Ислам освободил женщину от обязанности присутствовать на совместной молитве в мечети. Но в то же время он разрешил ей приходить в мечеть вместе с другими верующими. И женщина действительно приходила и молилась, стоя за посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Вот что рассказала духовная мать мусульман Аиша, да будет доволен ею Аллах: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Своё благодать, молился на заре и увидел, что с ним находятся женщины из числа правоверных мусульманок в своих покрывалах. После молитвы они возвращались в свои дома. И никто не знал, кто были эти женщины».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сокращал время своей молитвы, когда слышал, как плачет ребенок. Он понимал как беспокоится при этом женщина, слыша плач своего ребенка. В хадисе, достоверность которого подтверждена, он, например, сказал: «Когда я приступаю к молитве, мне хочется долго молиться. Но когда слышу плач ребенка, сокращаю её продолжительность, ибо знаю, как сильно печалится его мать из-за этого плача».
Поистине велика милость Аллаха, Он не вменил женщине в обязанность совершать молитву вместе с другими в мечети пять раз в сутки. Если бы Он предписал так, то это изнуряло бы её, создавая очень большие трудности. Это было бы тяжелым бременем на ее плечи. Поэтому она не в состоянии выполнять это каждый раз именно в мечети. Мы знаем, что и многим мужчинам это трудно четко соблюдать, т.е. молиться именно в мечети вместе с другими верующими. Они вынуждены совершать молитву часто там, где наступает время её - на рабочем месте, у себя дома. Что касается женщины, то домашнее хозяйство, заботы, связанные с мужем и детьми, не дают ей возможности пять раз в сутки покидать дом, более того, делают невозможным совмещать то и другое. Великая мудрость заключена в том, что предписание совершать молитву вместе в мечети относится только к мужчинам и что женщины освобождены от этого. Совершенно ясно, что предоставление женщине возможности совершать молитву дома, а не в мечети, предоставление ей права выбора - где молиться - благо для нее. Она по своему желанию может совершать молитву или дома, или пойти для этого в мечеть. Если она просит у мужа разрешение пойти в мечеть, то муж не имеет права запретить. Об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил во многих хадисах. Вот один из них: «Не воспрещайте женам посещать мечети, хотя благо для них - их дома». Или другой пример. «Если у кого-нибудь из вас жена попросила разрешения сходить в мечеть, то не воспрещайте это».
Мужчины подчинились указанию посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и всегда разрешали женщинам посещать мечети, если даже это и противоречило их мнению или настроению. Самым убедительным свидетельством этого является рассказ Абдаллы ибн Омара. Он говорил: «Жена Омара присутствовала в мечети на утренней и вечерней молитвах, когда там были и другие правоверные. Её спросили: «Почему ты приходишь в мечеть, ведь тебе известно, что Омару это не нравится и он ревниво относится к этому?» Женщина ответила: «Такое отношение воспрещается посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Он сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха».
В результате такого наставления со стороны благородного пророка и после его смерти женщины приходили в мечеть всякий раз, когда была такая возможность, совершали молитву, участвовали в призыве к совершению добра, слушали наставления и принимали самое активное участие в общественной жизни мусульманской общины.
Мечеть была и остается сейчас центром, освещающим правоверным мужчинам и женщинам движение по верному, истинному пути. В её чистом и просторном помещении соблюдается ритуал поклонения. С её минбаров передаются проповеди, наставления о том, как идти правильным путем. Мусульманская женщина с самого начала исламского призыва присутствовала и участвовала в совместных молитвах. Сохранилось очень много достоверных свидетельств, зафиксированных в письменном виде, которые подтверждают сказанное. Из них мы узнаем, что женщины присутствовали на пятничной молитве, молитве при затмении, молитве двух праздников (разговения и жертвоприношения). Она всегда отзывается на призыв муаззина придти в соборную мечеть на молитву.
В сборнике хадисов Муслима «Ас-Сахых» («Достоверный») говорится, что Умм Хишам бинт Харис ибн ан-Нуаман сказала: «Я слышала Священный Коран из уст самого посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он читал его каждую пятницу, когда выступал с минбара с проповедью перед правоверными».
Здесь же приводятся слова Умры бинт Абд ар-Рахман: «Я услышала Священный Коран от самого посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в пятницу. Он произносил его нараспев каждую пятницу».
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к пятничной молитве, особенно в том, что касается чистоты, было соответствующее наставление благородного пророка: «Те мужчины и женщины, которые идут на молитву в пятницу, пусть совершат полное омовение».
Из этих же текстов мы узнаем, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ими обоими Аллах, была на молитве при затмении вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Ей не все было ясно в речи пророка, и она обратилась с вопросом к мужчине, находившемуся близко от неё. Об этом случае говорится в хадисе, переданном аль-Бухари. Дочь Абу Бакра рассказала: «После молитвы при затмении посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обратился к присутствующим с проповедью и сказал о том, что в могиле человек подвергается огню адскому. Присутствующие зашумели, и из-за этого шума я не поняла конец высказывания. Когда шум стих, я обратилась с вопросом к стоявшему вблизи мужчине:
«Да благословит и тебя Аллах! Что сказал пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в конце проповеди?» Тот ответил: «Мне пришло откровение, что вы скоро подвергнетесь адскому огню в могилах из-за искушения со стороны ад-Даджаля».
У Бухари и Муслима приводится другая версия о том, что видела Асмаа. Она сказала: «Это было во времена пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать... Я управилась со своими делами и после этого пришла в мечеть. Там увидела посланника Аллаха стоявшим и встала с ним. Он стоял долго. Я почувствовала, что мне хочется сесть. Но я обратила внимание на слабую женщину и подумала: «Она слабее меня, поэтому я постою». Он совершил долгий поясной поклон. Затем выпрямился и вновь долго стоял. Со стороны могло показаться только что вошедшему, что он и не поклонялся в пояс. Затем он удалился. Солнце зашло. Он обратился к людям, выражая хвалу и прославление Аллаху...» В золотой период начала исламского призыва, т.е. во время жизни благородного пророка, исламская женщина глубоко разбиралась в вопросах культовой практики, всячески стремилась понять события, которые волновали мусульман в том, что касается их дольней и потусторонней жизни. Услышав призыв муаззина: «Все на молитву!», она тут же устремлялась в мечеть, чтобы послушать наставления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Вот что рассказывала Фатима бинт Кайс, одна из первых женщин-участниц хиджры: «Людей позвали на молитву. Я вместе с другими устремилась в мечеть. Там совершила молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него свою благодать. Я была в первом ряду среди женщин, стоявших сзади, после рядов мужчин».
Из подлинных, достоверных текстов отчетливо явствует, что женщина посещала мечеть во всех случаях. Эти посещения стали делом, решенным и привычным при жизни пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Однажды на женщину, шедшую в мечеть, было совершено нападение. Но случай этот не повлиял на мнение пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, не вызвал в нем чувства опасения относительно его разрешения женщинам посещать мечети. Это его разрешение, а также указание о недопущении запрета этого со стороны мужчин остались в силе. Он считал, что присутствие женщины в мечети, если даже и время от времени, очень полезно. Оно оказывает очень большое влияние на её душу и разум, на становление её как личности вообще, приносит плодотворные результаты.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, здраво оценивал условия, в которых находилась женщина, которая приходила молиться в мечеть. Поэтому он проявлял доброту, сокращая время совершения молитвы, если слышал плач ребенка, чтобы женщина не терзалась, как мы видели в приведенном выше хадисе. Однажды он задержал вечернюю молитву. К нему обратился Омар, да будет доволен им Аллах: «Женщины и дети уже спят». Пророк вышел и сказал: «Пусть только мужчины будут на молитве».
Имеется много достоверных хадисов, которые показывают, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, организовывал участие женщин в совместной молитве. Приведем в пример хадис, рассказанный Муслимом: «Лучший ряд у мужчин - первый, а худший - последний. Лучший ряд у женщин - последний, а худший - первый».
Или вот пример, приведенный аль-Бухари. Речь идет о предоставлении женщинам возможности выйти из мечети после окончания молитвы раньше мужчин. Хинд бинт аль-Харис передала, что Умм Саляма сообщила ей о том, как женщины во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, помолившись, вставали и уходили. Мужчины же вставали лишь после того, как вставал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
С течением времени число женщин, посещающих мечети, возрастало. Так, например, при Аббасидах они настолько заполняли внутреннее пространство мечети, что мужчины были вынуждены находиться при молитве сзади. Это было допущено решением имама Малика. Ибн аль-Касим сказал: «Я спросил Малика о присутствующих в мечети. Все внутреннее пространство мечети было заполнено женщинами и мужчинами. И что же, мужчины совершали молитву под руководством имама, находясь сзади женщин»? Он ответил: «Да, и не пришлось для них провести отдельную молитву».
Однако присутствие женщин в мечети для совершения молитвы не должно было стать причиной, отвлекающей мужчин от молитвы. Ведь ислам предписывает чистоту чувств и поведения в обществе мусульман. Если же присутствие женщины может отвлечь, если есть опасение, что возникнет соблазн, то в таком случае ей молитву совершать лучше всего дома. Об этом дает понять приведенный выше хадис со ссылкой на Ибн Омара. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: