Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сочетание религиозных, бытовых, этических, правовых норм.




Структура.

Сочетание религиозных, бытовых, этических, правовых норм.

2.3. Казуистичность.
2.1
Глава 1. Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
2. «Для охраны всего этого Творения тот блистательный бог Брахма установил особые занятия для тех варн, что рождены от его уст, рук, бедер и ступеней.
3. Брахман ведь рождается на земле ради охраны сокровища, именуемого дхармой, и потому он является владыкой всех тварей.
4. Новорожденному брахману подобает имя благостное, кшатрию – указывающее на охрану мира, вайшье – на процветание, шудре – на служение.»
5. В этой главе показано верховенство брахманов над другими людьми: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными –люди, между людьми – брахманы».
Глава II Повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей. После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни – «дваждырожденным». В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.
Глава III Содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам, а так же советы в выборе невесты.
Главы IV,VиVI Содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
Глава VII Рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений», в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Глава VIII Посвящена 18 поводам для обращения в суд. Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства касается договорных отношений – неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, не отдача данного; затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спора хозяина с пастухом. Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе земельных участков, клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние. Все эти деяния, а так же потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашатрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса).1

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права, а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику системы изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права.
Глава IX Повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X Содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.
Глава XI Посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму.)
Глава XII Дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приношения жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов.

 

Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.). В обязанности кшатриев входит исполнение наказаний. Однако существуют дхармы для всех четырех варн одновременно.
В шлоке 63 гл. Xговорится: «Нанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн, - объявил Ману». И рядом, в шлоке 58, дается перечень запретных поступков и чуств: «Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению». Таким образом, исполнение обязанностей и правильное поведение с точки зрения морали порождают правильные последствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).
Веды и связанную с ними литературу создали пришлые племена ариев (вначале «арья» означало «землевладелец», затем – «благородный»).Они же участвовали в распространении учения о варнах и четырех степенях земного совершенства (стадиях прохождения земного пути):
1.Отрочество и юность, период обучения, приобретения знаний, воспитания, самодисциплины, самообладания, сдержанности.
2. Жизнь семьянина и мирянина.
3. Жизнь лесного отшельника. По другим версиям, более позднего происхождения, - жизнь государственного деятеля, обладающего известной уравновешенностью, объективностью и способностью посвятить себя общественной деятельности без корыстного желания извлечь выгоду.
4. Последняя стадия – жизнь отшельника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. Так примерялись две тенденции, часто живущие в человеке бок о бок, - приятие жизни во всей ее полноте.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2485 - | 2178 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.