качестве посредников в разрешении весьма щекотливых политических вопросов1.
Конституционные суды являются не только судебными, но и такими конституционными органами, которым предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти. В данном смысле органы конституционного контроля сами представляют высшую государственную власть. Такова главная особенность конституционного правосудия, отличающая его от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Этим качеством Конституционного Суда обусловлена его интегрирующая роль как гаранта политического мира в обществе и государстве. Об этом свидетельствует практика деятельности конституционных судов Итальянской Республики и ФРГ, Конституционного Совета Французской Республики и др.
Однако следует сделать оговорку: названная функция Конституционного Суда Российской Федерации может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства и с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил и норм. Именно в этом случае его позиция в качестве арбитра, миротворца или медиатора имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для всех участников спора.
В заключение обратим внимание на следующие обстоятельства, также имеющие значение для адекватной оценки правовой природы конституционного правосудия в России. Контроль, осуществляемый Конституционным Судом, является последующим: суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации уже вступивших в силу нормативных актов и договоров между органами государственной власти. Единственное исключение из этого правила предусмотрено для международных договоров: Конституционный Суд проверяет конституционность подписанных, но не вступивших в силу международных договоров. Если такой договор либо отдельные его положения признаны не соответствующи-
1См.: Milne D. The Caiiadticn Constitution. Toronto 1982. P. 106.
Образчиком такой "горячей картофелины" может служить рассмотренное Конституционным Судом Российской Федерации в июне – июле 1995 года дело о проверке конституционности ряда правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Постановление Суда от 31 июля 1995 года было неоднозначно воспринято обществом (см.: Правовые аспекты чеченского кризиса. Материалы семинара. М., 1995) и вызвало резкие возражения ряда судей Конституционного Суда, заявивших по данному делу особые мнения. См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 5.
130 II. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
ми Конституции, то международный договор не подлежит введению в действие и применению, т.е. не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Конституционный Суд согласно действующему Закону о Конституционном Суде (в данной части существенно отличающемуся от прежнего Закона) не может по собственной инициативе возбуждать производство и рассматривать дела. Для этого необходимо обращение в Конституционный Суд упра-вомоченного органа или лица (лиц). В частности, проверка конституционности нормативных актов осуществляется по запросам главы государства, палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Верховного и Высшего Арбитражного судов, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Споры о компетенции разрешаются Конституционным Судом при наличии обращения участника (участников) спора. Президент Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд для разрешения спора о компетенции также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды также вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности того или иного закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если при рассмотрении дела в любой инстанции они пришли к выводу о его несоответствии Конституции.
Толкование Конституции Российской Федерации дается по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Только по запросу Совета Федерации Конституционным Судом дается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
При этом в деятельности Конституционного Суда сочетается формальный и материальный контроль. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции нормативных
3. Судьи Конституционного Суда: 131 порядок избрания, статус, гарантии независимости
актов органов государственной власти и договоров между ними как по форме акта или договора и порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие (формальный контроль), так и по содержанию норм, с точки зрения разделения государственной власти и установленного Конституцией разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (материальный контроль). Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" сделал исключение для нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу действующей Конституции: они проверяются только по содержанию норм.
3. Судьи Конституционного Суда: порядок избрания, статус, гарантии независимости
Согласно статье 165 прежней Конституции и статье 3 Закона о Конституционном Суде этот орган состоял из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов по представлению Председателя Верховного Совета тайным голосованием. Закон требовал предварительного обсуждения кандидатур на должности судей на заседаниях соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета, а затем на заседании самого Верховного Совета. Новая Конституция Российской Федерации в статье 125 установила, что этот орган состоит из 19 судей. Она существенно изменила порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Прежде всего установлено, что судьи Конституционного Суда (как и Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда) не избираются парламентом или его палатами, а назначаются. Согласно пункту "е" статьи 83 кандидатуры для назначения на должности судей представляются Президентом Российской Федерации, а само назначение судей Конституционного Суда в соответствии со статьей 102 (пункт "ж" части 1) Конституции осуществляется одной из палат Федерального Собрания – Советом Федерации.
Следует, однако, оговориться, что применительно к порядку формирования высших органов судебной власти между терминами "избрание" и "назначение" принципиальных различий не усматривается. Совет Федерации играет не