Политической модернизации
План
14.1 Сущность политической модернизации. Трудности реформирования
14.2 Роль образования и положение женщин
14.3 Проблема политического руководства (социально-психологические аспекты)
14.4 Индексы человеческого развития.
Список литературы
1. Беляева Г.Ф., Горшкова И.Д., Костикова И.В. Университетские женщины. Штрихи к портрету // Общественные науки и современность, 2000, №2, с.178 – 185
2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2002.
3. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и ХХI веков // Педагогика, 2002, №10.
4. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выразить свои интересы. – М, 2002
5. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П.Колесова (экономический факультет МГУ имени М.Ломоносова) и Т.Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). – М.: Права человека, 2000. – 464с.
6. Шокаманов Ю.К. Тенденции человеческого развития в Казахстане. – Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001. – 348с.
7. Учебный курс по проблеме снижения бедности (для институтов повышения квалификации). – Астана, 2002. – 64с.
8. Информационный бюллетень Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан. №4 – Астана, 2002. – 100с.
Цель – определение социально-психологических аспектов политической модернизации
Сущность политической модернизации составляет процесс вовлечения традиционных и развивающихся стран в современную мировую цивилизацию, мировое сообщество, мировую постиндустриальную фазу общественной эволюции. Исторический опыт многих стран, уже прошедших этот путь (Германия, Италия, Япония, Южная Корея, Чили, Таиланд и др.) свидетельствует, что главной трудностью здесь является необходимость органически включить, «переварить» универсальные ценности модернизации на основе своей национальной специфики. Возникает противоречие, даже конфликт между этими универсальными ценностями и национальными ценностями развивающегося государства. Цели и ценности модернизации, вторгаясь в сложившуюся традиционную структуру, в ментальность того или иного государства порождает социальное недовольство, брожение, перенапряжение структур и механизмов власти. Поэтому важнейшая и труднейшая задача власти на всех уровнях состоит в том, чтобы найти и реализовать способы встраивания традиционной социокультуры страны в логику общественных преобразований. Ни игнорирование традиций, ни гоночный характер реформ психологически непосильны для человека традиционного и переходного общества. Это обстоятельно является глубокой основой противоречий и кризисов переходного периода в процессе политической модернизации.
Существуют и другие противоречия. Эти противоречия порождают трудности и кризисы в развитии политической модернизации. Назовём главные из них. «Кризис идентичности» обусловлен распадом идеалов и ценностей, лежащих в основе ранее доминирующей политической культуры, что заставляет людей искать новые социальные и духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и в своих связях с государством, пересматривать своё отношение к традициям, прошлому опыту. Особенно остро кризис идентичности переживается людьми в переходных обществах с полиэтнической и мультисоциальной структурой, с массовой миграцией населения, вызванной трудностями переходного периода.
«Кризис участия» связан с появлением новых растущих социальных групп в обществе с их специфическими интересами, потребностями и ожиданиями (менеджеры, предприниматели, фермеры и др.), с появлением у них элит и лидеров, для которых естественным является стремление разделить власть с лидерами и элитами «старых» социальных структур. В результате идёт постоянная борьба за передел собственности и власти.
«Кризис легитимности» возникает в результате рассогласованности целей и ценностей правящего режима с представителями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и другими ценностями массового сознания. Соответствие целей режима массовым представлениям способствует поддержке и легитимности правящих структур, а несоответствие – падению легитимности и дестабилизации государственности. Особенно трудно поддерживать легитимность власти в период реформ, осуществление которых всегда требует проведения непопулярных мер (например, повышение цен, хотя и временно). Это противоречит социальным ожиданиям большинства граждан, которые хотят получать ощутимые блага от проводимого властью нового курса немедленно. Возникают также противоречия между изменившимися стандартами и способами потребления (ориентируемых теперь зачастую на западные образцы) и невозможностью для власти реализовать эти стандарты в силу неразвитости экономики страны и других многочисленных проблем реформируемого общества. В итоге нарушается национальное согласие между властью и обществом, утрачивается легитимность власти, что ведёт к невыполнению её распоряжений.
Преодоление кризисов и связанных с ними трудностей процесса модернизации требует соблюдения, по крайней мере, следующих условий: а) компетентность политических лидеров, способность власти твёрдо проводить свой курс, несмотря на давление политических сил справа и слева; б) выделение качественно различных непродолжительных тактических этапов и задач в процессе реформирования, которые, продвигая потихоньку реформу вперёд, не способны вызывать резкого сопротивления, как противников курса, так и населения в целом; в) точный выбор времени для проведения реформы, которое определяется рациональной оценкой расстановки политических сил; г) признание и практическое применение компромисса, консенсуса в качестве основного инструмента политики. Либеральное направление в теории политической модернизации видит выход в развитии местного самоуправления и добровольных ассоциаций во всех сферах, целенаправленном формировании гражданского общества. Однако этот путь требует длительного времени и мудрой долговременной государственной политики. Реальное положение в переходных обществах всегда очень сложно и ненадёжно. Поиски компромисса, национального согласия осложняются низкой политической культурой общества и прежде всего его лидеров, слабым развитием политических партий, нечётким разделением властных функций, неясным осознанием своих потребностей и интересов как новыми, только нарождающимися, так и традиционными социальными группами, усталостью населения, его политическим абсентеизмом (лат. - отсутствием).
Из всего сказанного следует, что проведение курса политической модернизации в любой развивающейся стране, в том числе и в Казахстане, требует от политиков, особенно лидеров, высочайшего профессионализма и политического искусства. Здесь необходима как опора на традиционные экономические и социально-политические структуры, традиции национальной политической культуры, так и открытость мировым образцам, инновациям во всех сферах жизнедеятельности государства. Как показывает исторический опыт, политика модернизации требует оптимального сочетания преимуществ авторитарных, жёстких методов управления и гибкой либеральной политики консенсуса, национального согласия, широкого вовлечения народа в процесс реформирования общества.
Социальные проблемы женщин — суть в равной степени проблемы статуса и осознания ролей мужчины и женщины в социуме. В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала такое же подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Короленко). В Стране Советов господствовал миф о суперженщине: женщине-матери, работнице и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительное и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту». Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определенную сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии — сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну. В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, ее глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в 18 веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии коренится истинное возвышение женщины».
Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы.
Во второй половине ХХ века расширилось участие девушек и женщин в сфере образования. К настоящему времени отмечается достижение ими значительного прогресса в данной области. Возросшая активность женщин в образовании сопровождалась ростом публикаций и исследований по данной тематике. Специалистам разных областей знания представляется актуальной и интересной проблема доступности образования (Вульфсон Б.Л., 2002: Гендерные проблемы…, 2002; Ильин Е.П., 2002 и др.), а также положение женщин-преподавателей, их отношение к работе, возможность овладения женщинами любой профессией и другие вопросы, которые, в целом, можно обозначить как тему «Женщины и образование». Многие авторы отмечают, что в большинстве стран в силу действия ряда экономических и социально-психологических факторов значительно расширился охват девушек средним и высшим образованием. Наряду с другими аспектами вопрос образования для женщин стал актуальным. Митина О.В. и Петренко В.Ф. изучили профессиональные предпочтения у российских и американских женщин и пришли к выводу: «Респондентки обеих стран высоко положительно оценивают для женщины наличие высшего образования и профессии высокой квалификации». Итак, первый пункт, на котором стоит сделать акцент – это доступ женщин к образованию. В правовом плане признано необходимым «предоставлять девочкам и женщинам базовое образование, непрерывное образование, возможность для получения грамотности и профессиональной подготовки»). Если в развитых странах данный вопрос стоит не так остро (статистические данные подтверждают солидную представленность женщин на разных ступенях образования), то в развивающихся странах неравенство между женщинами и мужчинами по-прежнему остается явным (Гендерные проблемы…, 2002; Ильин Е.П., 2002 и др.). В Казахстане большинство женщин считает, что они имеют равные с мужчинами права в возможности получить профессиональное образование (71,8%). При этом, по данным отечественных исследователей, в наиболее неблагополучных социальных слоях женщины подвергаются большей дискриминации по полу в области получения образования, чем благополучные женщины. Даже при достижении женщинами равного с мужчинами доступа к различным ступеням образования наблюдается устойчивая тенденция существования полотипизации занятий. «В сфере занятости имеет место асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре: ряд профессий являются практически либо мужскими, либо женскими». Девушки чаще посвящают себя гуманитарным наукам, языкам, текстильному ремеслу, сфере услуг, а юноши – техническим дисциплинам, прикладным наукам, профессиям, связанным с промышленным производством. Нужно сказать, что бывают исключения из правила и в последнее время их все больше и больше. Но в целом, если рассматривать доступ девушек и женщин к образованию и последующему трудоустройству, сегодня в мире по-прежнему сохраняется неравенство. Какие бы проблемы ни стояли перед женщинами сейчас и ранее на пути к получению образования, они внесли огромный вклад в развитие образовательной системы, преподавание в школах, вузах. В ходе истории складывается так, что те сферы деятельности, которые становятся малопрестижными и низкооплачиваемыми, постоянно феминизируются. Феминизация занятости, наряду со здравоохранением и социальным обеспечением, охватила и сферу образования. В наше время профессия педагога является «женской» (хотя в истории человечества это не всегда было так). Женщины составляют основную долю школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений. Процесс феминизации затронул не только школы, но и высшее образование. Но на руководящих должностях (на уровне принятия решений) женщины теряют свои лидерские позиции. Директорами школ, руководителями научных и учебных подразделений являются, как правило, мужчины. Многие авторы констатируют низкую доступность для женщин престижных профессий и должностей, связанных с ответственностью и принятием решений. В Казахстане наблюдаются разнонаправленные гендерные процессы. «С одной стороны, неоспоримы успехи высшей школы в воспроизводстве кадров высшей квалификации из числа женщин. С другой стороны, надо признать, что возрождаются некоторые патриархальные воззрения на роль женщины в обществе и науке». Обратимся к факторам, усугубляющим или улучшающим положение женщин, словом, влияющим на неравенство в образовании. Во-первых, по-прежнему сильны предубеждения и стереотипы (например, основное предназначение женщины – рожать детей, она должна быть хранительницей домашнего очага, женщины несерьезно заинтересованы в учебе, не способны на обдуманные действия и т.д.). «Конкретное содержание гендерных стереотипов может меняться во времени и пространстве, но принцип функционирования гендерной схемы остается универсальным: поляризация человеческих качеств и поведения на мужские и женские». Удивительным представляется факт, что стереотипы принимаются даже самими женщинами, против которых они направлены. Повышенная степень замкнутости, «непроницаемости» стереотипа превращает его в жесткий алгоритм переработки информации соответствующего содержания. А.Е. Чирикова, характеризуя российскую действительность, указывает на феномен культурной инерции, благодаря которому сдерживается вытеснение патриархальных стереотипов: «В силу культурных стереотипов женщина изначально мирится с подчиненной ролью в семье и на работе». А общественное мнение тем временем настаивает, что женщины не так компетентны в профессиональной сфере, как мужчины, менее заинтересованы в продвижении по службе. При устройстве женщин на работу или предоставлении им условий для учебы иррациональные установки могут проявляться откровенно либо в неявно выраженной форме. Второй фактор, тесно связанный с предрассудками и стереотипами, - двойная занятость женщин. Традиционная роль женщины предполагает ответственность по уходу за детьми и выполнение домашних обязанностей в семье. «Двойная роль женщин существенно влияет на перспективы их образования и занятости, сокращая время и жизненные силы, необходимые для высшего образования или профессиональной карьеры». Среди внешних факторов, улучшающих положение женщин, следует назвать, прежде всего, прогресс в области законодательства и меняющаяся структура рынка труда. Что касается законодательства, то одного его недостаточно: для его эффективной реализации необходима поддержка общественного мнения. Не менее значимо влияние женской исследовательской деятельности, которая стала значительно шире и разнообразнее (в развитых странах эта тенденция выражена в большей степени, чем в развивающихся)..
Индексы человеческого развития
В последнее десятилетие прошлого столетия политики стали больше внимания уделять человеческому измерению экономического развития. Этот факт отражен во всех программных и аналитических документах международных организаций (ООН, Всемирный Банк и др.), а Программа развития ООН (ПРООН) начиная с 1990 года издает специальные всемирные доклады о человеческом развитии. Предложенные ПРООН методики и измерители человеческого развития позволяют делать сравнительный анализ прогресса как отдельных стран, так и групп стран в этой области, рассматривать с этой точки зрения их экономическую и социальную политику.
Концептуальный подход к проблеме человеческого развития, разработанный группой экспертов ПРООН в конце 80-х годов прошлого столетия, рассматривает развитие человеческого потенциала как собственно цель и критерий общественного прогресса. При этом человеческое развитие может пониматься и как путь, позволяющий добиться увеличения производительности труда и дохода, но это увеличение приобретает ценность лишь тогда, когда оно действительно влияет на рост благосостояния людей.
В основе такого подхода – концепция «расширения человеческого выбора», центральная идея которой состоит в том, что благосостояние должно оцениваться по возможности людей вести такую жизнь, которую они считают достойной, а не по уровню дохода в расчете на душу населения. С этой точки зрения меняется взгляд на материальное богатство, которое зачастую рассматривается в качестве важнейшего условия развития страны. Согласно концепции человеческого развития, «людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни», вопрос в том, каким образом добиться наибольшей пользы от экономического развития для целей человеческого развития. Концепция человеческого развития требует:
- Увеличения инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействуя реализации способностей человека и его участию в производстве и распределении благ;
- Более справедливого распределения дохода и богатства, обеспечивая материальную основу развития человеческого потенциала;
- Достижения тщательной сбалансированности социальных расходов, всемерно укрепляя экономическую базу социальной сферы;
- Расширения возможностей людей осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сферах, уделяя особое внимание тем группам населения, чьи возможности были по тем или иным причинам ограничены.
О прогрессе, произошедшем в отношении к проблеме человеческого развития, можно судить из следующей цитаты профессора Мухаммеда Юнуса, основателя «Грамин-Банка» в Бангладеше, приведенной в Докладе о развитии человека за 1999 год: «Когда я утверждал, что помочь семье, которая ест один раз в день, стать семьей с двухразовым питанием, дать возможность женщине, не имеющей сменной одежды, приобрести себе второй комплект, – это чудо развития, надо мной смеялись. Мне снисходительно напоминали, что это – не развитие. Развитие – это рост экономики, говорили они; экономический рост принесет с собой все остальное. Мы работали в таких условиях, как будто занимались какой-то незаконной деятельностью. Когда увидел свет подготовленный ПРООН Доклад о развитии человека, мы почувствовали себя отомщенными. Мы больше не были своего рода «теневыми» предпринимателями, мы почувствовали свою принадлежность к основному руслу развития.
И, действительно, благодаря Докладам о развитии человека индекс развития человеческого потенциала (интегрированный показатель, в основе которого находятся показатели продолжительности жизни, образования и дохода на душу населения) довольно успешно используется, наряду с такими чисто экономическим показателем как ВНП в качестве критерия развития.
В Докладе о развитии человека в 1996 году нашла свое отражение идея бедности по возможностям. Она означает отсутствие или незначительность возможностей удовлетворения комплекса человеческих потребностей, прежде всего, ключевых: в долгой и здоровой жизни, в получении образования, в доступе к ресурсам, необходимым для достойной жизни, а не только низкий уровень дохода на душу населения. Национальный отчет о человеческом развитии в 2000 году был всецело посвящен проблемам бедности в Казахстане, и в нем впервые был приведен, помимо традиционного ИЧР, индекс бедности населения.
Итак, концепция человеческого развития объединяет решение вопросов производства и распределения товаров и услуг с решением вопросов формирования и использования способностей и возможностей людей, рассматривая развитие человеческих способностей как конечную цель общественного прогресса безотносительно к их влиянию на производство дохода. Концептуальная схема человеческого развития построена на следующих четырех основных элементах: продуктивность (с этой точки зрения экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития), равенство (не позволительна любая форма дискриминации людей по их участию в политической, социальной и экономической сферах), устойчивость (не оставлять финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, а также внутри каждого поколения), расширение возможностей. Вместе с тем смысл расширения возможностей человека в процессе развития заключается в том, чтобы жить долго и вести здоровый образ жизни, чтобы обрести знания, чтобы получить доступ к ресурсам, необходимым для обеспечения адекватных условий жизни, одновременно сберегая их для будущих поколений, обеспечивая безопасность жизни человека и выравнивая положение мужчин и женщин. На Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР, Каир, 1994) было признано, что страны принимают демографическую политику и политику в области развития, в основе которых лежат такие факторы, как качество жизни, личный выбор и права человека. В проводимой государствами политике учитываются такие аспекты, как нищета, продовольственная безопасность, использование ресурсов и последствия для окружающей среды; данные о численности населения, его распределении и темпах прироста используются для содействия достижению широкомасштабного развития, а не узкосекторальных целей. Каирская конференция, сформулировав более 10 принципов в области народонаселения, обогатила демографическую политику понятием репродуктивного права.
В 1995 году были приняты 2 декларации по вопросам народонаселения: Копенгагенская (о социальном развитии) и Пекинская (об улучшении положения женщин). Обязательства этих деклараций более детализировали отдельные моменты Платформы действий МКНР. Пекинская конференция определила главные принципы достижения гендерного равенства.
Нищета, отсутствие производительной занятости и социальная дезинтеграция оскорбительны для человека. Копенгагенская декларация о социальном развитии наметила 10 обязательств стран мира, среди которых:
- Создать такие экономические, политические, социальные, культурные и правовые условия, которые будут благоприятствовать социальному развитию людей.
- Достичь – благодаря решительным действиям на национальном уровне и на основе международного сотрудничества – цели искоренения нищеты в мире, которое является для человека этическим, социальным, политическим и экономическим императивом.
- Способствовать достижению цели полной занятости в качестве одного из основных приоритетов экономической и социальной политики и создавать для всех мужчин и женщин надежные и устойчивые возможности зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работы.
- Содействовать социальной интеграции путем формирования такого общества, которое было бы стабильным, безопасным и справедливым и которое основывалось на принципах поощрения и защиты всех прав человека, а также на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и уязвимых групп и лиц.
- Содействовать полному уважению достоинства человека и достижению справедливости и равенства в отношениях между женщинами и мужчинами и признавать и расширять участие и руководящую роль женщин в политической, гражданской, экономической, социальной и культурной жизни и в процессе развития.
- Содействовать достижению и реально добиваться целей всеобщего и справедливого доступа к качественному образованию, наивысшего достижимого уровня физического и психического здоровья и доступа всех людей к первичным медико-санитарным услугам, прилагая особые усилия для устранения неравенства, связанного с социальными условиями, и без различий по признаку расы, национального происхождения, пола, возраста или инвалидности; уважать и развивать общую культуру и своеобразные культуры; стремиться повышать роль культуры в развитии; сохранять главные основы сориентированного на человека устойчивого развития и содействовать полному развитию людских ресурсов и социальному развитию.
В сентябре 2000 г. прошел Саммит тысячелетия, на котором приняли участие 189 стран. Его участники – Главы государств и правительств – одобрили триединую задачу: добиться безопасности, победить нищету, оздоровить окружающую среду. На Саммите приняты, наряду со многими другими, такие важные для человечества и конкретные по своей постановке решения, как:
- сократить до 2015 года наполовину масштабы крайней нищеты во всех частях мира;
- создать условия к тому, чтобы к этому же сроку все дети планеты были охвачены начальным школьным образованием;
- сократить коэффициенты инфицированности ВИЧ среди молодежи на 25%;
- осуществить план действий «Города без трущоб», цель которого – улучшить условия жизни 100 миллионов обитателей трущоб к 2020 году.
ООН сформулированы 8 целей в области развития на пороге тысячелетия (они имеются в презентационном материале, касающемся роли ООН в снижении бедности).
Нельзя не упомянуть и о программе «Повестка дня на XXI век», принятой представителями 179 государств на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и представляющей собой глобальную программу социального и экономического развития человечества в этом столетии.
Показатели человеческого развития
Оценка человеческого развития строится на минимальном наборе базовых показателей, регулярно рассчитываемых по сопоставимой методике для экономически развитых и развивающихся стран. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из ключевых направлений (измерений или размерностей) человеческого развития или аспектов расширения человеческого выбора.
Три основные измерения человеческого развития – долголетие, образованность, уровень жизни – соответствуют трем ключевым проблемам – прожить долгую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни, - о которых уже шла речь, участвуют в расчете Индекса Человеческого Развития. Каждому из измерителей соответствует частный индекс – Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, Индекс доступности образования, Индекс дохода на душу населения.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия служит средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, исчисляемая в целом для мужчин и женщин.
Образованность представляет обретение способностей к получению и накоплений знаний, к общению, обмену информацией. Эти способности необходимы для полноправного участия в жизни современного общества и внесения в него своего вклада. В оценке образованности участвуют два компонента. Грамотность представляет собой необходимую предпосылку получения любого образования, и поэтому уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного измерения человеческого развития. Еще одним показателем является полнота охвата обучением (отношение числа учащихся к численности населения в возрасте от 5 до 24 лет) – он отражает результаты развития системы образования. Первый компонент в оценке имеет вес 2/3, второй – 1/3. С 1991 по 1994 год в качестве второго использовался компонент показатель средней продолжительности обучения.
Уровень жизни используется в качестве непрямого индикатора возможностей, не отражаемых другими измерениями человеческого развития. Для оценки материального уровня жизни как измерения человеческого развития используется показатель величины валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ППС). ППС – количество единиц национальной валюты, необходимое для покупки аналогичного набора товаров и услуг, который можно купить на 1 доллар в США. Дальше рассчитывается индикатор материального состояния – как десятичный логарифм величины ВВП на душу населения для реализации принципа «убывающей полезности дохода».
Индикаторы мониторинга бедности в Республике Казахстан нашли свое отражение в совместном издании ПРООН и Агентства РК по статистике с одноименным названием. Первый сборник вышел в свет в первой половине текущего года, в настоящее время готовится к выпуску второй сборник.
Равенство и его противоположность – неравенство – являются сложными многомерными категориями. Можно говорить о неравенстве (и соответственно о равенстве) в доходах и благосостоянии, получаемой полезности, политических свободах и правах, и.т.д. Для понимания всей системы неравенства в обществе необходимо изучать различия между отдельными социальными и демографическими группами, между странами и регионами этих стран.
Особое место среди различных видов неравенства занимает экономическое неравенство, под которым в первую очередь понимают различия между людьми и отдельными группами людей по величинам получаемых ими доходов и накопленному богатству. Естественным продолжением неравенства в доходах являются различия в уровне расходов и потреблении. Доход дает возможность людям покупать более разнообразные и питательные продукты, пользоваться более совершенными предметами и качественными услугами, которые нельзя создать в условиях домашнего хозяйства. Монетаризация общества ведет к тому, что потребление все большей части населения мира зависит от личного денежного дохода.
Природа экономического неравенства также достаточно многообразна. Но в целом причины, которыми оно вызывается, можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой целый ряд личностных характеристик людей, которые влияют на возможности получения того или иного уровня дохода и особенности потребления человека. Среди них: пол и возраст, семейное положение и стадия развития семьи, специфика потребностей и вкусов, способности и психологические черты, образование и т.д. Ко второй группе причин относятся особенности механизма распределения национального или мирового дохода и богатства или прямая дискриминация, которые обуславливают ограниченность доступа к ресурсам значительной части населения. Поэтому, для того чтобы установить истинные причины экономического неравенства, следует сравнить людей или группы не столько по показателям дохода или богатства, сколько по самому широкому кругу социальных, демографических, географических и других характеристик.
Бедность – одна из ключевых проблем современности – приходится родной дочерью неравенству в доходах.
В рамках теории человеческого развития распространена точка зрения, что более равномерное распределение богатства скорее ускоряет человеческое развитие, чем замедляет его. Эта позиция обосновывается как эмпирическими свидетельствами из опыта целого ряда стран (Япония, Тайвань (Китай), Швеция, Коста-Рика и др.), так и некоторыми теоретическими соображениями. В частности, закон убывающей полезности дохода объясняет, почему более эгалитарное (от французского "эгалите" – равенство) распределение дает больший эффект для человеческого развития. В этом случае при прочих равных условиях ускоренно прогрессируют бедные группы населения. Отдача от прироста дохода для здоровья и образования у богатых ниже, чем у бедных.
На долю самых богатых государств в 1990-х годах приходилось примерно 85% общемирового ВНП, мировой торговли, мировых внутренних сбережений и капиталовложений. Доля наиболее бедных 20% населения мира составляет в общемировом валовом национальном продукте около 1,5%, а по таким позициям, как мировая торговля, внутренние капиталовложения и сбережения, не превышает 1%.
Масштабы неравенства в мире красноречиво отражает соотношение между доходами бедных людей в наиболее богатых странах и среднедушевыми доходами других государств. Так, годовой доход человека из нижней, самой бедной децили (10%) населения США был равен примерно 5800 долл. Эта величина превышает среднедушевые доходы в более чем 120 государствах мира, включая Россию и другие республики бывшего СССР. Уровень доходов бедных в Японии – стране с более эгалитарным распределением – соответствует уровню доходов в странах, входящих в третий десяток по показателю ВВП на душу населения (Корея, Чили, Греция). Доход на душу населения беднейших 20% населения в Японии в 130 раз превышает аналогичный показатель уровня жизни в Танзании.
Ключевые термины по теме лекции: мировой политический процесс, международные политические институты, внешняя политика, международное право, политический спор, социальная модернизация, феминизм, эгалитаризм, индекс человеческого развития.
Тесты для самоконтроля
1. Процесс вовлечения традиционных и развивающихся стран в современную мировую цивилизацию, мировое сообщество, мировую постиндустриальную фазу общественной эволюции составляет сущность: (политической модернизации; процессов демократизации; процессов глобализации)
2. Различия между людьми и отдельными группами людей по величинам получаемых ими доходов и накопленному богатству представляет собой: (экономическое неравенство; социальное неравенство; гендерное неравенство; правовое неравенство)
3. Три основные измерения человеческого развития: (долголетие, образованность, уровень жизни; долголетие, образованность, уровень культуры; уровень смертности, образованность, уровень жизни)
4. В 1995 году была принята Пекинская декларация по вопросам народонаселения. Основная направленность этой декларации: (о социальном развитии; об улучшении положения женщин; о половом неравенстве; о расовой дискриминации)
5. В 1995 году была принята Копенгагенская декларация по вопросам народонаселения. Основная направленность этой декларации: (о социальном развитии; об улучшении положения женщин; о половом неравенстве; о расовой дискриминации)
6. Концептуальная схема человеческого развития построена на следующих основных элементах: (продуктивность, равенство, устойчивость, расширение возможностей; активность, равенство, устойчивость, расширение возможностей; продуктивность, равенство, динамичность, расширение возможностей).
7. Что составляет основу принципа равенства концептуальной схемы человеческого развития (не позволительна любая форма дискриминации людей по их участию в политической, социальной и экономической сферах; не оставлять финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, а также внутри каждого поколения; экономический рост, динамика занятости и оплаты труда).
8. Что составляет основу принципа продуктивности концептуальной схемы человеческого развития (не позволительна любая форма дискриминации людей по их участию в политической, социальной и экономической сферах; не оставлять финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, а также внутри каждого поколения; экономический рост, динамика занятости и оплаты труда).
9. Концепция человеческого развития требует: (Увеличения инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействуя реализации способностей человека и его участию в производстве и распределении благ; распределения дохода и богатства, согласно личному вкладу; расширения возможностей людей осуществлять свой выбор в профессиональной сферах).
10. Чем обусловлен «кризис идентичности»: (распадом идеалов и ценностей, лежащих в основе ранее доминирующей политической культуры, что заставляет людей искать новые социальные и духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и в своих связях с государством; появлением новых растущих социальных групп в обществе с их специфическими интересами, потребностями и ожиданиями, с появлением у них элит и лидеров, для которых естественным является стремление разделить власть с лидерами и элитами «старых» социальных структур; рассогласованностью целей и ценностей правящего режима с представителями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и другими ценностями массового сознания).
Тема 15