Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек, индивидуум, личность, индивидуальность




Человек – это биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социаль­ной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «че­ловек», которым определяется телесно-духовное социальное су­щество, шире понятия «личность». Термин «личность» первона­чально обозначал маску «личина», а потом роль артиста. Платон писал, что жизнь – это трагедия и одновременно комедия, в которой люди играют роль, предназначенную им судьбой или Богом.

Всякая роль связана с перевоплощением, с вхождением в иное «Я». В поведении людей всегда есть нечто заданное обществом, его нормами, запретами, традициями. Это делает человека «ак­тером» на великой сцене жизни.

Какие же особенности характеризуют человека как личность? Личность это человек, испытывающий на себе влияние обще­ственных отношений. Это субъект деятельности, имеющий оп­ределенное сознание, самосознание, мировоззрение. Понятие личности выражает социально-психологическую сущность че­ловека. Человек живет в природной и социальной среде, следо­вательно, как социум, так и генетический код обусловливают сущность человеческого в человеке. Новорожденный ребенок не «табула раса» (чистая доска), на которой среда рисует свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только элементарными инстинктами. В маленьком человеке заложена способность подражать взрослым – их действиям, зву­кам. Ему присуще любопытство, умение получать удовольствие от ярких предметов. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость. В то же время все заложенные в ребенке человеческие возможности развиваются в течение всей последующей жизни в обществе. В человеке биологическое и общественное сосуще­ствует в единстве. Руки и мозг, питание и размножение, наслед­ственные изменения – результат прошлой мировой истории. Известно, что постепенно с исторической необходимостью на­чинает складываться представление о человеке как личности. Уже у Софокла тело мыслится не просто как нечто только фи­зическое, а как человек с определенными принципами морали и общественными отношениями. В философии Нового времени личность понимается как соотношение субъекта с самим собой, как «Я». По Локку, «личность есть разумное мыслящее суще­ство, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время, в различных местах».

По Канту, человек становится личностью благодаря само­познанию, которое позволяет свободно подчинять свое «Я» нрав­ственному закону. Человек как биосоциальное существо изме­няется медленно, он является наиболее устойчивым элементом социальной системы. «Что обстоятельства и отношения, в кото­рых находится индивидуум, придают его судьбе именно это, а не какое-либо другое направление, заложено не только в самих этих обстоятельствах, в их своеобразии и не только в общей природе индивидуума, но в то же время и в его особенности».

История человечества, национальные традиции, социальные условия, наследственность – все это различные уровни соци­альной детерминации. Человек живет и творит внутри мира, в качестве его самой совершенной, самой сложной и самой оду­хотворенной части. Социальный мир находится не только вне человека, но является его внутренним побудителем, частью его сознания.

Личность – это человек, обладающий самосознанием и ми­ровоззрением, осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. Личность – индивидуальное выражение общественных отношений, субъект познания действительности, эстетических и этических норм.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем че­ловек; в мире столько индивидуальностей, сколько людей. Каж­дый человек в зависимости от общего склада его индивидуаль­ности обладает специфическими особенностями созерцания, наблюдения, внимания, памяти и т. п. Уровень индивидуально­го мышления людей варьирует от вершин гениальности до уди­вительного примитивизма.

Задатки ребенка – продукт длительной эволюции, отложив­шейся в наследственно закрепленных «кодах». В действитель­ной жизни эти «закодированные» данные не могут реализовать­ся сами по себе. Даже такие способности, как различение обыч­ных речевых звуков, музыкальных тонов формируются у ребенка в процессе овладения языком и навыками воспроизведения му­зыки. Способность мыслить формируется и развивается в обще­нии с людьми. Ребенка вводит в мир общество, которое регули­рует его поведение.

Каждый человек, писал Гегель, обладает пальцами, может получить кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же и с сознанием. Оно не является нашим природным достоянием. Сознание человека формируется в процессе пони­мания, осмысления предметного мира. Личность является про­дуктом среды, конкретных социальных исторических условий. Сознание личности не просто отражает бытие, а творчески пре­образует отраженное в виде представлений, воображения, мыш­ления, идей. По словам Гегеля, именно действие «является самым ясным и выразительным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей».

Личность, обусловленная конкретными социальными моти­вами, обладает своей структурой. Элементами структуры лич­ности являются сознание и самосознание, познавательные про­цессы, эмоции и волевые качества. Структура сознания – уже структура личности, ибо духовный мир личности охватывает не только сознательные, но и бессознательные психические про­цессы. В структуру личности включаются такие свойства: тем­перамент, интуиция, ценностная организация, мировоззрение, убеждение, идеалы. Изъятие из духовной структуры личности какого-либо компонента приводит к ее разрушению. В структу­ре личности представлены все уровни культуры: личностный уровень обыденного сознания (традиции, обычаи, национальные, семейные, бытовые нормы) и личностный уровень теоретического сознания (научные знания, искусство, потенциал духовных цен­ностей). Все элементы структуры личности в определенной мере зависят от мировоззрения, являющегося ядром этой структуры.

Индивидуальное мировоззрение это свойство личности как социального и мыслящего существа. В мире нет и не может быть личности, не обладающей мировоззрением. Однако, несмотря на разнообразие, каждое мировоззрение выявляет единство сво­его содержания, охватывая определенный круг вопросов: что такое существующий вне нас мир? Разделен ли он на материю и дух? Как дух соотносится с материей? Как дух соотносится с сознанием? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестествен­ные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная, и имеет ли она цель в своем вечном движении? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого ра­зума? Имеются ли разумные существа в иных мирах или разум­ные существа – чистейшая случайность во Вселенной, достоя­ние только Земли? Как человек познает окружающий мир и са­мого себя? Все эти вопросы всегда волновали и волнуют человека.

Мировоззрение человека – это его взгляд на окружающий мир (на явления природы, общество и самого себя), его убежде­ния, социальные, нравственные и эстетические идеалы, прин­ципы познания и оценки материальных и духовных событий. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объек­тивной реальности, а также в результате самосознания личнос­ти. Знания превращаются в мировоззрение тогда, когда они при­обретают характер убеждения – полной и непоколебимой уве­ренности человека в правоте своих взглядов, принципов и идеалов. Человек реализует свою сущность в целенаправленной активной деятельности, в этом проявляется свобода воли.

Свобода – это основанная на познании необходимости спо­собность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Компонентом сознания личности является ответственность. Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности – это отражение в субъекте бытия социальной необходимости и понимание смыс­ла совершаемых действий. Осознание ответственности – необ­ходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Понятие «личность» неразрывно связано и с понятием «ин­дивидуальность». Индивидуальность находит свое выражение в природных задатках и психических свойствах человека – в осо­бенностях памяти, воображения, темперамента, характера и во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятель­ности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание созна­ния, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при их общности у разных людей всегда содержат в себе нечто свое. Индивидуализированы потребности и запросы каждого отдель­ного человека, и все, что данный человек делает, отмечено его индивидуальностью.

Только в обществе формируется и реализуется сущность че­ловека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способству­ющее осмыслению целей жизни, деятельности, интересов. Лич­ность – конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порож­дает специфический социальный тип личности, который всегда представляет собой конкретно-историческое явление. Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры народа накладывают свою печать на его индивидуальное пове­дение, поступки, сознание.

Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «лич­ность» приводит к тому, что они употребляются как однознач­ные. Однако понятия индивидуальности и личности фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека.

Слово «индивидуальность» соотносится с такими эпитета­ми, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности говорят, что она «сильная», «энергичная», «незави­симая». В индивидуальности ценится ее самобытность, в личнос­ти – самостоятельность.

Понятие индивидуальности указывает на своеобразие соци­ально-значимых качеств. Леонардо да Винчи был не только ве­ликим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые раз­нообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором. Макиавелли был государственным дея­телем, историком, поэтом, военным писателем. Лютер вычис­тил «авгиевы конюшни» не только церкви, но и создал совре­менную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, ко­торый стал «марсельезой» XVI в.

Что такое личность, история продемонстрировала в эпоху Возрождения. Упорство, выдержка, самообладание привержен­цев молодого протестантизма вошли в легенду, а слова Мартина Лютера «На том стою и не могу иначе» стали девизом личности независимого поведения.

Первое философски обобщенное изображение структуры это­го поведения дал И. Кант – «самодисциплина», «самооблада­ние», наконец, «способность быть господином себе самому». Речь идет о добровольном возведении в принцип правила – человек сам себе задает, как говорил Кант, «максимум поступка». Чтобы не раскаяться в назначенном себе принципе, надо еще решить, поддается ли то, что возводится в принцип, моральной оценке. Вот почему Кант, предлагая «дай себе закон», писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла бы быть и нормой всеобщего законодательства».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1057 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2164 - | 2100 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.