Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 6. Новоаттическая комедия




Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Гомеровский эпос.

1. Понятие о гомеровском вопросе.

2. Анализ поэмы «Илиада»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.

3. Анализ поэмы «Одиссея»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Гомера и Вергилия, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавались поэмы. При анализе «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: особенности композиции поэм; почему у Вергилия отсутствует идея божественного вмешательства в жизнь человека; в чём отличие главных героев поэм Гомера от героев поэмы Вергилия; почему Вергилий был так уверен, что, заимствуя у Гомера, он не будет обвинён в подражательстве? Анализ «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

Литература:

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

6. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах. – М., 1964.

7. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

 

Тема 2. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.

1. Общественно-политическая ситуации в Греции II половины V в. до н.э. Общая характеристика «эпохи Перикла».

2. Устройство греческого театра.

3. Жизнь и творчество Эсхила.

4. Новаторство Эсхила - драматурга.

5. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

6. Образ Прометея.

7. Идея трагедии.

Тема 3. Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.

2. Жизнь и творчество Софокла.

3. Проблематика трагедий Софокла.

4. Новаторство Софокла - драматурга.

5. Анализ трагедии «Царь Эдип»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

6. Особенности композиции и художественного времени трагедии «Царь Эдип».

7. Образ Эдипа.

8. Образ Иокасты.

9. Идея трагедии.

10. Роль хора в трагедиях Софокла.

 

Тема 4. Древнегреческая трагедия. Творчество Еврипида.

 

 

1. Жизнь и творчество Еврипида.

2. Новаторство Еврипида - драматурга.

3. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

4. Образы Медеи и Ясона.

5. Идея трагедии.

6. Анализ трагедии «Ипполит»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

7. Роль «Божественного вмешательства» в трагедиях Еврипида.

8. Роль хора в трагедиях Еврипида.

9. Мировое значение творчества Эсхила, Софокла, Еврипида.

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Эсхила, Софокла и Еврипида, условия, политическую и литературную ситуацию, в которую этими поэтами создавались трагедии. При анализе «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и каковы различия трактовок древнегреческими поэтами идеи божественного вмешательства в жизнь людей; как греческая трагедия постепенно от изображения конфликтов общего порядка приходит к изображению страсти; каковы заслуги Эсхила, Софокла и Еврипида в развитии драматургического искусства? Анализ «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции V – IV вв. до н.э. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

Литература:

 

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

6. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.

7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.

8. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.

9. Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958

10. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М, 1978

11. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М, 1995

12. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986

13. Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. – Казань, 1978

14. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. – М, 1969. – №2

 

Тема 5. Древнегреческая комедия.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.

2. Древнеаттическая комедия и её особенности.

3. Аристофан: жизнь и творчество.

4. Анализ комедий Аристофана «Всадники»: связь с историей, проблематика; система образов; художественные особенности.

5. Комедия «Облака»: тематика, система образов, образ Сократа (историческая личность и герой Аристофана), критика софистики, идея комедии, роль хора.

6. Комедия «Лягушки»: тема, образная система, композиция, роль хора, образы Эсхила и Еврипида, отношение к их авторской концепции воспитания граждан Аристофана.

7. Художественная манера Аристофана (логика развития заявленного тезиса).

8. Язык, стиль, народность Аристофана.

9. Значение творчества Аристофана для мировой литературы.

10. Аристофан в России.

 

 

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы эллинского общества времён Перикла и в постперикловскую эпоху, когда Анализ комедий Аристофана «Облака», «Всадники», «Лягушки» предполагает умение применить знания не только об особенностях развития дренегреческой комедии, взглядах Аристофана, но и об особенностях культурного развития Древней Греции (системе эстетических и этических законов). При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

Литература:

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.

6. Полонская К. Античная комедия. – М., 1962.

7. Штейн А. Весёлое искусство комедии. – М., 1990.

8. Ярхо В.Н. Греческая и греко-римская комедия. – М., 2002.

9. Ярхо В.Н. Аристофан. – М.. 1954

10. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1988

11. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 2001.

12. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии (о творчестве Менандра). – М., 1979

 

Тема 6. Новоаттическая комедия

 

1. Общественно-политическая ситуация в Греции IV в. до н.э.

2. Новоаттическая комедия и её особенности.

3. Менандр, жизнь и творчество.

4. Анализ комедии Менандра «Брюзга или человеконенавистник»: тематика, система образов, образ Кнемона, идея комедии.

5. «Третейский суд»: проблематика, система образов, особенности построения сюжета, интрига.

 

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы эллинского общества времён Перикла и в постперикловскую эпоху, когда Греция стала частью Македонии, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавалась произведения Менандра. При анализе комедий следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и в чём различие драматургических принципов древнеаттической комедии и новоаттической комедии. Анализ комедии Менандра «Брюзга…» и «Третейскийо суд» предполагает умение применить знания не только об особенностях развития дренегреческой комедии, взглядах Аристофана и Менандра, но и об особенностях культурного развития Древней Греции (системе эстетических и этических законов). При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

 

Тема 7. Аттическая проза (историография, ораторское искусство, философский диалог).

1. Историческое повествование как жанр художественной прозы. Философская проза.

2. Биография и общие положения идеалистической философии Платона.

3. Диалог «Пир». Образы собеседников и образ Сократа; идейная суть диалога.

4. Философские взгляды Аристотеля. Эстетические воззрения в «Поэтике».

Литература:

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

 

 

Тема 8. Творчество Вергилия.

 

1. Общая характеристика творчества Вергилия.

2. Особенности поэтики «Буколик» и «Георгик» Вергилия: историческая и мифологическая основа, проблематика, тематика, особенности художественного стиля.

3. Анализ поэмы «Энеида»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы (сравнение с поэмами Гомера); особенности композиции (сравнение с поэмами Гомера); система образов; художественные особенности поэмы.

4. Значение творчества Вергилия для Нового и Новейшего времени.

 

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить основные особенности римского героического эпоса, уметь выявить черты сходства и отличия с древнегреческим (гомеровским) эпосом. Анализ поэмы «Энеида» следует проводить с опорой на текст: каждое положение анализа должно быть отражено в читательском дневнике (цитата – пояснение или комментарий). Обратить особое внимание на выявление общего и отличного между поэмой Вергилия и поэмами Гомера. Анализ поэм предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима.

 

Литература:

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Дуров В.С. История римской литературы. – СПб., 2000.

4. Покровский М.М. История римской литературы. – М., 2004.

5. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

6. Федоров Н.А. и др. Античная литература. Рим. Хрестоматия. – М., 1981.

7. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1985.

8. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1989.

9. Гаспаров М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979

10. Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. – М., 1972.

 

Тема 9. Древнеримская трагедия. Творчество Сенеки.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Риме I половины I в. н.э.

2. Жизнь и творчество Сенеки. Понятие стоицизма.

3. Проблематика трагедий Сенеки.

4. Новаторство Сенеки - драматурга.

5. Анализ трагедии «Федра»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии, идейно-эстетическая полемика с Еврипидом.

6. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии, идейно-эстетическая полемика с Еврипидом.

7. Образ Ясона.

8. Образ Медеи.

9. Идея трагедии «Медея».

10. Роль хора в трагедиях Сенеки.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2420 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.