политическом пространстве антиконституционных сил и способом устранения из политического пространства этих сил, если таковые там уже присутствуют. Но и в том и в другом случаях запрет ("не допускается") предполагает законодательное нормирование ответственности партии, включая возможные санкции против нее.
Наиболее предпочтительным по смыслу пункта 6 части первой статьи 62 Закона о Конституционном Суде РФ представляется специальное законодательное урегулирование всего комплекса отношений, связанных с предыдущей деятельностью КП РСФСР, ее имуществом и пр.
Законодательная, исполнительная и судебная власть, все органы правоприменения должны иметь в виду, что гарантируемое Конституцией поведение не может оцениваться как противоправное и служить основанием для привлечения гражданина к ответственности. Членство в партии или участие в ее руководящих органах не может в какой-либо мере сказываться на конституционном статусе граждан или их правах и свободах в конкретных правоотношениях.
Согласно части второй статьи 33 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц в демократическом обществе". Обратим внимание на следующие обстоятельства: во-первых, Конституция недвусмысленно устанавливает, что право ограничивать права и свободы человека и гражданина при соблюдении соответствующих условий принадлежит только законодательной власти; во-вторых, законодательная власть не вправе принимать закон, избирательно направленный на ограничение прав членов той или иной партии, организации или массового движения, независимо от того, какое место они занимали в партийной или иной иерархии. Нарушение законодательной, исполнительной или судебной властью предписываемого статьей 34 Конституции РФ равенства прав и свобод в зависимости от прошлой или настоящей принадлежности к конституционному общественному объединению не может квалифицироваться иначе, как дискриминация.
Нельзя закрывать глаза на то, что ограничительные или запретительные меры в отношении любой политической партии, как правило, сопровождаются ограничениями прав ее членов или функционеров. Недопустима какая-либо дискриминация в отношении членов любой конституционной пар-
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 221
вопросы теории и практики конституционного регулирования
тии, включая право на занятие государственных должностей, увольнение с работы, продвижение по службе, пенсионное обеспечение бывших партийных работников, зачет в трудовой стаж работы на партийных должностях, избирательные права, неприкосновенность личности, жилища и пр.
Любые акты или действия, направленные на ограничение или ущемление прав и свобод человека и гражданина в зависимости от принадлежности к любой конституционной партии, антиконституционны; антиконституционны ограничения или ущемления прав человека даже в том случае, если партия признана неконституционной. Если же лица, состоявшие в такой партии, совершили конкретные правонарушения, они несут ответственность в установленном законом порядке.
Наконец, отметим еще один принципиальный юридический вопрос, актуальность которого особенно проявилась в ходе процесса, посвященного проверке конституционности Указов Президента РФ, а также конституционности КПСС и КП РСФСР.
Как известно, статья 165, предусматривающая полномочие Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности политических партий, была включена в действующую Конституцию Российской Федерации 21 апреля 1992 года. Основываясь на требованиях Закона о Конституционном Суде РФ об "обеспечении верховенства Конституции и ее непосредственного действия на всей территории Российской Федерации" (преамбула), "поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции" (часть первая статьи 2) и ряда других норм указанного закона, Конституционный Суд приступил к рассмотрению ходатайства группы народных депутатов РФ о признании КПСС и КП РСФСР неконституционными.
Однако из-за отсутствия специальных процессуальных правил, регулирующих данный вид конституционного судопроизводства, Суд был вынужден использовать аналогию закона, а порой и аналогию права. В частности, в Конституции и Законе о Конституционном Суде Российской Федерации не определены поводы и основания рассмотрения дела о проверке конституционности общественного объединения, субъекты, правомочные заявлять соответствующее ходатайство и пр. В связи с этим Закон о Конституционном Суде нуждается в дополнениях, и Суд имеет основания для обращения с соответствующим предложением к Съезду народных депутатов Российской Федерации, принявшему данный закон. Самостоятельное восполнение Конституционным Судом названных и
222 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: