Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание как философская проблема




ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

Методическая разработка по теме «Сознание»

 

Самара 2013

 

Методическая разработка подготовлена для оказания помощи студентам при освоении темы «Сознание». Она может быть использована не только в качестве теории, но и как основание анализа реального сознания и мышления человека. Содержит контрольные задания для развития навыков использования основных категорий по теме «Сознание», контрольные вопросы для проверки усвоенного материала, темы рефератов и библиографический список.

Методическая разработка предназначена студентам всех специальностей и форм обучения.

Составитель канд. филос. наук, доц. В.А. Фролов

 

Сегодня в нашем обществе продолжается модернизация всех сфер общественной жизни с целью поднять Россию до уровня высших достижений мировой цивилизации и сделать ее гарантом стабильности и мира на Земле. Разразившийся в первом десятилетии XXI века экономический кризис обострил не только борьбу за природные и финансовые ресурсы, но и идеологическую борьбу, за умы и сознание людей. Процесс глобализации по американскому сценарию навязывает западные ценности с помощью вытеснения национальных духовных ценностей. Это, в свою очередь сказывается на решении экономических проблем в самой России, а именно: стимулирует «утечку мозгов», подрывает основы патриотизма, разрушает стимулы к труду, увеличивает преступность, рост наркомании и обостряет национальные проблемы. В этих условиях философская теория сознания может помочь в качестве методологического средства обеспечить защиту сознания россиян от отрицательного воздействия чуждых ценностей, подрывающих духовный иммунитет народа России.

 

Сознание как философская проблема

 

Мы знаем, что философия начинается с удивления, которое реализуется в вопросе «о первоначале всего». Она с момента своего возникновения вопро-шает об основаниях, в том числе, об основаниях самого удивления. Ведь удивление это тоже мышление. Поэтому вопрос: что такое мышление, соз-нание? оказывается также философским.

Пытаясь, на уровне рассудка, ответить на вопрос «что такое сознание?», отличая сознание от не-сознания, мы понимаем, что и эти вопросы, и любые ответы своим истоком и основанием имеют само сознание. Мы понимаем, что во всем, о чем мы разумные существа говорим, что мы воспринимаем, чувствуем, ощущаем, имплицитно «присутствует» сознание. В качестве сознательных существ мы находимся в ситуации, когда с чем бы в своей жизни не сталкивались, что бы ни делали, мы всегда сталкиваемся и всегда имеем дело с сознанием. И пока мы существуем как сознательные существа, пока мы мыслим, нам никак не удается разграничить сознание и не-сознание. То есть мы находимся в парадоксальной ситуации: у нас есть сознание, ин-туитивно мы понимаем, что это такое, но при попытке дать ему определение, оно ускользает от попыток разума. Сознание – это парадоксальность, к ко-торой невозможно привыкнуть замечает глубокий исследователь сознания М.К. Мамардашвили. Приведем фрагмент его работы «Сознание как фило-софская проблема» (1990), который поможет нам вникнуть в суть проблемы.

Особое место проблемы сознания в истории культуры и философии объясняется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами, считает М.К. Мамардашвили.

«Во-первых, сознание предельное понятие философии как таковой. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т.д. основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личной реализации, находящей выражение в тексте и тем самым существующей в культуре. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия.

И второе обстоятельство, делающее эту проблему особенно сложной, состоит в том, что одновременно сознание – это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизированию, объективированию. Любая попытка в этом направлении неминуемо кончается неудачей. По мере приближения к нему сознание, как тень, ускользает от исследователя. Поэтому в философии остается лишь один способ рассуждения о подобного рода явлениях. О них можно говорить или рассуждать, только используя опосредованный, косвенный язык описания…» (Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 263-264).

Следовательно, всякий подход к философии как уже реализованному сознанию неизбежно предполагает осторожность. Эта осторожность может быть либо продуктом уже существующей культуры, либо результатом нашего личного усилия, но в любом случае она необходима.

При анализе приведенного фрагмента необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

- в чем М.К. Мамардашвили видит основную трудность анализа сознания?

- почему анализ сознания возможен лишь косвенным путем?

- почему подход к философии как к реализованному сознанию требует осторожности?

Помочь ответить на эти вопросы, может разъяснение мысли Мамарда-швили о невозможности объективирования сознания. Термин «объективи-рование» означает различение представляющим себя и того, что представлено в качестве объекта представления. Чтобы представить сознание в качестве объекта анализа, необходимо «выйти» из состояния сознания, «отделить» его от себя. Но это невозможно, так как, пока мы мыслим о сознании, мы находимся «в» сознании, а когда оно нас «покидает» (смерть, обморок, сон), мы лишаемся способности мыслить. Это и означает, что сознание нельзя представить как объект, как вещь, поэтому оно и не может быть нам дано как представление.

Философский анализ сознания в истории философии связан с постановкой и попытками разрешения целого ряда вопросов: Каковы основания сознания? Как оно возможно? В чем его источник? Как связаны между собой сознание и знание? Как соотносятся сознание, психика, мышление? и т.п. Попытаемся рассмотреть основные этапы и способы осмысления сознания в европейской философии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2404 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.