Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из жизни иеросхимонаха Амвросия, оптинского старца




 

Много всегда говорили о прозорливости отца Амвросия. Он старался скрыть от людей этот свой дар и не имел обыкновения предсказывать. Но в тех советах, которые он давал, этот дар обнаруживался во всем своем непостижимом величии.

Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и ее обстоятельства, его душевное состояние и зачем он сюда пришел. Отец Амвросий расспрашивал своих посетителей, но внимательному человеку по тому, как и какие вопросы он ставит, было ясно, что батюшке известно дело. Но иногда, по живости природы, это знание высказывалось, что всегда приводило старца в смущение.

Не так давно к нему подошел молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. У старца был еще один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить: «Все болит, шибко болит», как старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?» – Но разом смутился и продолжал: «Ты ведешь-то себя хорошо ли, хороший ли ты сын? Не обидел ли?»

 

* * *

 

Вот образцы того, как действовал старец.

Парень из-под Тихоновой пустыни (верст 50 от Оптиной) задумал жениться, потому что старуха мать ослабела, а других женщин в доме не было. Пошел он в Успение к батюшке, а тот говорит: «Приходи в Покров». А мать дома сердится: «Только пугает старец – некогда прохлаждаться». В покров говорит батюшка: «Обожди до Крещения – тогда увидим, что будет», а мать дома пуще бранится. Настало Крещенье, а парень объявляет, что материной брани терпеть нет мочи. А батюшка ему в ответ: «Боюсь, что не послушаешь, а мой совет: никак тебе жениться не надо – обожди». Парень ушел и женился. После свадьбы месяца через два умер и осталась его жена без всяких средств.

 

* * *

 

Бедную мещанку за красоту просватал купец, а батюшка говорит матери: «Вашему жениху отказать надо». Мать так и вскинулась: «Что вы, батюшка, да нам и во сне такой не снился – послал Бог сироте, а ты отказать!» А батюшка в ответ: «Этому откажите – у меня для дочери твоей другой жених есть, лучше этого». – «Да какого ей лучше надо: не за князя ей выходить!» – «Такой у меня великий жених, что и сказать трудно, откажите купцу!» Купцу отказали, а девушка внезапно заболела и умерла. Тогда поняли, о каком женихе говорил батюшка.

 

* * *

 

Приезжают к батюшке две сестры. Младшая – невеста, влюбленная, счастливая, с детства радостного настроения; старшая – тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословить ее выбор, а другая – просит пострижения. Батюшка невесте подает четки, а старшей говорит: «Какой монастырь! Ты замуж выйдешь – да не дома – вот тебе что!» и назвал губернию, куда они никогда не ездили. Обе возвращаются в Петербург. Невеста узнает, что любимый человек ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре одной инокинею стало больше.

Между тем старшая получила письмо из дальней губернии, от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству какого-то монастыря. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе. У этой тетки она познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходившим к ней по характеру и вышла за него замуж.

 

* * *

 

У одного близкого к батюшке монаха сестра замужем за помещиком, часто посещавшим Оптину. Однажды батюшка заводит такой разговор:

– Говорят (батюшка очень любил употреблять это «говорят» для прикрытия своей прозорливости) – говорят, около тебя имение выгодно продается: купи.

Помещик удивился.

– Продается, батюшка – и как бы хорошо купить, да это мечта одна: имение большое, просят чистыми деньгами, а у меня денег нет.

– Денег, – повторил тихо батюшка, – деньги-то будут. Потом они перешли к другим разговорам. На прощание отец Амвросий сказал:

– Слышишь – имение-то купи. Помещик отправился домой на своих лошадях. По дороге жил его дядя, богатый, но страшно скаредный старик, избегаемый всею родней. Так случилось, что пристать было негде и пришлось заехать к дяде. Во время беседы дядя спрашивает:

– Отчего ты не купишь имение, которое около тебя продается, хорошая покупка! А тот отвечает:

– Что спрашивать, дядюшка? Откуда мне столько денег взять?

– А если деньги найдутся: хочешь взаймы дам? – Племянник принял это за шутку, но дядя не шутил. Имение было куплено, и новый владелец приехал распорядиться. Не прошло еще и недели, барину докладывают, что пришли купцы торговать лес. Лес этого имения они хотели купить не весь, а часть его. Стали говорить о цене. «Мы с тобой торговаться не будем – цену сразу поставим» и назвали ту цену, за которую было куплено все имение.

 

* * *

 

Таковы случаи прозорливости, которые доказывают прямое знание известных событий, мыслей и чувств, никому не открывавшихся. Такая прозорливость старца часто обнаруживалась для отдельных лиц на так называемых общих благословениях. Старец обходил ожидавших его благословения людей, внимательно вглядываясь во всякого, осеняя крестным знамением и некоторым говоря несколько слов. Часто он, обращаясь ко всем, рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-нибудь из присутствующих. Это был чудесный способ общения с людьми в том, чего они ему не высказывали, но что ему было открыто.

Отец Амвросий знал не только чувства тех, кто находился пред ним, ему было известно настроение тех, кто приходил в первый раз; когда ему докладывали, он уже знал, привела ли к нему нужда или любопытство – надо ли принять поскорее или смирить ожиданием. Кто был внимателен к себе, тот замечал, что чем тяжелее была ноша, с которою шли к батюшке, тем ласковее был его привет, хотя было темно и не было видно выражения лица приходящего.

Как и дар прозорливости скрывал отец Амвросий и дар исцелений. Он имел обычай посылать купаться в целебный колодезь Тихоновой пустыни и отнимать у себя всякую славу.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2220 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.