Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А) Источники в современной писателю действительности




Истоки художественной концепции

Романа Е. Замятина «Мы»

а) Источники в современной писателю действительности

Роман Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 г. В СССР он тогда не публиковался и был напечатан впервые в конце 20-х гг. за рубежом (сначала в Праге), а у нас в стране – только в конце века, в годы «перестройки» (в 1986 г. в журнале «Знамя»).

В нем чаще всего видели и видят памфлет, пародию на социализм и коммунизм, хотя вопрос об объекте изображения отнюдь не так уж прост.

Как о чертах времени создания самого романа говорят о военном коммунизме, о троцкистской идее «милитаризации труда» и «трудовых армий», идеях футуристов о «жизнестроении» и «армии искусств», пролеткультовских проектах «машинизированных коллективов» и «личности как части механизированного коллектива» (вспомним идеи А. Гастева и др.).

Об этом говорили еще и во время создания романа, хотя мало кто его тогда читал.

Советского читателя познакомил с содержанием замятинского романа Александр Воронский в статье «Евгений Замятин», которая была впервые опубликована в 1922 году и потом не раз перепечатывалась еще до того, как читатели в СССР смогли ознакомиться с самим текстом произведения[1]. Наверное, это был первый случай в советской критике, когда в литературно-критической статье давались анализ и оценка неопубликованного произведения.

Оценка романа Замятина у А.Воронского очень противоречивая. С одной стороны: «С художественной стороны роман прекрасен» [121]. С другой: «Роман производит тяжелое и страшное впечатление» [119]. «На очень опасном и бесславном пути Замятин» [121]. И при этом – подробнейшее изложение содержания и сюжета романа, так что не имеющий возможности его прочесть читатель мог составить о нем достаточно ясное впечатление.

Воронский тоже увидел в романе Замятина пародию на социализм, однако, во-первых, попытался доказать, что это не тот социализм, который строится в нашей стране, а во-вторых, может быть, вовсе и не будущее социализма, а что-то другое описывается в романе.

«Роман Замятина, – писал Воронский, – … целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее. В этом будущем все проинтегрировано на земле и строится великий Интеграл для того, чтобы завоевать всю вселенную и дать ей математически безошибочное счастье. Нерушимой стеной отделено человеческое культурное общество от остального мира, и со времени 200-летней великой войны – а прошло с тех пор 1000 лет – никто не заглядывает за эту стену, и никто не знает, что там. Все остеклено, все на виду, на учете, стеклянное небо, стеклянные дома; нету «я» – есть «мы», в один час встают, работают, под команду едят нефтяную пищу, в определенные часы любят по розовым талончикам, и надо всем – единое государство и благодетель человеческого рода, мудро пекущийся о безошибочно-математическом счастье. Однако не все проинтегрировано: есть у человека мохнатые руки и «душа» и это глупое «хочу по своей воле жить». Не у всех, но все же такие и не одиночки. И вот возникает мысль: разрушить стену, свергнуть благодетелей, уничтожить математику в жизни. Руководит всем этим женщина, героиня за номером. Вместе с ней и с группой других разрушителей один из строителей Интеграла – от его имени ведется повествование (записи) – попадет через подземный ход за стену. Там «земля пьяная, веселая, легкая плывет» и люди без одежды, покрытые блестящей шерстью, трава, солнце, птицы. Подготовляется восстание, где-то разрушена стена, делается попытка использовать Интеграл при полете для тех, кто за стеной.

Но бюро хранителей раскрывает заговор; производятся аресты, героиня подвергается казни, а у строителя, как у всех, производят операцию: вырезают фантазию» [119].

Это характеристика содержания романа и, надо сказать, вполне точная и объективная.

А вот его оценка: «Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в виде какой-то сверхказармы под каким-то стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники коммунизма. А если прибавить сюда рассуждения о носах – а это тоже есть, – которые должны быть непременно у всех одинаковыми, то станет ясным характер и направление памфлета.

И все здесь неверно. Коммунизм не стремится покорить общество под нози единого государства, наоборот, он стремится к его уничтожению, к тому, чтобы оно отмерло. Коммунизм не ставит целью поглощение «я» «мы», он ведет к синтезу личности с общественным коллективом; в его задачу не входит также проинтегрированная, омеханиченная и омашинизированная жизнь в том виде, как это представлено художником, – в коммунистическом обществе не будет ни города в его настоящем, ни деревни с её «идиотизмом» – мыслится соединение города с деревней. Если художник имел в виду наш коммунизм военного времени, то и здесь памфлет бьет мимо цели: практику военного времени можно понять, только приняв во внимание, что нужно было воевать, воевать, воевать с могущественным врагом; что Советская Россия была осажденной крепостью, об этом в романе – ни слова. Противопоставлять коммунизму травку, своеволие человеческое и людей, обросших волосами, – значит не понимать сути вопроса. Еще Глеб Успенский отметил, что травоядная жизнь имеет один существенный недостаток: от пустого случая зависит. Ворвется в жизнь такой случай – и вся удивительная травоядная гармония идет насмарку. Потому-то и отказался человек от этого райского первобытного блаженства и захотел устроить свой рай с машинами, электричеством, аэропланами. Что же касается формулы: по своей глупой воле жить хочу, то ведь это только кажется людям, обросшим волосами, что они живут по своей воле…» [119].

Итак, и не будущий коммунизм, и не только что закончившийся «военный коммунизм» описал Замятин. Что же тогда? Ответ А.Воронского таков: «Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному, бисмарковскому, реакционному, рихтеровскому социализму» [120].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.