Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ключевского и Г. В. Плеханова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В. О.

КЛЮЧЕВСКОГО И Г. В. ПЛЕХАНОВА

Непрерывное развитие социологического знания делает необходимым исследование процесса становления, институционализации и дальнейшего развития социологии как науки в России. Процесс этот является актуальным, поскольку в социологии, в силу её мультипарадигмального характера, «старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью навсегда» [3, с. 15]. Особое внимание при этом необходимо уделить исследованию и переосмыслению дореволюционного этапа развития социологического знания в России, для которого характерно существование ряда различных школ и направлений, этапа, наследие которого, в силу ряда причин, до сих пор изучено не в полной мере.

Временем появления социологии в России традиционно считается «эпоха великих реформ Александра II». На первой стадии развития русская социология, как и европейская, основывается на позитивизме. Она выступает в виде таких позитивистских подходов, как органицизм (А. Сторнин, П. Лилиенфельд и др.), который быстро потерял идейный кредит; географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.); психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев; социопсихизм — Е. Де Роберти); историческая социология (В. Ключевский)[2, с. 25].

Сам термин «историческая социология» появился в конце XIX в. в трудах М. Вебера и Г. Зиммеля. Историческую социологию, несмотря на многочисленные толкования, можно определить как комплекс способов применения социологами данных, относящихся к историческому прошлому[9, с. 452]. Кроме того, в качестве основной идеи исторической социологии рассматривается идея дискретности исторического развития, отрицание единства исторического процесса. В этом плане историческая социология выступает противоположностью по отношению к марксистскому направлению в социологии [1, с. 3-5].

Складывание марксистских (Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. И. Ленин) и других антипозитивистских подходов в России происходит в 1890-1900-е гг. Получив широкое распространение на рубеже XIX-XX вв., марксистская социология заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных экономической, социологической и других наук. Крупнейшим её представителем является Г. В. Плеханов.

Целью данной работы является сравнительный анализ социологических концепций В. О. Ключевского и Г. В. Плеханова, как ярких представителей отечественной социологической мысли на дореволюционном этапе её развития, представляющих различные и во многом противоположные парадигмы социологического знания в России. Помимо сопоставления их взглядов на основные категории социологии (общество, культура, социальный закон и т. д.) к задачам данной работы относится изучение их представлений о самой социологии, её задачах и методах.

Следует отметить, что социологию как науку и её предмет они трактовали по-разному, в соответствии со своими теоретическими установками. Смысл социологии на основе марксизма, по Плеханову, заключается в «выявлении и обобщении тех насущных потребностей русской жизни, которые всё более и более толкали наших революционеров на путь политической борьбы». Для Ключевского же социология — «наука об общих законах строения человеческих обществ, приложимых независимо от проходящих местных условий»[5, с. 17]. Задача исторической социологии Ключевского — «историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлении их отдельных органов — словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие» [5, с. 35]. Её основное отличие от самой истории состоит в том, «что содержание последней составляют результаты исторического процесса, а в первой наблюдению подлежат силы и средства его достижения, так сказать его кинетика» [5, с. 35]. Предмет его исторической социологии — различные сочетания внешних и внутренних условий развития, которые складываются в отдельных странах для того или другого народа на более или менее продолжительное время.

Ядром социологической концепции Плеханова является классовая модель общества, в которой выделены экономический базис и основанная на нём классовая структура российского общества, нацеленность на радикальное изменение социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественного строя, подчинённый социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов [2, с. 221]. В противоположность марксистскому подходу Плеханова, Ключевский видел источник социального развития в росте народонаселения и природных условиях, которые приводили к колонизации. Именно к колонизации он обращается при периодизации российской истории [4, с. 16]. В развитии российского общества отечественный «историк-социолог» выделял четыре исторических этапа: Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII-XIII вв.); Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII- сер. XV вв.); Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая (втор, пол. XV — нач. XVII в); Всероссийский, императорско-дворянский период (с нач. XVII).

Но всё же межу Ключевским и Плехановым есть немало общего, что и позволяет проводить их сравнение. Прежде всего, они являются сторонниками материалистического понимания истории и общественного развития. Решающее значение в развитии принадлежит народным массам: именно народ является творцом колонизации у Ключевского [8, с. 41-42]. Кроме того, Ключевский первым среди отечественных историков заговорил о роли экономического фактора в историческом развитии.

Что касается Ключевского, то следует отметить, что при изучении великорусских примет он приходит к выводу о первичности сознательно-утилитарного при их появлении, о влиянии природно-климатических условий и хозяйственного цикла. «Здесь схвачены все характерные, часто трудноуловимые явления годового оборота великорусской природы, отмечены её разнообразные случайности, климатические и хозяйственные, очерчен весь годовой обиход крестьянского хозяйства. Все времена года, каждый месяц, чуть не каждое число месяца выступают здесь с особыми метко очерченными климатическими и хозяйственными физиономиями, и в этих наблюдениях, часто достававшихся ценой горького опыта, ярко отразились как наблюдаемая природа, так и сам наблюдатель» [4, с. 103]. К подобным же выводам о первичности сознательно-утилитарного в искусстве пришёл и Плеханов на основании изучения плясок и других проявлений первобытного искусства [6, с. 9].

Немало общего можно заметить в вопросе об отличиях в развитии России и других европейских стран. В своей работе «История русской общественной мысли» Плеханов обратился к обзору «объективных условий места и времени», т. е. условий географических и исторических, определяющих собою, по его мнению, ход развития русской общественной жизни. Анализ географической обстановки русского исторического процесса привёл Плеханова к тому заключению, что под её влиянием рост производительных сил русского народа происходил очень медленно «сравнительно с тем, что мы видим у более счастливых в этом отношении народов Западной Европы. Это в значительной степени объясняет некоторые важные, но не абсолютные (как думали славянофилы) особенности нашего общественного быта» [7, с. 2-51] То же можно встретить и у Ключевского: «восточные славяне увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье» [5, с. 48].

В заключение необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе анализировались представители двух подходов в дореволюционной отечественной социологии, во многом противоположных друг другу. Несмотря на кажущуюся противоположность и несовместимость подходов при анализе можно заметить не только различия, но и ряд положений, общих и для марксиста Г. В. Плеханова и для «историка-социолога» позитивиста В. О. Ключевского. Кроме того, следует заметить, что их наследие как представителей отечественной социологической мысли начального периода её существования по многим вопросам не потеряло своей актуальности и в наши дни.

Список литературы

1.Афанасьев В. В. Социология истории. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. 240 с.

2.Голосенка И. А, Козловский В. В. История русской социологииXIX-XX вв. М: Онега, 1995. 288 с.

3.Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для ВУЗов. М: Мартис, 1995. 204 с.

4.Ключевский В. О. О русской истории: Сборник / сост., авт. предисл. и примеч. В. В. Артемов; под ред. В. И. Буганова. М.: Просвещение, 1993. 576с.

5.Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1/ Под ред. В. Л. Ясина. М: Мысль, 1987. 431 с

6.Литературное наследие Г. В. Плеханова: Сборник III. Искусство/ под ред. П. Ф. Юдина. М, 1936. 432 с.

7.Погодин С. Н. Социологический метод В. О. Ключевского//Социология и социальная антропология. 2004. Т. 7. № 1. С. 40-49.

8.Социологический словарь / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичёв; М.: Норма, 2008. 608 с

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простой пример тюка-скрытой атаки для персонажа-ниндзя. | Вимоги до оформлення курсового проекту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2429 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.