Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ј  »—“ќ–» ќ- ”Ћ№“”–Ќџ… ‘≈Ќќћ≈Ќ




¬ данной работе костюм рассматриваетс€ в целом Ч как источник, обла≠дающий информационным полем, и там, где это было возможно, показаны содержащиес€ в нем сведени€ о культуре и истории народов —еверного  авказа в эпоху средних веков.

— точки зрени€ этнографии костюмы бывают бытовые, праздничные и обр€довые. ѕровести такое разделение дл€ археологических комплексов до≠вольно сложно из-за того, что материал происходит из погребальных пам€тни≠ков. ќднако необходимо прин€ть во внимание следующий факт: праздничным, как правило, становитс€ костюм, выполненный из более дорогого материала, чем бытовой, и с более дорогими украшени€ми. Ќадевают его в исключитель≠ных случа€х, может быть, всего один или несколько раз (свадьба, похороны), тем самым праздничный костюм переходит в разр€д обр€дового [Ѕогатырев, 1971, с. 307-309]. ѕраздничный костюм, а обр€довый в особенности, предпо≠лагает консервативность и статичность форм, выработанных в результате экономического, эстетического и интеллектуального развити€ народа. ѕроцесс творческого развити€ костюма народов —еверного  авказа наблюдаетс€ в пе≠риод средневековь€. “аким образом, имеющиес€ археологические артефакты можно рассматривать как соответствующие формам общеупотребительного костюма.

 остюм выполн€ет несколько функций. ќсновна€ из них Ч практическа€. ќн должен соответствовать климату и зан€ти€м населени€. ƒруга€ важна€ функци€ Ч эстетическа€.  остюму также присуща знакова€ функци€. ќтража€ различные сферы общественной жизни, он выступает как знак, или символ. ¬ VII-XIV вв. в качестве знаковых можно рассматривать отдельные его элемен≠ты. Ќапример, символом изменени€ социального статуса женщины €вл€лась, прежде всего, смена головного убора. ѕоложение воина в дружинной иерархии можно было определить по навершию на головном уборе и по€сному набору. Ѕольшое количество шелка в одежде выдел€ло вожд€ из р€довых общинни≠ков. ÷вет как символ социального статуса играл важную роль и в древности, и в средние века.

¬ других элементах костюма Ч ткан€х, украшени€х, амулетах и аксессуа≠рах Ч преобладают не символическа€, а практическа€ или эстетическа€ функ≠ции. Ќо и эти детали наделены информацией об экономических и духовных сферах общественной жизни.

¬ рамках знаковой системы костюма выдел€етс€ функци€ региональной принадлежности. ƒл€ средневековь€ вычленить ее трудно, так как —еверный  авказ входил в область широкого распространени€ и довольно долгого бы≠товани€ тюркской моды. Ќо тем не менее эта функци€ стала доминирующей в этнографическом комплексе. ƒл€ культуры народов —еверного  авказа кос≠тюм стал этнорегиональным символом. ѕоэтому можно говорить именно о его региональной, а не национальной принадлежности. «десь на довольно боль≠шой территории представители различных народов считают Ђсвоимї по суще≠ству одинаковый комплекс, включающий различные этнические пласты. Ётот факт €вл€етс€ важным показателем культурной общности —еверокавказского региона.

¬есь комплекс костюма народов —еверного  авказа формировалс€ в русле культурогенеза. »зменение старых и возникновение новых форм костюмного ансамбл€ проходили в процессе взаимодействи€ местного кавказского субстра≠та и многочисленных пришлых ирано€зычных и тюрко€зычных племен.

— одной стороны, в кавказском средневековом костюме отразилась сущ≠ность культурогенеза как процесса посто€нного самообновлени€ культуры.


 

— другой Ч костюмный комплекс достаточно полно вобрал в себ€ составл€ю≠щие феномена складывани€ культуры народов —еверного  авказа Ч традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровн€х.

ќсновную роль на диахронном уровне культурогенеза играла этническа€ принадлежность носителей соответствующих культур. »нформаци€ на диа≠хронном уровне передаетс€ как культурна€ традици€ народа, его творческое наследие, облеченное в словесную и материально-изобразительную форму. ЂЌаличием этих непрерывных диахронных инфосв€зей между смен€ющими друг друга последовательными поколени€ми этноса обусловлена его преемст≠венность и стабильность во времени, передача этнической традиции в течение вековї [јрутюнов, 1989, с. 21].

Ќа диахронном уровне передаютс€ взаимодействующие между собой мо≠ноэтнические традиции. „асто бывает сложно отделить временные напласто≠вани€ и точно их датировать, ибо традиции сохран€ютс€, развиваютс€ и пере≠даютс€ из поколени€ в поколение с глубокой древности. Ќапример, мотив шубы, сшитой из человеческих бород, усов и скальпов, отраженный в нартском эпосе, уходит своими корн€ми в древнеиранскую культуру, носител€ми которой в ѕредкавказье были скифы, сарматы и аланы.

“а же лини€ развити€ может быть прослежена и на другом материале. ѕо сей день в осетинских семь€х хран€тс€ и передаютс€ по наследству своеобразные пеналы Ч бинат-и-хицау (Ђдомик домовогої, покровител€ семьи и очага), которые бытовали у алан, а генетически св€заны еще со скифской порой. —одержание пенала Ч сладкий плод или бусина Ч считаетс€ приношением домовому. ¬ одном из таких пеналов в могильнике ћощева€ Ѕалка были обна≠ружены остатки мочала, в которое заворачивали бусину.  ак отмечает јј»ерусалимска€, мочало было св€зано с различными гадани€ми у иранских народов, и прежде всего у скифов. Ёто позволило исследователю предположить, что культ домового был перенесен в долину реки Ћабы иранскими (аланскими) племенами [»ерусалимска€, 1978, с. 109].

 остюм с наибольшей очевидностью показывает, что культурогенез €вл€ет≠с€ сложным и прот€женным во времени процессом. Ќа его синхронном уровне происходит трансформаци€ полиэтнических инноваций. ¬ комплексе поли≠этнического взаимодействи€ на —еверном  авказе в эпоху средневековь€ вы≠дел€ютс€ несколько основных компонентов: местный (автохтонные культу≠ры, аланы), исламский (Ѕлижний и —редний ¬осток, —редн€€ јзи€), степной центральноазиатский (авары, согдийцы, половцы, монголы) и византийский. Ёпизодическими импульсами были вли€ни€  ита€ и »талии.

ƒл€ понимани€ роли костюма в процессе взаимодействи€ традиции и инно≠ваций как феномена культурогенеза необходимо определить статус этих пон€≠тий. ѕо мнению —јјрутюнова, традиции могут существовать без инноваций, но не наоборот, Ђтрадици€ необходима дл€ самого существовани€ общества, инноваци€ Ч дл€ его развити€ї [јрутюнов, 1989, с. 161).

ћужской костюмный ансамбль VII в. представл€ет собой результат синтеза степных центральноазиатских (древнетюркских), иранских, а также местных компонентов. ѕрежде чем предстать как окончательно сложившийс€ ансамбль (XVIII Ч перва€ половина XIX в.), северокавказский костюм претерпел воздей≠ствие со стороны половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок-османов и персов. ћежду тем крой как основа одежды часто оставалс€ неизменным и передавалс€ из поколени€ в поколение.

Ќепосредственные контакты со степн€ками-половцами и взаимовли€ние разных социокультурных систем стало мощным инновационным импульсом дл€ изменени€ покро€ традиционного аланского женского плать€, что в даль≠нейшем отразилось в оформлении женской верхней одежды, котора€ по крою была максимально схожа с мужской.

ѕроцесс взаимодействи€ традиций и инноваций более нагл€дно просле≠живаетс€ в изменении кро€ одежды, чем ее декора. Ќа украшени€, непосред≠ственно с одеждой не св€занные, этот процесс вли€ет в меньшей степени, так как они подвержены моде и более подвижны. ¬ то же врем€ амулеты и та≠лисманы сохран€ют свои формы и функции на прот€жении веков. —уществуют три основных типа трансформации инноваций: спонтанна€, стимулированна€


 

и пр€мое заимствование. ¬ костюме кавказских народов присутствуют все три типа. Ќапример башлыкообразна€ форма головных уборов переходит из VII-’ в XI-XII вв. ќднако крой их упрощаетс€. “еперь они состо€т из двух деталей, а не из четырех, как ранее. ј в XI-XII вв. по€вл€етс€ большое количе≠ство холщовых тканей местной выделки, окрашенных в различные цвета, что свидетельствует о расширении знаний и навыков по использованию различ≠ных красителей. ¬ данных примерах речь идет о спонтанной трансформации, когда инноваци€ возникает в костюме за счет его собственного развити€.

 освенное воздействие выразилось в замене шелковыми нашивками метал≠лических нашивных украшений, традици€ которых прослеживаетс€ в кавказ≠ском костюме с сарматского времени. ¬озможно, на некоторый период металл был вытеснен драгоценным шелком, и лишь пам€тники X-XI вв. говор€т о воз≠рождении давней традиции.

“орговл€ шелком, очевидно, стимулировала развитие такого приема декора, как аппликаци€ золоченой кожей по коже, а впоследствии и техники золотого шить€, котора€ позволила имитировать парчу, ценившуюс€ на вес золота.

–оль пр€мых заимствований особенно усиливаетс€ в период функциони≠ровани€ на —еверном  авказе части ¬еликого Ўелкового пути. ¬ аланском платье по€вл€ютс€ элементы восточной и византийской моды. »нновации, полученные в результате пр€мого заимствовани€, не всегда станов€тс€ тради≠цией. Ќекоторые из них приживаютс€, но мен€ют форму, как это случилось с тюркскими безрукавками, трансформировавшимис€ в кавказском костюме в корсет. ќднако изменение формы в данном случае не повлекло за собой изме≠нени€ функций данного вида одежды. ƒругие элементы средневекового костю≠ма, возникшие в результате заимствовани€ (нашивные шелковые украшени€ или распашные юбки Ч бельдек), дальнейшего развити€ в традиционном костюме не получили.

—мену покро€ женского плать€ во второй половине XI в. следует рассматри≠вать как внешнее про€вление процессов изменени€ материальной культуры в результате взаимовли€ни€ разных социокультурных систем и непосредствен≠ного контакта местного населени€ со степн€ками-половцами.

ѕроцесс воспри€ти€ инноваций зависит от уровн€ социально-экономи≠ческого развити€, достигнутого местным обществом. Ћегче воспринималс€ тот импульс, который совпадал с тенденци€ми внутреннего развити€.  остюм на≠гл€дно иллюстрирует это €вление на примере применени€ в VII-’ вв. византий≠ских нашивных украшений, заимствованных р€довыми общинниками у верхуш≠ки общества, которые использовали в своей одежде подарки от византийского двора (парадные облачени€, ткани и различные нашивки). ¬ данном случае речь идет о престижно-знаковой функции инновации, когда культура-донор на шкале престижных оценок стоит выше, чем культура-реципиент. јланы заимствовали не просто декор, а символы царской власти, что было дл€ местной аристократии особенно важно в пору становлени€ государственности. ќднако распространение тюркской моды в средние века на довольно широкой терри≠тории, включа€ не только страны, где проживали варвары, но ¬изантию и »ран, свидетельствует о том, что реальное развитие культуры-донора не всегда опе≠режает развитие культуры-реципиента. ЂЌапример, культура кочевников, сама по себе сравнительно невысока€, в силу причин политического или конкретно-исторического характера может восприниматьс€ как престижна€ и референт≠на€ различными сло€ми более развитых оседлых обществї [јрутюнов, 1989, с. 186] из-за их политического и военного господства.

Ќа культурогенез этого периода повли€ла конкретна€ историческа€ обста≠новка, в определенной мере отразивша€с€ и в костюме.

Ќароды —еверного  авказа стали широко примен€ть шелк благодар€ пере≠мещению трассы ¬еликого Ўелкового пути на перевалы  авказа в обход »рана. ”ровень экономического развити€ алан в VII-’ вв. был таковым, что только количество в костюме шелковых тканей, €вл€вшихс€ предметом роскоши, при однотипности всего остального, могло указать на наличие социальной диф≠ференциации общества.

Ќа процесс воспри€ти€ костюмом инноваций большое вли€ние оказывал характер межэтнических отношений. ќчевидно, что между местными народами


—еверного  авказа и половцами установились тесные торговые, производ≠ственные и культурные отношени€. Ќе исключаетс€ также факт одновремен≠ного проживани€ различных этносов на одной территории. ћирный характер их взаимодействи€ и возможность совместной де€тельности обусловили взаи≠мовли€ние разных социокультурных систем.

Ёти контакты, носившие обоюдный характер, вызвали серьезные изменени€ в общей структуре общественной жизни местных народов. Ђ»зменение костю≠ма €вл€етс€ лишь частью изменени€ всей структуры быти€, изменени€, которое требует не сохранени€ прежних функций костюма, а вызывает по€вление новых функций. » так как костюм со своими функци€ми €вл€етс€ лишь частью общей структуры, основывающейс€, в частности, на мировоззрении нации, на эколо≠гической системе и тд., то €сно, что искусственно сохран€ть одну из частей структуры, изменившейс€ в целом, нельз€ї [Ѕогатырев, 1971, с. 335].

¬ период VII-XTV вв. на всей территории —еверного  авказа не вы€влено ка≠ких либо принципиальных различий в формировании костюма. ¬се это говорит о том, что в средние века костюм формировалс€ в сходных природно-хо-з€йственных и социально-экономических услови€х. “аким образом, как суть процесса взаимодействи€ традиций и инноваций в историческом контексте культурный синтез отразилс€ в развитии костюма, который иллюстрирует общность корней и судеб народов —еверного  авказа. ¬ этой св€зи —еверокав≠казский регион следует рассматривать как культурно-исторический ландшафт, который характеризуетс€ общностью территории и природно-климатических условий, определ€ющих сходное хоз€йственно-экономическое развитие его частей, а также общностью базового культурного субстрата и воздействующих на него инновационных процессов.


 

Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»я

јбаев, 1949 Чјбаев¬.». ѕроисхождение и культурное прошлое осетин по данным €зыка и фольклора. Ч “. 1. Ч ћ.-Ћ, 1949.

јбаев, 1989 Ч јбаев¬.». ћартовский эпос осетин // ЂЌартыї: ќсетинский героический эпос. -“. 1.-ћ, 1989.

јлександров, 1966 Ч јлександров ¬.√. јнатоми€ растений. Ч ћ., 1966.

јлексеева ≈.ћ., 1982 Ч јлексеева ≈ћ. јнтичные бусы —еверного ѕричерноморь€ // —вод археологических источников. Ч ¬ып. √1-12. Ч ћ., 1982.

јлексеева ≈Ћ., 1964 Ч јлексеева ≈Ћ. ћатериальна€ культура черкесов в средние века: (ѕоданным археологии) //“руды  „Ќ»». Ч ¬ып. IV. Ч —таврополь, 1964.

јлибегашвили, 1989 Ч јтшбегашвили √. —ветский портрет в грузинской средневековой живописи. Ч “б., 1989.

јльбаум, 1975 Ч јльбаум Ћ.». ∆ивопись јфрасиаба. Ч “аш., 1975.

јмин ал-’оли, 1962 Ч јмин ал-’оли. —в€зь между Ќилом и ¬олгой. Ч ћ., 1962.

јнна  омнина, 1996 Ч јнна  омнина. јлексиада. Ч —ѕб., 1996.

јрманд, 1975 Ч јрмандƒЋ. Ќаука о ландшафте. Ч ћ., 1975.

јрм€нские источники, 1985. Ч јрм€нские источники об аланах. Ч ¬ып. I. Ч ≈р., 1985.

јртамонов, 1962 Ч јртамоновћ.». »стори€ хазар. Ч Ћ., 1962.

јрутюнов, 1989 Ч јрутюнов — ј. Ќароды и культуры, развитие и взаимодействие. Ч ћ., 1989.

јрутюнов, ∆уковска€, 1987 Ч јрутюнов —Ћ, ∆уковска€ Ќ.Ћ. Ђ—в€тые реликвииї: миф и действительность. Ч ћ., 1987.

јтаев, 1963 Чјтаевƒ.ћ. Ќагорный ƒагестан в раннем средневековье: (ѕо материалам археологических раскопок в јварии). Ч ћахачкала, 1963.

Ѕагаев, 1973 Ч Ѕагаевћ.’. –аннесредневековые птицевидные бл€хи из ƒайского могиль≠ника //  авказ и ¬осточна€ ≈вропа в древности. Ч ћ., 1973.

Ѕаркова, 1973 Ч ЅарковаЋ.Ћ. јлтайские курганы //  раткий путеводитель по выставке Ђ ультура и искусство древнего населени€ —ибириї. Ч Ћ., 1973.

Ѕеленицкий, 1973 Ч Ѕеленицкийјћ. ћонументальное искусство ѕенджикента. Ч ћ., 1973.

Ѕентковский, 1869 Ч Ѕентковский ». ќдежда калмыков Ѕолыпедербентовского ”луса // —борник статистических сведений о —тавропольской губернии. Ч ¬ып. 2. Ч —тавро≠поль, 1869.

Ѕентович, 1980 Ч Ѕентович ».Ѕ. ќдежда раннесредневековой средней јзии: (ѕо данным стенных росписей VI-VIII вв.) // —траны и народы ¬остока. Ч ¬ып. 22. —редн€€ и ÷ен≠тральна€ јзи€. √еографи€. Ётнографи€. »стори€.  н. 2. Ч ћ., 1980.

Ѕерестенев, ‘лексер, Ћукь€нова, 1982 Ч Ѕерестенев ¬.ј, ‘лексерЋј, Ћукь€новаЋ.ћ. ћакроструктура волокон и элементарных нитей и особенности их разрушени€. Ч ћ., 1982.

Ѕерладина, I960 Ч Ѕерладина  .ј Ќародна€ вышивка —еверной ќсетии//»звести€ —ќЌ»». јрхеологи€, этнографи€. Ч “. XXII. Ч ¬ып. IV. Ч ќрджоникидзе, I960.

Ѕессонова, 1983 Ч Ѕессонова —.—. –елигиозные представлени€ скифов. Ч  иев, 1983.

Ѕиджелов, 1992 Ч ЅиджеловЅ.’. —оциальна€ сущность религиозных верований осетин. Ч ¬ладикавказ, 1992.

Ѕиджиев, 1983 ЧЅиджиев’.’. ’умаринское городище. Ч „еркесск, 1983.

Ѕларамберг, 1992 Ч Ѕларамберг».  авказска€ рукопись. Ч —таврополь, 1992.

Ѕогатырев, 1971 Ч Ѕогатырев ѕ.√. ¬опросы теории народного искусства. Ч ћ., 1971.

Ѕогуславска€, 1972 ЧЅогуславска€».я. –усска€ народна€ вышивка. Ч ћ., 1972.

Ѕрун, “ильке, 1996 ЧЅрун¬., “илькећ. »стори€ костюма: ќт древности до Ќового време≠ни.Чћ., 1996.

¬агнер, 1969 Ч ¬агнер √. . —кульптура ƒревней –уси. ¬ладимир. Ѕоголюбове (XII в.) Ч ћ., 1969.

¬асильев, 1998 Ч ¬асильевƒ¬. ∆енское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордын-ского времени //ƒревности ¬олго-ƒонских степей. Ч ¬ып. 6. Ч ¬олгоград, 1998.

¬асильева, 1991 Ч¬асильева√.ѕ. ёвелирные украшени€ как источник дл€ этногенетиче-ских исследований: (ѕо материалам “уркмении) // ѕроблемы этногенеза и этниче≠ской истории народов —редней јзии и  азахстана. Ч ¬ып. III. Ч ћ., 1991.

¬ахушти, 1904 Ч ÷аревич ¬ахушти. √еографи€ √рузии. Ч “ифлис, 1904.

¬итденбаум, 1864 Ч ¬итденбаум≈. ¬оспоминани€ кавказского офицера. Ч ћ., 1864.

¬осточные и европейские ткани. Ч ¬осточные и европейские ткани в собрании √осудар≠ственного »сторического музе€.  аталог. √»ћ. Ч ћ., б.г.

√аген-“орн, 1933 Ч√аген-“орнЌ.». ћагическое значение волос и головных уборов в сва≠дебных обр€дах ¬осточной ≈вропы // —Ё. Ч 1933. Ч є 5-6.

√адло, 1979 Ч √адлојЅ. Ётническа€ истори€ —еверного  авказа √”-’ вв. Ч Ћ., 1979.

√алонифонтибус, 1980 Ч √алонифонтибус, »оанн де. —ведени€ о народах  авказа. Ч Ѕаку, 1980.

√амрекели, 1959 Ч √амрекели ¬.Ќ. ƒвалы и ƒвалети€ в I-XIV вв. Ч “б., 1959.


f

I

√ерасимова, в печатиЧ √ерасимова ћћ. ѕалеонтологические материалы из кочевниче≠ских пам€тников курганного могильника ƒжухта-2 // ћатериалы по изучению исто-рико-культурного наследи€ —еверного  авказа. ¬ып. 2 (в печати).

√еродот. Ч √еродот. »стори€. Ч Ћ., 1972.

√Єте, 1957 Ч √Єте».¬. »збранные сочинени€ по естествознанию. Ч ћ, 1957.

√ил€ровска€, 1954 Ч√ил€ровска€Ќ. –усский исторический костюм дл€ сцены. Ч ћ.-Ћ., 1954.

√орелик, 1985 Ч √ореликћ.¬.   этнической идентификации персонажей, изображенных на предметах јмударьинского клада // ’удожественные пам€тники и проблемы куль≠туры ¬остока. Ч Ћ., 1985.

√орелик, 1993 Ч √орелик ћ.¬. ќружие ƒревнего ¬остока. Ч ћ., 1993.

√орелик, 1997 Ч√ореликћ.¬.  омплекс скифского мужского костюма и его место в ком≠плексах костюма ирано€зычных народов VIЧIV веков до н.э. // Ѕазы данных по исто≠рии ≈вразии в средние века. Ч ћ., 1997.

√реков, якубовский, 1950 Ч √реков Ѕј, якубовскийјё. «олота€ ќрда и ее падение.Ч ћ., 1950.

√россгейм, 1946 Ч √россгейм јЋ –астительные ресурсы  авказа. Ч Ѕаку, 1946.

√умилев, 1993 Ч√умилевЋ.Ќ. √етерохронность увлажнени€ ≈вразии в древности: (Ћандшафт и этнос) // –итмы ≈вразии. Ч ¬ып. IV. Ч ћ., 1993.

√уриев, 1982 Ч √уриев “ј ѕроблемы нартиады. Ч ќрджоникидзе, 1982.

ƒалгат, 1972 Чƒалгат ”.Ѕ. √ероический эпос чеченцев и ингушей. Ч ћ., 1972.

ƒеопик, 1961 Чƒеопик¬.Ѕ.  лассификаци€ бус —еверного  авказа IVЧV вв. // —ј. Ч 1961. Ч є3.

ƒешериев, 1963 Чƒешериевё.ƒ. —равнительно-историческа€ грамматика нахских €зы≠ков и проблемы происхождени€ и исторического развити€ горных кавказских наро≠дов. Ч √розный, 1963.

ƒжангар Ч ƒжангар.  алмыцкий героический эпос. Ч ћ., 1990.

ƒогузов, 1987 Чƒогузов √. ¬изантийско-аланские отношени€ (VI-XII вв.). Ч “б., 1987.

ƒоде, 1991 Чƒоде«.¬. јланский женский головной убор из могильника ѕодорванна€ Ѕалка в Ќижнем јрхызе // ¬опросы археологии и истории  арачаево-„еркесии.Ч „еркесск, 1991.

ƒоде, 1993Ч ƒоде «.¬. —редневековый костюм ѕредкавказь€ как исторический источник по истории региона в VII-XIV вв. јвтореф. канд. дис. Ч ћ., 1993.

ƒоде, 1994а Ч ƒоде«.¬. Ќаходки в могильнике ѕодорванна€ Ѕалка как свидетельства функционировани€ Ўелкового пути // ћеждународное сотрудничество археологов на великих торговых и культурных пут€х древности и средневековь€. Ч  исловодск, 1994.

ƒоде, 19946 Чƒоде«.¬.  остюмы персонажей  €фарской гробницы // јланска€ гробница XI века. Ч —таврополь, 1994.

ƒоде, 1996Ч ƒоде «.¬. ќб одном аспекте изучени€ тюркской проблематики в советской исторической науке // јктуальные проблемы археологии —еверного  авказа. Ч ћ., 1996.

ƒоде, 1997а Чƒоде «.¬. —редневековый костюм народов ѕредкавказь€ в контексте Ќарт-ского эпоса // Ќаучна€ мысль  авказа. Ч 1997. Ч є 1.

ƒоде, 19976Ч ƒоде «.¬. ’удожественно-этнографические экспедиции 20-х гг. XX в. по —еверному  авказу // ћатериалы конференции, посв€щенной 100-летию со дн€ рож≠дени€ “.ћ.ћинаевой. Ч —таврополь, 1997.

ƒоде, 1998 Чƒоде«.¬. Ёнциклопеди€ в рисунках // Ќаука в –оссии. Ч 1998. Ч є 2.

ƒь€конова, 1980 Ч ƒь€конова Ќ.¬.   истории одежды в ¬осточном “уркестане II-VII вв. // —траны и народы ¬остока. Ч ¬ып. 22. Ч ћ., 1980.

ƒюмезиль, 1990 Чƒюмезиль∆. —кифы и нарты. Ч ћ., 1990.

∆уковска€, 1988 Ч ∆уковска€ Ќ.Ћ.  атегории и символика традиционной культуры мон≠голов. - ћ., 1988.

∆уковский, 1971 Ч∆уковский ѕ.ћ.  ультурные растени€ и их сородичи. Ч Ћ., 1971.

«иапур, 1965 Ч«иапурƒ. ќдежда иранцев с древности до конца династии —асанидов.Ч “егеран, 1965 (на перс. €з.).

»акинф, 1828 Ч «аписки о ћонголии, сочиненные монахом »акинфом. Ч “. I. Ч „. 1-2. Ч —ѕб., 1828.

»ерусалимска€, 1963 Ч »ерусалимска€јј   вопросу о культурных св€з€х в раннем средневековье: (Ќесколько шелковых тканей из ћощевой Ѕалки) // —борник √Ё.Ч ¬ып. XXIV. -Ћ., 1963.

»ерусалимска€, 1967 Ч »ерусалимска€ јј ќ —еверо- авказском Ўелковом пути в раннем средневековье // —ј. Ч 1967. Ч є 2.

»ерусалимска€, 1972аЧ »ерусалимска€ јј ¬еликий Ўелковый путь и —еверный  ав≠каз. Ч Ћ., 1972.

»ерусалимска€, 19726 Ч »ерусалимска€ јј   сложению школы художественного шелко≠ткачества в —огде // —редн€€ јзи€ и »ран. Ч Ћ., 1972.

»ерусалимска€, 1975 Ч »ерусалимска€ јј. «ападные ткани на ƒальнем ¬остоке: (Ёлли≠низм и раннее средневековье) // ультура и искусство »ндии и стран ƒальнего ¬осто≠ка.-Ћ., 1975.


 

 


 

»ерусалимска€, 1978 Ч »ерусалимска€ јЋ. јланский мир на Ўелковом пути //  ультура ¬остока: ƒревность и раннее средневековье. Ч Ћ., 1978.

»ерусалимска€, 1983 Ч »ерусалимска€ јЋ. јрхеологические параллели этнографически засвидетельствованным культам  авказа: (ѕо материалам могильника ћощева€ Ѕал≠ка)//—Ё.-1983.-є 1.

»ерусалимска€, 1992 Ч »ерусалимска€ јЋ.  авказ на Ўелковом пути. Ч —ѕб., 1992.

»стори€ народов —еверного  авказа, 1988 Ч »стори€ народов —еверного  авказа с древ≠нейших времен до конца XVIII века. Ч ћ., 1988.

 авказ, 1966 Ч  авказ. Ч ћ., 1966.

 аминска€, 1989 Ч  аминска€ ».¬. ќтчет о раскопках могильника в ќтрадненском районе  раснодарского кра€ в 1989 году. Ч  раснодар, 1989.

 аминский, 1984 Ч  аминский ¬.Ќ, –аннесредневековые аланские катакомбы на средней  убани // ¬опросы археологии и этнографии —еверной ќсетии. Ч ќрджоникидзе, 1984.

 арачаевцы, 1978 Ч  арачаевцы. Ч „еркесск, 1978.

 атамура, 1986 Ч  атамура “эиуро.  аталог выставки тканей коллекции “ацумура. Ч јсахи, 1986 (на €п. €з.).

 лочко, 1979 Ч  почкоЋ.—. –еконструкц1€ сюфських головних жшочих убор!в за мате-р!алами „ервоноперекопських кургашв // јрхеолога. Ч 1979. Ч є 31.

 лочко, 1982 Ч ёючкоЋ.—. Ќовые материалы к реконструкции головного убора скиф€-нок //ƒревности степной —кифии. Ч  иев, 1982.

 лочко, 1986 Ч ёючкоЋ.—. –еконструтодо конусопод!бних головних убор!в сшф€нок // јрхеолоп€. Ч 1986. Ч є 56.

 лочко, 1992а Ч ёючкоЋ.—. —шфский жшочий костюм: јвтореф. канд. дис. Ч  иев, 1992.

 лочко, 19926 - ёючкоЋ.—. —кифска€ обувь // –ј. - 1992. Ч є 1.

 лочко, √ребенников, 1982 ЧёючкоЋ.—, √ребенниковё.—. —кифский калаф IVв. до н.э.: ћатериалы по хронологии археологических пам€тников ”краины. Ч  иев, 1982.

 овалевска€, 1970 Ч  овалевска€ ¬.Ѕ.   изучению орнаментики наборных по€сов VI-IX вв. как знаковой системы // —татистико-комбинаторные методы в археологии. Ч ћ., 1970.

 овалевска€, 1972 Ч  овалевска€ ¬.Ѕ. Ѕашкири€ и евразийские степи IVЧIX веков (ѕо ма≠териалам по€сных наборов) // ѕроблемы археологии и древней истории угров. Ч ћ., 1972.

 ондаков, 1906 Ч  ондаков Ќ.ѕ. »зображени€ русской кн€жеской семьи в миниатюрах XI века. - —ѕб., 1906.

 ондаков, 1929 Ч  ондаков Ќ.ѕ. ќчерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Ч ѕрага, 1929.

 ононов, 1978Ч  ононов Ќ. —пособы и термины определени€ стран света у тюркских народов //“юркологический сборник 1974. Ч ћ., 1978.

 онстантин Ѕагр€нородный, 1991 Ч  онстантин Ѕагр€нородный. ќб управлении импе≠рией.-ћ., 1991.

 риминалистическое исследование, 1983 Ч  риминалистическое исследование волокни≠стых материалов и изделий из них. Ч ¬ып. ». »сследование текстильных волокон. Ч ћ., 1983.

 роткое, 1915 Ч  роткое јЋ. –аскопки на ”веке в 1913 году // “руды —аратовской ”ченой јрхивной  омиссии. Ч ¬ып. 32. Ч —аратов, 1915.

 рупное, 1947 Ч  рупное ≈ћ.   вопросу о культурных св€з€х населени€ —еверного  авказа по археологическим данным // ”«  Ќ»». Ч “. II. Ч Ќальчик, 1947.

 узнецов, 1958 Ч  узнецов ¬Ћ ѕолный научный отчет —еверо- авказской экспедиции 1957 года о работах в „ечено-»нгушской и —еверо-ќсетинской ј——–. Ч ћ., 1958.

 узнецов, 1959 Ч  узнецов ¬Ћ   вопросу о позднеаланскои культуре —еверного  авказа // —ј.-1959.-є2.

 узнецов, 1961 Ч  узнецов ¬Ћ —редневековые дольменообразные склепы ¬ерхнего ѕри-кубань€ //  —»ј. - ¬ып. 85. - ћ., 1961.

 узнецов, 1963 Ч  узнецов ¬Ћ. »сследовани€ «мейского катакомбного могильника в 1958 году // ћ»ј. - є 114. - ћ., 1963.

 узнецов, 1984а Ч  узнецов ¬Ћ «одчество феодальной јлании. Ч ќрджоникидзе, 1984.

 узнецов, 19846 Ч узнецов¬Ћ. ќчерки истории алан. Ч ќрджоникидзе, 1984.

 узнецов, 1985 Ч  узнецов ¬Ћ. јлани€ и ¬изанти€ // јрхеологи€ и традиционна€ этно≠графи€ —еверной ќсетии. Ч ќрджоникидзе, 1985.

 узнецов, 1988 Ч  узнецов ¬Ћ ƒургулель ¬еликий и Ќижний јрхыз // ћетодика иссле≠довани€ и интерпретаци€ археологических материалов —еверного  авказа. Ч ќрджо≠никидзе, 1988.

 узнецов, 1992 Ч  узнецов ¬Ћ ќчерки истории алан. Ч ¬ладикавказ, 1992.

 узнецова, 1982 Ч  узнецовајя. Ќародное искусство карачаевцев и балкарцев.Ч Ќальчик, 1982.

 улаковский, 1899 Ч  уликовский ё. јланы по сведени€м классических и византийских писателей. Ч  иев, 1899.

 упцов, 1975 Ч  упцов Ћ». ¬ведение в географию культурных растений. Ч ћ., 1975.

 усаева, 1956 Ч  усаева——. Ќекоторые итоги археологических раскопок могильника в станице «мейской // »звести€ —ќЌ»». - “. XVII. - ќрджоникидзе, 1956.


 

 юнер, 1961 Ч юнерЌ.¬.  итайские извести€ о народах ёжной —ибири, ÷ентральной јзии и ƒальнего ¬остока. Ч ћ., 1961.

Ћавров, 1952 ЧЋавровЋ.». –азвитие земледели€ на северо-западном  авказе с древней≠ших времен до середины XVIII века // ћатериалы по истории земледели€ ———–. Ч ¬ып. I. - ћ., 1952.

Ћавров, 1959 ЧЋавровЋ.». ƒоисламские веровани€ адыгейцев и кабардинцев // »сследо≠вани€ и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Ч ћ., 1959.

Ћевашева, 1953 Ч Ћевашева¬.ѕ. Ѕелореченские курганы // “руды √»ћ. Ч “. 22. Ч јрхео≠логический сборник Ч ћ., 1953.

Ћесик, Ѕу€нов, 1954 Ч Ћесик Ѕ.¬^ Ѕу€нов ¬.». ѕервична€ обработка конопли. Ч ћ., 1954.

Ћобачева, 1991 ЧЋобачеваЌ.ѕ. Ќародна€ одежда, как источник по этногенезу: (  вопросу об этногенетических св€з€х народов —редней јзии и  азахстана) // ѕроблемы этно≠генеза и этнической истории —редней јзии и  азахстана. Ч ¬ып. 3. Ч ћ., 1991.

Ћьвова, I960 Ч Ћьвова «.Ќ. —текл€нные бусы и браслеты из —аркела-Ѕелой ¬ежи // ћ»ј. Ч є 75. - ћ., I960.

ћаврикий —тратег, 1903 Ч ћаврикий —тратег. “актика и стратеги€. ѕер. капитана ÷ы-бышева.-—ѕб., 1903.

ћагомедов, 1983 Ч ћагомедовћ.√. ќбразование ’азарского каганата. Ч ћ., 1983.

ћакарова, ѕлетнева, 1983 Ч ћакарова “.», ѕлетнева —ј. ѕо€с знатного воина из —арке-ла//—ј.-1983.-є2.

ћамукаев, 1968 Ч ћамукаев »ћ. ћогильник  урна€т в  абардино-Ѕалкарии // јќ. Ч ћ., 1968.

ћамукаев, 1980 Ч ћамукаев “.≈.   этнографии и антропологии √орода мертвых // ¬опро≠сы осетинской археологии и этнографии. Ч “. XXXVI. Ч ¬ып. 1. Ч ќрджоникидзе, 1980.

ћарковин, 1961 Ч ћаркович ¬.». ѕещеры Ч родовые усыпальницы в Ўатоевской котло≠вине („ечн€) //  —»ј. - є 86. - ћ., 1961.

ћарковин, 1983 Ч ћаркович¬.». ¬изантийска€ ткань с золотым шитьем из —ентинского храма // ѕроблемы археологии и этнографии  арачаево-„еркесии. Ч „еркесск, 1983.

ћассой, 1989 Ч ћассой ¬.ћ. ѕервые цивилизации. Ч Ћ., 1989.

ћассой, 1990аЧ ћассой ¬.ћ. ¬еликий Ўелковый путь как инструмент экономической и интеллектуальной интеграции // ‘ормирование и развитие трасс ¬еликого Ўелково≠го пути в ÷ентральной јзии в древности и в средневековье: “езисы докладов ћежду≠народного семинара ёЌ≈— ќ. Ч —амарканд, 1990.

ћассой, 19906 Чћассой¬.ћ. »сторические реконструкции в археологии. Ч ‘рунзе, 1990.

ћахова, 1979 Чћахова≈.». Ќекоторые элементы киргизского национального костюма //  остюм народов —редней јзии. Ч ћ., 1979.

ћень, 1991 Чћенъј. ѕравославное богослужение: “аинство, слово и образ. Ч ћ., Ч —ѕб., 1991.

ћешкерис, 1979 Ч ћешкерис¬.ј ∆енские чалмообразные головные уборы на кушанских статуэтках //  остюм народов —редней јзии. Ч ћ., 1979.

ћизиев, 1964 Ч ћизиев».ћ. —редневековый могильник Ѕайрым у селени€ ¬ерхний „егем // —борник студенческих работ  абардино-Ѕалкарского ”ниверситета. Ч Ќальчик, 1964.

ћизиев, 1968 Чћизиев »ћ. ћогильник  урна€т в  абардино-Ѕалкарии //јќ. Ч ћ., 1968.

ћиллер, 1882 Ч ћиллер¬.‘. „ерты старины в сказани€х и быте осетин // ∆ћЌѕ. Ч „. ——’’’ѕ. - —ѕб., 1882.

ћиллер, 1893 Ч ћиллер ¬.‘. ќтголоски  авказских верований на могильных пам€тни≠ках // ћј  - ¬ып. III. - ћ., 1893.

ћилорадович, 1963 Чћилорадовичќ.¬. ’ристианский могильник на городище ƒжулат // ћ»ј. - є 14. - ћ., 1963.

ћинаева, 1954 Чћинаева “.ћ. јрхеологические пам€тники „еркесии // “руды „Ќ»». Ч ¬ып. 2. Ч „еркесск, 1954.

ћинаева, 1955 Чћинаева “.ћ. √ородище јдиюх в „еркесии //  —»»ћ  Ч ¬ып. 60. Ч ћ., 1955.

ћинкевич, 1968 Чћинкевич»ј –астениеводство. Ч ћ., 1968.

ћинорский, 1963 Ч ћинорский ¬.‘. »стори€ Ўирвана и ƒербента X-XI веков. Ч ћ., 1963.

ћиронова, 1984 Ч ћиронова Ћ.Ќ. ÷ветоведение. Ч ћинск, 1984.

ћирошина, 1980 Чћирошина “.¬. —кифские калафы // —ј. Ч 1980. Ч є 1.

ћихаил ѕселл, 1978 Ч ћихаил ѕселл. ’ронографи€. Ч ћ., 1978.

ћоравчик, 1931 Чћоравчикё. ѕроисхождение слова Ђtzitzakonї // —борник статей по археологии и византиноведению, издаваемый —еминарием Ќ.ѕ. ондакова. Ч “. V. Ч ѕрага, 1931.

ћошкова, ћаксименко, 1971 Ч ћошкова ћ.√., ћаксименко ¬.≈. ќтчет о работе Ѕагаевской экспедиции в 1971 году. Ч ћ., 1971.

ћыськов, 1995 Чћыськов≈.ѕ. ќ некоторых типах головных уборов населени€ «олотой ќрды // –ј. - 1995. - є 2.

Ќамазов, 1988 Ч Ќамазов Ё.— Ђ итаб-и-дэдэм  оркутї как источник дл€ изучени€ этикета огузов // Ётикет у народов ѕередней јзии. Ч ћ., 1988.

Ќарты, 1957 Ч Ќарты:  абардинский эпос. Ч ћ., 1957.


 

Ќарты, 1974 Ч Ќарты: јдыгский героический эпос. Ч ћ., 1974.

Ќарты, 1975 Ч Ќарты: јбазинский народный эпос. Ч „еркесск, 1975.

Ќарты, 1989 Ч Ќарты: ќсетинский героический эпос. Ч “. 2. Ч ћ., 1989.

Ќефл€шева, 1989 Ч Ќефл€шева Ќј ÷ветова€ символика адыгского девичьего костюма и

легенды об амазонках //  ультура и быт адыгов. Ч ћайкоп, 1989. ќхонько, 1994 Ч ќхонькоЌј. —емантика изображений аланской гробницы XI в.  €фар-

ского городища // јланска€ гробница XI века. Ч —таврополь, 1994. ѕатрик, 1967Чѕатрик ј јрм€нска€ одежда с древнейших времен до наших дней.Ч

≈р., 1967. ѕетров-¬одкин, 1982 Ч ѕетров-¬одкин  .—. ’лыновск ѕространство Ёвклида. —амаркан-

ди€. Ч ћ., 1982. ѕлано  арпини, 1957Ч ѕлана  арпини, ƒжованни делъ. »стори€ монгалов * –убрук,

√илъом де. ѕутешествие в восточные страны. Ч ћ., 1957. ѕлетнева, 1958 Ч ѕлетнева — ј ѕеченеги, торки и половцы в южнорусских степ€х //

ћ»ј. - є 62. - “. 1. - ћ.-Ћ, 1958.

ѕлетнева, 1967 Ч ѕлетнева — ј ќт кочевий к городам. Ч ћ., 1967. ѕлетнева, 1974Ч ѕлетнева —'ј ѕоловецкие каменные изва€ни€ // —ј». Ч ¬ып. ≈ 4Ч2. Ч

ћ., 1974.

ѕлетнева, 1999 Ч ѕлетнева — ј ќчерки хазарской археологии. Ч ћ., 1999. ѕриступа, 1973 Ч ѕриступајј ќсновные сырьевые растени€ и их использование. Ч Ћ.,

1973. ѕрозрителев, 1913 Ч ѕрозрителев “.Ќ. ћумии балкарских могильников “ерской области,

Ќальчикского округа // “руды —тавропольской ”ченой јрхивной  омиссии. Ч

—таврополь, 1913. Ч ¬ып. 5. ѕрохорова, 1992 Ч ѕрохорова “ј, √угуев¬. . Ѕогатое сарматское погребение в кургане 10

 об€ковского могильника // —ј. Ч 1992. Ч є 1. –авдоникас, 1972 Ч –авдоникас “.ƒ. ќ некоторых типах аланской одежды ’-’» веков //

 Ё—. - ¬ып. V. Ч ћ., 1972.

–авдоникас, 1990 Ч –авдоникас “.ƒ. ќчерки по истории одежды населени€ —еверо-«ападного  авказа. V в. до н.э. Ч конец XVII в.: (јнтичность и средневековье). Ч Ћ.,

1990. –аспопова, 1970 Ч –аспопова¬.». —огдийский город и кочева€ степь в VIIЧVIII вв.//

 —»ј. - ¬ып. 22. - ћ., 1970. –аспопова, 1980 Ч –аспопова ¬.». ћеталлические издели€ раннесредневекового —огда.Ч

Ћ., 1980.

–икман, 1986 Ч –икманЁј ќдежда народов ¬осточной ≈вропы в раннем железном ве≠ке: —кифы, сарматы и гето-даки // ƒревн€€ одежда народов ¬осточной ≈вропы. Ч ћ.,

1986. –убрук, 1957 Ч ѕлано  арпини, ƒжованни делъ. »стори€ монгалов * –убрук, √илъом де.

ѕутешествие в восточные страны. Ч ћ., 1957. –уденко, 1951 Ч–уденко—.». —окровища ѕазырыкских курганов // ѕо следам древних

культур. Ч ћ., 1951. –уденко, I960 Ч –уденко —.».  ультура населени€ ÷ентрального јлта€ в скифское врем€. Ч

ћ.-Ћ, I960. –унич, 1963 Ч –уничјѕ.  атакомбные могильники в районе  исловодска // —ј. Ч 1963. Ч

є3. –унич, 1971 Ч –уничјѕ. —кальные захоронени€ в окрестност€х  исловодска//—ј.Ч

1971.-є2. —амарина, 1999 Ч —амаринаЋ.¬. ÷вет в традиционной культуре  арача€ и Ѕалкарии:

(  проблеме истоков формировани€ традиции) //  арачаевцы и балкарцы': Ётногра≠фи€. »стори€. јрхеологи€. Ч ћ., 1999-—еменов, 1957 Ч —еменовЋ.ѕ. Ќартский эпос и пам€тники материальной культуры //

Ќартский эпос ћатериалы совещани€ 19-20 окт€бр€ 1956 года. Ч ќрджоникидзе,

1957.

—изов, 1956 Ч —изов » ј.   истории льноводства в ———–. Ч ћ., 1956. —имоненко, 1992 Ч —имоненкој¬. ‘арзой и »нисмей Ч аорсы или аланы?//¬ƒ». Ч

1992.-є3.

—инска€, 1969 Ч —инска€≈.Ќ. »сторическа€ географи€ культурной флоры. Ч Ћ., 1969. —лово о пол,ку »гореве Ч —лово о полку »гореве. ѕер. ¬ј∆уковского. Ч  уйбышев,

1974. —мешко, 1979 Ч —мешко “.Ќ. “кани в одежде киргизов: (¬тора€ половина XIX Чначало

XX в.) //  остюм народов —редней јзии. Ч ћ., 1979.

—мирнов, 1951 Ч —мирнов .‘. јгачкалинский могильник Ч пам€тник хазарской культу≠ры ƒагестана //  —»»ћ  - ¬ып. 38. - ћ., 1951. —мирнова, 1978 Ч —мирновая.—. »збегание и процесс его отмирани€ у народов —еверного

 авказа // Ётнические и культурно-бытовые процессы на  авказе. Ч ћ., 1978. —оболев, 1934 Ч —оболев Ќ.Ќ. ќчерки по истории украшени€ тканей. Ч ћ.-Ћ., 1934. —тепи ≈вразии Ч —тепи ≈вразии в эпоху средневековь€. Ч ћ., 1981. —туденецка€, 1989 Ч —туденецка€ ≈.Ќ. ќдежда народов —еверного  авказа XVIII-XX вв. Ч

ћ., 1989.

11 Ч 4520


—ухарева, 1979 Ч —ухарева ќ ј. ќпыт анализа покроев традиционной Ђтуникообразнойї среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции //  остюм народов —редней јзии. - ћ., 1979.

—ын медвед€ Ѕатыр Ч —ын медвед€ Ѕатыр //јдыгейские народные сказки. Ч ћайкоп, 1953.

—ычев, 1973 Ч —ычевƒ¬. »з истории монгольского костюма. Ч Ёлиста, 1973.

—ычев Ћ.ѕ., —ычев ¬Ћ., 1975 Ч—ычевЋ.ѕ, —ычев¬.Ћ.  итайский костюм: —имволика, исто≠ри€, трактовка в литературе и искусстве. Ч ћ., 1975.

“изенгаузен, 1884 Ч “изенгаузен ¬.√. —борник материалов, относ€щихс€ к истории «оло≠той ќрды. - “. I. Ч —ѕб., 1884.

“менов, 1969 Ч “менов¬.’. јрхеологическое исследование √орода мертвых у селени€ ƒаргавс в 1967 году // ћатериалы по археологии и древней истории —еверной ќсе≠тии. Ч “. 2. Ч ќрджоникидзе, 1969.

“менов, 1983 Ч “менов¬.’. јрхеологическое изучение пещерного склепа є 15 у селени€ ƒзивгис ( уртатинское ущелье): –укопись археологического отчета. Ч 1982-1983.

”варова, 1900 Ч ”вароваѕ.—. ћогильники —еверного  авказа // ћј . Ч “. VIII. Ч ћ., 1900.

‘едоров-ƒавыдов, 1966 Ч ‘едоров-ƒавыдов √ј  очевники ¬осточной ≈вропы под вла≠стью золотоордынских ханов. Ч ћ., 1966.

‘еофилакт —имокатта, 1957 Ч ‘еофилакт —имокатта. »стори€. Ч ћ., 1957.

‘идаров, 1990 Ч ‘идаров–.‘. ќтчет по раскопкам «мейского могильника в 1982 году. Ч ќрджоникидзе, 1990.

‘рилинг, јуэр, 1973 Ч ‘рилинг√, јуэр . „еловек, цвет, пространство. Ч ћ., 1973.

„еснов, 1998 Ч „есновя.¬. Ћекции по исторической этнологии. Ч ћ., 1998.

„убинашвили, 1959 Ч „убинашвили √.Ќ. √рузинское чеканное искусство. Ч “б., 1959.

„урсин, 1929 Ч „урсин √. јмулеты и талисманы кавказских народов//—ћќћѕ  Ч ¬ып. 46. Ч ћахачкала, 1929.

Ўарден, 1902 Ч ѕутешествие Ўардена по «акавказью в 1672-1673 гг. Ч “ифлис, 1902.

Ўефер, 1981 ЧЎеферЁ. «олотые персики —амарканда. Ч ћ., 1981.

Ўтедер, 1940 Ч ќсетины во второй половине XVIII века по наблюдени€м путешественни≠ка Ўтедера. Ч ќрджоникидзе, 1940.

Ёссау, 1969 Ч Ёссау  . јнатоми€ растений. Ч ћ., 1969.

яценко, 1977 Чяценко — ј.   реконструкции женской плечевой одежды —арматии // —ј. Ч 1977. - є 3.

яценко, 1984 Чяценко — ј Ђ—арматизаци€ї и Ђэллинизаци€ї костюма этносов —еверного ѕричерноморь€ // XIII  рутшовские чтени€ по археологии —еверного  авказа: “езисы докладов. Ч ћайкоп, 1984.

яценко, 1985 Чяценко — ј ќ древних прототипах мужской плечевой одежды осетин // јрхеологи€ и традиционна€ этнографи€ —еверной ќсетии. Ч ќрджоникидзе, 1985.

яценко, 1993а Чяценко —.ј ќсновные волны новых элементов костюма в —арматии и по≠литические событи€ I в. до н.э. Ч III в. н.э.: ѕроисхождение стил€ Ђклуазоннеї // ѕетер≠бургский археологический вестник Ч 1993. Ч є 4.

яценко, 19936 Чяценко — ј ќчерки об антропоморфных изображени€х скифов VII-IV вв. до н.э. // ѕетербургский этнографический вестник Ч 1993. Ч є 7.

яценко, 1993в Чяценко — ј —кифский мужской костюм на предметах греко-римской то-ревтики IV в. до н.э. (  вопросу об этнографизме изображений) // ¬естник Ўелкового пути. Ч ¬ып. I. - ћ, 1993.

Amiranasvili, 1971 Ч Amiranasvui S. Poklady Gruzie. Ч Tbilisi, 1971.

Boucher Ч Boucher F. Histoire du costume en Occident de 1'antiquite a nos jours. Ч P., 1965.

Daudet, \992-DaudetZ. The Outline of Culture Synthesis in the Northern Caucasus (6th-

9th C. AD) // Bulletin of the Ancient Orient Museum. Vol. XIII. Ч Tokyo, 1992. Fairservis, 1972 Ч FairservisWA. Costumes of the East. The American Museum of Natural

History. -N.Y, 1972. lerusalimskaja, 1978 Ч lerusalimskajaAA. Le caftan aux Simourgs du tombeau de Moschtchevaja

Balka (Caucas Septentrional). Studia Iranica. Ч Paris-Leiden, 1978. lerusalimskaja, 1996 ЧlerusalimskajaAA. Die Graber der Moscevaya Balka Fruhmittelalterliche

Funde an der Nordkaukasischen Seidenstrasse. Ч Munchen, 1996. lerusalimskaja, Borkopp, 1996 Ч lerusalimskajaAA. und BorkoppB. Von China nach Byzanz. Ч

Munchen, 1996. Klocko, \992-KlockoLS. Skythische Tracht // Gold der Steppe Archaologie der Ukraine.-

Schleswig, 1992. Kouznetsov, Lebedynsky, 1999 Ч Kouznetsov K, Lebedynskyl. Les chretiens disparus du Caucase.

Histoire et archeologie du Nord de Caucase et en Crimee. Ч P., 1999. Macfarquhar, 1972. - Macfarquhar R. The Forbidden City. Ч N. Y., 1972. Mahler, \959-MahlerS.T. The Western Testimony of the Figurines of the Tang Dynasty of

China. Ч Roma, 1959. Smith, Van Goveng, 1979 Ч Smith ƒ, Van Goveng. A History in Art. Ч Hong Kong, 1979.


—ѕ»—ќ  —ќ –јў≈Ќ»…

јќ Ч јрхеологические открыти€

¬ƒ» Ч ¬естник древней истории

√»ћ Ч √осударственный »сторический музей

√Ё Ч √осударственный Ёрмитаж

∆ћЌѕ Ч ∆урнал ћинистерства народного просвещени€

 —»ј Ч  раткие сообщени€ »нститута археологии ———–

 —»»ћ  Ч  раткие сообщени€ »нститута истории материальной культуры

 „Ќ»» Ч  арачаево-„еркесский научно-исследовательский институт

 Ё— Ч  авказский этнографический сборник

ћј  Ч ћатериалы по археологии  авказа

ћ»ј Ч ћатериалы и исследовани€ по археологии ———–

ћ”∆¬« Ч ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества

ќ– –√Ѕ Ч ќтдел рукописей –оссийской государственной библиотеки

–ј Ч –оссийска€ археологи€

–јЌ Ч –оссийска€ академи€ наук

—ј Ч —оветска€ археологи€

—ј» Ч јрхеологи€ ———–. —вод археологических источников

—√ќ ћ Ч —тавропольский государственный объединенный краеведческий музей

им. √.Ќ.ѕрозрителева и √. ѕраве

—ћќћѕ  Ч —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа

—ќЌ»» Ч —еверо-ќсетинский научно-исследовательский институт

соч. Ч сочинение

—Ё Ч —оветска€ этнографи€

”«  Ќ»» Ч ”ченые записки  абардинского научно-исследовательского института

„ Ќ»» Ч „еркесский научно-исследовательский институт

ф.и. Ч фрагмент издели€

ф.о. Ч фрагмент одежды

ф.о.т. Ч фрагмент основной ткани

ф.п.т. Ч фрагмент подкладочной ткани

ф.т. Ч фрагмент ткани


 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

740 - | 562 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.208 с.