Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Механизм «фокусов» массовой коммуникации (М. Маклюэн): позитивные и негативные аспекты




То, что коммуникацию приводит в действие различие между коммуникатором и получателем информации, уже понятно. Порождаемое сообщение должно обрести некую форму и найти своего носителя, иначе не будет ни доставлено реципиенту, ни прочтено им – не состоится акт коммуникации. Однако какое воздействие один участник коммуникации оказывает на другого и в чем оно выражается, ясно не вполне.

В поисках ответов на этот и другие, не менее сложные, вопросы канадский исследователь первой половины ХХ века М. Маклюэн начал изучать специфику природы и роли средств коммуникаций, в связи с чем сформулировал три положения:

· исторический процесс объясняется коммуникационными «революциями»;

· современная «электрическая» эпоха определяется как период очередного «коммуникационного взрыва»;

· за электрическими и электронными массмедиа утверждается роль особой среды, определяющей судьбу современного человека.

При этом историю человечества ученый подразделил на четыре периода:

1. племенное общество;

2. тысячелетие фонетического письма;

3. типографская «гуттенбергова галактика» – 500 лет печатной техники, возникшей на базе фонетического письма;

4. современная «электрическая» цивилизация.

Таким образом, историческую эволюцию социальных общностей Маклюэн сводит к влиянию возникающих средств коммуникаций, главной заслугой которых является увеличение скорости движения информации.

Сегодня электрические средства передачи информации изменяют облик типографской культуры так же стремительно, как печать меняла культуру средневековую, рукописную и схоластическую. «Ускорение становится тотальным». Утрачивает свое значение пространство, любое место способно стать центром, то есть информация с высокой скоростью идет как от центра к периферии, так и наоборот.

М. Маклюэна можно понять так, что вопрос о генезисе журналистики отпадает сам собой: если история человечества есть история коммуникаций, а ее двигателем становились коммуникационные революции, то возникновение печати было предопределено задолго до ее зарождения. Тогда журналистика представляет собой очередное расширение медиа, как весло расширило возможности руки человека, а одежда – его кожи. Из сказанного вытекает назначение журналистики, прежде всего, в качестве информирующей индивидов и общество инстанции.

Ученый обнаружил важнейшую черту новых массмедиа – способность вызывать у человека ощущение массового соучастия и втягивать в свою орбиту абсолютно все явления общественной и культурной жизни. Современные СМИ создают своего рода фокусы, или точки, в которых коллективное сознание и линии коммуникаций всего общества сходятся (так, кинозвезды существуют не как отдельные личности, а как типы или символы коллективного сознания или жизни, переживаемой и воспринимаемой обществом при помощи массмедиа).

Телевидение – самый революционный тип коммуникации, самое вовлекающее средство. Блага, даруемые человечеству повсеместным распространением телевидения: новая взаимосвязь государств способна даже отменить за ненадобностью войны; опасности, таящиеся в массмедиа: подчиняют себе человека и делают его рабом: Фактически Маклюэн рассматривает массмедиа как СМИ, коммуникацию как средство передачи сообщений и символов. Журналистское начало тонет в технологичной среде массмедиа.

Печать как средство политической организации (А. Сен-Симон, А. де Токвиль, К. Маркс, В. И. Ленин и др.)

А. Сен-Симон считал, что если социальные преобразования могут осуществляться лишь с помощью существующей власти, задача писателя и журналиста – подготовить перемену до того, как она станет проводиться в жизнь. Задачу публициста Сен-Симон видел в том, чтобы привлечь внимание к пути, на котором общество может достичь процветания: система способна измениться под воздействием силы морали и общественного мнения. Считается, что он одним из первых высказал догадку о роли печати как средства политической организации.

К. Маркс. Динамика становления политэкономических, философских и социологических взглядов Маркса отразилась в его представлениях о журналистике, которая рассматривалась им как важнейшее средство политической борьбы. В соответствии с основной парадигмой своего материалистического учения об обществе он отстаивал принцип партийности печати, ее открыто провозглашенную связь с интересами пролетариата. Несмотря на доминирование в марксизме политического подхода к журналистике, ее социальная конкретность никогда не ускользала из поля зрения Маркса и Энгельса.

Итальянский мыслитель и политик А. Грамши, французский философ Л. Альтюссер уделили особое внимание социально-экономическим структурам общества и механизмам воспроизведения идеологии. А. Грамши отмечает, что СМИ вовлечены в процесс «инкорпорирования» – введения основных составляющих мировоззрения во все базовые структуры общества, что помогает доминирующим группам представлять свои интересы, прежде всего экономические, как интересы всего общества. Идеологические государственные аппараты вносят свой вклад в поддержание «капиталистических условий эксплуатации» (Л. Альтюссер), причем в сфере идеологии аппараты коммуникации играют важную роль в сохранении существующего порядка.

Алексис де Токвиль.

Пресса в Америке обладает огромным влиянием. Под ее воздействием оживляется политическая жизнь во всех уголках этой обширной территории. Именно пресса своим бдительным оком выслеживает, а потом извлекает на свет божий тайные двигатели политики и вынуждает общественных деятелей поочередно представать перед судом общественности. Именно она объединяет интересы вокруг некоторых доктрин и формулирует кредо партий; именно благодаря прессе партии ведут диалог между собой, не встречаясь при этом.

А. де Токвиль писал, что в современном мире свобода прессы служит основным конструктивным элементом свободы.

В. И. Ленин – принципиальный противник свободы мысли, свободы слова, свободомыслия вообще. Отсюда и изданный им декрет о трибуналах для печати, появившийся почти сразу же после октябрьского переворота. Согласно этому декрету был учрежден особый революционный трибунал по борьбе с преступлениями... против народа, совершаемыми посредством печати.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.