Тема 3 Основные институты общества
План
1. Понятие «социальный институт»
2. Типы социальных институтов и их значение для общества
1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты | Сферы общества | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Социальная (семейно-брачные отношения) | Отец Мать Ребенок | Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Экономичес-кая сфера | Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец | Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Политическая сфера | Законодатель Субъект права | Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Духовная сфера | Священник Прихожанин | Собор Церковь | Крест | |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Духовная сфера | Учитель Ученик | Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
· организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
2. Функции социальных институтов:
· Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
· Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Закрепление
1. Дайте определение социальному институту.
2. Укажите функции социальных институтов.
3. Охарактеризуйте значение социальных институт для обществ в целом и человека в частности.
Тема 5 Истина и её критерии. Мировоззрение.
План
1. Истина, как достоверное правильное знание
2. Мировоззрение, его виды и формы
3. Связь мировоззрения и деятельности человека
1. Истина – достоверное, правильное знание.
Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Как писал русский философ В. С. Соловьев, человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
Вопросы о том, какое знание следует считать истинным, в какой мере оно доступно познающему человеку и какими способами достигается, были и остаются предметом обсуждения в философии и науке.
Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания — его объективность,независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Однако главным остаётся вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.
Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.
Что же служит критерием (мерилом) истины?
1. ОПЫТ Эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что даётся нам в ощущениях, т.е в действительности. Отсюда цель науки – чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль.
Однако, известно, что данные непосредственного опыта нередко вводят нас в заблуждение: например, ложка, опущенная в стакан воды, кажется нам изогнутой. Кроме того, далеко не всё можно вывести из чисто эмпирической основы.
2. РАЗУМ. Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения
3. В жизни есть положения, которые всегда завершаются теоретическим доказательством: критерием истинности положений непосредственно выступает ТЕОРИЯ
Отметим ещё одно очень важное обстоятельство. Целый ряд явлений действительности вообще не поддаётся оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится в первую очередь к духовным ценностям, формам культурного творчества. К примеру, существует разное понимание художественных текстов, различные трактовки музыкальных произведений. И среди них вряд ли стоит искать одно истинное. С течением времени оно неизбежно обогащается новыми смыслами, значениями, как бы перерастая то, чем они были в эпоху создания.
4. ПРАКТИКА. Ещё один взгляд на критерий истины. Допустим, что человек видит тёмное пятно на белом фоне. Однако, существует ли оно реально, на самом деле? Да, можем мы сказать, но при условии, что его видят и другие люди. Но, м/б, дело в том, что у всех людей одинаковый психофизический механизм восприятия? Как выйти за рамки чувственного опыта? В нашем случае это возможно разными путями.
· Во – первых, поставить эксперимент, используя специальные приборы
· Во – вторых, осуществить практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким – либо другим.
В зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект можно судить об истинности первоначального впечатления или суждения. Оба эти пути укладываются в понятие «ПРАКТИКА», которая тоже рассматривается как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включается и материальное производство, и накопленный опыт и научный эксперимент.
Вряд ли можно оспаривать значительную роль практики в познавательной деятельности людей. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания. Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, существенно расширяющие познавательные возможности человека. И наконец, опыт всего человечества в его историческом развитии является «верховным судьей» достоверности наших знаний. С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования.
Вместе с тем многие философы считают, что признание практики в качестве критерия истины не является окончательным решением проблемы.
Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. К примеру, ученик сопоставляет результаты, полученные при решении задач, не с реальной действительностью непосредственно, а с теоретическими познаниями (законами, правилами, аксиомами, ранее доказанными положениями), полученными им в процессе обучения. Ученый в ходе своей научной деятельности для подтверждения выдвинутых идей во многих случаях опирается не только на эксперимент, но и на соответствующую теорию. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений выступает теория.
Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина. Здесь мы подходим к проблеме различения абсолютных и относительных истин.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.
Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет, не м/б опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижимо ли такое знание?
Конечно нет, для кого это непреложный факт, а кто-то с этим не согласен. Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установки на критичность, необходимую черту научного познания. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать – значит сомневаться.
Большинство философов, обществоведов рассматривают абсолютную истину как образец, или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т.е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знания обусловлена рядом причин:
1. Прежде всего сам мир бесконечен и изменчив. Всегда есть простор для получения новых знаний и развития уже имеющихся.
2. Возможности познания зависят от реальных исторических условий, своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершённые, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими. Путь познания напоминает лестницу, где каждая вновь открытая истина – ступенька к следующей. Получая ответы на одно вопросы познающий разум ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.
Обратимся к конкретному примеру. Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной. Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами. Астрономические наблюдения позволили определить продолжительность года, составить первые календари. При этом господствовало представление о том, что Земля — неподвижное плоское тело, вокруг которого вращаются Солнце, Луна, планеты. Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул главный принцип своей системы мироустройства: шарообразная Земля — неподвижный центр Вселенной. Эти взгляды продержались почти полторы тысячи лет. И дело не только в том, что они согласовывались с религиозной картиной мира. Эти представления содержали в себе элементы истинных знаний, в частности, относительно траекторий движения планет. Это позволяло заранее вычислять движение планет, что было необходимо для ориентировки во время путешествий и для календаря.
В XVI в. польский астроном Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля — лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца. При этом Коперник считал звезды неподвижными, а орбиты движения планет — круговыми. Из курса истории вы знаете, что судьба этого нового учения была драматична, защита и пропаганда его сурово карались католической церковью. Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Кеплера.
Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет. (Кеплер ошибочно сравнивал Солнце с гигантским магнитом и полагал, что планеты движутся по орбитам под влиянием его магнетического действия.)
Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему происходит расширение Вселенной, как образовались галактики и ряд других вопросов.
Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.
Если мы обладаем мощным и эффективным инструментом познания – мозгом, знаем что такое истина, стремимся к истинным знаниям, то почему так велико количество заблуждений человечества в целом и каждого из нас в отдельности.
Главное, что препятствует установлению истины – отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а так же необходимых средств её обработки. Конечно вряд ли можно располагать исчерпывающими сведениями, особенно о сложном объекте познания. Именно поэтому мы говорим, что наше знание образуют относительные истины.
Мировоззрение и его виды и формы
В духовном мире человека, как и в материальном, есть объединяющие и разъединяющие тенденции. Анализ памятников духовной культуры всех этапов развития человечества, так же как и анализ духовного мира наших современников, показывает, что одним из его важнейших элементов является мировоззрение.
Мировоззрение– это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание.
Все они предполагают,
с одной стороны, мир, который окружает человека,
с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.