По дороге в Гамбург - Бланкенезе, куда я ехал, чтобы выступить с лекцией в военном колледже Бундесвера, я прочитал книгу ливанского протестантского профессора Камаля Салиби “Библия пришла с Аравийского полуострова” (Лондон, 1985), в которой он, пользуясь методами лингвистической реконструкции названий географических мест, пришел к сенсационной теории происхождения Израиля... Исследователю удалось показать, что названия сотен поселений, рек и гор в Асире (Саудовская Аравия - прим. ред.) совпадают по их консонантной структуре с соответствующими названиями в Библии. Равным образом расстояния между этими объектами соответствуют описаниям, данным в Ветхом Завете. И, напротив, он не обнаруживает столь же убедительных свидетельств в географии Палестины.
И если верно, что идейная основа древнееврейской Библии, т.е. монотеизм, формировалась в Западной Аравии и что Ибрахим (Авраам), мир ему, жил там, то предания Ислама о том, что Мекку основала Хаджар, а Кааба первоначально была построена Ибрахимом и Исмаилом, приобретают огромную достоверность.
Естественно, что израильские ученые прилагают все силы, чтобы опровергнуть выводы К. Салиби, опасаясь за правовое обоснование создания государства Израиль. Как будто народ для создания своего достойного уважения отечества должен проживать в определенном регионе более 2500 лет.
Критики К. Салиби указывают на то, что в Палестине и южных от Хиджаза областях можно обнаружить достаточное количество общих древних названий. Однако подобную аргументацию нельзя считать решающей, поскольку известно, что переселенцы имеют обыкновение давать новым местам своего обитания названия тех мест, где они находились прежде. Достаточно вспомнить такие (американские) названия, как Бисмарк, Северная Дакота, Афины, Пенсильвания.
Важнее, однако, то, что метод К. Салиби позволил ему проверить многие коранические сказания об иудейских пророках и на такой основе прийти к выводу о том, что коранические тексты, касающиеся событий, приурочиваемых к библейским временам, - это не просто перенос усеченного библейского материала, фрагментарно почерпнутого из случайных устных пересказов (как склонны считать некоторые западные специалисты), но именно оригинальные по существу самостоятельные тексты в отношении библейских событий.
К. Салиби не только открыл первоначальное расположение Иерусалима в области Асир (аш-Шарим, в 35 км к северу от Нимаса) и Эдемского Сада (оазис аль-Джунейна в бассейне Вади Биша), но и сумел определить местоположение Содома и Гоморры, а также подлинного русла реки с первоначальным названием Иордан (на склонах горы Сарат).
Глава 3
Мусульманские ритуалы
и здоровье человека
Для правоверных мусульман эффект духовного оздоровления мусульманских ритуалов является очевидным. Но немусульман, не вкусивших сей “плод”,трудно убедить в истинности этого эффекта. Мы живем во времена, когда большинство людей склонно верить в собственные наблюдения, исследования и выводы, нежели в Божественные откровения. Поэтому мы в этой главе опишем результаты современных научных исследований относительно влияния некоторых мусульманских ритуалов на здоровье человека.
Следует подчеркнуть, что для правоверных мусульман положительное влияние религиозных ритуалов на здоровье не является определяющей мотивацией для их совершения. Для мусульман главное, что это веление Всевышнего Аллагьа. В то же время мусульмане убеждены, что веления Всевышнего Аллагьа не только не могут быть вредными для здоровья, но и имеют очевидную (для них) пользу для их здоровья.
Что же говорит по этому поводу современная медицинская наука?
Публикуем статьи кандидата медицинских наук, занимающегося исследованиями в этой области, ассистента кафедры общей гигиены и экологии человека Дагестанской государственной медицинской академии Магомеда Магомедова.
Влияние мусульманских ритуалов
на здоровье человека
Зная, какое значение придается в Исламе своевременному совершению ежедневного пятикратного намаза, я всем нутром ученого чувствовал, что, кроме бесспорного духовного эффекта, оно не может не иметь и чисто физического, оздоровительного эффекта.
Конечно же, его гигиенический эффект, как говорится, лежал на поверхности. Ислам вообще придает большое значение гигиене и чистоте. В Коране говорится, что “Аллагь любит чистых людей”. Один из хадисов (изречений) пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует) гласит: “Чистота - это половина веры”.
Что же еще, кроме гигиены? И я начал исследования в этой области. Работа на кафедре немедикаментозной терапии Дагмедакадемии в течение трех лет под руководством заведующего кафедрой, профессора К.Г. Махмудова облегчила мне проведение этих исследований. Я как раз тогда преподавал студентам Медакадемии физио- и китайскую рефлексотерапию.
Человек для науки все еще представляет малоизученный объект исследования. Только телесная составляющая человека изучена более или менее, а о его духовной составляющей еще мало информации. Эти исследования только-только начинаются. На сегодня известно, что человек - это сложнейший комплекс электромагнитных полей, меридианов, биологических ритмов и т.д. Внутренние органы человека тоже, в свою очередь, представляют собой сложнейшие биоэнергетические комплексы, и все они имеют неразрывную многоканальную двустороннюю связь с кожей, на которой расположены определенные точки, являющиеся своего рода “пультами управления” и “подзарядки” этих органов. Их называют биологически активными точками (БАТ).
Еще учась на первом курсе мединститута, я написал реферат на тему о биоритмах на основе книги опального в свое время ученого А. И. Чижевского “Земное эхо солнечных бурь” и других источников (Агаджанян и др). Хотя существование энергетического тела получило признание как на Востоке, так и на Западе и появились приборы, регистрирующие биополе организмов и меридианы биологически активных точек, в СССР в то время эта тема была из области нерекомендованных. По мнению наших идеологов тех лет, человек не должен был иметь душу или энергетическое тело, так как это противоречило материалистической (атеистической) идеологии.
После многих лет поисков мне удалось собрать литературу о биоритмах, БАТ на коже, меридианах на теле и т.д. и начать свои исследования. Я изучил эту область и знаком с мусульманскими ритуалами, поэтому для меня стал очевидным их оздоровительный эффект. Более того, по сравнению со сложившейся в нетрадиционной медицине недоступной “простым смертным” методикой лечения и профилактики болезней, мусульманские ритуалы более безопасны, универсальны, доступны и просты в исполнении, а также охватывают весь комплекс оздоровительных процедур.
Рефлексотерапия была известна в Китае еще 5 тысяч лет назад. Лекари учились этой науке 15-20 лет и более. Они использовали свои знания в основном для лечения болезней и только в редких случаях (по отношению к императорскому семейству) для их профилактики. Негативной стороной рефлексотерапии была травматичность, так как при этом применяли прижиганием и т.д. Методы и подходы рефлексотерапии и в наши дни остались теми же.
И как можно не восхищаться, увидев, как просто и гениально все это заменяется в Исламе. Сивак (зубочистка), например, массирует многочисленные БАТ в полости рта, а омовение - это не что иное как воздействие водой на БАТ и их гидромассаж. Движения во время омовения напоминают тщательно освоенные приемы саморегуляции, лечебно-профилактические процедуры, упорядочение циркуляции энергии в теле, ее дозированного накопления и расходования. Подавляющее большинство сильнодействующих БАТ расположено именно на тех частях тела, которые моются во время мусульманского ритуала омовения. И все это делает не лекарь, обученный годами, а каждый мусульманин самостоятельно. Кроме того, обязательность пятикратного намаза как бы обязывает мусульманина заниматься профилактикой заболеваний, не дожидаясь их развития. Добавим к этому, что сроки совершения намаза совпадают со сменой суточных биоритмов и периодами повышения активности БАТ.
Конечно же, только Всезнающий Создатель мог все это устроить так просто и гениально.
Сивак
Сивак - это ветки дерева сивак (мисвак), которыми мусульмане чистят зубы и массируют десна перед началом омовения и намаза и в некоторых других случаях. Применение сивака является Сунной Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует), то есть действием, которое он рекомендовал совершать.
В одном из хадисов говорится: “Сивак очищает рот, и это угодно Господу. Каждый раз при явлении мне (Пророку, мир ему - прим.ред) Жабраил наставлял меня применять сивак, я даже боялся, что применение сивака сделают фарзом (обязанностью). Если бы я не боялся обременить свой уммат (т.е. мусульманскую общину - прим.ред), я бы сделал это обязанностью”.
Помимо пользы духовной, сивак полезен человеку и с точки зрения сохранения его здоровья. Именно этот аспект пользы сивака мы и рассмотрим в данной статье.
Американские ученые недавно установили, что дерево сивак (мисвак) оказывает удивительное по эффективности воздействие на полость рта: только однократное его применение (мусульмане же применяют сивак трехкратно) убивает до 80% микроорганизмов, он предотвращает кариес, укрепляет десна и действие его длится до двух суток. В Тунисе и в некоторых других странах уже начат выпуск зубной пасты из сивака. Стоимость ее около 20 долларов.
Кроме этих чисто гигиенических эффектов, сивак действует и на биологически активные точки (БАТ), расположенные в полости рта, на границе десен и зубов. Эти точки регулируют работу пяти органов чувств (ушей, глаз, носа, языка и глотки), трех парных ячеек (клиновидных, верхнечелюстных, решетчатых), одной непарной пазухи (любой), височно-нижнечелюстного сустава, 28 спинальных нервов, регулирующих работу практически всех внутренних органов, мышц и суставов верхних и нижних конечностей. Эти точки также регулируют работу таких внутренних органов, как мочевого и желчного пузырей, печени, почек, желудка, поджелудочной железы, селезенки, легких, сердца, тонкого и толстого кишечников.
Массаж зон БАТ в полости рта при применении сивака снимает болевые синдромы, уменьшает нейрорефлекторное напряжение мышц при остеохондрозе. Регулярное применение сивака, помимо профилактики, регулирует 70 недугов человеческих, способствует также сохранению ясного ума и памяти до последних минут жизни.
Таким образом, только один сивак, совершаемый с верой в душе и с намерением на устах, заменяет простому смертному целую бригаду врачей, специализирующихся в разных областях.
Ритуальное омовение
Роль ритуального омовения, совершаемого перед намазом, с точки зрения гигиены и санитарии неоспорима.
Совершая ритуальное омовение, мусульмане вначале психологически настраиваются на его совершение во имя Аллагьа, то есть имеют соответствующее намерение (нийят), моют лицо, руки до локтей, протирают мокрыми руками голову и моют ноги. Причем соблюдение проведенного выше порядка его совершения тоже обязательно. Что же происходит в организме человека при совершении омовения таким образом, и как все это влияет на здоровье человека?
По китайской медицине, на человеческом теле имеются более 700 биологически активных точек, из них 66 точек являются сильнодействующими, и в рефлексотерапии за эти эффекты их называют точками агрессии, античными точками или точками первоэлементов. 61 из этих сильнодействующих точек расположена в зонах обязательного омовения перед намазом, остальные 5 точек расположены на ногах, между щиколоткой и коленом. Таким образом, если учесть, что при совершении омовения мытье ног до колен является сунной (то есть желательным), то получается, что каждый раз при омовении мусульмане совершают своего рода комплексную процедуру, включающую в себя гидромассаж БАТ, температурное и физическое воздействие на них. Причем очередность активизации и раздражения БАТ при омовении также оказалась оптимальной.
При омовении лица, не считая освежающего воздействия воды на терморецепторы кожи лица, происходит “перезарядка” таких органов, как кишечник, желудок и мочевой пузырь, оказывается положительное воздействие на нервную систему, половые функции и т.д.
При омовении рук до локтей происходит гидромассаж БАТ, расположенных на этих частях тела, что приводит к поднятию тонуса, успокоению сердца, усилению кровообращения и половых функций, нормализации работы легких, продолжается воздействие на кишечник и мочевой пузырь.
На моющейся при омовении части правой ноги расположены БАТ, связанные с костной системой, кишечником, нервной системой, поясничной областью, желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем, щитовидной железой, солнечным сплетением и т.д. Таким образом, при мытье правой ноги активизируются эти системы и органы и происходит нормализация их функционирования.
На моющейся части левой ноги расположены БАТ, связанные с гипофизом - органом, расположенным в головном мозгу, регулирующим работу желез внутренней секреции и контролирующим процессы роста, связанные с половыми железами и т.д.
Большое количество (более ста) БАТ расположено в области ушных раковин. Они представляют собой своего рода “пульт управления” всего тела. Известно, что омовение ушей является сунной (желательным) при совершении ритуала омовения. При этом происходит активизация 17 зон, расположенных внутри, и 5 зон с задней стороны каждой из ушных раковин.
При массировании точек, расположенных на ушах, происходит нормализация работы почти всех внутренних органов, снижение давления при гипертонии (на ушных раковинах расположены антигипертензивная и антиаллергическая зона), уменьшается или снимается зубная боль и боли при ангине.
Кроме того, следует отметить, что сила воздействия на БАТ тоже играет немаловажную роль. По требованию сунны, процесс омовения должен сопровождаться приложением определенных усилий, которые эквивалентны физическому состоянию совершающего омовение. И это тоже соответствует научным требованиям.
Вдумайтесь только: мусульманин, обучивший другого человека омовению и намазу за 2-3 дня (максимум за неделю), сам не догадываясь об этом, передает ему знания и секреты китайской медицины, а также методы их практического применения. По традиционной системе, как мы отметили выше, для этого понадобилось бы 15-20 лет.
Время намаза
По данным доктора медицинских наук Б.С. Алякринского, более 400 функций человеческого организма подчиняются биологическим часам. В течение суток происходит смена 50 малых и 5 больших периодов биоритмов. Смены пяти больших периодов биоритмов связаны с соответствующим влиянием диспозиции планет Солнечной системы. Самое интересное: время смены этих пяти больших периодов совпадает со временем пяти ежедневных мусульманских молитв (намазов).
При смене каждого из этих пяти периодов биоритмов вначале происходит открытие БАТ, в таком состоянии они остаются в течение 15 минут, после чего начинается постепенное их закрытие, которое продолжается около двух часов. Если вспомнить, что согласно хадису Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует) самым ценным является намаз, совершенный сразу по наступлении его времени, и что, в крайнем случае, если кто не успел совершить намаз вовремя, его можно совершить еще в течение определенного времени (примерно в течение 1,5-2 часов), то становится очевидным, что все это связано с режимом работы БАТ. Добавим к этому, что по Исламу весьма ценным во время намаза считается сосредоточение внимание и мыслей на Всевышнем и отключение от земных проблем и земных вопросов вообще. Понятно, что такое отключение от земных вопросов и сосредоточение на Всевышнем, причем, именно в периоды открытия БАТ, очень эффективно влияет на нервную систему, психику и на весь организм человека.
Влияние намаза на здоровье человека еще полностью не исследовано. Это тема для десятков научных диссертаций. Но о влиянии на кровообращение позы, при которой в намазе читается “АттахIияту” (то есть сидя на коленях), уже науке известно. В настоящее время во второй городской больнице г. Махачкалы, на кафедре Дагестанской медицинской академии как научное открытие используется методика пережатия бедренных артерий. При этом достигается дополнительное кровоснабжение внутренних органов, в первую очередь сердца и мозга.
Дело в том, что при обычном состоянии открыты лишь 30% кровеносных капилляров, а после пережатия артерии эта цифра увеличивается почти в два раза, то есть кровоснабжение внутренних органов увеличивается почти в два раза. Увеличение кровоснабжения, естественно, улучшает работу этих органов. Точно такой же процесс происходит и в позе при чтении “АттахIияту” в намазе.
Напоследок считаю необходимым отметить, что в данную статью включена только малая часть информации, которую я сумел собрать за последние десять лет.
В частности, здесь не приведена информация об усилении мыслительного процесса и контроля разума (связанного с корой больших полушарий) над эмоциями (связанными с подкоркой) у людей, совершающих намаз. Именно этой взаимосвязью во многом объясняется причина того, что проблемы, связанные с употреблением наркотических веществ, алкоголя и с другими негативными явлениями, гораздо меньше среди верующих подростков, совершающих намаз. Это только то, что я обнаружил при соответствующих исследованиях. Проведенные мною исследования можно назвать всего лишь попыткой приподнять занавес над величием и чудодейственностью, которыми обладают вера и предписания Ислама.
Уверен, что со временем инстинкт самосохранения и ответственность за будущие поколения приведут людей во всем мире к осознанию необходимости веры и соблюдения всех мусульманских ритуалов.
Уровень распространения наркомании, алкоголя, СПИДА, разных венерических болезней, рост болезней, связанных со стрессом, нервной системой, сердечно-сосудистой системой и т.д., в современном мире приближается к критической точке, после которой могут начаться непредсказуемые последствия. Все это должно заставить людей во всем мире, прежде всего ученых, признать спасительную роль Ислама для человека не только на том, но и на этом свете.
Исследование всего комплекса позитивного влияния намаза на организм человека - дело будущего. Надеюсь, что я не останусь один на этом фронте научной работы.
Магомед Магомедов,
кандидат медицинских наук.
Сходство и различие между
мусульманским постом
и голоданием
В последнее время широкую известность получило лечение многих болезней голоданием. Голодание уже стало одним из направлений в медицине, по всему миру открываются клиники, где лечат различные хронические болезни методом голодания. Практика показывает достаточно высокую эффективность лечения многих болезней по этому методу.
При голодании организм отдыхает от процесса пищеварения, усваиваются накопленные в нем питательные вещества, выводятся шлаки, активизируются обменные процессы, следовательно, освобождаются от “балласта” и мобилизуются многоплановые резервы организма.