Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»зменени€ в правовом положении церкви




≈ще в 1649 г. был образован светский ћонастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. √осударство стремилось полностью подчинить церковь своей юрисдикции. Ѕорьба была жестокой: в 1677 г. ћонастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочи€ми. ќн стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управл€вшим духовенством, церковными вотчинами и их населением.

¬ 1700 г. в –оссии упраздн€етс€ патриаршество. ¬ 1721 г. была издана ƒуховна€ коллеги€, сто€ща€ в р€ду других коллегий и вскоре переименованна€ в —инод. “ем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к —енату (полное название органа: —в€тейший ѕравительственный —инод). ќднако расширени€ компетенции —инода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, св€занные с церковными проблемами. Ќо политическа€, административна€ и экономическа€ самосто€тельность церкви сохран€лась, особенно на уровне местных органов.

¬ 1726 г. была сделана неудачна€ попытка разделить синод на два департамента: первый, состо€щий из членов —инода, наход€≠щихс€ на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управл€ть богослужебно-каноническими делами церкви. ¬торой, состо€щий из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хоз€йственные вопросы церковного управлени€. Ёто был проект бюрократизации церковного управлени€.

¬ 1744 г. архиерейские домовые правлени€ (исполнительные органы архиереев в епархи€х) преобразуютс€ в консистор ии. ¬ них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находилось п€ть духовных лиц. –еорганизаци€ местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией —инода.

Ќовые политические взаимоотношени€ абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства. Ќеобходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управлени€ и церковных судов. ¬ажным фактором в этом урегулировании стала секул€ризаци€ церковных земель в 1762Ч1764 годах.

”же в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

2) император осуществл€л свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

3) —в€щенный —инод стал органом распор€дительной власти императора;

4) церковна€ организаци€ стала частью государственного аппа≠рата, его ведомством.  ак государственна€, власть монарха была поставлена над церковью.

–азработка положений о церкви, осуществленна€ ”ложенной комиссией 1754 г., затронула р€д существенных вопросов о господствующем положении православной веры. ќтход от православи€, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались т€жкими преступлени€ми и наказывались смертной казнью.

ѕравовой статус других вероисповеданий и церкви полагалс€ ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещалась. “акже ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.

ѕриверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. ќблагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. –аспространение вероучени€ раскольников запрещалось.

¬ области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. ¬полне законным признавалс€ брак, заключенный между лицами одного вероисповедани€. ƒопускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. ¬се незаконнорожденные от православных дети считались православными. Ќаступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных кресть€н: духовные лица лишались права распор€жатьс€ своим имуществом, за ними сохран€лось лишь право сбора оброка.

¬ 1764 г. была проведена секул€ризаци€ церковных и монастырских земель. ÷ерковь лишалась вотчинных прав, свыше дев€тисот тыс€ч душ перешли в собственность казны и под управление  оллегии экономии.

»з двадцати шести епархий только три оставались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечени€. »з дев€тисот п€тидес€ти четырех монастырей оставалось триста восемьдес€т п€ть, остальные закрывались. “олько п€та€ часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

¬ "Ќаказе" ≈катерины II (1768 г.) нар€ду с трем€ общественными сло€ми (двор€нство, "средний род людей", кресть€нство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивалс€; принцип свободы вероисповедани€. ќграничено было и участие духовных лиц в работе ”ложенной комиссии, высказывались даже предложени€ о полном упразднении —инода и замене его чисто государственным органов по делам церковного управлени€.

—окращалось вли€ние церковных судов и давалась четка€ регламентаци€ их полномочий, чисто юридические принципы вытесн€ли нормы церковные и нравственные. ћногие правонару≠шени€, касавшиес€ церкви приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступлени€. «ато причастность духовного лица к преступлению рассматривалась как от€гчающее обсто€тельство.

ѕроекты, выработанные в ”ложенной комиссии уложени€, определили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедани€. ѕри проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевери€х передавались в совестные суды, с 1782 г. Ч в управы благочини€, подчи≠ненные городским власт€м. “уда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. — 1772 г. отмен€лись уголовные наказани€ за ересь.

Ќа разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей св€щенно Ч и церковнослужителей, в возрасте от п€тнадцати до сорока лет призвали в армию. ƒуховенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение св€щеннослужителей.

— 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто дл€ крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказани€ дл€ духовных лиц.

¬ начале XIX в. правительство стремитс€ создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. ÷ерковных иерархов предполагалось устранить от управлени€ церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. ¬ 1817 г. создаетс€ ћинистерство духовных дел и народного просвещени €. ћинистру передавались административные функции —инода, устанавливалс€ контроль за его судебной де€тельностью. —инод подчин€лс€ ћинистерству духовных дел. ќднако уже в 1824 г. министерство ликвидируетс€.

¬о второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора —инода передаютс€ некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. ¬ 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцел€ри€ —инода и комисси€ духовных училищ.

¬ 1836 г. создаютс€ особа€ канцел€ри€ обер-прокурора —инода и хоз€йственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы —инода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управлени€ оказалс€ изолированными от местного аппарата, утратившим хоз€йственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам. √осударство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

 

√лава 30





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

785 - | 719 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.