На 3-4 году обучения, по мере того, как слух и чувство ритма развивается, появляется возможность всесторонне использовать свободно движущуюся, независимую от метрическо-вертикальных связей и акцентов ритмику.
Речитативное псалмодирование («певучее рассказывание») текстов, в которое могут быть включены в соответствующих местах и мелизматические фигуры, опирается на естественный речевой ритм.
Подобного рода музицирование может быть проведено в пределах мажорного и минорного пятиступенного звукорядов; тяготение к основному тону, свойственное мажору, следует преодолеть, и оно не должно выполнять метрорасчленяющую роль.
Любая гимническая проза может быть прочитана в такой манере. Хорошо получается псалмодирование отрывков из Гомера и другие древнегреческие тексты, русские былины и народный эпос других народов.
При речитативном изложении рекомендуется поручать исполнение сначала отдельным голосам (зачин, запев) для того, чтобы пробудить хор, отвечающий «солисту».
Орф предостерегает от слишком медленных темпов. В этом жанре следует объединять не отдельные слова, а предложения и строки. При этом наиболее важные цезуры и заключения могут быть отмечены «звучащими знаками препинания» (удары «secco»): запятая, точка с запятой, вопросительный знак, двоеточие – светлым звучанием, высокими звуками, неустойчивыми ступенями (V); точка, восклицательный знак – темным грузным звучанием, низкими тонами или устойчивыми ступенями (I).
ЛОГИКА ОСВОЕНИЯ ЛАДА
Попевка зова
Вся методика работы направлена по поиск путей и средств, которые вызовут у ребенка стремление к самостоятельности и натолкнут его на поиски элементарных музыкальных образований. Важным средством является ограничение звукоряда пятиступеневой последовательностью тонов, а внутри нее – формулой зова.
«Как кричит кукушка?» - в ответ на этот вопрос учащиеся могут самостоятельно спеть нисходящую малую терцию «Ку-ку», или найти на ксилофонах и сыграть ее (оба широких промежутка между пластинками штабшпиля, отмечающих скачки на малые терции «до-ля» и «соль-ми» должны найти сами дети!).
Другой путь самостоятельного нахождения формулы зова связан с самим понятием этого слова: призывы и отклики («Ау!», «Алло!», «Помоги!») и наряду с ними имена и короткие фразы-вопросы («Таня!», «Где ты?», «Кто там?») наталкивают детей на поиски попевок. Такие и сходные приемы помогают найти попевки, начинающиеся с первой доли такта, а затем и затактовые.
Затем к терцовой попевке постепенно добавляются соседние ступени в следующем порядке (по мере усложнения):
V – III – VI – I – II.
Любая добавленная ступень предполагает достаточное количество слуховых примеров для пения, пения с аккомпанементом, и, конечно, вокальных или инструментальных мелодических импровизаций с ее участием.
Развивая ритмическое чувство через игру «Эхо» и упражнения на продолжение заданного ритма постепенно приходят к мелодизации заданных ритмов. Мелодическое «Эхо» и упражнения на «мелодические дополнения» выполняются на штабшпилях.
Поначалу объем мелодий должен быть ограничен (до сексты); для этого на штабшпилях следует вынуть лишние пластинки. В дальнем ограничительные звуки могут быть выбраны свободно.
Первые импровизационные опыты неизбежно будут содержать случайные «вольности» в отношении внезапных заключений, неожиданных остановок на «нелогичных» звуках и т.д. Верным признаком не невнятного «плавания» а сознательной импровизации является повтор. Если ребенок смог повторить только что сыгранное можно считать творчество состоявшимся. Существенным является и то как протекает исполнение: если ученик проигрывает или пропевает свою мелодию в одном движении, то ее безусловно можно счесть творческой работой. И, конечно, главным мерилом остается радость и красота – если звучит красиво, то насколько это звучание явилось результатом случайности становится уже не так важно.
Хорошим интонационным упражнением является подхватывание хором звуков или мотивов, сыгранных на ксилофоне. Такого рода пропевание полезнее, чем повторение звуков, спетых голосом, так как требует от детей умения преобразовывать инструментальный звук в звук вокальный.
Методические рекомендации «Шульверка» предполагают импровизации в пятиступенном звукоряде не менее одного года при условии занятий 1-2 часа в неделю), специалисты рекомендуют и еще более длительный период. Торопливость приводит к поверхностному изучению пятиступенного звукоряда и свидетельствует о недооценке его значения.
При этом существенной оговоркой является то, что в основе пятиступенного звукоряда, который занимает в I томе Шульверка преобладающее место, лежит интонация зова, бытующая в условиях Центральной Европы. К.Орф неоднократно указывал на то, что в других интонационных культурах возможны иные интонационные праосновы.
Однако, в любом случае пятиступенный бесполутоновый звукоряд, в каких бы ладовых вариантах он ни появлялся, образует наилучшую основу для первых упражнений, так как позволяет всегда получать благозвучное сочетание свободно импровизируемых разными учениками самостоятельных мелодических линий.