Деление действия пьесы может совершаться на:
Акты или Действия Сцены Явления | - общее композиционное деление; - деление по событиям; - деление по мере появления персонажей; |
Обычно пьесы разделяются на 4 или 5 актов, так разделяется практически вся драматургия Нового времени. Но известны случаи и 6-ти актного деления («Мистерия-буфф» Маяковского). Деление на явления так же весьма характерны. Так например в пьесе «Ревизор» Гоголя 5 действий и 67 явлений:
1 - 6; 2 - 10; 3 - 11; 4 - 16; 5 - 14
В «Бесприданнице» Островского в 4-х действиях 44 явления:
1 - 7; 2 - 11; 3 - 14; 4 - 12
Так можно рассмотреть множество пьес, но мы ограничены рамками данной работы, поэтому лишь отметим, что подобная операция является одним из этапов формально-композиционного анализа. Необходимо не только рассмотреть строение или подразделение на акты и действия какой-либо конкретной пьесы, но и соотнести это со всем творчеством автора: сколько пьес им написано, сколько обычно действий используется, явлений, сколько явлений в акте и т.д., то есть, посмотреть, в чем особенность именно этой пьесы. Это отнюдь не является пустым занятием или бесцельным времяпрепровождением, подобный анализ очень многое открывает в изучении замысла автора. Мы попытаемся на примерах нескольких пьес продемонстрировать, что дает нам анализ действий и явлений. Если графически выразить объем каждого действия в явлениях, то можем получить ряд интересных моделей развития действия. Например:
Ревизор» Н.В. Гоголя
Явления
Действия 1 2 3 4 5
Этот метод позволяет нам наглядно увидеть, что действие в данной пьесе развивается с непрерывным нарастанием от первого к четвертому, которому автор уделяет наибольшее внимание. Так же и финал более чем вдвое превышает начало. Это является прямым указанием режиссеру при постановке данной пьесы. Подобную модель мы можем наблюдать и в «Бесприданнице» Островского:
Явления
Действия 1 2 3 4
Но не всегда в пьесах присутствует деление на явления, например у А.П. Чехова. Тем не менее, мы все же можем вычислить примерный объем если не сценического, то текстового материала, если взять за единицу измерения страницы. Естественно этот метод весьма приблизителен, но при всей его грубости, те не менее, он дает некоторую основу для анализа «удельного веса» и объема того или иного действия. Например «Чайка» А.П. Чехова[164].
Страницы
Действия 1 2 3 4
Мы можем отметить, что в данной пьесе большую важность автор придает началу и финалу, т.е. зарождению и окончанию событий составляющих основу данного драматургического произведения. Действие также может строиться и на постепенном, непрерывном убывании (как бы «угасании»), что будет являться главным принципом постановки. Подобную модель мы можем наблюдать в пьесе «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехова.
Вишневый сад
Страницы
Действия 1 2 3 4
«Три сестры»
По композиционному построению интересно будет рассмотреть пьесу Б. Брехта «Мамаша Куражи ее дети», которая демонстрирует нам монтажный принцип действия эпического театра. Пьеса состоит из 12 картин и если мы их изобразим по общему объему, то получим следующую модель:
Картины: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Эта пьеса интересна еще тем, что в ней проза сочетается со стихами, так называемыми зонгами (на рисунке они обозначены кружочками). Есть еще в этой пьесе интересные решения, например: перед каждой картиной Брехтдает как бы краткое ее содержание, фабулу, как бы предваряя, а точнее анонсируя действие. Эти приемом он как бы возвращает (отсылает) нас к традициям античного хора.
Наш краткий обзор моделей построения и деления пьес по объему, нам хотелось бы завершить совершенно уникальной пьесой, которую принято называть «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Это произведение состоит из 4 совершенно отдельных друг от друга пьес и здесь нам будет интересно рассмотреть не только их соотношение в объеме каждого отрывка, но и последовательность.
Итак, в «Скупом рыцаре» 3 сцены; в «Моцарте и Сальери» - 2; в «Каменном госте» - 4; в «Пире во время чумы» - 1.
Следует отметить и тот факт, что Пушкин стремился рассказать о том или ином пороке (смертном грехе) в каждой пьесе, но из семи смертных грехов, он выбирает четыре и ставит их в следующей последовательности:
Семь грехов смертных «Маленькие трагедии»
Гордость. Сребролюбие. Блуд. Гнев. Чревоугодие. Зависть. Уныние. | Скупость. Зависть. Блуд. Уныние / Чревоугодие. |
Элементы анализа
«Афиша»
Под афишей мы понимаем не только список действующих лиц помещаемых автором в начале пьесы или в театральной программке (что дает возможность познакомиться с персонажами еще до начала пьесы), но саму систему персонажей: их соотношение, степень родства, социальное положение, общее количество, разделение на мужчин и женщин и т.д. В афише автор указывает тех персонажей, которые в достаточной степени индивидуализированы, остальные упоминаются как участвующие в действии (слуги, толпа, солдаты и т.д.). Как правило, во многих пьесах количество персонажей обусловливается тем объемом содержания, которое несет в себе фабула (интрига) и на которой строиться сюжет. Мы выбрали из мировой драматургии 64 пьесы 40 авторов (см. их список в конце главы) от Эсхила до Мрожека и проанализировали количество персонажей в этих пьесах (см. таблицу в конце статьи). В результате получилось, что в:
- Древней Греции драматурги задействовали в своих пьесах примерно 7 персонажей;
- в Испании и Италии примерно 11-16;
- 70% всех пьес мирового репертуара примерно 16 - 19, не считая массовки;
- в пьесах театра парадокса примерно 3 - 6 персонажей;
Но самые многочисленные по количеству действующих лиц пьесы принадлежат перу следующих авторов:
- Шекспир - до 30;
- Пушкин «Борис Годунов» - примерно 20, не считая массовки;
- Гоголь «Ревизор» - 25;
- Метерлинк «Синяя птица» - 55;[165]
Наверное, можно задать вопрос: зачем же нам так необходимо считать персонажей? Ответ прост и ясен - любое содержание требует адекватно выраженной формы, а действие, разыгрываемое на театральных подмостках, разыгрывается прежде всего, людьми (персонажами). Объем действие в первую очередь вызван и зависит от того или иного количества персонажей, т.к. они (т.е. персонажи) есть прежде всего, выразительные средства того замысла, который положен в основу пьесы.
Следующим этапом в анализе афиши является та последовательность, в которой автор расставил своих действующих лиц. Как правило, драматург предлагает нам в начале пьесы список персонажей, в определенной последовательности исходя из следующих соображений:
· по действенной значимости - т.е. вначале герои (протагонисты), далее персонажи «второго план» и в конце слуги и т.д. (незначительные действующие лица);
· по социальной значимости - т.е. первыми персонажи выше всех стоящие на сословной социальной лестнице: король, королева, принц, принцесса, первые сановники, дворяне и т.д.;
· по родственным отношениям - члены одной семьи, или люди, состоящие в определенных родственных отношениях (см. «Волки и овцы» А.Н. Островского;
· по смыслу - персонажи, может быть, которые и не соответствуют тому объему действия, но важнее всех по идейно-тематическому замыслу.
· по мере появления персонажей - принцип, когда персонажи расставлены по мере появления их в пьесе;
· по группировкам - например в «Сирано де Бержераке» противопоставление мужчин и женщин;
Кроме того, в афише указывается признаки, удостоверяющие персонажей: возраст, внешность, характер, особые приметы, привычки, служебное положение, профессиональную принадлежность и т.д. Например:
- Аристарх Владимирыч Вышневский - одряхлевший старик, с признаками подагры («Доходное место» А.Н. Островского).
- Шипучин Андрей Андреевич, председатель правления N-ского Общества взаимного кредита, нестарый человек с моноклем («Юбилей» А.П. Чехова).
- Аполлон Викторович Мурзавецкий, молодой человек 24-х лет, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой («Волки и овцы» А.Н. Островского).
Рассмотрим коротко еще несколько примеров.
· А.П. Чехов « Дядя Ван я». В афише автором заявлено 9 персонажей: 5 мужчин и 4 женщины. Из них 3 - молодые люди; 6 - «в возрасте». Многие из них, скажем так «обделенные» жизнью, о чем говорят прилагательные: отставной, обедневший, старая вдова, дочь от первого брака. Так же мы узнаем, что действие происходит в усадьбе Серебрякова: 3 - хозяева (разной значимости); 2 работника; остальные гости. По социальному положению: 7 - благородного происхождения, но полезных для общества только один (врач), остальные уже свое отслужили. Персонажи расположены по родственному отношению (5 членов одной семьи), затем идут друзья (2) и работники (2).
· А.П. Чехов «Три сестры». Действующих лиц - 14: 9 мужчин и 5 женщин. Возраст персонажей не указывается, за исключением няньки, старухи 80 лет и сторожа («глубокий старик»). У женщин не указывается род занятий, кроме той же Анфисы - нянька. Мужчины преимущественно военные, но есть несколько гражданских. Их соотношение таково: гражданских - 3 (брат, учитель, сторож), они открывают и замыкают список; 6 военных (все офицеры). Военные расположены по званию, за исключением Тузенбаха, который выше многих по сословию. Сторож и нянька замыкаю список, т.к. ниже всех по сословию, возрасту и значимости в действии. Открывают список Андрей (брат сестер) и его невеста (потом жена) Наталья, затем идут сестры. Можно сказать, что действие пьесы еще не началось, а Наталья разбивает семью уже в самой афише. После сестер идет муж одной из них. В этом тоже свой символизм, т.к. в отличие от Натальи ему не удалось разъединить семью Прозоровых и сделать одну из сестер своей женой (создать свою семью). Самое знаменательное, что членам семьи Прозоровых, автор не дает каких либо характеристик. Сестры названы просто по имени (Ольга, Маша, Ирина), брат по фамилии имени отчеству. Действие же не заключается только лишь в семье Прозоровых, как следовало бы ожидать. Автор указывает: «действие происходит в губернском городе».
В заключении отметим, что не всегда авторы дают афишу в начале пьесы, Островскийв некоторых своих пьесах (например «Без вины виноватые») пишет перед каждым действие тех персонажей, которые только в нем и участвуют. Так или иначе, афиша или перечень действующих лиц, это акт, решающий многое в том, «как они будут восприняты в ходе интриги, что бы они ни делали или ни говорили; часто - это первое слово драматурга»[166].
«Место действия»
Анализ количества мест действия дает нам возможность судить о пространственно-смысловых решениях, которые использует автор для выражения своего замысла. Практически во всем анализируемых нами пьесах количество мест действия колеблется от 1 до 5-7 и редко превышает 10. Здесь необходимо отметить роль теории о трех единствах (места, времени и действия) в истории театра, которая во многом и обусловила этот показатель. Тем не менее, некоторые драматурги могли совершенно игнорировать это требование, например:
- Шекспира от 9 до 20;
- Пушкин - примерно 20;
- Ибсен - примерно 22;
- Метерлинк - 16.
Но здесь не стоит ограничиваться всего лишь простым перечислением. Необходимо понять принцип такого пространственного решения и те возможности, которые в нем заложены. Даже если все происходит в одном доме. Например, в пьесе «Дядя Ваня» А.П. Чехова действие происходит в усадьбе Серебрякова и распределяется по картинам так:
- 1 действие - сад (место для завтрака (сервированный стол с самоваром) и досуга (рядом качели и лавки));
- 2 действие - столовая (время - ночь);
- 3 действие - гостиная (с тремя дверьми, что позволяет персонажам улизнуть, подслушивать, подглядывать и т.д.; с другой стороны перепутье - дороги направо, налево, посредине);
- 4 действие - комната Ивана Петровича (одновременно спальня, контора) и две двери (в покои и сени);
(Prim.: в доме 26 комнат)
«Среда»
Среда это тот природный и культурный ландшафт, где происходит действие: улицы, парки, дома, комнаты, «фамусовская Москва» и т.д. Если, например, посмотреть, где происходит действие в пьесах Чехова, то увидим, что из 5 пьес в 4-х действие происходит в имениях, только действие «Трех сестер» разворачивается в городе. Можно проанализировать соотношение природной и человеческой среды. Например:
на природе | в доме | |
«Иванов» | 1 действие | 3 действия |
«Чайка» | 2 - / - | 2 - / - |
«Дядя Ваня» | 1 - / - | 3 - / - |
«Три сестры» | 1 - / - | 3 - / - |
«Вишневый сад» | 1 - / - | 3 - / - |
Итого: |
Можно подобные соотношения выразить и графически. Так, например, в пьесе Островского «Бесприданница» мы можем наблюдать следующее соотношение сред:
Комнаты / Сад, аллея / Толпа горожан
гостиные река прохожие
Для Островского вообще характерно выносить действие из помещения на улицу, вводить случайных прохожих, толпу горожан и т.д. Так в пьесе «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Гроза» и др. события разворачиваются на фоне сада, садовых аллей, при этом вокруг присутствует большое количество разного рода людей. У Островского есть три «усадебные пьесы» (из примерно 47), что весьма примечательно. Это - ««Воспитанница», «Лес», «Волки и овцы».
«Время»
В основном в большинстве пьес соблюдается закон единства времени и оно не выходит за пределы одного дня. В некоторых пьесах действие занимает несколько дней, максимум недель. Но есть и более продолжительные по времени, выделим лишь несколько:
· «Борис Годунов | - 6 лет |
· «Сирано де Бержерак» | - 15 лет |
· «Иванов» | - около года |
· «Чайка» | - 2 года |
· «Мамаша Кураж» | - 12 лет |
Наиболее необходим и весьма интересен, при разборе пьесы, анализ времени суток или времени года, в тех пьесах, где это играет существенную роль (особенно у Чехова) в создании атмосферы. Обратимся к Чехову. У него в 20 действиях пяти пьес действие происходит:
· вечером | - в 9 действиях |
· в полдень | - 5 |
· утром | - 3 |
· ночью | - 2 |
· днем | - 1 |
Недаром Чехова называли «певец сумеречных настроений», на что он изрядно обижался. Более точное распределение среды по пьесам мы дадим в таблице № 3 в конце главы.
«Разное»
Под этим пунктом может быть анализ различных элементов действия или факторов его обуславливающих. Например, Поламишев сообщает, что в пьесе Пушкина «Борис Годунов» слово «народ» и «народное» употребляется около 60 (!) раз, косвенное употребление этого же понятия (в смысле «толпа», «чернь» и т.д.) - более 100. Конечно же, это наблюдения позволяет сделать определенные выводы о идейно - тематическом содержании и том глубинном смысле, заложенном в этой пьесе. В «Дон Карлосе» Веги, например, 5471 стихотворная строка (полное представление данной пьесы займет 7-8 часов), а в «Гамлете» - 3175.
Под пунктом «разное» в формально-композиционном анализе, мы повторяем, можно анализировать различные элементы - это простор для фантазии. Тем более что этот анализ не ограничивается рассмотрением выше перечисленных компонентов. Их количество может свободно варьироваться в зависимости от необходимости и практической реализации от пьесы к пьесе. Наша задача дать лишь направление в исследовании формы и композиции. Мы так же стремимся подчеркнуть, что это исследование весьма важный этап в разборе пьесы, им нельзя пренебрегать так как автор, пытаясь придать стройность своему изложению материала, искал наиболее выразительную форму и тщательно над ней работал. Конечно же, мы не призываем к различным формальным «измам», тем более что свести спектакль к простому диалогу никогда не поздно, но всякое исследование в данной области только обогащает спектакль, его форму и другие компоненты, выражающие смысл. Как правило, все непонятое есть просто не выраженное.
В заключении нам бы хотелось отметить необходимость и важность соотнесения исследуемых элементов формы и композиции с:
· всем творчеством автора - (создание авторского контекста);
· с эпохой в искусстве когда была написана пьеса и творчеством современников-драматургов;
· с мировой историей развития драмы, хотя бы в краткой форме;
Все это поможет рассмотреть пьесу с совершенно новых, неожиданных позиций, выведет ее из оков «сиюминутности» и даст возможность почувствовать ее как этап в общем развитии драмы, искусства, а значит и духовной жизни человека.
* * *
Список пьес