Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности восприятия организационных ритуалов работниками российских компаний




С точки зрения социального управления, принципиально важным становится вопрос восприятия организационных ритуалов рядовыми сотрудниками. Если ритуал воспринимается как бессмысленное мероприятие, на котором заставляют присутствовать, его управленческий эффект минимален или весьма специфичен и понятен только высшему руководству. Поэтому в качестве экспертов были выбраны штатные сотрудники отечественных организаций, а также представительств зарубежных компаний в России, обладающие длительным стажем работы и способные в динамике оценить воздействие ритуальной практики на работу современных организаций.

Что касается понимания природы организационного ритуала как такового, то здесь наибольшее число экспертов выбрали традиционные и нейтральные определения ритуала: «яркие символические действия, лишенные всякой цели, основанные на традициях и внешних культурных реалиях». Выяснилась интересная особенность восприятия ритуала как культурного феномена: в наибольшей степени ритуал у опрашиваемых ассоциировался с похоронами. На ассоциацию с менеджментом указало наименьшее количество экспертов – 15%. Как оказалось, слово «ритуал» нехарактерно для современной организационной жизни российских компаний. Несмотря на то, что очень многие действия в управлении современными организациями носят ритуализированный характер, об этом стараются не говорить.

Рис.1. Природа ритуалов, используемых в современных организациях

 

При этом вся совокупность наиболее распространенных в отечественных организациях ритуалов выглядит весьма эклектично. На вопрос о природе ритуалов, практикуемых в их компаниях, эксперты дали самые разнообразные ответы (См. Рис.1). В качестве лидера выступил опять-таки самый нейтральный ответ – ритуалы «традиционные, на основе разделяемых большинством людей ценностях и нормах». Однако большое число экспертов указало и на заимствование ритуалов из других культур, и на сохранение ритуалов советских времен.

Нечеткое определение целей применения ритуалов в отечественных условиях приводит к многообразию субъектов, занимающихся организацией и проведением ритуально детерминированных церемоний и мероприятий (См. Рис.2). На первое место эксперты поставили специализированные агентства. Действительно, отрасль эвент-менеджмента в России развивается очень быстро. Однако перекладывание на посредника всех вопросов, связанных с корпоративными праздниками – это не только способ привлечь специалистов, не отвлекать своих людей от работы и обеспечить более высокое качество проведения мероприятия, но также свидетельство того, что менеджмент не уделяет достаточного внимания внедрению общеорганизационных ценностей.

Несмотря на общий эклектизм в использовании организационных ритуалов, экспертами автором была выявлена весьма значимая тенденция: в целом ритуализации свойственна ориентация на развитие лояльности, а точнее, преданности руководству вообще и конкретному руководителю в частности. Эксперты отметили, в частности, что юбилей руководителя является одним из 3-х наиболее популярных в стране ритуализированных торжеств. Более того, на вопрос о том, повлиял ли руководитель на практику внедрения или отказа от ритуалов, 72% опрошенных ответили утвердительно. При более детальном анализе результатов исследования выявилась интересная закономерность: чем выше возраст руководителя, тем более значимы его юбилеи и дни рождения в качестве ритуальных церемоний организации. Большинство возрастных руководителей начинали свою трудовую, а часто и управленческую деятельность в советскую эпоху, но тогда только очень немногим членам элиты было позволено публично отмечать свои юбилеи. Сегодня в рамках различных бизнес-структур, как, впрочем, и государственных учреждений, такие празднования становятся, чуть ли не основой формирования организационной культуры.

Интересно, что на вопрос о том, кто должен заниматься формированием организационной культуры и ритуалов компании, только 22% экспертов указали на руководителя. Это был второй по популярности ответ, но все же наибольшее количество экспертов отметило, что к этому должны быть привлечены все сотрудники. Косвенно это свидетельствует о том, что роль руководителя в формировании современной организационной системы ритуалов явно завышена.

Рис.2. Субъекты, устраивающие традиционные мероприятия в организациях

 

В диссертационном исследовании показано, что, наряду с позитивными аспектами ритуализации организационной практики, важнейшим стимулом в использовании ритуалов является стремление к воспитанию конформизма, блокированию способности критически оценить свое положение в организации, заявить о своих правах. Многократно славословя руководителя и его достижения, работник организации постепенно проникается уверенностью в правильности своей жизненной стратегии, в невозможности ничего изменить, в предопределенности своего существования.

Заключение

Для эффективного использования ритуалов как инструмента управления отечественными организациями автором предложено создать целостную систему принципов организационной ритуализации, которая позволила бы избегать непродуманных заимствований, организационных противоречий и непонимания со стороны персонала. Данная система должна ориентироваться, во-первых, на активное задействование значительной части работников в разработке и совершенствовании ритуалов организации. Роль руководителя может быть при этом снижена и сведена к общей поддержке и определению ценностных приоритетов. Во-вторых, ритуалы должны быть вписаны в систему ценностей организационной культуры, при этом их различные виды не должны противоречить друг другу. Необходимо, преодолевать сложившийся «крен» в сторону использования интеграционных ритуалов, связанных с проведением досуга. В-третьих, из обозначенных выше принципов следует, что процесс ритуализации не нужно целиком «перепоручать» посредникам: консультантам и эвент-менеджерам. Они могут привлекаться только для выполнения конкретных функций по организации определенных ритуализированных мероприятий. Не следует также замыкать создание и изменение ритуалов в рамках какого-либо подразделения (например, отдела управления человеческими ресурсами), более эффективной представляется ситуация широкого участия всего коллектива или основной его части в данных процессах. В-четвертых, система организационных ритуалов должна способствовать развитию связей с представителями других организаций. Привлечение различных стейкхолдеров – представителей поставщиков и клиентов, местных властей и иных организаций – позволит ослабить тенденцию к восхвалению руководителей и создаст потенциал развития сетевых отношений вокруг организации. Наконец, в-пятых, желательно регулярно иметь обратную связь относительно восприятия ритуалов рядовыми сотрудниками организации. Точно так же, как и система приказов, лишенная обратной связи, обязательно дает сбои, система ритуалов нуждается в постоянном мониторинге, позволяющем диагностировать отношение к ней и выявлять причины критических оценок тех или иных видов ритуальных действий.

Соблюдение данных принципов, несомненно, способно оптимизировать использование ритуалов в жизни отечественных организаций и послужить основой для их превращения в действенный инструмент управления социальными процессами на корпоративном уровне.

 

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензированных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

1. Архангельская Л.С. Значение ритуала в управлении организацией// Социология. - 2010. - №2. – 0,6 п.л. 145-150.

2. Архангельская Л.С. Организационный ритуал и его связь с основными функциями управления// Социология. - 2011. - №1. – 0,15 п.л. С. 140-142.

3. Архангельская Л.С. Диалектика свободы и ограничения в организационном ритуале// Этносоциум и межнациональная культура.- 2011. - №3 (35). – 0,8 п.л. С. 62-70.

4. Архангельская Л.С. Трансформация ритуалов: от первобытных до современных// Человек и труд. - 2011. - №4. – 0,6 п.л. С. 66-68.

5. Архангельская Л.С. Ритуал как составная часть организационной структуры// Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5. – 0,6 п.л. С. 57-62.

 

Статьи в других научных изданиях:

6. Архангельская Л.С. Традиции и ритуалы как базовые основания организационной культуры эффективной организации (понятие, значение, типология)// Актуальные проблемы экономической социологии. М.: КДУ. - 2011. - Выпуск №12. – 1,3 п.л.

7. Архангельская Л.С. Организационные ритуалы: значение и функции// Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010». М.: МАКС Пресс. - 2010. – 0,12 п.л.

8. Архангельская Л.С., Ильина Г.Н. Организационные ритуалы как необходимый компонент системы управления организацией// Материалы VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». М.: МАКС Пресс. - 2010. – 0,15 п.л.

9. Архангельская Л.С. Традиции и ритуалы как основа власти в успешной организации// Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011». М.: МАКС Пресс. - 2011. – 0,15 п.л. С. 113-128.

 

 


[1] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989; Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980.

[2] Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М.: Рефл-Бук, 1998; Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М.: Изд. фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.

[3] Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.:Эксмо-Пресс: Яуза, 2001.

[4] См.: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000; Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция вост. литературы изд-ва «Наука», 1983; Firth R. Elements of social organization. Watts & Co, London, 1963; Топоров В. Н. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983; Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: 2001.

[5] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+, 1998; Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). / Вебер М. Избранное. Образ обществ. М.: Юрист, 1994; Мертон Р. Типы приспособления индивидов. Ритуализм. http://lib.socio.msu.ru; Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.

[6] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство – СПб., 2002; Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993; Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000; Нечипуренко В.Н.Ритуал (опыт социально-философского анализа). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2002.

[7] Deal T., Kennedi A. Corporate Cultures. The Rites and Rituals of Corporate Life. London: Addison-Wesley, 1982; Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002; Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001; Handy Ch. B. Gods of Management: The Changing Work of Organizations. N.Y.: Oxford University Press, 1995; Кунде Й. Корпоративная религия. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.

[8] Hofstede G. Culture’s Consequence. International differences in Work-related Values. Newbury Park: Sage Publications Inc., 1984; Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: Попурри, 2004; Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984; Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999.

[9] Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления. М.: Финансы и статистика, Юнити-Дана, 2007; Щербина В.В., Попова В.Н. Развитие деловых организаций. Теоретические модели и проблемы практического применения. М.: РГГУ, 2010; Верховин В.И. Трудовое поведение. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003; Барков С.А. Теория организации. Институциональный подход. М.: КДУ, 2009; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Издательство Московского университета, 1995; Наумов А.И. Влияние национальной культуры на управление бизнесом// Менеджмент. Век XX – век XXI. М., Экономистъ, 2004; Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000; Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

[10] Примером таких ритуалов могут служить посвящение в студенты или вручение дипломов по окончании вуза, сюда же относятся ритуалы инициации при поступлении на работу или проводы на пенсию.

[11] Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000, с. 602.

[12] Ordnung (нем.) – порядок

[13] Мулярова Е. Хоровод для прибыли. http://www.hr-portal.ru/article/khorovod-dlya-pribyli.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.