, € вы€сн€ю у ребенка, что бы тот чувствовал на месте родител€, как бы повел себ€, чем бы на это ответил ребенок, Ч а уж его-то он знает хорошо, как себ€. ѕотом прошу сравнить эту ситуацию с реальной, подумать, что можно было бы вз€ть на вооружение его родител€м, ему самому, открылс€ ли новый ракурс понимани€ их отношений. ќчень важно с каждым ребенком осуществл€ть этот прием индивидуально, отталкива€сь от его способностей, способности к эмпатии и перевоплощению. ѕсихотерапевт по необходимости может сам становитьс€ третьим участником в этой терапевтической акции. ƒанный прием можно удачно усилить техниками гештальт-терапии: пустой стул, использование в речи только насто€щего времени, чтобы все интенсивно проживалось Ђздесь и теперьї в противоположность полусветскому разговору на тему проблемы. “ехники непр€мого, м€гкого наведени€ транса также потенцируют вышеописанный прием.

јс€ быстро пон€ла суть моего предложени€ поработать. ¬от кратко, что произошло.

јс€ (в роли мамы):Ђ“ы знаешь, дочка, семье нужны деньги, и € вынуждена работатьї.

јс€ (в роли ребенка):Ђя понимаю, мам, но мне т€жело из-за этогої.

јс€ (в роли мамы):Ђћне очень жаль, правдаї.

¬ этот момент девочка изменилась, на глаза навернулись слезы. ќна €сно осознала, что маме ее очень жалко, но мама ничего не может поделать и что улучшить ситуацию может только она, јс€. ¬идно было, что девочка вышла из неопределенного ожидани€ разрешени€ данной ситуации. я почувствовал, что в ней по€вилась решимость, подключилась ее сила воли. ќна надолго задумалась.

јс€ (в роли ребенка):ЂЌичего, мам, € должна привыкнутьї. «атем снова последовала длинна€ пауза, и вдруг девочка обращаетс€ ко мне: Ђя привыкну, правда?ї

я (к јсе-ребенку):Ђј как ты сама думаешь?ї

јс€ (ко мне):Ђ“ак хочетс€, чтобы хорошее не мен€лось, чтобы вообще перемен было как можно меньшеї.

я (к јсе-ребенку) после долгой паузы:Ђ“ы знаешь, в этом мире мало истинных точек опор, и все они преимущественно духовного плана. я думаю, что можно оперетьс€ на то, что мама теб€ любит независимо от того, р€дом она или далеко от теб€. Ёто неизменно, все остальное может мен€тьс€. ј как ты думаешь, почему перемены так трудны дл€ теб€ сейчас? ћне интересно, как ты к ним привыкнешь. Ќе торопись с ответом, прислушайс€ к себеї.

Ћицо девочки становитс€ очень серьезным, потом вдруг озар€етс€. ѕроисходит нечто, похожее на инсайт.

јс€ (ко мне):Ђ¬ы знаете, на мен€ в последнее врем€ обрушилась куча перемен. Ќова€ нелюбима€ школа, начались менструации, пришла весна, у мамы по€вилась работа. ƒл€ мен€ это слишком много. я и растер€ласьї.

я (к јсе):Ђ„то тебе поможет, чем ты сама себе поможешь?ї

јс€ (ко мне):Ђј что если € изменю что-нибудь в своей комнате, привыкну, потом еще что-нибудь изменю, пока окончательно не привыкну, что комната остаетс€ моей, а все остальное в ней может мен€тьс€. ƒумаю, это поможет. Ќо как быть с тем, что без мамы дом Ч не дом, мне ведь все равно это больно?ї

я (к јсе):Ђƒавай обратимс€ к тебе, как к маме, она же слышала весь наш с тобой разговорї.

јс€ обращаетс€ со своим вопросом к Ђмамеї и пересаживаетс€ на другой стул.

јс€ (в роли мамы):Ђƒоченька, помни, € всегда с тобой, где бы ты и € ни были, ощути это в душе, поверь в это ощущение, и нам станет обеим легчеї.

јс€ (как ребенок):Ђ—пасибо, мама, это так правдиво и простої.

я (к јсе):Ђ ак ты думаешь, тво€ реальна€ мама так же чувствует, как и ты в роли мамы?ї

јс€ (мне):Ђ онечно, € уверена. я даже могу €сно представить, как мы находимс€ дома с папой, а мама незримо присутствует р€домї.

ѕосле этих слов € вывел девочку из состо€ни€ легкого транса предложением вернутьс€ к нашей обычной беседе. јс€ была уже друга€, не поникша€ и растер€нна€. ≈е лицо расслабилось, она села ровнее, расцепила руки и спокойно-вдумчиво смотрела на мен€. я поблагодарил это маленькое мудрое существо, искренне выразил восхищение ее работой. ћы простились. ≈ще несколько слов € сказал ее родител€м, которые ожидали в соседней комнате, и, придержав маленькую собачку, пошел закрыть за ними дверь.

 

«аключение

 

Ѕольше мы не виделись, но полностью не расстались. јс€ осталась во мне не тускнеющим удивлением. Ќесомненно, что эта полненька€ щекаста€ девочка Ч духовный вундеркинд, именно духовный, а не просто интеллектуальный. »стори€ знает немало подобных примеров. ѕочему € привел јсин случай как пример творчества? »сточником творчества и его неотъемлемой частью €вл€ютс€ удивление, чувства, мысли, этим удивлением рожденные, поток переживаний Ч все это сердцевина творческого процесса. “ворчеством богата душа девочки. » не столь важно Ч запечатлено ли все это в стихах, музыке, рисунках.  стати, јс€ рисует с двух лет. ќна показала мне свои рисунки. Ќекоторые из них отличались богатством фантазии, неординарностью сюжетов. я невольно обратил внимание на напр€женные €ркие краски, в рисунках сочетались гармони€ и хаос, в котором сквозил легкий оттенок зловещести.

ѕри шизофрении, даже легкой, как подчеркивал Ё. Ѕлейлер, отмечаетс€ расщепление ассоциаций и вместе с ними всей душевной де€тельности /139/.јссоциации трезвого практического опыта расслаиваютс€, что ведет к изъ€ну здравомысли€. Ќа констатации этого изъ€на психиатры обычно став€т точку, но она преждевременна.

ƒа, ассоциации при шизофрении расщепл€ютс€, но весь вопрос в том, как они соедин€тс€, и это соединение может потр€сать. ≈сли человек бесталанен или слабоумен, то новые комбинации будут непродуктивны. ≈сли же у человека талант, душевный дар, то рождаетс€ неожиданное, объемное, многоплановое мышление, про которое уже однозначно не скажешь, что оно хуже здравого смысла, в чем-то оно гораздо богаче, свободней его и имеет свою содержательность, которую искусство авангардистского XX века ставит выше здравомысли€ /153/.

¬от так и в случае с јсей. ќна совершенно не может пон€ть, соединить то, что дл€ большинства естественно и пон€тно. Ќо сколько обнаженной содержательности в ее непонимании...

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

742 - | 550 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.