Вопросы для самоконтроля
1. Идеал uomo universal.
2. Тезис «superare la natura»
3. Композиция как основа нового стиля.
4. Проблема идеала и нормативность искусства.
5.Рационализм Леонардо да Винчи, значение математического и логического начала в его искусстве.
6. Реальная форма как отражение ее идеальной сущности в творчестве Леонардо да Винчи.
7. Принцип взаимосвязи всего существующего и становление динамического художественного видения в творчестве Леонардо.
8. Композиционные искания Леонардо.
9. Разработка Рафаэлем пирамидальной композиции Леонардо.
10.Рафаэлевский идеал красоты. Принцип отбора.
11. Росписи ватиканских станц. Синтез живописи и архитектуры.
12. Роль Рафаэля в разработке орнаментально-декоративной системы Высокого Возрождения.
Тема 10. Искусство Италии Высокого Возрождения. Скульптура, архитектура.
Вопросы для самоконтроля
1. Идеал Микеланджело.
2. Микеланджело и неоплатонизм.
3. Картон «Битва при Кашине» Микеланджело и его значение для становления стиля мастера.
4.Капелла Медичи. Принцип взаимодействия архитектурных и пластических форм.
5. Фрески потолка Сикстинской капеллы. Проблема связи живописи и архитектуры.
6. Проблема non finito в творчестве Микеланджело.
7. Черты нового стиля в архитектуре Высокого Возрождения.
8. Храм Темпьетто Браманте – программное произведение Высокого Возрождения.
9. Проект собора св. Петра Браманте.
10. История строительства собора св. Петра в Риме.
11.Новое понимание ордера в архитектуре Микеланджело.
12. Римский Капитолий Микеланджело – принцип организации пространства.
Тема 11. Маньеризм в Италии.
Вопросы для самоконтроля
1 Маньеризм. Соотношение идеи и реальности, образа и зрительного опыта.
2. Два этапа в развитии маньеризма.
3. Архитектурная концепция маньеризма.
Тема 12. Искусство Венеции XVI века.
Вопросы для самоконтроля
1. Своеобразие венецианского искусства Высокого Возрождения.
2.Истоки стиля Джорджоне.
3.Джорджоне, реформирование техники живописи.
4. Роль пейзажа в композициях Джорджоне.
5. Тициан как родоначальник живописного видения мира.
6. Истоки стиля Тициана.
7.Алтарные образы Тициана, развитие беллиниевского принципа обособленности и открытости алтарного образа.
8. Живописная манера позднего Тициана.
9. Эволюция портретного жанра в творчестве Тициана.
10. Особенности венецианской архитектуры Высокого Возрождения.
11. «Четыре книги об архитектуре» Палладио.
12. Отношение Палладио к античности.
13. Палладио и венецианская архитектурная традиция.
14. Протобарочные и протоклассицистические тенденции в творчестве Палладио.
15. Росписи виллы Мазер Веронезе. Взаимодействие живописи и архитектуры.
16.Пространственные решения Тинторетто.
17. Иконографические новации Тинторетто.
18. Символизм света и пространства в произведениях Тинторетто.
Тема 13. Искусство Испании эпохи Возрождения.
Вопросы для самоконтроля
1. Противоречивость Возрождения в Испании.
2. Роль ренессансной Италии в становлении нового искусства.
3.Основные тенденции в живописи Испании второй половины XVI века.
4. Истоки стиля Эль Греко.
Тема 14. Проблема Северного Возрождения. Искусство Нидерландов.
Вопросы для самоконтроля
1. Топография Северного Возрождения. Периодизация.
2. Термин Северное Возрождение.
3. Возрождение в Италии и Северное Возрождение: черты общности и различия.
4. Понятие «ars nova» (Э. Панофский).
5. Роль XIV века в сложении новых форм в искусстве Нидерландов следующего столетия.
6. Новые живописные задачи и новая техника масляной живописи.
7. Духовные истоки искусства Нидерландов XV века.
8. Особенности творческого метода нидерландских мастеров XV века.
9. Пространственные построения Яна ван Эйка.
10. Центральная перспектива в творчестве нидерландских мастеров.
11. Принципы композиционной организации многочастного алтарного образа (проблема соотношения части и целого).
12. Devotio moderna и искусство Нидерландов XV века.
13.Особенности нидерландского портрета.
14. Истоки стиля Иеронима Босха.
15. Италия и живопись Нидерландов первой половины XVI века.
16. Распространение бытовой живописи во второй трети XVI века.
17. Преемственная связь с традицией и ее реформирование в творчестве Питер Брейгеля.