Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы и методики обработки материала.




Источниковедческий метод. Источниковедением принято называть науку об исторических источниках, теории и практике их выявления, изучения и использования.

Комплекс проблем, изучаемых источниковедением, позволяет выделить теоретический и прикладной аспекты дисциплины. Теоретическое источниковедение изучает закономерности образования исторических источников и отражения ими реального исторического (культурного) процесса, структуру и свойства содержащейся в них информации, определяет принципы систематизации источников и классифицирует их, разрабатывает методику исторического исследования как общую, так и применительно к отдельным классам и видам источников.

Теоретические проблемы источниковедения изучаются главным образом на материале письменных источников, лежащих в основе большинства исторических трудов. Прикладное (конкретное) источниковедение складывается из источниковедения отдельных отраслей, разделов, периодов, проблем. Источниковедческая практика включает в себя деятельность архивов, музеев и библиотек по сбору, хранению и описанию источников, публикаторскую деятельность и работу ученых над источниками в процессе исследований. Элементы прикладного источниковедения встречаются также в повседневной общественной практике (в делопроизводстве, в криминалистике, в оценке любой информации).

Именно прикладное источниковедение является важной составляющей подготовки музыковеда.

Собственно источниковедческий анализ предполагает определение подлинности источника (его критику) и достоверности содержащихся в нем сведений.

Определение подлинности является предметом специальной дисциплины – текстологии – составной части источниковедения.

Текстология (от текстлогия) отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации [БСЭ, т. 25, с. 367].

Слово текстология получило признание в середине 30-х гг. в трудах Б. В. Томашевского. Учебный курс, прочитанный в 1926/27 учебном году в институте истории искусства в Ленинграде, издан в 1928 г. под названием «Писатель и книга. Очерк текстологии». До того пользовались немецким понятием – критика текста.

Достижением текстологии является признание художественного текста произведения (или другого, но по преимуществу художественного) фактом национальной, а нередко и мировой культуры. Текст принадлежит не только автору, но является достоянием общества.

Его тиражирование, распространение должно отвечать критериям точности, подлинности, доступности.

У разных областей художественного творчества – свои объекты: фольклор, древнерусская литература, литература нового времени имеют специфические текстологические задачи и методики, но именно с них началась наука текстология, и именно в этих отраслях она сформировалась.

У текстологии как самостоятельной и единой науки есть своя проблематика и основные понятия.

В задачи текстологии входят установление и интерпретация текста. Под текстом понимается«объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой является связность и цельность» [ЛЭС, 1990, с. 507].

Под установлением подразумевается его прочтение и осмысление; выявление позднейших приписок и вставок и определение отношения к оригиналу; история текста, если он не является подлинником и т. д. Интерпретация – это уяснение, что именно в нем сообщается о фактах, событиях, явлениях и истолкование прямого и иносказательного текста (иногда его расшифровка). Изучение происхождения источника предполагает атрибуцию – установление имени автора, времени, места и условий возникновения источника.

Рассмотрим способы упорядочения материала.

Классификация (лат. classis – разряд, facio – делаю) распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь делится на подклассы [Кондаков, 1975, с. 247].

В основание должны быть положены существенные признаки. основана на принципе деления объема понятия: Составление классификации подчиняется всем правилам деления объема понятия. Сформулированы следующие правила:

1) Применение одного основания;

2) Соразмерность деления (равенство классов);

3) Взаимное исключение членами классификации друг друга;

4) Непрерывность подразделения на классы (при классификации выбирается ближайший подкласс).

Разработка таблиц классификации может идти как путем дедукции, так и индукции [Кондаков, 1975, с. 248].

Диссертант А. С. Полторухин в исследовании «Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова» выделил три жанровые разновидности: « гармонизация песнопений обихода», «авторское переосмысление церковного песнопения», «свободное авторское сочинение» (с. 62–63 дис.). Как видно из предложенных жанровых определений, в данной классификации не соблюдены правила одного основания, соразмерности деления («авторское переосмысление» выходит за рамки классифицируемых членов), взаимного исключения членами классификации друг друга.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2332 - | 2011 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.