Познай самого себя – заповедь, родившаяся на заре цивилизованного мира. Познать самого себя, значит вспомнить то, что потерял, когда обрел. Лишь, раскрывая в себе свои реальные задатки, возможно научиться правильному взаимодействию с окружающим нас миром. Лишь при таких условиях наш духовный росток не завянет, а расцветет и заблагоухает.
Даже идя самыми извилистыми путями, оглянувшись назад, можно увидеть кратчайший путь. Увидеть растраченные попусту силы – есть лучший стимул для того, чтоб задуматься.
Душа – источник истины, стремящийся поддержать в гармонии три естественных начала человеческого существа. Игнорируя душу, вы теряете равновесие, данное Природой, ибо движения разума непредсказуемы, и лишь душа способна удержать его на обрыве безумия. Как невозможно плыть с камнем на шее, так невозможно «лететь» с камнем в душе. Пустота души – тяжелейший из камней. Когда душе твоей тяжело, не ищи спасения в знаниях. Из них можно построить стену, но от пустоты невозможно оградиться. Из знаний можно построить путь, но пустота затмит всё вокруг. Знания способны заполнить наш разум, но они лягут камнем на сердце. Энергия слов слишком груба, чтобы проникнуть в сердце и заполнить пустоту. Знания не имеют движения. Они мертвы, тогда как в душе нет места для смерти. В сердце проникает мудрость – знание, получившее жизнь.
Для обретения мудрости нужно прямое столкновение с действительностью. Ее не дождаться за толстыми стенами. Когда человек стремится к постижению истины путем накопления знаний, он выстраивает на таком пути гряду из мертвых идеалов. А идеал – это узкая стезя, это идол. Он сковывает и порабощает.
В пути мы были бы спокойны, не знай мы о существовании других дорог. Нужно уберечь себя от любопытства, уводящего с пути. А потому, прежде чем сделать шаг навстречу выбору, - отступи. Отдавая предпочтение, ты видишь Солнце. Но дождись ночи и оглядись вокруг при спокойном свете Луны.
Бросив взгляд в глубину истории, мы замечаем – путями учений охвачен весь земной шар. Так в благом своем намерении древние мудрецы осуществляли свои попытки помочь самозабвенным искателям. Да не будет утрачен труд их. Всего-то и нужно нам поначалу, что знать себя. Однако сложность сия заключается еще и в том, что, зная, порой, свои реальные задатки, начинаем сомневаться в них, лишь сравнив себя с окружающими.
Мы должны быть более внимательны к задачам своей функции, ибо часто мы не видим проблем, когда позволяем себе быть ослепленными. Когда ребенок поглощен игрой, он не замечает приближения сумерек. И вот на небе уже загораются яркие звезды, но дети видят их, лишь слыша голос матери. Тогда игра окончена, наступает действительность.
Подражая другим и довольствуясь этим, перестаем быть теми, кто мы есть в действительности. И чем более мы упражняемся в таком ремесле, тем сильнее сгущается туман над неуловимой истиной.
«К истине нет пути. Она жива и изменяема. Она не имеет ни конца, ни формы, ни определенной методики, ни философии. Когда вы это увидите, то поймете, что она такая же живая, как и вы. Вы не сможете выразить себя через нечто неподвижное, связанную форму, через стилизованное движение». (Брюс Ли)
УХВАТИТЕ НИТЬ
«Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три качества ДАО необъяснимы. Поэтому они сливаются воедино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.
Держась древнего ДАО и овладевая теперешним бытием, можно познать древнее начало. Это называется нитью ДАО».
(Лао Цзы. «Дао дэ дзин»)
Пусть голос мой, звучащий издалёка,
Услышан будет в голосе тревог.
Тебе укажет пусть на утреннем рассвете
Твой путь из хаоса, идущий без дорог.
(Автор)
Растворись свободно и во всех направлениях. Если ты ограничишь себя коридором пути, - ты окажешься несвободен, ибо путь – есть следствие твоих движений, а не движения являются следствиями твоего пути.
Люди заблуждаются, полагая, что путь – это последовательность действий, ведущих к цели. В действительности же путь человека состоит из звеньев неучтенного, дающих опыт познания себя. Вся же остальная его деятельность является следствием пристрастного ума.