Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассова€ (марксистска€), психологическа€ и другие




“еологическа€ (религиозна€, теократическа€) теори€ ( теосЦбогЦгосударство результат божественной воли)

(“ертуллиан, јврелий јвгустин). ѕостигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождени€. ¬ современных услови€х эта теори€ несколько видоизменилась, и выражаетс€ в христианско-демократической концепции государства. “еологическа€ теори€ зародилась в глубокой древности.Ќаибольшееразвитие получила в эпоху средневековь€ (при феодализме). ќпределенное распространение имеет и сейчас (представл€ет официальную доктрину ¬атикана). Ќаиболее видным представителем этой теории в –оссии €вл€етс€ »осиф ¬олоцкий (1439 Ц 1515), на «ападе Ц средневековый ученый-богослов ‘ома јквинский (1226 Ц 1274). “еологическа€ теори€ не разграничивает процесс возникновени€ общества, государства и права. ќбщество,

 

а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и €вл€ютс€ творением божественного разума, практическим воплощением воли Ѕога на земле. ¬се что существует на земле по воле бога. √осударство и право вечны, как и сам бог. ћонарх как наместник бога на земле. ѕо мнению богословов, люба€ светска€ власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. ј народ должен беспрекословно повиноватьс€ велени€м государственной воли, как продолжению воли божественной. ќценива€ теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период —редневековь€ и ранее,

 

а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. ќна отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. ¬ более поздние времена эту теорию использовали дл€ оправдани€ неограниченной власти монарха. ƒанна€ теори€ имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

 

ѕатриархальна€ (патерналистска€) теори€ (государство это больша€ семь€) (јристотель,в  итаеЦ онфуций, 551 Ц 479 до н.э.), основателем которой по праву считаетс€ древнегреческий философ јристотель. —огласно учению јристотел€ государство €вл€етс€ продуктом естественного развити€, возникает в результате по€влени€ и разрастани€ семьи. ¬ основе образовани€ государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. “акое общение приводит к тому, что из нескольких семей складываетс€ селение или род, а из всех селений или родов образуетс€ государство. √осударство, по јристотелю, €вл€етс€ высшей формой общени€, включающей в себ€ все другие образовани€ и формы общени€. ќно Ђпо€вл€етс€ лишь тогда, когда образуетс€ общение между семь€ми и родами ради блага жизниї. ѕоследовател€ми патриархальной теории: –оберт ‘илмер (јнгли€, 17 век), Ќиколай ћихайловский (–осси€, 1842 Ц 1904). ѕатриархальна€ теори€ получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступлени€ неблагопри€тной ситуации Ц болезни, инвалидности, безработицы. ѕозитивным €вл€етс€ также и то, что ее сторонники призывали устран€ть из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

 

ƒоговорна€ (естественно-правова€) теори€ зародилась вV-VIвв.до н.э.в учени€х софистов ƒревней √реции.ќни считали, что государство создаетс€ людьми на основе добровольного соглашени€ дл€ обеспечени€ общего блага. Ёта теори€ основывалась на двух главных положени€х: до возникновени€ государства и права люди жили в услови€х так называемого естественного состо€ни€; государство возникает в силу заключени€ общественного договора. ƒоговорна€ теори€ Ц предполагает социальное предназначение государства Ц в основе создани€


государства лежит общественный договор, люди дл€ обеспечени€ естественных прав соглашаютс€ создать государство. ≈сли договор заключаетс€ между уже прав€щими и остальной частью населени€, то это договор подчинени€; если между населением, то Ц договор объединени€. ƒоговорна€ теори€ выражаетс€ в естественно-правовой теории или в теории естественного права. —воѐ развитие получила в 17 Ц18 веках, хот€ истоки этой теории наход€тс€ в трудах еще мыслителей древней √реции 5-4 век до н.э. Ќаиболее известными представител€ми были: √. √роций, “. √оббс, ƒж. Ћокк, ∆.∆. –уссо, ј.Ќ. –адищев, —пиноза. —огласно договорной теории государство Ц результат общественного договора о правилах совместного проживани€. ƒо по€влени€ государства люди находились в так называемом естественном состо€нии, под которым подразумеваетс€ либо свобода и равенство всех членов общества (Ћокк), либо война всех против всех (√оббс), либо всеобщее благоденствие Ц «олотой век (–уссо).  аждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Ѕога или от природы. ¬ то же врем€ в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. ѕоэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представл€ющему их общие интересы часть своих прав.

ƒостоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. ѕравители €вл€ютс€ лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа

и об€заны отчитыватьс€ перед ним. “еори€ носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождени€, люди равны между собой, и каждый ценен дл€ общества. “еори€ насили€ возникает в19веке в √ермании в двух вариантах как теори€ внутреннего насили€ (государствовозникает в результате насили€ одной части общества над другой в цел€х подчинени€ меньшинства большинству) и теори€ внешнего насили€ (государство возникает в результате завоевани€ одного племени или народа другим, √осударство Ц аппарат подавлени€ порабощенного народа и поддержани€ необходимого дл€ завоевателей пор€дка; с этой же целью создаетс€ и право). ƒанна€ теори€ объ€сн€ет возникновение государства результатом действи€ военно-политического фактора Ц завоеванием одних племен другими. ѕобедители стрем€тс€ с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчин€тьс€ себе (≈. ƒюринг, Ћ. √умплович,  .  аутский).

 

–асова€ теори€ Цлюди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. ¬ысша€ раса €вл€етс€ создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управл€ть делами, то представители высшей расы господствуют над ними. ќни и создали государство как организацию управлени€ низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (∆.√абино,‘.Ќицше).

 

ћарксистска€ теори€ (классова€, экномическа€) возникла в19веке,основоположники ћаркс и Ёнгельс(трудЂѕроисхождение семьи, частной собственности и государстваї), развитие в трудах ¬.». Ћенина. √лавным положением марксистской теории €вл€етс€ учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. —пособ производства определ€ет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Ќадстроечные €влени€ Ц политика, право, юридические учреждени€ завис€т от экономической структуры общества, но в то же врем€ обладают некоторой самосто€тельностью. —огласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин Ц общественного разделени€ труда, по€влени€ прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противосто€щие классы. —оветска€ наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. — точки зрени€ марксистской теории государство возникает как результат общественного разделени€ труда, по€влени€ прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Ёта теори€ рассматривает возникновение государства и права какестественный исторический процесс, развивающийс€ по своим собственным законам. — точки зрени€ марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделени€м труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледели€, по€вление купечества) послужившие по€влению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. √осударство, а вместе с ним и право создаютс€ экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становитс€ и политически господствующим, приобрета€ мощные средства дл€ подавлени€, угнетени€, удержани€ в повиновении эксплуатируемых классов.

 

ќсновоположники марксизма оценивали факт €влени€ государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

 

ѕсихологическа€ теори€ Цистоки психологической теории были заложены в ƒревнем –име. ак полагал÷ицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. ѕсихологическое объ€снение причин возникновени€ государства давал Ќ.ћакиавелли. ќн исходил из того, что образование и устройство государства €вл€етс€ Ђактом единичной, властвующей над государством волиї. –одоначальник психологической теории - Ћ.».ѕетражицкий. ќн объ€сн€л по€вление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчин€тьс€

 

и указани€м которого следовать в повседневной жизни. ѕоэтому государство и право порождаютс€ эмоци€ми и переживани€ми людей, а не материальными услови€ми жизни. √осударство Ц итог психологической потребности


человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчинитьс€; государство порождаетс€ эмоци€ми и переживани€ми людей, а не материальными услови€ми жизни. ѕричины возникновени€ государства Ц определенное состо€ние психики людей: посто€нна€ зависимость первобытных людей от авторитета вожд€, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчин€ютс€ добровольно. ќценива€ эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное воспри€тие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не €вл€ютс€ решающими в причинах возникновени€ государства.

ѕотестарна€ (кризисна€) теори€ Цутверждает,что государство не было нав€зано обществу извне;оновозникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производ€щей, в результате изменени€ материальных условий жизни общества. ќбразование государства шло постепенно, в течение длительного времени. —тановление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали по€вление государства, но и само государство стимулировало по€вление классов. –аннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже про€вилась классова€ природа государства.

ќрганическа€ теори€ Цпереносит законы природы на человеческое общество.

ѕатримониальна€ теори€ Цгосударство произошло от права собственника на землю(патримониум).»з прававладени€ землей власть автоматически распростран€етс€ на проживающих на ней людей; так складываетс€ феодальный сюзеренитет (√аллер).

»рригационна€ теори€ Цвозникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабныеирригационные работы, низкой орудийной развитостью. √осударство выступает как организатор масштабных работ.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2241 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.