Истинное значение древней доктрины «Падения Ангелов» в ее антропологическом и эволюционном смысле содержится в Каббале и она объясняет Библию. Оно прежде всего может быть найдено в Книге Бытия, если последнюю прочесть духом, устремленным к нахождению истины, не принимая во внимание догм и не имея предвзятых мыслей. Это легко можно доказать. В Книге Бытия (VI гл.) и по Еноху, «Сыны Бога» – Б'не Алейм – проникаются любовью к дочерям людей, сочетаются с ними и открывают своим женам тайны, незаконно узнанные ими в Небесах; и это есть «Падение Ангелов»[530]. Но чем в действительности является сама Книга Еноха, из которой автор Откровения и даже св. Иоанн, автор Четвертого Евангелия[531], так щедро приводили выдержки в своих писаниях? Просто Книгой Посвящения, выдающей в аллегориях и в осторожных выражениях программу некоторых Архаических Мистерий, совершавшихся во внутренних храмах. Автор «Sacred Mysteries among the Mayas and Quiches», весьма справедливо предпосылает, что так называемые «Видения» Еноха относятся к его (Еноха) переживаниям при посвящении и к узнанному им в Мистериях; но в то же время он высказывает ошибочное мнение, что Енох знал их до своего обращения в христианство (!!). Кроме того, он полагает, что книга эта была написана «в начале христианской эры, когда… обычаи и религия египтян находились уже в упадке»! Это вряд ли возможно, ибо Иуда в своем Послании[532] приводит места из Книги Еноха; и потому, как замечает это архиепископ Лаврентий, переводчик Книги Еноха с эфиопского изложения, книга эта… «не могла быть произведением писателя, который жил после… или даже был современником» писателей Нового Завета, если только, действительно, Посл. Иуды и Евангелия и все, что следует за ними, не были также произведениями уже установленной Церкви – что, как говорят некоторые критики, не является невозможностью. Но сейчас нас больше интересует «Падение Ангелов» Еноха, нежели сам Енох.
В индусском экзотеризме эти Ангелы (Асуры) также объявлены, как «Противники Бога»; как те, которые отказываются от жертвоприношений и почитании, воздаваемых Дэвам. В христианской теологии их вообще именуют «Падшими Духами», и героями различных противоречивых легенд, почерпнутых из языческих источников. Coluber tortuosus, «Змий извивающийся», наименование это, как говорят, получившее свое начало у евреев – имело совершенно иной смысл до искажения его римской церковью; среди других, чисто астрономическое значение.
«Змию, низвергнутому с небес (de orsum fluens), приписывалось владение ключами Царства мертвых (του̃ θανάτου άρχή) до дня, когда Иисус увидел его падающим, «как молния…… с небес»[533], вопреки толкованию католиками слов «cadebat ut fulgur». На самом деле это означает, что даже «дьяволы подчинены Логосу» – который есть Мудрость, но в то же время, как противник невежества, Сатана или Люцифер. Это замечание относится к Божественной Мудрости, падающей подобно молнии, и тем вызывая к деятельности разум тех, кто борется с дьяволами невежества и суеверия. До того времени, когда Мудрость, в образе воплощающихся Духов Махат'а, спустилась с небес, чтобы оживить и пробудить Третью Расу к действительной сознательной жизни – человечество, если только оно могло быть названо так в его животном, лишенном разума состоянии, конечно, было осуждено на моральную, так же как и на физическую смерть. Говоря об Ангелах, павших в зарождение, их называют метафорически Змиями и Драконами Мудрости. С другой стороны, если рассматривать христианского Спасителя в свете Логоса, то можно сказать, что он, подобно Кришне, как человек или же как Логос, спас тех, кто верили в Сокровенные Учения, от «вечной смерти» и победил Царство Тьмы или Ада, как делает это каждый Посвященный. Это есть человеческая, земная форма Посвященных и также – потому что Логос есть Христос – тот «принцип» нашей внутренней природы, который развивается в нас в Духовное Ego – Высшее Я, – образующееся из нерасторжимого слияния Буддхи, шестого принципа, с пятым[534], духовным расцветом Манаса. Логос является пассивной Мудростью в Небесах и сознательной, самодеятельной Мудростью на Земле» – так учат нас. Это есть бракосочетание «Небесного Человека» с «Девою Мира» или природою, как это описано в Пэмандре; результатом которого является потомство их – бессмертный человек. Именно это называется в Откровении Св. Иоанна[535] бракосочетанием Агнца с его Невестою. Это «жена», ныне отождествленная с католической церковью, благодаря произвольным толкованиям ее приверженцев. Но они, по-видимому, забыли, что ее «одежды» могут быть «чисты и белы» снаружи, подобно «выбеленным гробам», но гниение, которым она исполнена внутри, не есть «праведность святых»[536], но скорее кровь тех святых, которых она «предала смерти на Земле»[537]. Таким образом, замечание, сделанное великим Посвященным в Евангелии от Луки, – указывающее аллегорически на луч озарения и разума, подобно молнии, падающей с небес в сердца и умы обращенных к древней Религии Мудрости, представленной тогда в новом аспекте мудрым галилейским Адептом[538], было искажено вне всякой узнаваемости, так же как и Его личность, и обращено в одну из самых жестоких и губительных теологических догм.
Но если лишь западная теология обладает патентом и правами автора на все касающееся до Сатаны, – во всем догматическом ужасе этого вымысла, – другие народы и религии совершили одинаковые ошибки в своем ошибочном толковании положения, которое является одним из наиболее глубоко-философских и идеальных понятий древней мысли. Они исказили и, в то же время, дали намек на правильное значение его в своих многочисленных аллегориях на эту тему. Также и полу-эзотерические догмы древнего индуизма не преминули развить весьма изобразительные символы и аллегории, касающиеся восставших и падших Богов. Пураны наполнены ими; и мы находим прямой намек на истину в Вишну Пуране в частых намеках Парашара на всех этих Рудра, Риши, Асура, Кумар и Муни, которые должны рождаться в каждом веке – воплощаться в каждой Манвантаре. Эзотерически это равносильно тому, что сказать, что «Пламена», рожденные от Всемирного Разума или Махата, в силу таинственной работы Кармической Воли и импульса закона Эволюции, спустились – без всякого постепенного перехода – на эту Землю после того, как они пробились, как это сказано в Пэмандре, через «Семь Кругов Огня» или, иначе говоря, через семь промежуточных Миров.
Существует Вечный Закон Циклов перевоплощений и во главе этих серий, при начале каждой новой Зари Манвантары, стоят те, которые отдыхали от воплощений в предыдущих Кальпах на протяжении неисчислимых Эонов – то есть, высшие и самые ранние Нирвани. Именно, это и была очередь этих «Богов» воплотиться в настоящей Манвантаре; потому и присутствие их на Земле и происшедшие отсюда аллегории; отсюда также и искажения первоначального смысла[539]. Боги, «павшие в зарождение», миссия которых была завершить Божественного Человека, позднее встречаются представленными в виде демонов, злых духов и врагов, в борьбе и войне с Богами или безответственными исполнителями единого Вечного Закона. Но ни одна из тысячи и одной аллегории[540] арийского мира не создала понятия таких сущностей, как дьяволы и Сатана христианской, еврейской и магометанской религий.
Истинное Эзотерическое воззрение на «Сатану» и мнение, которого придерживалась по этому вопросу вся древняя философия, превосходно изложено в Appendix'e, озаглавленном «Тайна Сатаны» ко второму изданию «Perfect Way» д-ра Анны Кингсфорд[541]. Нельзя было дать интеллигентному читателю лучшего и более ясного указания на истину, потому мы и приводим несколько выдержек:
«l. И на седьмой день [седьмое творение индусов][542] мощный Ангел устремился прочь от Лика Бога, полный гнева, ярости и истребления, и Бог дал ему власть над внешней сферой[543].
2. Вечность выявила Время: Беспредельность дала рождение Предельности. Бытие сошло в зарождение[544].
3. Среди Богов не было подобного ему, во власть которого вверены царства, мощь и слава миров.
5. Престолы и царства, династии царей[545], падение народов, рождение церквей, торжество Времени».
Ибо, как сказано в Гермесе:
«20. Сатана есть Хранитель Врат в Храме Царя: он стоял в преддверии Соломона. Он держал Ключи Святилища;
21. Чтобы ни один человек не мог войти туда, исключая помазанного, обладающего Тайным Учением Гермеса».
Эти изобразительные и величественные изречения относились древними египтянами и другими цивилизованными народами древности к творческому и зарождающему Свету Логоса – Гору, Браме, Ахура Мазде и т. д., как к первичным проявлениям Вечно-непроявленного Принципа, назовем ли мы его Эйн-Соф, Парабраман или Зервана Акернэ, или же Безграничное Время, Кала, – но значение его в Каббале ныне умалено. «Помазанник» – обладающий тайнами и мистериями Гермеса или Будха, Мудрости, и которому одному лишь доверяются «Ключи от Святилища», Утробы Матери, для того, чтобы оплодотворить ее и вызвать весь Космос к жизни и бытию, стал у евреев Иеговою, «Богом Зарождения» на лунной горе – Синай, горе Луны (Син). «Святилище» стало «Святая Святых», и сокровенная тайна была очеловечена и унижена до «фаллизма», низвергнута в материю, воистину. Отсюда возникла необходимость сделать из «Дракона Мудрости» «Змия» Книги Бытия; из сознательного Бога, нуждающегося в теле для прикрытия своей слишком субъективной Божественности, создать Сатану. Но «бесчисленные воплощения Духа» и «беспрерывный пульс и ток Желания»[546] относятся – первый к нашей доктрине Кармических и Цикловых Воплощений, второй – к Эросу, не к позднейшему Богу материальной физиологической любви, но к Божественному Желанию у Богов, так же как во всей Природе творить и давать жизнь Существам. И это могли совершить Лучи «Темного Пламени» (ибо оно невидимо и непостижимо), лишь сами спустившись в Материю. Потому, как гласит Appendix:
«12. Множество имен дал Господь ему [Сатане], имена сокровенные, тайные и ужасные.
13. … Противник, ибо Материя восстала против Духа, и Время осудило даже святых Господа.
28. Пребывай в страхе перед ним и не греши: произноси имя его в трепете…
29. Ибо Сатана есть Судья Справедливости Бога [Кармы]; он держит весы и меч.
31. Ибо ему доверены Вес и Мера, и Число».
Если мы сравним последнюю фразу с тем, что в Книге Ал-Казари раввин говорит Принцу, объясняя ему Каббалу, то найдем, что Вес и Мера, и Число в Сефер Иецире являются атрибутами Сефиротов (Три Сефрим или числа, цифры), покрывающими все коллективное число 10; и что Сефироты представляют собою коллективного Адама Кадмона, «Небесного Человека», или же Логоса. Таким образом, Сатана и Помазанник были отождествлены древнею мыслью. Потому:
«33. Сатана есть священнослужитель Бога, Владыка семи обиталищ Гадеса, Ангел проявленных миров».
У индусов эти обиталища представлены, как семь Лока или Сапталока Земли; ибо Гадес или же Лимбо (Чистилище) Иллюзии, из которого теология делает область, граничащую с Адом, есть просто наша сфера, Земля и, таким образом, Сатана именуется «Ангелом проявленных Миров».
Именно «Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом», и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом.
«Первый и «старший из богов» в порядке микрокосмической [божественной] эволюции, Сатурн (Сатана) [астрономически] есть седьмой и последний в последовательности макрокосмической эманации, будучи окружностью Царства, центром которого является Фэб [Свет Мудрости, или Солнце]».
Гностики были правы, называя еврейского Бога «Ангелом Материи» или тем, кто вдохнул (сознательную) жизнь в Адама, и планета которого – Сатурн.
«34. И Бог опоясал чресла его [кольца Сатурна], и имя пояса – Смерть».
В антропологии этот «пояс» означает человеческое тело с его двумя низшими принципами. Эти трое умирают, тогда как внутренний Человек бессмертен. Теперь мы приближаемся к тайне Сатаны.
«37. … Только на Сатане лежит позор зарождения.
38. Он утратил свое девственное состояние [так же как и Кумары по причине воплощения], раскрыв тайны небесные, он сковал себя.
39. Он окружает оковами и границами все сущее…
42. Армии Бога, близнецы (числом две): в небесах воинства Михаила; в бездне [проявленном мире] легионы Сатаны.
43. Это есть Непроявленное и Проявленное; свободное и скованное (в Материи); девственное и падшее.
44. И оба они, выполняя Божественное Слово, Служители Отца.
Потому:
«55. Свят и почитаем Саббат Бога; благословенно и священно имя Ангела Гадеса [Сатаны]».
Ибо:
«41. Слава Сатаны есть тень Господа [Бога в проявленном Мире]; престол Сатаны есть подножие Адоная [всего Космоса]».
Потому, когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога; она предает анафеме Бога, проявленного в Материи или в объективности; она проклинает Бога или же вечно-непостижимую Мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, Добро и Зло в Природе, единым способом, доступным ограниченному разуму человека.
Это есть, истинно, философское и метафизическое толкование или объяснение Самаэля или Сатаны, Противника в Каббале; те же положения и тот же смысл встречаются в аллегорических толкованиях всех других древних религий. Тем не менее, это философское воззрение не противоречит связанным с этим историческим рекордам. Мы говорим «историческим», ибо аллегория и мифические прикрасы вокруг ядра предания, ни в коем случае, не препятствует этому ядру быть рекордом действительных событий. Таким образом, Каббала, повторяя откровения незапамятных времен однажды универсальной истории нашей планеты и эволюции ее Рас, представила ее в легендарной форме различных рекордов, вошедших в содержание Библии. Ее историческое основание, хотя и в несовершенной форме, предлагается теперь на этих страницах Сокровенного Учения Востока; и таким образом, аллегорический и символический смысл Змия Книги Бытия объяснен, как «Сыны Мудрости» – или Ангелы из Высших Сфер, хотя все они и каждый из них принадлежит Царству Сатаны или Материи – раскрывшие людям тайны Небес. Отсюда также и все так называемые мифы, индусских, греческих, халдейских и еврейских Пантеонов оказываются построенными на факте и истине. Великаны в Книге Бытия оказываются историческими атлантами с острова Ланка и греческими титанами.
Кто может забыть тот факт, что когда-то Троя была объявлена мифом, Гомер, никогда не существовавшей личностью; а существование таких городов, как Геркуланум и Помпея, отрицалось и приписывалось просто баснословным легендам? Однако Шлиманн доказал, что Троя действительно существовала, и два последних города, хотя и погребенные долгие века под лавою Везувия, были воскрешены и снова живут на поверхности Земли. Сколько же еще городов и местностей, называемых «баснословными», стоят в списке будущих открытий, сколько еще личностей, рассматриваемых как мифические[547], станут, в один прекрасный день, историческими, это может сказать лишь тот, кто читает указы Рока в Астральном Свете.
Но так как положения Сокровенного Учения всегда сохранялись в тайне и читатель едва ли может надеяться, что ему будут показаны оригинальные тексты, если только он не будет принят в ученики, то пусть греческие и латинские ученые обратятся к оригинальным текстам Герметической литературы. Пусть они тщательно прочтут, например, первые страницы Пэмандра Гермеса Трисмегиста, и, несмотря на затемненность изложения, они увидят там подтверждение нашей доктрины. Там же они найдут эволюцию Вселенной, нашей Земли, названной «Природой» в Пэмандре, и всего остального, от «Влажного Принципа» или Великой Глуби, Отца-Матери – первой дифференциации в проявленном Космосе. Сначала «Всемирный Разум», который рука христианского переводчика в первоначальной передаче преобразила в Бога-Отца; затем «Небесный Человек»[548], великая Совокупность того Сонма Ангелов, который был слишком чист для создания низших Миров или же Людей нашей Планеты, но, тем не менее, которые все же пали в Материю в силу той же самой эволюции, как Второй Логос «Отца»[549].
Синтетически каждый Творящий Логос или «Сын, который един с Отцом», представляет собою «Воинство Правителей Мира». Даже христианское богословие изображает семь «Ангелов Присутствия», как Силы или же олицетворенные атрибуты Бога, которые, будучи созданы Им, так же как и Ману Брамою, стали Архангелами. Само римско-католическое понимание Божественного Правосудия, признавая в своем творящем Verbum Princeps Главу этих Ангелов (caput Angelorum) и Ангела великого Совета (magni consilii Angelus), тем самым признает тождественность Христа с ними.
«Сура стали А-сурами» – Боги стали Не-Богами – гласит текст; то есть Боги стали Врагами – Сатаною при буквальном чтении. Но теперь Сатана будет явлен в Сокровенном Учении, как аллегория Добра и Жертвы, как Бог Мудрости под различными именами.
Каббала учит, что Гордость и Самомнение – два главных советчика Своекорыстия и Эготизма – являются причинами того, что Небеса лишились трети своих божественных обитателей, мистически, и одной трети звезд, астрономически; другими словами, первое утверждение есть аллегория, а второе – факт. Первое, тем не менее, как это показано, тесно связано с человечеством.
В свою очередь, розенкрейцеры, которым тайный смысл предания был хорошо известен, сохранили его для себя, уча лишь, что все «творение» произошло и было следствием легендарной «Войны в Небесах», вызванной восстанием Ангелов»[550] против Творящего Закона или же Демиурга. Это утверждение правильно, но внутреннее значение его и посейчас является тайной. Стараться избежать дальнейших объяснений этой трудности, прибегая к покрову божественной тайны или же, объявляя грехом попытки проникнуть пути ее – значит ничего не сказать. Может быть, этого достаточно для верующих в непогрешимость Папы, но вряд ли это удовлетворит философский ум. Однако, истина, хотя и известная большинству ученых каббалистов, никогда не была выдана ни одним из них. Все они, как каббалисты, так и символисты, выказали чрезвычайное нежелание выдать первоначальный смысл Падения Ангелов. В христианине подобное молчание является только естественным. Ни один алхимик, ни один философ, во времена средневековья, не мог произнести то[551], что в глазах ортодоксальной теологии явилось бы страшным святотатством, ибо это немедленно привело бы их через «святой» Инквизиционный Суд к пыткам и костру. Но в отношении современных нам каббалистов и свободомыслящих дело обстоит иначе. Мы опасаемся, что у последних это лишь человеческая гордость, тщеславие, основанные на громогласно отвергнутом, но неизгладимом суеверии. С тех пор, как церковь, в своей борьбе с манихейством, изобрела дьявола и поместила теологического тушителя на блистающую божественную Звезду-Люцифера, «Сына Утра», создав, таким образом, самый гигантский из всех ее парадоксов, черный и мрачный Свет, миф этот пустил свои корни слишком глубоко в почву слепой веры, чтобы позволить в наш век даже тем, кто не согласен с ее догмами и смеется над ее наделенным рогами и копытами Сатаною, выступить смело и признать древность наиболее старого из всех преданий. В кратких словах предание это таково. Полу-эзотерически «Перворожденным» от Всемогущего – Fiat Lux – или же Ангелам Первичного Света было приказано «творить»; одна треть из них восстала и «отказалась»; тогда как те, которые «подчинились», как это сделал Фетахил – оказались неуспешными, что весьма знаменательно.
Чтобы понять отказ и неуспешность в их точном физическом смысле, следует изучить и понять Восточную Философию; следует ознакомиться с основными мистическими положениями ведантистов, относительно глубокого заблуждения приписывать функциональную деятельность Беспредельному и Абсолютному Божеству. Эзотерическая Философия утверждает, что во время Сандхья «Центральное Солнце» излучает Творческий Свет – так сказать, пассивно. Причинность латентна. И лишь во время активных периодов Бытия, оно вызывает поток беспрерывной Энергии, вибрирующие токи которой приобретают больше деятельности и мощи с каждою ступенью семеричной лестницы Бытия, по которой они нисходят. Следовательно, становится понятным, каким образом процесс «созидания» или, вернее, образования органической Вселенной, со всеми ее единицами семи царств, нуждался в разумных Существах – которые коллективно превратились в единое Существо или же Творящего Бога, уже дифференцированного из Единого Абсолютного Единства, которое не имеет никакого касания к условному «творению»[552].
Теперь ватиканский манускрипт Каббалы – единственная копия которого (в Европе), как говорят, принадлежала графу Сен-Жермену – содержит самое полное изложение Доктрины, включая своеобразное изложение, принятое люциферианами[553] и другими гностиками. И в этом пергаменте «Семь Солнц Жизни» показаны в том же порядке, в котором мы находим их в Саптасурья. Однако, только четыре из этих упомянуты в тех изданиях Каббалы, которые можно достать в общественных библиотеках, и то даже в более или менее затемненных выражениях. Тем не менее, даже это сокращенное число совершенно достаточно для свидетельства о тождественности происхождения, ибо оно относится к четверичной группе Дхиан-Коганов и доказывает, что теория эта произошла из Тайных Учений арийцев. Как это хорошо известно, Каббала не возникла среди евреев, ибо последние получили свои представления от халдеев и египтян.
Таким образом, даже экзотерические учения Каббалы говорят о «Центральном Солнце» и о трех второстепенных Солнцах в каждой Солнечной Системе – включая и нашу. Как это показано в искусном, хотя и слишком материалистическом, труде «Новые Аспекты Жизни и Религии», являющемся синопсисом воззрений каббалистов в глубоко продуманном и усвоенном аспекте.
«Центральное солнце… было для них [так же как и для арийцев] центром Покоя; центр, к которому в конечной результате должно было быть сведено все движение. Вокруг этого центрального солнца… «первое из трех системных солнц… вращалось на полярном плане»… второе, на экваториальном плане»… и лишь третье было нашим видимым солнцем. Эти четыре солнечных тела были органами, от деятельности которых зависит то, что человек называет творением, эволюцией жизни на планете Земля. Каббалисты полагали, что каналы или пути, по которым передавалось Земле воздействие этих тел, были электрическими… Лучистая энергия, исходящая из центрального солнца[554], вызвала к жизни Землю в виде водянистого глобуса… [влечение которого] как нуклея планетного тела было устремлено к [центральному] солнцу… в сфере притяжения которого оно было зарождено… Но лучистая энергия, одинаково электризируя обоих, удерживала их одно от другого, и, таким образом, она изменила движение устремления к центру притяжения в движение вокруг этого центра, который вращающаяся планета [Земля] пыталась достичь.
В органической клеточке видимое солнце нашло свою естественную утробу и создало посредством нее царство животное [развив сначала растительное], поместив, наконец, во главе его человека, в котором, благодаря оживотворяющему действию этого царства, оно зародило психическую клеточку. Но человек, помещенный, таким образом, во главе животного царства, во главе творения, был человеком животным, лишенным души, и человеком разрушающимся … Следовательно, человек, хотя, по-видимому, и являвшийся венцом творения, отметил бы своим пришествием конец творения; ибо творение, кульминировавшее в нем, пришло бы в упадок в случае его смерти»[555].
Это каббалистическое мировоззрение приведено здесь, чтобы показать совершенную тождественность его в духе с Восточной Доктриной. Объясните или дополните учение о Семи Солнцах семью системами Планов Бытия, центральными телами которых являются «Солнца», и вы имеете семь Ангельских Планов, «Воинство» которых коллективно является их Богами[556]. Они являются Главной Группой, разделенной на четыре Класса, начиная от Бесплотных в нисходящем порядке до Полу-плотных. Эти Классы непосредственно связаны – хотя и весьма различными способами, что касается до произвольных сношений и функций – с нашим человечеством. В только что приведенной каббалистической доктрине они числом три, синтезированные четвертым, первым и высшим, которое называется «Центральным Солнцем». В этом заключается великое различие между семитической и арийской космогонией – одна материализирует, очеловечивает тайны Природы; другая одухотворяет Материю, и физиология ее всегда подчинена метафизике. Таким образом, хотя седьмой «принцип» достигает человека через все фазы Бытия в чистоте и нераздельности элемента и безличного единства, но проходит через – Каббала учит, исходит из – Центральное Духовное Солнце и Группу Второго, Полярного Солнца, и оба они излучают в человека его Атму. Третья Группа, Экваториальное Солнце, цементирует Буддхи с Атманом и с высшими свойствами Манаса; тогда как Четвертая Группа, Дух нашего Видимого Солнца одаряет его Манасом и его носителем Кама Рупой или же телом страстей и желаний – двумя элементами Ахамкара, которые развивают индивидуализированное сознание, личное Ego. Наконец, Дух Земли в его троичном единстве, слагает физическое тело, привлекая к нему Духов Жизни и формируя его Линга Шарира.
Но все следует закону Циклов, эволюция человека так же как и все остальное, и порядок, в котором он зарождается, описан полностью в Восточных Учениях, тогда как в Каббале мы находим лишь намеки. Книга Дзиан, что касается до Первичного Человека, когда он был впервые создан «Неимевшим Костей», Бесплотным Создателем, гласит:
«Сначала Дыхание, затем Буддхи и Сын-Отображение [Тело] «сотворены» были. Но где была Ось [Срединный Принцип, Манас]? Человек осужден. Когда один только Нераздельный [Недифференцированный Элемент] и Вахан [Буддхи] – Причина Беспричинности – отрываются от проявленной жизни».
«Если только», поясняют Комментарии:
«Если только они не скреплены и не соединены посредством Срединного Принципа, Носителя личного сознания Дживы».
Другими словами два высших «принципа» не могут иметь индивидуальности на Земле, не могут быть человеком, если нет (а) Разума, Манас- Ego, чтобы осознать себя, и (b) земной, ложной Личности или Тела, эгоистических желаний и личной Воли, чтобы скрепить всю совокупность как бы вокруг Оси – чем на самом деле оно и есть – в физической форме человека. Именно, пятый и четвертый «принципы»[557] – Манас и Кама Рупа – составляют двойственную Личность; истинное бессмертное Ego, если оно ассимилировалось с двумя высшими принципами, и ложная преходящая Личность, так называемое майавическое или астральное тело, или животно-человеческая Душа, – оба эти принципа должны быть тесно слиты для полного земного существования. Воплотите Духовную Монаду Ньютона, привив ее к самому совершенному святому на Земле, в самом совершенном, какой только доступен вашему воображению, физическом теле – то есть, в теле, составленном из двух и даже трех принципов, из Стхула Шарира, Праны (жизненного принципа) и Линга Шарира, – но если в нем будут отсутствовать его срединный и пятый «принципы», вы создадите лишь идиота – в лучшем случае прекрасную тварь, лишенную души, пустую, бессознательную видимость, – «Cogito – ergo sum» не может возникнуть в мозгу подобной сущности, во всяком случае, на нашем плане.
Однако, имеются ученики, которые давно поняли философский смысл, лежащий в основании аллегории «О Падших Ангелах», столь обезображенную и искаженную римско-католической церковью.
«Царство духов и духовного действа, исходящее и являющееся продуктом воли духа, находится вне пределов царства душ [божественных] и божественного действа, по отношению к которому оно находится в противоположении и противоречии»[558].
Как сказано в тексте Комментария XIV:
«Изначала Бытия подобное рождает подобное и ничего другого, и эволюция, с ее ограниченными и условными законами, наступает позднее. Само-Сущие» [559] именуются «Творениями», ибо они появляются в Луче Духа, проявленном через мощь, свойственную его нерожденной Природе, которая вне Времени и [ограниченного или условного] Пространства. Произведения земные, одушевленные и неодушевленные, включая и человечество, ошибочно названы творением и тварями; они суть развитие [эволюция] Разъединенных Элементов».
Дальше:
«Небесный Рупа [Дхиан-Коган] создает [человека] по образу своему: это есть духовная идеация, следствие первой дифференциации и пробуждения мировой [проявленной] Субстанции; эта форма есть идеальное Само-Отображение; и это есть Человек Первой Расы».
Чтобы выразить это еще яснее, ограничивая объяснение лишь нашею Землею, обязанностью первых «дифференцированных» Ego – церковь называет их Архангелами – было сообщить Первичной Материи эволюционный импульс и направить ее творческие силы к образованию ее произведений. На это именно и намекают изречения, как восточной, так и западной традиции – «Ангелам было указано творить». После того, как Земля была подготовлена более низкими и материальными Силами, и ее три царства были достаточно продвинуты по пути «плодородия и размножения», высшие Силы, Архангелы или Дхиани вынуждены были законом эволюции спуститься на Землю, чтобы построить венец ее эволюции – Человека. Таким образом, «Само-рожденные» и «Само-сущие» выявили свои бледные Отображения; но третья Группа, «Огненные Ангелы», восстала и отказалась присоединиться к своим товарищам Дэвам.