Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒ) Ѕесконечное истолкование




 ак мифы, так и содержательные элементы снов и психотических переживаний могут истолковыватьс€ бесчисленным количеством разнообразных способов. Ќовые возможности за€вл€ют о себе вс€кий раз, как только мы обретаем относительную уверенность в правильности нашего истолковани€. Ѕесконечность любых символических интерпретаций хорошо осознавалась в древности; в науке о мифах эта бесконечность стала основным предметом обсуждени€ начина€ с XVII века, когда Ѕейль (Bayle) впервые указал на ее фундаментальное значение. Ѕесконечность возможных интерпретаций была впоследствии отмечена также в св€зи с истолкованием сновидений и недавними психоаналитическими исследовани€ми. Ёто обсто€тельство следует признать глубоко закономерным, поскольку оно отвечает самому существу психологического понимани€. ѕонимание и его объект пребывают в посто€нном движении. ƒаже при истолковании событий собственной жизни, в ситуации, когда фактическа€ сторона сама по себе остаетс€ неизменной, смысл фактов дл€ нас мен€етс€ или переходит на иные, более глубинные уровни, с точки зрени€ которых наше прежнее понимание может сохран€ть свою значимость разве что как нечто предварительное, частичное и поверхностное. “о же относитс€ к пониманию мифов, сновидений и содержани€ бреда. ѕоэтому, определ€€ гносеологическую цель, которой мы стремимс€ достичь через психологическое понимание, мы не должны ориентироватьс€ ни на естественные науки с установленными в их рамках критери€ми, ни на формально-логические построени€. ¬ сфере психологического понимани€ действуют другие критерии истины Ч жива€ нагл€дность, св€зность, глубина, богатство структуры. ѕонимание пребывает в сфере возможного, неизменно выдвигает себ€ как нечто предварительное и, в разреженной атмосфере того, что мы познаем через понимание, всегда остаетс€ одним из многих гипотетических предположений. ѕравда, оно структурирует объективные значащие факты Ч в той мере, в какой последние действительно поддаютс€ фиксации в качестве фактов; вместе с тем сообщаемый этими фактами смысл так и остаетс€ открытым дл€ беспредельного разнообрази€ возможных интерпретаций. — другой стороны, по мере накоплени€ эмпирически доступного материала понимание становитс€ все более и более отчетливым и однозначным. ћногообразие возможных истолкований само по себе не означает произвольности и неопределенности; оно может означать свободное, гибкое движение в пределах возможного Ч движение, ведущее ко все большей и большей отчетливости видени€.

(е) ѕонимание Ч это озарение и Ђразоблачениеї

Ќа практике понимающа€ психологи€ характеризуетс€ своеобразной двойственностью. „асто она оставл€ет впечатление де€тельности, направленной на разоблачение обманов и, следовательно, отчасти злонамеренной; с другой стороны, в своих позитивных утверждени€х, проливающих свет на существенные аспекты быти€, она выступает как источник доброго, целебного воздействи€ на человека. ќба аспекта принадлежат понимающей психологии на равных правах. ¬ практической жизни, как кажетс€, на первый план чаще выходит Ђзлонамеренныйї аспект: наход€сь в скептическом или непри€зненном расположении духа, мы посто€нно принимаем свое видение вещей за нечто вроде изобличающего Ђвидени€ насквозьї. ѕредполагаетс€, что истина, вы€вл€ема€ в итоге такого способа понимани€, Ч это изобличение всеобщей лживости. Ќеотъемлемые от психической жизни оппозиции в рамках такой Ђзлонамереннойї психологии нужны лишь дл€ того, чтобы обратить кажущийс€ истинным смысл действий, слов или желаний человека в его пр€мую противоположность. —имволическа€ интерпретаци€ служит обнаружению в любом влечении такого смысла, источник которого кроетс€ в бессознательной, вытесненной низменности человека. ѕсихологи€ Ђпребывани€ в миреї сужает пределы человеческого в каждом отдельном индивиде и редуцирует их до масштабов той конкретной среды, в которой проходит его жизнь; согласно этой психологии, человек не может знать выхода из своей среды. ѕсихологи€ инстинктов Ђразоблачаетї все высшие импульсы как про€влени€ скрытых в них элементарных начал. „еловек, стрем€щийс€ пон€ть себ€, оказываетс€ в безнадежной ситуации: его Ђяї, отраженное, так сказать, в сотн€х зеркал, в конечном счете начинает казатьс€ мнимостью, чем-то несуществующим. — другой стороны, понимание, в котором вместо Ђразоблачени€ї выдвигаетс€ озарение, выступает в качестве позитивной фундаментальной установки. “акое понимание предполагает сочувствующий взгл€д на человека; оно стремитс€ к нагл€дности, к углублению видени€, к живому наблюдению за развитием субстанции быти€. Ђ–азоблачающа€ї психологи€ Ч это редуцирующа€ психологи€; все обнаруживаемые ею факты могут быть сведены к модусу Ђне более чемЕї. — другой стороны, Ђозар€юща€ї психологи€ способствует позитивному осознанию видимого. Ђ–азоблачающа€ї психологи€ Ч это то чистилище, через которое человек не может не пройти, провер€€ и испытыва€ себ€, очища€сь и преобража€сь. „то касаетс€ Ђозар€ющейї психологии, то ее можно сравнить с зеркалом, благодар€ которому делаетс€ возможным позитивное осознание человеком самого себ€, равно как и сочувствующее видение Ђдругогої.

«амечани€ о психоанализе. ‘рейдовский психоанализ Ч это, в первую очередь, беспор€дочна€ мешанина психологических теорий (см. об этом ниже, главку Ђбї І2 главы 11). ƒалее, это философское или религиозное движение, играющее важнейшую роль в жизни многих людей (см. главку Ђеї І3 части VI). Ќаконец, это разновидность понимающей психологии, и сейчас мы поговорим именно об этом ее аспекте.

1. — точки зрени€ интеллектуальной и духовной истории психоанализ Ч это попул€рна€ психологи€. “о, что  ьеркегору и Ќицше удалось осуществить на высшем духовном уровне, в психоанализе было повторно, и к тому же в искаженной форме, осуществлено на значительно более низком уровне, соответствующем умственному убожеству среднего современного человека и цивилизации большого города в целом. ¬ сравнении с истинной психологией психоанализ Ч это массовый феномен; соответственно, он охотно позвол€ет массовой литературе сделать его своим досто€нием. јвтором практически всех фундаментальных психоаналитических идей и наблюдений €вл€етс€ сам ‘рейд, между тем как заслуги его последователей, составл€ющих основную часть движени€, весьма скромны.

”тверждать, будто именно ‘рейд Ђпервым решительно ввел в медицину категорию понимани€ в св€зи с психическими отклонени€миЕ и тем самым противопоставил свою теорию психологии и психиатрии, дл€ которых Ддушаї так и осталась чуждым пон€тиемї, Ч это значит говорить неправду. ¬о-первых, понимание такого рода существовало и прежде Ч пусть даже к 1900 году оно ушло в тень. ¬о-вторых, воспользовавшись опытом психологического понимани€, фрейдовский психоанализ развил его в ложном направлении, тем самым заблокировав возможности воздействи€ на психопатологию со стороны таких выдающихс€ людей, как  ьеркегор и Ќицше. ¬ итоге психоанализ несет значительную долю ответственности за общее снижение духовного уровн€ современной психопатологии.

ќ психоанализе говор€т как о потр€сающем €влении истины в наш лживый, лицемерный век. Ёто верно лишь отчасти и к тому же вновь в применении к относительно низкому уровню. ѕсихоанализ стал средством разоблачени€ буржуазного мира, утратившего религиозную веру и живущего согласно условност€м общественного устройства, которое окончательно отказалось от религии и морали и выдвинуло Ђполї на роль своего Ђтайного божестваї. Ќо само это разоблачение, будучи неразрывно св€зано с сексуальностью как неким предполагаемым абсолютом, не менее фальшиво, чем та действительность, против которой оно направлено.

2. –ассматрива€ психоанализ с точки зрени€ задач психопатологической науки, следует признать за ним ту заслугу, что в наблюдени€х за €влени€ми психической жизни он вс€чески интенсифицировал момент понимани€. Ѕлагодар€ тому повышенному вниманию, которое было обращено на мельчайшие, самые незначительные признаки и на €влени€, прежде остававшиес€ незамеченными или считавшиес€ несущественными, наше сознание приучилось постигать и истолковывать бесчисленные экспрессивные про€влени€. ∆есты, мимика, ошибки, описки, оговорки, манера говорить, провалы в пам€ти, а также невротические симптомы, содержание сновидений и бредовые переживани€ Чвсе это, как предполагаетс€, несет в себе некий смысл, отличный от непосредственно воспринимаемого или вход€щего в осознанные намерени€ субъекта. ѕочти любой содержательный элемент становитс€ символом чего-то иного; согласно фрейдовскому учению, это Ђиноеї есть сексуальность.

”  ильхольца можно найти р€д примеров такой символической трактовки поведени€. —тара€ дева украла у старосты своей деревни молодого бычка и пару солдатских штанов Ч символы ее сексуальных вожделений. Ќочью солдат крадет у своего соседа по казарме кошелек с ключами, который тот носил в кармане брюк; он делает это через несколько часов после безуспешной попытки переиграть соседа в борьбе за благосклонность буфетчицы, и кошелек служит символом его желани€ отн€ть у соперника его потенцию.

—ледующее описание показывает, как аналогичные Ђзначени€ї могут переживатьс€ под воздействием отравлени€ гашишем. »спытуема€ разорвала предложенную ей сигарету. Ёто с виду простое произвольное действие имело дл€ нее глубокое значение. — ее точки зрени€, сигарета воплощала суть той Ђролиї, которую она должна была играть, превозмога€ глубочайшее отвращение. Ђ—игарета заставл€ла мен€ сделатьс€ офицерской женой, и поэтому € разорвала ееї. Ђ¬се дело было именно в сигарете; она была не символом офицерской жены, а самим ее существомї (Frдnkel und Joel).

— истолкованием св€зываетс€ фундаментальное ощущение Ђпроникновени€ за кулисыї. »столкование в психоаналитическом смысле родственно изобличению и требует владени€ искусством перекрестного допроса, полицейского следстви€. ¬ психоанализе, как разновидности понимающей психологии, почти безраздельно господствует эта, по существу, чисто негативна€ установка на разоблачение. ” ёнга она менее очевидна, а у √ейера почти не ощущаетс€ (настолько, что сам он не замечает ее в других).

3. ѕсихоанализ придал новый, энергичный импульс развитию внимательного отношени€ к внутренней истории жизни отдельного человека. „еловек становитс€ тем, что он есть, благодар€ своим прежним переживани€м. ƒетство, младенчество, даже внутриутробный период должны играть решающую роль в формировании фундаментальных установок, влечений и существенно важных характеристик личности. ћожно сказать, что именно судьба, переживани€ и потр€сени€ человека в значительной степени объ€сн€ют то, чем этот человек сделалс€ в ходе своего развити€, что он собой представл€ет в каждый данный момент времени, как функционируют его соматическа€ и психосоматическа€ сферы, чего он хочет, каковы его основные ценности. ѕсихоанализ воспользовалс€ некоторыми верными наблюдени€ми в качестве исходного пункта дл€ экскурсов в новую, прежде не освоенную область истории детских переживаний; сделанные при этом выводы со стороны кажутс€ совершенно необоснованными. ƒо определенной степени психоаналитик аналогичен археологу, пытающемус€ вы€вить св€зи между обнаруженными фрагментами и тем самым восстановить картину древнего мира. ѕсихоанализ предполагает снижение уровн€ требований к научности исследовани€. ‘рейд это хорошо знал, о чем свидетельствуют его слова: Ђ≈сли бы мы могли умерить строгость требований, предъ€вл€емых к историко-психологическим исследовани€м, это позволило бы нам про€снить некоторые проблемы, которые всегда казались заслуживающими внимани€ї. “аким образом, мы вступаем в мир гипотез, которые не просто не доказаны, но и недоказуемы; будучи простыми спекул€ци€ми, они оставл€ют любые доступные пониманию феномены далеко позади себ€. Ёто особенно хорошо видно на примере содержательной стороны самого психоаналитического понимани€.

4. —одержательность понимани€ представл€ет большой интерес, поскольку именно она придает пониманию полноту. —одержание психической жизни отдельного человека понимаетс€ в терминах общечеловеческого; последнее, в свою очередь, понимаетс€ в терминах истории. ѕсихоанализ стремитс€ овладеть миром доступных пониманию исконных, общих дл€ всего человечества содержательных элементов через истолкование истории духа, а точнее Ч ранней истории так называемого коллективного бессознательного (ёнг); считаетс€, что последнее, начина€ с древнейших времен и до наших дней, оказывает на людей одно и то же вли€ние. ѕриведем пример из ‘рейда.

¬ книге Ђ“отем и табуї (1912) ‘рейд впервые изложил свою теорию исторического развити€. —огласно этой теории (в дальнейшем разработанной в р€де других работ того же автора), вырисовываетс€ следующа€ картина: люди первоначально жили маленькими группами, кажда€ из которых управл€лась старейшиной мужского пола; последний вступал во владение всеми женщинами и карал или убивал мужчин более молодого возраста, в том числе и собственных сыновей. Ёта патриархальна€ стади€ завершилась восстанием сыновей, общими усили€ми победивших и съевших своего отца. ¬ итоге патриархальное плем€ сменилось тотемистической фратрией (Ђкланом братьевї). „тобы жить в мире, победившие брать€ отказались от женщин (ради которых в основном они решились некогда убить отца) и по общему согласию прин€ли экзогамию. Ёто привело к установлению матриархальных семей.

Ќо двойственна€ эмоциональна€ установка по отношению к отцам сохран€лась у сыновей на прот€жении всего дальнейшего развити€ человечества. ќтец был замещен тотемом Ч животным, которое рассматривалось как предок и хранитель и на которое нельз€ было охотитьс€. “ем не менее раз в год все мужчины сообщества собирались на пир, во врем€ которого животное-тотем Ч этот объект безусловного почитани€ во все остальные моменты жизни Ч расчлен€лось на куски и съедалось. Ёто ритуальное повторение отцеубийства стало началом социального пор€дка, обычаев и религии.

¬след за установлением фратрии, матриархата, экзогамии и тотемизма началась нова€ стади€ развити€, означавша€ возвращение к тому, что было вытеснено на прежних стади€х (процесс вытеснени€ в данном случае вполне аналогичен тому вытеснению, которое происходит в психической жизни отдельного человека). ѕредполагаетс€ (и это предположение имеет определенную ценность), что психический Ђосадокї, накапливавшийс€ начина€ с самого раннего периода человеческой истории, сделалс€ в конце концов устойчивым наследием, которое в каждом очередном поколении не приобретаетс€ заново, а лишь пробуждаетс€ к новой жизни. ¬озвращение к вытесненному содержанию проходит через несколько стадий. Ќачина€ с какого-то момента отец вновь становитс€ главой семьи, но его власть, в отличие от власти отца в исконном патриархальном племени, перестает быть безграничной. ∆ивотное-тотем замен€етс€ богом. ѕо€вл€етс€ иде€ высшего божества. ≈диный Ѕог Ч это возвращение к отцу исконного патриархального племени. ¬стреча с тем, что в течение длительного времени пребывало вне пределов дос€гаемости и служило предметом вожделени€, поначалу производит потр€сающее воздействие, порождает изумление, благоговение и благодарность. ќпь€нение собственной преданностью Ѕогу Ч это реакци€ на возвращение к великому отцу; но одновременно возвращаетс€ и прежнее чувство враждебности, которое теперь уже переживаетс€ как чувство вины. —в€той ѕавел это пример прорыва, осуществленного человеческой способностью к пониманию: если мы несчастны, то потому, что убили Ѕога-ќтца. “а же мысль скрыта в учении о первородном грехе. Ќо одновременно приходит и блага€ весть: наша вина искупаетс€, когда один из нас жертвует жизнью. ∆ертвенной смертью искупаетс€ только убийство, а именно Ч убийство отца. Ќо впоследствии христианство, ведущее свое происхождение от Ђрелигии ќтцаї, эволюционировало в направлении Ђрелигии —ынаї. “ем не менее христианству пришлось сохранить ќтца в качестве одной из значительных, хот€ и побочных, фигур.

Ёто краткое изложение не оставл€ет сомнени€ в том, что ‘рейд создал рационалистический и психологический Ђмифї, вполне аналогичный всем прочим порождени€м мифотворческой фантазии. ≈го миф содержит в себе меньше эмпирической реальности, нежели мифы древних. ‘рейдовский миф Ч плод очевидного современного безвери€; его содержание неверо€тно убого и рационалистически плоско, но в нем самым настойчивым образом подчеркиваетс€ эмпирическа€ научна€ ценность всех изложенных выше нелепостей. ¬ то же врем€, взыва€ к мифам древности, ‘рейд создает вокруг своих плоских, бессодержательных утверждений атмосферу утраченных воспоминаний, таинственности и смутных предчувствий. ¬ век безвери€ такой образ мышлени€ способен заворожить кого угодно. ¬о всем этом Ђмифеї верно лишь следующее: как в первобытной истории, так и в истории жизни отдельного человека, веро€тно, происход€т какие-то внутренние событи€, которые никак не поддаютс€ эмпирическому исследованию и объ€снению в позитивистском духе, с учетом одних только внешних факторов.

5. Ћюба€ понимающа€ психологи€ Ч в том числе и психоанализ (в той мере, в какой его также можно считать понимающей психологией) Ч должна иметь свои границы. ѕонимание останавливаетс€ прежде всего перед следующим непреложным обсто€тельством: эмпирическа€ совокупность характерологических признаков личности врожденна этой личности. ѕравда, совокупность эта никогда не может быть реализована в полном объеме и не поддаетс€ окончательной фиксации. Ќо понимание останавливаетс€ перед ней как перед чем-то непроницаемым и абсолютно неизменным. Ћюди не рождаютс€ одинаковыми; в каждом из своих многочисленных измерений они могут выказывать самые различные степени исключительности или обычности. ƒалее, понимание останавливаетс€ перед непреложной реальностью органических болезней и психозов, перед тем, что в них есть элементарного. Ёто есть последн€€, решающа€ реальность Ч при том, что многие из составл€ющих ее феноменов, по меньшей мере в отдельных своих содержательных аспектах, кажутс€ доступными пониманию. Ќаконец, понимание останавливаетс€ перед непреложностью экзистенции: того, чем человек €вл€етс€ на самом деле. ѕсихоаналитическое озарение Ч это ложное озарение. ’от€ экзистенци€ и не открыта дл€ психологического понимани€, она позвол€ет последнему ощутить себ€, поскольку ставит перед ним границы там, где начинаетс€ нечто, обнаруживающее себ€ именно через неокончательность, незавершенность понимани€. ѕсихоанализ не желал видеть эти границы; он хотел пон€ть все.

√лава 6. —пецифические механизмы про€влени€ пон€тных взаимосв€зей.

ќбща€ психопатологи€  арл ясперс

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1350 - | 1185 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.