1. Общественно-политическая ситуации в Риме I половины I в. до н.э.
2. Жизнь и творчество Овидия.
3. «Наука любви», «Лекарство от любви»: тематика, связь с мифологией, пафос.
4. «Метаморфозы»: мифологическая основа, философская направленность.
5. «Скорбные элегии»: тематика, жанровые особенности, мотивы, образ автора.
6. Значение творчества Овидия для мировой литературы.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Дуров В.С. История римской литературы. – СПб., 2000.
4. Покровский М.М. История римской литературы. – М., 2004.
5. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
6. Федоров Н.А. и др. Античная литература. Рим. Хрестоматия. – М., 1981.
7. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1985.
8. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1989.
Тема 11. Древнеримская сатира
1. Жанр сатиры в Древнем Риме.
2. Сатиры Горация, Ювенала: проблематика, тематика, особенности стиля.
3. Жанр басни в Древнем Риме. Анализ басен Федра: тематика, проблематика, стиль (сравнить с баснями Эзопа).
Тема 12. Римский роман
1. Общественно-политическая ситуации в Риме I - II в. н.э.
2. Общая характеристика литературы ранней римской империи.
3. Жизнь и творчество Петрония.
4. Анализ романа Петрония «Сатирикон»: жанр, проблематика, образная система, композиция, особенности стиля, роль и место в романе вставных новелл.
5. Образ Энколпия.
6. Образ Трималхиона.
7. Идея романа «Сатирикон».
Тема 13. Позднегреческий роман
1. Общественно-политическая ситуации в Риме I - II в. н.э.
2. Общая характеристика греческой литературы I - II в. н.э.
3. Жизнь и творчество Апулея.
4. Анализ романа Апулея «Золотой осёл»: жанр, проблематика, образная система, композиция, особенности стиля, роль и место в романе вставных новелл.
5. Образ Луция.
6. Религиозно-философская основа романа.
7. Идея романа «Золотой осёл».
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо иметь представление об особенностях исторической ситуации в Древнем Риме анализируемого периода. Для анализа предлагается обратиться к различным жанровым формам: сатире, басне, роману, поэтому необходимо не только проанализировать указанные произведения, но и учитывать вопросы теоретического характера (жанровые особенности). Анализ произведений должен опираться на художественный текст; в читательском дневнике должны быть подобраны цитаты, подтверждающие анализ.
Литература:
1. Лосев АФ., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Дуров В.С. История римской литературы. – СПб., 2000.
4. Покровский М.М. История римской литературы. – М., 2004.
5. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
6. Федоров Н.А. и др. Античная литература. Рим. Хрестоматия. – М., 1981.
7. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1985.
8. Гаспаров М.Л. Социальные мотивы античной литературной басни (Федр и Бабрий). – М., 1971.
9. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). – М., 1971
10. Малеин А.И. Ювенал в русской литературе. – М., 1934
11.Стрельникова И.П. Сатирико-бытовой роман. Петроний //
Античный роман. – М., 1969
12. Ярхо Б.И. Римское общество и «Сатирикон» // Петроний
Арбитр. Сатирикон. – М., 1990
Тема14. Античная литература и русская литература.
1. Античная литература и русская литература XVIII в. (Ломоносов, Державин и др.).
2. Античная литература и русская литература XIX в. (Жуковский, Пушкин, Тютчев и др.).
3. Античная литература и русская литература «серебряного века» (Брюсов, Ахматова, Цветаева и др.).
4. Античная литература и русская литература ХХ в.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить основные особенности античного общества и общества Нового и Новейшего времени. Также следует уяснить эстетические и этические принципы поэтов Древней Греции и Древнего Рима, а также русских литераторов XVIII-XX вв. При сопоставлении и анализе произведений античных и русских поэтов следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник. Выступления на семинаре могут быть представлены в форме докладов. Тему студент выбирает самостоятельно. При подготовке к выступлению можно руководствоваться существующими научными исследованиями (форма реферата), можно представить собственные наблюдения.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
4. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие. – Обнинск, 1996.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
6. Античность и современность. – М., 1972.
7. Античная культура и современная наука. – М., 1985.
8.Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. – М., 1966.
9. Мальчукова Т.Г. Античное наследие и современная литература.– Петрозаводск, 1988.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательные художественные тексты
1. Мифы Древней Греции.
2. Гомер. Илиада. Одиссея.
3. Эллинские поэты (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар).
4. Эзоп. Федр. Басни.
5. Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.
6. Софокл. Царь Эдип. Антигона.
7. Еврипид. Медея. Ипполит.
8. Аристофан. Всадники. Лисистрата. Облака. Лягушки.
9. Платон. Пир. Государство.
10. Аристотель. Поэтика.
11. Менандр. Брюзга. Третейский суд. (Одна комедия на выбор).
12. Лонг. Дафнис и Хлоя.
13. Плутарх. Параллельные жизнеописания. (2 -3 биографии на выбор).
14. Плавт. Горшок (Клад). Хвастливый воин. (Одна комедия на выбор).
15. Теренций. Братья. Свекровь. (Одна комедия на выбор).
16. Катулл. Тибул. Проперций. Лирика.
17. Вергилий. Энеида. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания.
18. 0видий. Метаморфозы. Скорбные элегии. Искусство любви.
19. Сенека. Медея. Трактаты.
20. Aпyлей. Метаморфозы или Золотой осёл.
21. 23.Петроний. Сатирикон.
Дополнительные художественные тексты
1. Эсхил. Персы.
2.Софокл. Эдип в Колоне. Филоктет.
3.Еврипид. Ифигения в Авлиде.
4.Аристофан. Мир. Осы.
5. Гесиод. Труды и дни.
6. Цицерон. Диалоги (избранное). Речи (избранное).
7. Вергилий. Буколики. Георгики.
8. Овидий. Послания с Понта.
9. Марциал. Эпиграммы.
10.Марк Аврелий. Размышления.
11. Ювенал. Сатиры.
Учебно-методическая литература
Учебники, хрестоматии, справочники:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Гиленсон Б.Л. Античная литература. В 2-х тт. – М., 2002.
4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
5. Дуров В.С. История римской литературы. – СПб., 2000.
6. Покровский М.М. История римской литературы. – М., 2004.
7. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
8. Хрестоматия по античной литературе / под ред. Н.Ф. Дератани. В 2-х тт. – М., 2004.
9. Федоров Н.А. и др. Античная литература. Рим. Хрестоматия. – М., 1981.
10.Словарь античности / пер. с нем. – М., 1989.
11.Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
3. Козищин В.И. и др. История Древнего Рима. – М., 2002.
4. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1985.
5. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие. – Обнинск, 1996.
6. Сергеев В.С. История Древней Греции. – СПб., 2002.
7. Бачинин АВ. Искусство и мифология. – М., 1987.
8. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.
9. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
10. Лосев АФ. Мифология греков и римлян. – М., 1996.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. – М., 1991.
12. Садовская И.Г. Мифология. – СПб., 2000.
13. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
14. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1989.
15. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах. – М., 1964.
16. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
17. Ярхо В.Н, Полонская К. Античная лирика. – М., 1967.
18. Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. – М., 2001.
19. Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия. – Л., 1988
20. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.
21. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.
22. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.
23. Полонская К. Античная комедия. – М., 1962.
24. Ярхо В.Н. Греческая и греко-римская комедия. – М., 2002.
25. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 2001.
26. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной
традиции. – М., 1996.
27.Аристотель и античная литература / под ред. М.Л. Гаспарова. – М., 1978.
28. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
29. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977.
30. Покровская З.А. Античный философский эпос. – М., 1979.
31. Гаспаров М.Л. Социальные мотивы античной литературной басни (Федр и Бабрий). – М., 1971.
32. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. – М., 1973.
33. Античный роман / отв.ред. М.Е. Грабарь-Пассек. – М., 1969
34. Лосев А.Ф. Плутарх. Очерк жизни и творчества // Плутарх Сочинения. – М., 1983.
35. Гаспаров М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979
36. Вулих Н.В. Овидий. – М., 1996
37. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1984.
38. Ошеров С.А. Сенека-драматург // Л.А. Сенека Трагедии. – М., 1983.
39. Полякова С.В. "Метаморфозы", или "Золотой осел" Апулея. – М.,1988.
40. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.
41. Античность и современность. – М., 1972.
42. Античная культура и современная наука. – М., 1985.
43.Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. – М., 1966.
44. Мальчукова Т.Г. Античное наследие и современная литература.– Петрозаводск, 1988.