(1745–1790)
…живет только для того, чтобы любить тебя, восхищаться тобой и благословлять момент, в который ты великодушно согласилась быть моей…
Генри Фредерик был братом короля Георга III. Его любовь к замужней Генриетте Вернон, леди Гросвенор, стала причиной грандиозного скандала. Влюбленные были весьма неосторожны: герцог следовал за своей возлюбленной по всей стране, переодевшись (чтобы не быть узнанным) сначала валлийцем, а затем простым крестьянином. Лорд Гросвенор возбудил против него дело о «прелюбодеянии», и суд, которому были предоставлены в качестве доказательства письма любовников, присудил герцогу штраф в размере 10 тыс. фунтов. Письма были изъяты, опубликованы и потрясли благочестивый Лондон. Как видно из отрывка, приведенного ниже, страсть герцога была огромной, хотя и выражалась несколько косноязычно.
Генри Фредерик, герцог Кумберлендский – леди Гросвенор
Мой дорогой маленький ангел!
Я писал тебе прошлое письмо вчера, в одиннадцать часов вечера, как раз когда мы плыли. В два часа я обедал, днем наслаждался музыкой, у меня на борту есть личный слуга, который умеет музицировать… Около десяти я отправился спать – молился за тебя, любовь моя, целовал твой драгоценный локон, лег в постель и мечтал о тебе. Я видел тебя во сне на нашем маленьком ложе, и тысячу раз обнимал и целовал тебя, и говорил, как сильно я люблю тебя и восхищаюсь тобой. Ты была такая прелестная, но, увы, когда я проснулся, то обнаружил, что все это иллюзия и никого нет рядом со мной, только море вокруг… Я уверен, что занятия этих дней не приносят тебе удовольствия, моя любовь, равно как и мне. Поскольку я обещал всегда сообщать тебе о своем настроении и мыслях, я держу свое обещание и буду держать его до самого последнего письма, которое отправится от меня к тебе.
Когда я вернусь к тебе, я буду, как безумный, бесконечно повторять: о, моя любовь – и рассказывать, как я люблю тебя, и что я постоянно думал о тебе с того самого момента, как мы разлучились…
Надеюсь, ты здорова, и уверен – мне нет нужды еще раз говорить тебе, что мои мысли целиком заняты тобой, все то долгое время, которое осталось до нашей встречи, я буду заботиться о себе, потому что ты желаешь этого, мой дорогой маленький друг, ангел моего сердца. Заботишься ли ты о себе, моя дорогая, ради твоего верного слуги, который живет только для того, чтобы любить тебя, восхищаться тобой и благословлять момент, в который ты великодушно согласилась быть моей. Надеюсь, моя дорогая, тебе никогда не придется раскаиваться в этом…
Конечно, мой дорогой ангел, мне нет нужды рассказывать тебе о том, – я знаю, ты слишком хорошо понимаешь, – что заставило меня написать тебе. Бог знает, я не писал больше никому и никому больше не напишу, разве только Королю. Будь здорова, самое восхитительное создание из всех живущих, дорогая моя…
Да пребудет с тобой благословение Господа до того момента, когда я снова смогу послать тебе весточку. Я буду писать тебе каждый день, столько дней подряд, сколько ты будешь скучать по мне, и все мои письма придут в пятницу, 16 июня. Да хранит тебя Господь. Я никогда не забуду тебя, знает Бог; ты говорила мне когда‑то, что твое сердце у меня, оно согревает своим теплом мою грудь. Надеюсь, поэтому мое сердце испытывает такую легкость и наслаждение, до свидания.
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756–1791)
…любовь моя, единственная. Лови, они в воздухе – те 2999 ½ маленьких поцелуйчика от меня; они летают вокруг, ожидая, что кто‑нибудь поймает их…
Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых талантливых и плодовитых композиторов, которых когда‑либо видел мир; его влияние на развитие музыки трудно переоценить. Моцарт родился в Зальцбурге, музицировать и сочинять начал в пять лет. Детство он провел, колеся вместе с семьей по Европе и давая концерты; он поражал публику своим возрастом и талантом.
В провинциальном Зальцбурге композитору и музыканту, обладающему таким ярким дарованием, делать было нечего, поэтому гастрольная деятельность Моцарта продолжалась непрерывно. В одной из поездок по Европе, в немецком городке Манхейм, он познакомился с певицей Элоизой Вебер и влюбился в нее. Спустя некоторое время Моцарту пришлось вернуться домой, в Австрию, влюбленные разлучились. А когда через два года увиделись вновь, Элоиза больше не интересовалась Вольфгангом и, по некоторым сведениям, даже не узнала его при встрече.
Спустя несколько лет, в Вене, судьба снова свела Моцарта с семейством Вебер. Элоиза была замужем за актером, и Вольфганг перенес свое внимание на ее младшую сестру, Констанцу, на которой и женился в 1782 году. Из шести родившихся у них детей четыре умерли в младенчестве.
Фортуна то улыбалась Моцарту, то поворачивалась к нему спиной, в зависимости от моды. Хотел он того или нет, но ему приходилось писать музыку, которая должна была нравиться его потенциальным покровителям. Супруги были невероятно расточительны, и принято обвинять Констанцу в неумении распоряжаться деньгами. Впрочем, переписка Моцарта с женой свидетельствует о том, что брак их был счастливым. У супругов было одинаково непосредственное чувство юмора (шутки Моцарта порой откровенно непристойны). Констанца сопровождала мужа в бесчисленных поездках за границу, и после его трагической ранней кончины приложила все силы, чтобы сохранить его наследие и доброе имя.