Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаем. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитических интересов. К сожалению, после развала СССР политика Москвы не обрела в АТР стратегической целеустремленности, тактической четкости и гибкости. В ней по-прежнему преобладают евроцентризм и ориентация на решение сиюминутных азиатских проблем, хотя в конце XX в. наметился позитивный сдвиг; он заключается в более тесном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. Эти шаги российского правительства позволяют надеяться на исторический поворот в геополитике страны.
С геополитической, военной и экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Огромная российская территория — это запустение, заброшенность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д. На Сибирь и Дальний Восток приходится 1/2 мировых запасов угля и почти 1/3 — нефти и газа2.
Всего же на территории от Урала до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд т железных руд, 98,5 млн т марганцевых руд, а запасы древесины (в том числе наиболее ценных хвойных пород) превышают 40 млрд м3. Численность же населения от Байкала до Владивостока — всего около 20 млн человек, тогда как в Китае — более 1,2 млрд человек3. Заселенность региона очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока представляют собой зону рискованного земледелия, а в конце XX в. они стали настоящими очагами экономического и экологического бедствия.
1 Нетреба П. Указ. раб.
2 См.: Русская Азия. — 1995. — № 17.
3 См.: Деловая Сибирь. — 1995. — № 15.
8. Геополитика России в XXI столетии 279
284 II. Геополитика в современном мире
соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям США как супердержавы, желающей построить новый порядок в монополюсном варианте.
Существует много вариантов проектов строительства отношений между Россией и Китаем. Один из них — налаживание активных связей с Монголией. Монголия объективно является стратегическим союзником России. Важно не допустить в ней усиления прокитайских позиций и поддерживать связи внешней Монголии с населением внутренней Монголии, в частности Синьцзяня и Тибета, с перспективой создания Монголо-Тибетской Федерации. В нее потенциально могли бы войти такие республики России, как Бурятия, Хакассия, Тува, Алтай. Желательно создание неподконтрольного Китаю самостоятельного государства в Маньчжурии. В этом регионе возможно объединение усилий России и Японии, которая в 30-х гг. XX в. воссоздавала Маньчжурское государство со столицей в Харбине. И в результате, как считает А. Дугин, Тибет — Синьцзян — Монголия — Маньчжурия составят вместе «пояс безопасности» России.
Российские внешнеполитические деятели видят российско-китайские отношения как равноправное доверительное партнерство с целью стратегического взаимодействия в XXI в., как долговременные международные связи нового типа, не направленные против третьих стран и полностью отвечающие коренным интересам наших народов, способствующие миру и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире1.
8.8. Будущее России: евразийская держава или колония Запада?
Этот вопрос задают политики всех стран мира. Во многом ответ на него лежит в жизнедеятельности самой России. Сможет ли она сохранить свой ракетно-ядерный щит, оздоровить экономику, развить социальную сферу, занять активные наступательные политические позиции, поднять этническое самосознание всех народов, проживающих в стране, и прежде всего русского народа, разбудить в них чувство патриотизма, гордости за историю своего Отечества и главное — вдохнуть новую жизнь в союз независимых государств? Россия находится в «санитарном кордоне», в кольце государств,
1 См.: Россия и Китай на пороге тысячелетия //Международная жизнь. — 1997. — № 6. - С. 15.
8. Геополитика России в XXI столетии 285
правительства которых в большей части относятся к ней потребительски-настороженно.
Внутри Содружества независимых государств по-прежнему наблюдаются противоречивые тенденции — как центробежные, так и центростремительные. Отсутствует какой-либо монолитный блок, вследствие чего по кардинальным вопросам СНГ не выступает с единых позиций, например относительно продвижения НАТО на Восток или противостояния американской противоракетной обороне. Внутри Содружества нет стратегического единства ни в вопросах политики, ни экономики, ни в решении проблем национальных отношений, в частности языка. Есть только тактические союзы, например по вопросам добычи, транспортировки каспийской нефти, разработки полезных ископаемых, редкоземельных, драгоценных металлов или алмазов.
Для решения сиюминутных экономических или политических вопросов создаются временные коалиции. Не успели просохнуть чернила под договорами России и Белоруссии, как тут же было заключено соглашение между Азербайджаном, Украиной, Грузией, которые постоянно равняются на США, НАТО, Турцию. В июне 2001 г. в Грузии впервые в истории страны проведены маневры НАТО. Своего рода «малый союз» заключили пять азиатских республик.
В геополитическом плане союз России и Китая позволит обеим странам создать полюс, обладающий огромным экономическим и военным потенциалом. Если соединить ресурсный потенциал России с динамичным экономическим развитием и политическим идеалом Китая, то вырисовывается глубокий философско-исторический смысл их геостратегического сотрудничества. Они образуют единое евразийское пространство, которое по своим географическим, экономическим, сырьевым, демографическим параметрам не имеет себе равных в мире. Это объективно обусловливает формирование новой парадигмы развития России.
Объединение мощных потенциалов России и Китая парализует все антироссийские и антикитайские силы на международной арене, чего очень боятся все «друзья» Москвы и Пекина. Небезызвестный Збигнев Бжезинский отговаривает стороны от сближения под тем предлогом, что «Китай не готов связать стратегически свою судьбу с нестабильной и слабой Россией». Этим союзом, вещает далее этот давний враг Москвы, «Россия снова окажется почти отрезанной от западной технологии и капиталов»1.
1 Крыштанович Л. К новой парадигме истории //Правда. — 2003. — 16 января.
286 II. Геополитика в современном мире
Итак, принесет ли катастрофа ельцинской эры фатальный результат? Такой вопрос задает в своей книге Павел Хлебников — американский гражданин. Он же дает совет: «Это зависит от того, сумеет ли страна вовремя проснуться, услышит ли молодое поколение зов предков, захотят ли женщины посвятить себя созданию больших и здоровых семей, сумеют ли правительственные чиновники поступиться собственными интересами ради чувства долга, проснется ли у российских бизнесменов гражданское сознание»1.
Вопросы для повторения
1. Раскройте сущность понятия «русские национальные интересы».
2. Как складываются отношения России с США?
3. Назовите основные тенденции развития отношений: Россия — Северный регион.
4. Каков механизм культурно-политической и экономической экспансии Запада на Восток?
5. Возможен ли союз России и Китая?
6. Покажите влияние ресурсов планеты на раскладку геополитических сил.
7. Расскажите об отношениях между Россией и блоком НАТО.
8. Возможен ли союз России и Германии?
9. Каким вы видите будущее России?
1 Хлебников П. Крестный отец Кремля. Борис Березовский. Или история разграбления России. — М., 2001. — С. 323.