Концовка является тематической и концептуальной точкой текста. В ней обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечается новые задачи и проблемы, требующие решение, содержится призывы к аудитории. Переход концовки во многом зависит от авторского представления об информативной исчерпанности сообщения, о выбор её формы всегда предопределен предшествующим изложением, находит объяснение в особенностях жанра и авторской манеры. В концовке автор может сообщить сказанное, дать оценку изложенных фактов, мысленно обратится в будущее поставить перед читателем вопрос, призвать его к действиям.
Концовки (к) классифицируются с учетом способа завершения сообщения о фактах, изложенных в тексте:
1. Обобщающая К, подводит итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах.
2. Оценочная К, содержит оценку основных событий, фактов, содержащихся в тексте, или описанных предметов явлений.
3. К с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее.
4. Призывная К, завещающая сообщение призывом к какому – либо действию (физическому или психологическому).
5. К в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст.
6. К с открытой перспективой повествования, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переноситься в воображение читателя. Одна из примет – многоточие (или его можно предположить).
7. Проблемная К, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии.
Зачины и концовки, как отмечал Бахтин, суть и начало деятельности. По его классификации они могут быть нейтральными и экспрессивными. Нейтральная концовка содержит вывод, прогноз, т.е. запечатывает произведение, закрывает развитие содержательных линий текста. Экспрессивная (открытая) концовка не снимает, а, наоборот оставляет вопросы неразрешенными.
23. Стилистическая правка текста: цели, задачи, принципы. Виды речевых ошибок.
Стилистическая правка – один из последних этапов редакторской работы, следующий после проверки композиции, фактических сведений. Цель данной операции – провести текст в соответствие с языковыми, стилистическими и этико -речевыми нормами, а также с замыслом автора.
Стилистическая правка текста решает задачи:
1. Анализ речевого произведения в аспекте языковых норм и выявления ошибок связ. с их нарушением. Языковая норма – относительно устойчивый, исторически сложившийся, способ использования и употребления яз.единицы любого уровня. В соответствии с уровнем яз структуры выделяються нормы лексические, фразеологические, словообразовательные и т.д. Существуют такие лит. нормы, относящиеся к опред.форме речи – устной и писменной. Языковая норма обладает качествами правильности и употребительности. Слабое владение структурно – языковыми нормами становиться причиной речевых ошибок, среди них:
А) Лексические
-употребление слова без учета его значения
-нарушение норм лексической сочетаемости
-ошибки в использовании слов, связанных парадигматическими отношениями(синонимами, омонимама)
Б) Фразеологические: разрушение лексико – грамматического состава единицы, употребление фразеологизма без учета его значения, разрушение его обратной структуры, контаминация и др.
В) Словообразовательные: неправильное использование аффиксов, неверное образование грамм. Форм.
Г) Граматико – морфологические неправильное образование и употребление форм
Д) Граматико – синтаксические: ошибки в построении словосочетаний и предложений.
2. Определение функционально – стилевой и жанровой принадлежности текста и выявление стилистически окрашенных яз. ед. в этом тексте. Нарушение стилистической нормы может использоваться как стилистический прием, если стил. прием то в рамках этого текста оставить замечание автору.
Стилистическая норма – правила наиболее целесообразного использования языковых средств, обеспечивающие эффективность речевого высказывания в конкретной сфере, ситуации общения. Критерии нормативности:
А) функциональная целесообразность – организация высказыванияили целого текста, которая соответствует ситуации общения и намерениям говорящего. К наиболее частым нарушениям этого критерия относят проявления речевой избыточности:
-немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.
-плеоназм
-соединение иноязычного и русского слова, дублирующих один и тот же смысл.
Б) стилистическая уместность – функционально стилистическая и эмоционально – экспрессивная адекватность языковых средств, использ. В тексте, стилистической окраске этого высказывания или текста.
В) эстетическая приемлемость – выбор яз. Единиц в соответствии с укоренившимися в языковом коллективе представлениями о красоте речи.