Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Традиционное право




118. Важность вопроса. Существенным представляется вопрос о том, какова была та исходная ситуация, отправляясь от которой руково­дители социалистических стран в момент прихода к власти поставили задачу полного обновления общества. История показывает, что незави­симо от общих новых политических принципов выбор юридических средств решался по-разному. История показывает и те психологические. установки, которые или помогли руководству, или, наоборот, ставили ему препятствия, или по-разному ориентировали его'.

Различия, которые наблюдаются между странами социалистичес­кой семьи, достаточно часто являются продуктом разных условий, в которых развивалось их право. Приверженность одной общей до­ктрине не исключает различных концепций о средствах, с помощью которых будет достигнута общая цель.

119. Киевская Русь. Русская Правда и византийское право. Ис­тория России начинается с конца IX века, когда племя, пришедшее, вероятно, из Скандинавии (варяги) и возглавляемое Рюриком, устано­вило в 892 году господство над Киевской Русью. Созданное таким об­разом государство существовало до 1236 года, когда оно было разру­шено монголами. Наиболее важным событием истории этого государства было обращение в христианство в 989 году, в период цар­ствования Владимира. Первый памятник русского права, если отбро­сить некоторые догово.ры, заключенные ранее с Византией, появился сразу же после этого события. Как и на Западе, в определенный мо­мент появилась необходимость записать обычаи, для того чтобы бла­годаря могуществу письменного слова укрепить влияние церкви. Рус­ские обычаи киевской земли были записаны в первой половине XI ве­ка; сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев XI— XIV веков, называется Русская Правда. Записанные по-славянски, эти обычаи более или менее детально описывают общество, более

' См. Berdiaev N. Les sources et Ie sens du communisme russe. 1936.

8* 115


развитое, чем общество германских или скандинавских племен в эпо­ху составления «варварских законов». Писаное право носит террито­риальный, а не племенной характер, и положения его по многим во­просам свидетельствуют о наличии феодального строя.

Наряду с местным и обычным правом, записанным в Русской Правде, в Киевской Руси большое значение имело византийское пра­во. Церковь, которая на Западе жила по римскому закону, руко­водствовалась в России византийским правом, представленным но­моканонами, которые посвящены гражданскому и одновременно каноническому праву'. В Киевской Руси церковь применяла визан­тийское право непосредственно в своих обширных земельных владе­ниях, где она осуществляла юрисдикцию. Она стремилась расширить применение византийского права, в частности путем различного рода вмешательства в редактирование обычаев.

120. Монгольское иго. Второй период истории России начинает­ся с установления господства монголов (Золотой Орды) в 1236 году. Это господство закончилось только при Иване III в 1480 году — пос­ле ста лет освободительной войны. Политические последствия мон­гольского ига долго давали знать о себе. Таким последствием являют­ся, во-первых, выдвижение Москвы, которая стала наследницей Киева, и, во-вторых, изоляция России от Запада; эта изоляция не пре­кратилась и с восстановлением независимости России вследствие ор­тодоксального характера господствовавшей религии. Раскол с Римом произошел еще в 1056 году. Византия прекратила свое существова­ние. Восстановив свою независимость, Россия оказалась изолирован­ной и объявила себя Третьим Римом, наследницей Византии в крес­товом походе за истинную веру.

С точки зрения чисто юридической влияние монгольского ига независимо от его продолжительности было скорее негативным, чем позитивным. Русское право очень мало подверглось влиянию мон­гольского обычного права (яссак), которое никогда не навязывалось русским. Монгольское иго было только причиной стагнации права и усиления влияния церкви и византийского права.

121. Уложение 1649 года. Третий период в истории России и рус­ского права начинается с момента освобождения от монгольского ига до царствования Петра Великого (1689 год). Россия подчиняется дес­потическому режиму царей, чтобы избежать анархии и сохранить свою независимость перед угрозой агрессии с Востока. Крепостное право было установлено в 1591 году. Сама церковь, лишенная всякой поддержки извне, подчинялась царю. Укрепилось всемогущество пра­вителей, любая воля которых — закон. Полиция, суд и администра-

* Эти номоканоны, переведенные на славянский язык в XIII веке, извес­тны под общим названием Кормчие Книги. О византийских номоканонах см. Mortreuil J. Histoire du droit byzantin ou du droit remain dans 1'Empire Г Ori­ent, depuis la mort de Justinien jusqu'a la prise de Constantinople en 1453, vol. 8,p.1843—1846.


рция мало отличались друг от друга в условиях режима, где господ-[-ствовала рутина в соединении с обычаями, а в ряде случаев суд тво­рил царь, помещики или управляющие. Никаких систематических усилий для перестройки общества царями не делалось. Можно на­звать только попытки реорганизации судов, выразившиеся в издании Судебников в 1497 и 1550 годах. Наиболее интересные памятники истории права этого периода — компиляции, ставшие как бы новы­ми изданиями Русской Правды или Кормчих Книг. Особенно важное ^значение имела работа, проделанная вторым царем династии Романо­вых Алексеем Михайловичем по консолидации как светского, так и церковного права России. Светское право было объединено в Уложе-|йии царя Алексея Михайловича (Соборное уложение) 1649 года, со-^стоящем из 25 глав и 963 статей. Церковное право было изложено в ^официальном издании Кормчей Книги в 1653 году, которое заменило рробой предыдущее уложение —Стоглав Ивана Грозного (1551 г.).

у 122. Петр Великий и его наследники. Четвертый период истории Прусского права, начатый царствованием Петра Великого в 1689 году, ^продолжается до Октябрьской революции 1917 года. Россия восстано­вила связи с, Западом. Петр Великий и его наследники оставили Рос­сии систему управления по западному образцу, но их мероприятия не затронули частного права и поэтому не шли вглубь. Русский народ продолжал жить в соответствии с обычаями, только управляла им бо­лее эффективная и властная администрация. Два русских царя — Петр I и Екатерина II — не смогли осуществить предполагавшийся ими пере­смотр Уложения царя Алексея Михайловича, чтобы принять по пред­ложению Петра кодекс шведского образца, а по предложению Екате* рины — кодекс, составленный в духе школы естественного права.

123. Свод законов (1832 г.). Движение за модернизацию русско­го права, вдохновляемое французским примером, было предпринято только в начале XIX века при Александре I его министром Сперанс­ким. Но разрыв с Наполеоном и реакция, которая за этим последова­ла, привели к тому, что только при Николае I была проведена скорее консолидация, чем кодификация и модернизация, русского права. Итог этой работы известен под названием Свод Законов. Он содер­жит 15 томов (42 тысячи статей) и близок по своему эклектическому содержанию, по казуистическому методу и по духу к прусскому Зе­мельному уложению 1794 года, а не к кодификации Наполеона. Ни­колай I предписал привести в порядок и изложить систематически русские законы, ничего не меняя в их содержании. Эти указания, ко­нечно, не были в буквальном смысле соблюдены графом Сперанс­ким, который осуществлял составление свода. Тем не менее можно, в общем, сказать, что от Русской Правды до Уложения 1649 года и от этого уложения до Свода Законов 1832 года — все это консолидация, изложение, а не реформа в целом и не модернизация права.

Либеральное движение за реформы развернулось только во вто­рой половине XIX века, в царствование Александра II. Это движение,


отмеченное отменой крепостного права (1861 г.) и судебной рефор­мой (1864 г.), дало России Уголовное уложение (1855 г., пересмотре­но в 1903 г.), но так и не привело к созданию Гражданского кодекса (был составлен только его проект).

Таково было положение до 1917 года, некоторые характерные черты которого полезно подчеркнуть.

124. Россия входила в романо-германскую правовую семью. Во-первых, русская юридическая наука заимствовала многое из визан­тийского права, то есть из римского права, и из стран континенталь­ной Европы, придерживающихся романской системы. Правда, существовали оригинальные русские обычаи и акты, как существова­ли в XVIII веке французские и немецкие оригинальные обычаи и ор­донансы, но, так же как во Франции и в Германии в XVIII веке, в России не было другой правовой науки, кроме романской. Категории русского права — это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская кон­цепция. Русское право отошло от казуистического 'типа права; рус­ский юрист не считал право продуктом судебной практики; норму права он, так же как немецкий и французский юристы, рассматривал' как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье. Россия не имела столь полных кодексов, как другие страны Западной Европы, но она была готова их иметь.

125. Слабость юридических традиций в России. Второе, что сле­дует подчеркнуть, — это слабость юридических традиций и чувства права в России'. Важна не юридико-техническая отсталость русского права и не тот факт, что русское право не было полностью кодифици­ровано. Важно порожденное различием исторического развития раз­ное отношение к праву в России и в других европейских странах.

В континентальной Европе, так же как и в Англии, право рассмат­ривается как естественное дополнение морали и как одна из основ об­щества. Этого нельзя сказать о России. До недавнего времени в России не было юристов: первый русский университет — Московский — был создан только в 1755 году. Петербургский университет — в 1802 году. Русская юридическая литература появилась только во второй полови­не XIX века. Лишь реформой 1864 года была создана профессиональ­ная адвокатура, а функции судьи были отделены от административных функций. До этой реформы не было четких различий между полицией, судом и администрацией. Писаное русское право было чуждо народно­му сознанию. Оно представляло собой главным образом право адми­нистративное, не имеющее корней в частном праве. Та часть частного права, которую оно содержало, не интересовала огромное большинст­во населения. Это было «право городов», созданное для торговцев и

' Kucherov S., Courts, Lawyers and Trials under the last three Tsars. 1953;

Berman H., Justic in Russia, 1950.


буржуазии. Крестьянская масса продолжала жить согласно своим обы­чаям; существенной для нее представлялась не индивидуальная со­бственность, а семейная (двор) или община (мир); правосудие для нее представлялось справедливостью в том виде, в каком оно воплощалось волостным судом, состоявшим из судей-неюристов. Волостной суд подчинялся Министерству внутренних дел, а не Министерству юсти­ции. Созданное законодательным путем, право представляло собой не выражение сознания и традиции народа, как в других странах Европы, а произвольное творение самодержавного властителя, привилегию бур­жуазии. Этот властитель был поставлен над законом. Юристы являлись скорее слугами царя и государства, чем слугами народа, им не хватало общего профессионального духа.

Единство русского народа основывалось не на праве. Авторы за­падных стран могут сколько угодно насмехаться над юстицией и судь­ями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не пред­ставляет себе общества, которое может жить без судов и без права:

ubi societas ibi jus (нет общества без права). Такое представление мало кого шокировало в России. Подобно святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанно­го на христианском милосердии и любви. В этом плане марксистс­кий идеал будущего общества и нашел благодатную почву в мораль­ных и религиозных чувствах русского народа.

126. Другие социалистические страны. Все европейские государ­ства, ставшие народными демократиями, ранее принадлежали к рома-но-германской семье. В рамках этой общей важной характеристики они в зависимости от исторического развития права до 1990 года могут быть разбиты на две группы.

Развитие права в Венгрии, Польше, Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию права в Германии, Авст­рии, во Франции'. Условия, которые воздействовали на право в этой группе стран, были сходны с теми, что наблюдали в германских и ла­тинских странах Европы, и, наоборот, отличались от России. Здесь существовала прочная юридическая традиция: право рассматрива­лось как одна из фундаментальных опор общества. В управлении этим обществом, в его развитии существенную роль играл корпус юристов, многочисленный и уважаемый.

Другой была история балканских государств (Албании, Болгарии, Румынии, Сербии), образующих вторую группу. Как и Россия, они первоначально находились под влиянием не европейского Запа­да, а Византии. Подобно тому как в России развитие права было па­рализовано татарским нашествием, здесь такую же роль сыграло ту­рецкое завоевание, которое имело еще более тяжкие последствия,

' См. Zajtai J. Introduction a Г etude du droit hongrois. 1953; Cslunadia A;

Kovcacs K. Die Entwicklung des Zivilrechts in Mitteleuropa (1898—1944). 1970; Wagner W. (ed.). Polish Law throughout the Ages. 1970.


ибо длилось гораздо дольше — вплоть до XIX и даже XX века. Мож­но было ожидать большого сходства между этими странами и Россией в их отношении к праву, его стагнации в течение веков, незначитель­ного места, которое оно занимало в национальном сознании.

Однако имелся фактор, который сблизил эту вторую группу с перь' вой. Россия сама освободила себя от татарского ига и сразу же образок-вала обширное и независимое государство, претендовавшее на роль5 преемника Византии. Балканские же государства получили независим мость лишь с посторонней помощью и представляли собой в этот мо"-мент небольшие, нуждавшиеся во внешней поддержке нации. Чтобы преодолеть отсталость, образовавшуюся в результате турецкого ига, стремясь восстановить необходимые для этого связи, они охотно вос^-принимали культуру государств Западной и Центральной Европы.

В итоге в обеих группах стран право пользовалось большим npei стажем, а связи с Западом были теснее, чем в случае с Россией. И этот фактор не исчез после того, как к власти в этих странах пришли коммунистические правительства. Освободившись от навязанной им коммунистической системы, они возвращаются обратно в Западную Европу, сохраняя от былой принадлежности этой системы лишь не­которые черты, совместимые с новой ориентацией.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.