Свет и пространственная структура формы
Задача освещения естественным светом комплексная, так как свет один из важнейших факторов формирования внутренней среды. Он не только обеспечивает зрительную работоспособность человека, но выполняет также психологические, биологические и эстетические функции.
Биологическое действие света связано с его влиянием на обмен веществ, деятельность желез внутренней секреции. В целом, свет – самый важный элемент среды после пищи, который управляет функциями человеческого организма.
Свет оказывает воздействие и на психическое состояние человека. В связи с этим чрезвычайно важно правило цикличности, на которое указывает чехословацкий архитектор Карел Гонзик [1, с. 287-288]. Согласно этому правилу чередование различных видов освещенности и их интенсивности отвечает одной из важнейших потребностей человека. Такое чередование уравновешивает противоположное влияние света и тени. Интересна мысль о том, что этим же можно объяснить различное отношение к окнам городских и сельских жителей [1, с. 287-288]. В то время как горожанин испытывает потребность в окнах большого размера, сельский житель, работающий в поле и пресыщенный светом, делает окна своего жилья меньшего размера.
Значительны архитектурные свойства света. Он лепит форму и пространство, корректирует их визуальные свойства, управляет восприятием.
Многофункциональность света ни у кого не вызывает сомнений. Тем не менее, не так уж редко мы являемся свидетелями утилитарного одностороннего подхода.
Функциональный уровень использования света различает: прямое солнечное излучение – инсоляцию и освещение рассеянным и отраженным светом, которое является основным источником освещения рабочих мест.
Инсоляция зданий путем их соответствующей ориентации решается на этапе градостроительного проектирования. Создание оптимальной световой среды развивается и завершается проектированием отдельных зданий.
Приспособление к внешним световым факторам с целью получения оптимальной среды оказывает формообразующее воздействие на постройку. Инструментом приспособления служит пространственная структура, форма световых проёмов.
Защита от прямого солнечного излучения на юге
Перистиль римских дворов, патио испанских зданий, внутренние дворы арабских караван-сараев были своеобразным климатическим устройством, создающим тень в жилых пространствах.
Защита человека от прямых солнечных лучей способствует также соответствующая трактовка оболочки постройки. Этой цели, например, служат окна, утопленные в тень сводов или ниш. Частичную тень создают ажурные стены, жалюзи и солнце-рассеивающие устройства. Существуют различные системы солнце-рассеивателей: неподвижные и подвижные, вертикальные и горизонтальные.
Защита от прямого солнечного излучения получила выразительную материализацию в архитектуре городов Средней Азии. Так, например, на пересечении улиц Бухары в средние века возникли удивительные сооружения крытых базаров – таки и торговых пассажей – тимов. Их сложная и интересная форма, как правило, представляла комбинацию центрального купола и обходной галереи с нишами, перекрытой серией малых куполов. Эта сложная оболочка, лишь в редких местах пробитая небольшими проемами, создавала полумрак и прохладу.
Формы других зданий также сложились под сильным воздействием солнца. Внутренний двор соборной мечети - калян, характерный для построек этого типа, охвачен четырехрядной галереей, перекрытой 288-ю куполами, дающими спасительную тень. Некоторые из куполов пробиты небольшими световыми отверстиями.
Группировка помещений вокруг двора – характерная черта зданий духовных заведений – Медресе. Защитой интерьера от солнца служат также лоджии и окна в их глубине, закрытые ганчевой решеткой.
Реакцией на солнце служат традиционные формы живинского и ферганского жилья. Как правило, их жилые комнаты сообщаются с внешней средой с помощью своеобразных устройств – айванов. В ферганском доме их два: айван кашгарча и открытый айван-галерея. Связаны они раздвижной стенкой.
Современная архитектура использует опыт веков. Традиционный двор-айван получил своеобразную интерпретацию в проекте малоэтажных домов для Ташкента. Проект выполнен в институте ТашЗНИИЭП архитекторами СА. Розенблюм, И.А. Абдуловым, Ю.В. Логиновским. Жилые здания, выполненные по проектам ЦНИИЭП – жилища для Ташкента, снабжены глубокими лоджиями при общих комнатах и спальнях. Они используются большую часть года как летние помещения. Они не что иное, как традиционные айваны.