Корпорация Microsoft развивает управление финансовыми рисками с 1994 г., когда она начала реализацию программы хеджирования валютного риска. В 1995 г. компания начала рассчитывать VAR для валютного риска. Согласно Филиппу Джориону (Philippe Jorion), VAR показывает максимальную величину ожидаемых потерь при конкретном значении вероятности на протяжении определенного периода времени при нормальных рыночных условиях. В 1996 г. компания доработала расчет показателя VAR и стала больше использовать аналитические методы. В 1997 г. группа риск-менеджмента начала задумываться об использовании VAR в других областях, таких как инвестиции в акции и облигации, а в 1998 г. группа начала реализацию проекта по отслеживанию корреляции финансовых рисков с системной точки зрения.
В 1996 г. финансовый департамент Microsoftпредставил финансовому комитету при совете директоров подробный анализ потерь, вызванных операциями ряда известных компаний с производными финансовыми инструментами. Используя положения этого доклада, корпорация Microsoft Р разработала всесторонний и комплексный подход к измерению и управлению финансовым риском.
Организационная структура службы риск-менеджмента
Эта функция входит в обязанности сотрудников финансового департамента. Г-н Каллиникос сравнивает финансовый риск со стволом дерева, который разветвляется на такие риски: валютный, процентный, акционерный и административных опционов. Г-н Каллиникос объясняет: "Предпринятые нами в 1996 г. действия несколько повысили эффективность существовавших мер по управлению финансовыми рисками, в том числе и программы по управлению эффектами "разводнения" капитала в ходе эмиссии административных опционов, а также программы управления валютным риском, связанным с международной деятельностью компании. Одновременно корпорация также стала разрабатывать руководство для управления рисками инвестиционного портфеля Microsoftв размере 35 млрд дол, в состав которого входили восемь взаимосвязанных, но отдельных инвестиционных фондов. Также руководство Microsoftрешило разработать план управления как рисками с высокой вероятностью и низким уровнем последствий, так и рисками с низкой вероятностью, но с потенциально катастрофическими последствиями, касающимися инвестиционных портфелей".
Эти усилия привели к созданию финансовой информационной системы компании Gibraltar, которая позволяет в комплексе взглянуть на риски компании. Г-н Каллиникос замечает по этому поводу: " Gibraltar... позволяет в интегрированном виде представить финансовую (казначейскую) функцию корпорации Microsoft, выступая в виде так называемой "цифровой нервной системы" (digital nervous system, DNS). Компоненты DNS включают базу данных с возможностями онлайнового доступа, модуль оценки эффективности, системы транзакций и системы анализа и отчетности о финансовом риске".
Используя Gibraltar, финансовый департамент Microsoft может предоставить высшему руководству компании обобщенный анализ рыночных рисков, которые предполагает принять группа рынка капитала.
С помощью Gibraltar также проводится расчет показателя VAR применительно к инвестициям компании. В ежегодном отчете Microsoft за 1999 г. отмечено, что VAR используется для оценки и количественного определения рыночных рисков, – валютного, процентного, курса акций. Компания измеряет VAR для каждого из рисков и сообщает о результатах "сотрудникам Microsoft, которые отвечают за определенные риски и активы". Вот как об этом говорится в отчете корпорации Microsoft за 1999 г.: "В модели расчета VAR по состоянию на 30 июня 1999 г. мы использовали следующие предположения: нормальные рыночные условия; метод моделирования Монте-Карло с 10 категории рыночного риска. Соответственно оценка VAR составила... 95 млн дол для инвестиций в инструменты, чувствительные к колебанию процентных ставок и 1,38 млрд дол, для инвестиций в обычные акции".
Для измерения VAR Microsoft создала свою собственную систему – IRМА (Internal Risk Management Application). Финансовый департамент также использует две другие программы внешних разработчиков, и все три системы используются для взаимной проверки получаемых результатов. Г-н Каллиникос объясняет: "Для измерения риска мы используем три системы, что дает нам большую уверенность в расчетах. Мы хотим убедиться, по крайней мере, в том, что три системы дают одинаковую направленность риска, и надеемся, что и порядок цифр не будет различаться".
Измерение VAR помогает ответить на вопрос о том, сколько риска несет Microsoft. Г-н Каллиникос утверждает: "Нам пришлось поинтересоваться у тех, кого интересуют подобные вопросы, что они имеют в виду на самом деле: VAR – самый неблагоприятный исход или определенный сценарий? И за какой промежуток времени? Поэтому, вместо того чтобы задавать подобные вопросы, группа управления риском решила объяснить всем, кто задает подобные вопросы, что мы подразумеваем, когда говорим, что мы рискуем".
В то время как совет директоров корпорации Microsoftиспользовал VAR для управления валютным риском, группа риск-менеджмента обучала членов правления использованию VAR для управления рисками колебаний курсов акций и процентными рисками. Группа также начала анализировать корреляцию различных финансовых рисков. Ежеквартально г-н Каллиникос отчитывался перед финансовым комитетом Совета директоров и вице-президентом корпорации по финансам, который также имеет доступ к информации о финансовых рисках, имеющейся в корпоративной сети intranet.
Корпорация Microsoft измеряет финансовые риски с помощью не только VAR, но и с стресс-тестинга, что позволяет определить влияние на риск политических, географических и экономических факторов. Стресс-тестинг с помощью сценарного анализа может определить степень подверженности корпорации Microsoft оставшимся 2,5% посторонних событий, например: землетрясению на Западном побережье США или валютному кризису подобно тем, что произошли в России и некоторых странах Латинской Америки. Анализ сценария в случае с землетрясением относится к финансовому риску корпорации Microsoft, поскольку ее инвестиции в акции высокотехнологичных компаний США составляют 18 млрд дол, а большинство таких компаний находятся именно на Западном побережье. Вместо того чтобы заниматься абстрактным анализом последствий землетрясения, члены группы риск-менеджмента проанализировали последствия для компании Kode Steel случившегося в Японии землетрясения. Г-н Каллиникос подчеркивает, что "VAR — это несколько академичный метод, в то время как сценарный анализ акцентирует внимание правления на событиях, которые легче выявить, и поэтому такая методика приносит больше пользы, особенно когда вы придерживаетесь реального сценария развития событий. Поэтому сценарный анализ используется для управления бизнес-рисками корпорации". (Мы еще рассмотрим использование сценарного анализа для выявления бизнес-рисков.)
Управление финансовыми рисками — это не только способ защиты прибыли компании от изменений процентных ставок или колебаний валютных курсов. Это также форма управления деловыми рисками. Например, Microsoft разработала и использует специальную программу для защиты от колебаний валютного курса в странах с неконвертируемой валютой, в рамках которой предлагается так называемая "ценовая защита". Дело в том, что Microsoftпродает свою продукцию дистрибьюторам в долларах, которые, естественно, продают ее уже за местную валюту, рискуя потерять доход из-за роста курса доллара. Если дистрибьюторы считают, что существует реальная угроза девальвации местной валюты, то они не заказывают продукцию Microsoft. Рентабельность торговых операцию дистрибьюторов достаточно низкая, поэтому без ценовой защиты девальвация лишит их всякой прибыли. С минимальными затратами Microsoftиспользует программу ценовой защиты доходов дистрибьюторов. Это как раз тот случай, когда финансовый риск-менеджмент рядится в одежды управления деловыми рисками. Г-н Каллиникос объясняет сложившуюся ситуацию: "Поступая подобным образом, мы незначительно влияем на общий риск Microsoft, но с точки зрения наших партнеров-дистрибьюторов такая ценовая защита крайне важна".