Исторически первым способом документирования был начертательный способ
закрепления и передачи информации - начертательное письмо, т.е. письмо с
использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи
звуковой информации. В своём развитии это письмо прошло ряд этапов, в результате
которых сменилось несколько типов письма:
1. пиктографическое;
2. идеографическое (логографическое);
3. слоговое (силлабическое);
4. буквенно-звуковое (алфавитное, фонемографическое).
Пиктографическое письмо (от лат. "pictus" - писанный красками, рисованный и греч.
"grapho" - пишу, т.е. рисуночное письмо) является наиболее древним типом письма. Оно
выросло из первобытной живописи. Появление пиктографии учёные относят к эпохе
неолита, к 8-6 тыс. до Р.Х. Появление в этот период сравнительно крупных общностей
людей - племён, союзов племён - создало потребность в закреплении и передаче
информации на большие расстояния. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось
какое-либо сообщение в целом. На первых порах обычно это были сцены охоты, позднее -
военные сообщения, религиозные формулы, любовные письма и др. Некоторые народы в
течение длительного времени использовали пиктографическое письмо (индейцы Северной
Америки - до конца 19 в.).
Особенность пиктографического письма заключается в его доступности, посколькуоно не
связано с конкретным языком и может быть расшифровано (прочитано) на любом языке.
Не случайно многие пиктографические знаки используются и в настоящее время: в
рекламе, в компьютерных программах, дорожные знаки, олимпийская символика,
изображение черепа и скрещённых костей на ёмкостях с ядовитыми веществами и т.д.
Однако пиктографическому письму присущи значительные недостатки. Одна и та же
пиктограмма может быть по-разному истолкована. С помощью пиктографии невозможно
передавать информацию, содержащую отвлечённые, абстрактные понятия (ум, смелость,
совесть и т.п.).
Между тем развитие мышления, языка позволило человеку разлагать речь на отдельные
элементы - слова. Пиктографическое письмо перестало удовлетворять возраставшие
человеческие потребности. И тогда на его основе возникло более совершенное -
идеографическое письмо (от греч. "idea" - понятие и "grapho" - пишу).
В идеографическом письме информация фиксируется дословно. Графические знаки
(идеограммы) имеют устойчивые, строго определённые начертания и передают уже
отдельные слова, т.е. звуковую речь. Высшим этапом развития идеографии явилось
иероглифическое письмо (Египет, Двуречье), появившееся около 4 тыс. до Р.Х. В Китае
иероглифическое письмо сохранилось до наших дней, хотя и не в форме чистой
идеографии, а в виде словесно-слогового письма. Однако в основе его по-прежнему
остаётся идеограмма. Некоторые идеографические знаки широко используются в
настоящее время и другими народами: математические (v,?,?,?, %), музыкальные знаки
(d, d), денежные символы ($,?,?), знак параграфа () и др.
Однако идеографическое письмо является весьма сложным для обучения и неудобно для
повседневного пользования. В частности, в Китае даже самые распространённые
иероглифы содержат в среднем по 11 штрихов, а некоторые до 50 и более.
Третьим этапом развития письма стало слоговое или силлабическое письмо (от греч.
"sullabe" - слог), в котором каждый графический знак обозначает слог. Слоговые системы
появились во 2-1 тыс. до Р.Х. Древнейшими слоговыми системами являлись шумерская,
критская, письменность майя. Более поздними - японская слоговая азбука "кана" и
корейское письмо. В настоящее время силлабическиесистемы письма наиболее широко
распространены в Индии и Юго-Восточной Азии.
Из слогового письма во 2 тыс. до Р.Х. возникло буквенно-звуковое (алфавитное) письмо.
Здесь каждый графический знак обозначает, как правило, отдельный звук - фонему (от
греч. "phonema" - звук), поэтому его нередко называют фонемографическим. Буквенно-
звуковое письмо делится на консонантно-звуковое (передающее только согласные) и
вокализованно-звуковое (передающее как согласные, так и гласные звуки).
Родоначальником всех видов алфавитного письма, как полагают учёные, стало
древнесемитское (финикийское) консонантное письмо. Финикийцы придали знакам
алфавита удобную для начертания форму. Будучи активными мореплавателями и
торговцами, они быстро распространили, начиная с 9 в. до Р.Х., свой алфавит среди
многих народов Средиземноморья. От финикийцев алфавит заимствовали греки.
Греческий классический алфавит, возникший к 403 г. до Р.Х., содержал 17 согласных и 7
гласных букв. На основе греческого алфавита возникло латинское письмо, послужившее,
в свою очередь, базой для большинства западных алфавитов. В настоящее время
построенным на латинской основе письмом пользуется около трети населения планеты. В
скорописной (курсивной) форме финикийский алфавит получил широкое
распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, положив начало всем
восточным алфавитам.
Греческий алфавит лёг в основу славянской азбуки. Её создание во второй половине 9 в.
связано с именами известных просветителей Кирилла и Мефодия. Древнеславянское
письмо имело две графических разновидности - кириллицу и глаголицу. Кириллица,
вытеснив глаголицу, просуществовала без сколько-нибудь серьёзных изменений до начала
18 века. Первоначально кирилловская азбука насчитывала 38 букв, затем их число
увеличилось до 43. Причём только 24 буквы составители заимствовали из греческого
алфавита, остальные же были специально созданы для передачи звуков славянской речи.
Впоследствии русское письмо непрерывно развивалось, в том числе и под воздействием
государственных орфографических реформ - прежде всего Петровской (1707-1710 гг.) и
советской (1917-1918 гг.). В результате из алфавита был изъят ряд букв:?(омега),?(пси), Ё
(и),?(фита) и др. Современный русский алфавит насчитывает 33 буквы. Построенным на
кирилловской основе письмом в настоящее время пользуются народы, говорящие
примерно на шести десятках языков и составляющие до 10 % населения земного шара.
Таким образом, развитие письма прошло длительный исторический путь: от рисунков
(пиктограмм) к сложным идеографическим системам, а от них - к более простым
слоговым и буквенно-звуковым. Развитие письма было обусловлено возраставшими
общественными потребностями, а также необходимостью более точной передачи
человеческой речи. Определённую роль в этом процессе сыграли также материалы и
орудия, применявшиеся в разные эпохи для письма. Начертательное письмо и в наши дни
остаётся важнейшим способом документирования, прежде всего запечатления и
сохранения информации на естественных языках.
СТЕНОГРАФИЯ
Одновременно с появлением письменности возникла проблема ускорения записи
человеческой речи, поскольку скорость произнесения слов примерно в 5-6 раз быстрее их
письменного изображения. Обычным письмом можно записать 15-20 слов в минуту, тогда
как живая речь может произноситься со скоростью около 100 слов в минуту и выше. Не
случайно ещё в древности стали предприниматься небезуспешные попытки приблизить
скорость письма к устной речи. Так возникла стенография (от греч. "stenуs" - узкий,
тесный и "grapho" - пишу). В Древней Греции она была известна уже в 350 г. до Р.Х.
Однако первое известное в истории применение стенографии относится к 63 г. до Р.Х.,
когда скоростным письмом была произведена запись речи римского сенатора Катона.
Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон - раб знаменитого
римского оратора Цицерона, исполнявший обязанности его литературного секретаря. В
честь изобретателя латинская стенография получила название "тироновых нот".
На первых порах стенография была словной, т.е. каждому слову соответствовал свой знак,
который нужно было запомнить. Первоначально число таких знаков составляло около 5
тыс., а в дальнейшем достигло 13 тыс., что весьма затрудняло практическое
использование стенографии.
Выход был найден в изобретении в начале 17 в. буквенной системы, автором которой стал
англичанин Уиллис. Именно буквенная система стенографии получила впоследствии
достаточно широкое распространение во многих странах мира. На протяжении
нескольких столетий было создано множество разновидностей этой системы, которые в
конечном счёте сводятся к двум основным - геометрической и курсивной. В основу
первой положены прямая линия, точка, круг и его части, а в основу второй - овал и части
букв обыкновенного быстрого письма.
В буквенной системе стенографии каждой букве соответствует свой стенографический
знак. Вместе с тем широко используются приёмы идеографического, слогового, словного
и даже фразового письма. В последнем случае стенографический знак выражает часть
фразы или даже целую фразу. Стенография, таким образом, по-своему отражает все
основные этапы развития письма51.
В России скоростное письмо было известно также достаточно давно: в Новгороде и
Пскове - в 15-16 вв., в Москве - в 16 в. при первых Романовых. Однако первая
оригинальная алфавитная система стенографии, построенная с учётом особенностей
русского языка, появилась лишь в 1858 г. (система Иванина). Вскоре была сделана и
первая публичная стенографическая запись в России - на диспуте 19 марта 1860 г. между
академиком М.П.Погодиным и профессором Н.И.Костомаровым на тему о
происхождении Руси. Во второй половине 19 в. стенография стала использоваться
студентами, некоторыми писателями, журналистами, учёными. В частности,
стенографическим способом были записаны романы Ф.М.Достоевского "Игрок",
В.Крестовского "Петербургские трущобы", часть "Основ химии" Д.И.Менделеева и др.
Определённый прогресс в развитии стенографии в начале 20 в. был связан с появлением и
работой в России Государственной Думы. Для записи её заседаний было создано
специальное стенографическое бюро, состоявшее из нескольких десятков человек.
С приходом к власти большевиков внимание к стенографии существенно усилилось,
прежде всего со стороны государства. В 1925 г. была проведена Всесоюзная конференция
стенографов, в 1920-е годы в СССР издавался журнал "Вопросы стенографии", тогда же
были созданы Высшие государственные курсы стенографии. Впоследствии стенография
преподаваласьв ряде советских школ и вузов. В стране работали десятки тысяч
стенографов.
За полторы сотни лет активного использования стенографии в России было издано
множество книг, учебников по этой прикладной дисциплине. На материале русского
языка было создано свыше ста различных вариантов стенографических систем. Все они в
конечном счёте являлись разновидностями уже упоминавшихся двух основных систем,
сложившихся во второй половине 19 века - геометрической и курсивной. В 1933 г. ВЦИК
своим постановлением ввёл в РСФСР Государственную единую систему стенографии
(ГЕСС), в основу которой была положена курсивная система Н.Н.Соколова.
Изучение стенографии весьма трудоёмко, требует постоянной практики, а работа
стенографа является очень напряжённой. К тому же расшифровка текста, записанного
условными символами, занимает много времени. К этому следует добавить, что
стенографическая запись не в состоянии передать в точности произнесённый текст.
Попытки перехода в середине 20 столетия к машинной стенографии не дали желаемых
результатов. В настоящее время с развитием автоматизированных средств
документирования стенография оказалась практически вытесненной из процесса создания
служебных документов, хотя в ограниченных масштабах продолжает ещё кое-где
использоваться.