Если «вы» хотите получить что-нибудь от «него», «вы» должны действовать для «него» в соответствии с «его» просьбой или желанием. Как только вы что-нибудь делаете для «него», «вы» становитесь «им». Следовательно, когда «вы» что-то делаете для «него», в действительности «вы» это делаете для «самого себя».
Почему следует пытаться понять другого? Потому что без этого вы не сможете с ним взаимодействовать. Понимать другого в ваших же интересах. Не делая этого, вы будете сами страдать.
Даже самый великий мудрец, считающий другого «своим», действует в собственных интересах. Только «свои» в данном случае включают всех других; его «свои» включают всех.
Индивид всегда будет действовать в собственных интересах в той или иной форме. Каждый может действовать только в своих интересах. Разница заключается лишь в широте или узости того, что он считает «своим».
Давать, чтобы, в свою очередь, получать.
Когда вы даёте, вы приобретаете право получать... «Я не вымаливаю, я не прошу милостыню, я просто плачу за это».
До тех пор пока у вас есть желание получить, вы не можете его удовлетворить, не давая. Если вы даёте, вам нужно получить, чтобы быть удовлетворённым.
Сперва постарайтесь получить то, что вы хотите. Смогли? Нет. Сказано: «Дай, тогда получишь». Давать — не в природе вещей. Но чтобы получить, нужно дать. Вы не одни, вы окружены другими людьми и хотите что-то от них получить.
Чтобы получить, нужно дать. Тем не менее, вы чувствуете: «Хотя я даю, но не получаю ни того качества, ни в том количестве, ни в той форме, в какой хотелось бы. Почему? Потому что я даю по своей мерке, а не по желанию просящего. Несмотря на мои старания, всегда есть несоответствие. Почему? Потому что другой — другой. Как бы я ни старался, я не получаю». Никто не может никому ничего дать, потому что это неестественно. Это первое.
А во-вторых, спросите себя; «Почему так? Это мой недостаток? Нет. Недостаток другого? Нет. Такова природа вещей». Вы следуете природе. Вы не сопротивляетесь ей. Вы принимаете то, что приходит. Вы не вмешиваетесь в естественный ход событий.
Если вы даёте любовь, то она к вам вернётся обратно. Вы будете полностью удовлетворены и счастливы. Потому что, в некотором смысле, давать противоестественно. Каждый действует в своих интересах и только для себя. Это закон природы. Чем больше вы даёте (давать — это чувствовать, понимать другого), тем больше вы будете получать.
Вы можете быть уверены, что получите обратно только тогда, когда вы сами даёте в полной мере. Но способны ли вы давать в полной мере?
Готовность получать.
Давать всегда правильно, когда есть тот, кто принимает.
Когда вы что-то даёте другому, то сначала обратите внимание на положение его руки: готова ли она принять? И это ещё не всё, нужно, чтобы и другой смотрел на свою руку; в противном случае она не удержит то, что вы даёте, ваш дар выскользнет и упадёт.
Перед тем как дать, посмотрите, готов ли другой принять. Давать можно лишь тогда, когда это будет принято. При нарушении этого условия ваше действие неоправданно и говорит о том, что ваш дар не имеет никакой ценности для вас. Проверьте это на вашем повседневном поведении: вы не выбросите ценную вещь, а лишь ненужную.
Не стоит давать советы людям, у которых потребность в них ещё не возникла. Сначала следует убедиться, что другой готов получить совет и ему последовать. Учителю надо подождать, когда ему будет задан вопрос, то есть когда у ученика возникнет сомнение. Сначала должно появиться сомнение. Оно указывает на необходимость помощи. А когда появляется сомнение? Только когда оно возникает на основе собственного опыта.
Если вас не спрашивают, не говорите ни слова. Молчите, если и спрашивают, но неискренне или в невосприимчивом настроении. Это ключ к правильному поведению. Почему? Просто потому, что каждый человек различен и уникален и считает себя правым и безупречным. Поэтому, если он ничего не желает от вас получить, вы не имеете права ему давать. А если пытаетесь дать, то вы позорите себя, так как вы отступаете от истины, вы позорите, раните и восстанавливаете другого против себя, ибо вы унижаете его вашими советами и вмешательством в его жизнь. Вы посягаете на его частную жизнь, которую он считает неприкосновенной.
Знать истину — это знать то, что есть. Но как только вы познали истину, сообщите ли вы её другим? Нет! Возможность сделать это зависит не от вас, а от других.
Когда вы думаете, ваша мысль — ваша. Будучи выражена, она принадлежит другим. Они могут делать с нею всё, что хотят. Вы не можете сказать: «Это не то, что я имел в виду», так как каждый видит по-своему.
В присутствии другого высказывайтесь в пределах, допускаемых обстоятельствами. Для чего служит общество? Защищать индивида (Прим, составителя: В каком смысле защищать индивида? Его предохранить, защитить и дать ему возможность расти, чтобы достичь цели человеческой жизни. Не человек для общества, а общество для человека. Смотрите дальше главу «Общество») и позволять ему высказываться в допускаемых пределах.
Готовность давать.
Неспособность давать — только реакция. На что? На то, что вы не получили. «Мне хотелось получить, но не удалось» или «У меня взяли то, что у меня было, поэтому я цепляюсь за своё».
Слепой не должен пытаться вести слепого. Только прозрев сам, он сможет помогать другим. Это, однако, не значит, что нужно ждать полного озарения, чтобы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается и её заслуживает.
Ведя кого-то, следует просто указывать на факты, а не высказывать мнения и заключения. Экспериментируя с фактами, другой формирует собственное мнение и свои заключения. Объясняйте сколько хотите, но принятие решения оставьте ему. Если решение ошибочно, он узнает об этом из опыта. Побуждайте его действовать самостоятельно.
Право каждого — просить. Ваше право — давать. Когда человек просит, он обращается не к вам, а к тому образу вас, который он создал.
Если вы даёте, не ощущая себя в единстве с другим, то вы неизбежно чувствуете себя лишённым того, что вы отдали. В таком случае лучше было бы не давать вовсе.
Давать и получать становится радостью только тогда, когда вы перестаёте чувствовать, что даёте и получаете; когда у дающего нет ощущения: «Я должен дать, я даю», а тот, кто получает, не чувствует: «Я получаю», — всё происходит так, как будто правая рука даёт левой.