Один вид неравномерности естественной освещенности – это чередование разных уровней света при переходе из одного помещения в другое. Так возникает ритмическая цепь: свет – мало света, которая способна подчеркнуть чередование пространств, их структуру или, напротив, деформировать их. Изменяемость освещенности заставляет глаз работать, адаптироваться. В результате – более острое ощущение света и темноты, более острое ощущение изменяемости пространства.
Ярким примером структурирующего воздействия света на пространство служит архитектура египетского храма. Его первая пространственная ячейка – открытый и замкнутый двор был залит светом. Плотное пространство гипостильного зала освещалось слабее. Сжатое пространство святилища с окружающими его помещениями было темным. В то же время свето-пространственный сценарий, контрастное сопоставление светлого, темнеющего и темного имел огромный идейный смысл. Интересен и другой эффект. Постепенное уменьшение света и пространства приобретает в завершающем звене композиции – святилище, новое качество – беспредельность. Темнота размывает границы пространства, делает его не воспринимаемым.
Другим видом неравномерности естественной освещенности служит её изменяемость в пределах одного пространства. Сопоставление темного поля со светлым становится средством управления зрением. Внимание глаза привлекают не столько высокие яркости, сколько сопутствующие им контрасты. Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич отмечают «что глаз автоматически «охотится» за контрастами в поле зрения, делая их объектом нашего внимания». Определяя последовательность восприятия, свет становится стратегическим средством. В то же время неравномерность естественной освещенности определяет меру восприятия формы, её зрительную четкость и выявление или уплощение и деформацию.
Исследуя освещенность собора Св. Петра в Риме, Н.М. Гусев [3, с. 42], отмечает умелое использование адаптации зрения для усиления зрительного впечатления от купола. Невысокая освещенность интерьера создает ощущение полумрака. На таком фоне активно выделяется купол, пронизанный лучами солнца. Нарастание же яркостей и контрастов от входа в глубину определяют последовательность восприятия и движения [4, с. 74].
Двойная оболочка исторических куполов позволила использовать ее в качестве своеобразного светового устройства, усиливающего впечатление глубины купольного покрытия. Так в нижней оболочке купола церкви Голицинской больницы в Москве (арх. М.Ф. Казаков) устроен зенитный световой проем. Внутренняя поверхность второй оболочки купола освещается через окна барабана, создает ощущение бездонной глубины, побуждает взгляд к стремительному движению вверх.
Интересен эффект парения купола Святой Софии в Константинополе, связанный с дифракцией света и удачным выбором соотношения между сечением простенков и размерами многочисленных окон барабана, расположенных в глубоких амбразурах. Физические свойства света и особенности его восприятия зрительно деформируют форму, отрывают купол от барабана.
Исследуя стратегические свойства света Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич выделяют семь типов освещенности интерьера и логического движения в них [3, с. 47].
Первый тип. Все помещения характеризуются одинаковой высокой яркостью. График движения произвольный.
Второй тип. График движения определяется естественным желанием посетителя идти «на свет».
Третий тип. Посетитель идет через темную зону, если за ней он видит освещенное пространство.
Четвертый тип. График движения определяется большими яркостями светопроемов, расположенных по оси движения. Вероятный график движения легче сделать определенным в том случае, если первый зал будет иметь пониженную яркость.
Пятый тип. Все помещения имеют пониженную яркость. График движения произвольный.
Шестой тип. График движения определяется стремлением посетителя «найти» свет и желанием идти из темноты на свет.
Седьмой тип. Ритм яркостей во втором зале создает чередование контрастов, за которыми «охотится» глаз. Став объектом внимания, ритм яркостей определяет порядок восприятия (зрительное поведение) и график движения посетителей.
Восьмой тип. Высокие яркости торцевых стен второго и третьего залов могут затруднить выбор предпочтительного графика движения посетителей.