В этом разделе приводятся данные, полученные при опросе по терминам. В опросе принимали участие 28 человек (см. список в конце раздела). Опрос предварялся следующим предисловием: «Просьба отметить те термины, которые, на ваш взгляд, более-менее общеупотребимы во внутреннем кругу московского концептуализма. Причем можно руководствоваться как жестким критерием отбора - только те термины, которые, на ваш взгляд, используются и другими авторами кроме самого автора термина, - так и «мягким», например, вам просто понравилось "звучание "термина, и т.п.».
После каждого термина (за исключением некоторых, которые поступили от авторов позже проведенного опроса) стоит число, обозначающее количество упоминаний данного термина по общей сумме опросных листов. (Опрос проводился без предварительного ознакомления с авторскими определениями терминов.)
Термины С. Ануфриева:
Агент (14)
Алия (1) Антигравитационные мероприятия (АГМ) (3) Горгональность (горгональное поле) (3) Лыжник (4) Ни уму ни сердцу (6) Понтогрюэль бокового зрения (9) Предоставительное искусство (4) Семантия, семантический сыр (1) Скольжение без обмана (8) У-топос (1) Фотокреация (2) Ясность и покой (10)
Термины Б. Гройса:
Запад (11)
Московский концептуализм (18)
Россия (11)
Современный художник (10)
Социалистический реализм (10)
Сталин (9)
Термины С. Гундлаха:
Конец географии (5) Ментальный поп-арт (6) Путь концентрации невнимания (7) Философская практика (9) Художник-персонаж (персонажный автор) (разработан И. Кабаковым) (23)
Термины В. Захарова:
Вырубание гарнитуров (2) Гарнитур (2) Елисейские поля (2) Заражение (3) Зондирование (зонд-работы) (6) Комната отдыха (совместно с С. Ануфриевым) (2) Недонос банки (2) Открытие Америки, или от Дюшана к Дюшану (2) Система ложных саркофагов (2) Соавторство (5) Тупик как жанр (совместно с С. Ануфриевым) (14) Удержание работы в настоящем (метод дополнений) (2) Удержание в недоносе (3) Удержание работы в прошлом (метод отбеливания) (1) Функционирование в культуре (6) Халтура (искусство элитарных халтурщиков) (совместно с С. Ануфриевым) (5) Шагреневый эффект (3) Шлюзование (5)
Термины И. Кабакова:
Белое бумаги или картины (5) Гносеологическая жажда (10) Колобок (20) Комментарий (14) Незалипание(13) По краю (13) Пустое (15)
Пустота (21) Тотальная инсталляция (23)
Термины Ю. Лейдермана:
Балларэт(1) Бис-пустотники (2) Бутафория (4) Варум-варумные дела (1) Графомания (9) Конашевич (4) Колумбарные машины (11) Спокойный Подсчет Несуществующих Предметов (СПНП) (7) Термины МГ:
Букварность (2) ВОК (Высшая Оценочная Категория) (4) ИПП (Индивидуальное Психоделическое Пространство) (9) Метабола (0) Неизвестное (4) РПП (рекреационно-психоделическая практика МЦ (5) Синдром Тедди (предложен А.Монастырским) (3) Синдром (шапка) Гугуце (3) Слава (2) Сувенир (1) Шизоиллюстрирование (14)
Термины А. Монастырского:
Атрибуты (3)
Гантельная схема (14)
Гнилые места золотого нимба (4) Гнилые буратино (совместно с В. Сорокиным) (21) Демонстрационное знаковое поле (20) Иерархии аэромонаха Сергия (совместно с В. Сорокиным) (14) Инспираторы (9) Искусство фонов (7) Категории КД (10) Колобковость (при участии И. Бакштейна) (21) Концептуальный анимализм (зооморфный дискурс) (3) Космонавты, титаны, колосники, коротышки, грузины (4) Краеведность (2) Крепеж («связанность», «футлярность», «витринность», «полочность») (1) Ливингстон в Африке (при участии И. Бакштейна) (8) МАНИ (совместно с Л. Рубинштейном и Н. Алексеевым) (27) Мокша (10) Незаметность (совместно с Н. Панитковым) (9) Поездки за город (ПЗГ как жанр) (совместно с И. Кабаковым) (20) Полоса неразличения (23) Предмет-рама (10) Пустое действие (26) Фактографический дискурс (4) Экспозиционное знаковое поле (17) Экспонема (9) Элементарная поэзия (18) «Этический» концептуализм (2)
Термины Н. Паниткова:
ИОП (интеллектуально-оценочное пространство) (4) ЭП (эмоциональное пространство) (5)
Термины П. Пепперштейна:
Артификация (3) БГР и БСП (Большой Гнилой Роман и Большое Связное Повествование) (3) Белая кошка (2) Детриумфация (5) Идеоделика (3) Идеотехника(Ю) Иллюст(О) Имперский центр (4) Капромантия (2) КДД (Коллективный Дискурс Детства) (8) Книга за книгой (1) КПП (Коллективное Психоделическое Пространство) (7) Метафорическое тело (11) Монгольское окошко (3) Нарезание (5) НОМА (25) Ортодоксальная избушка (20) Полагающий жест, жест защиты, прощальный жест (3) Порнология (2) Психоделическая (контр)революция (4) Психо-троп (2) Пустотный канон (22) Реляры (0) Товарная панель знаков (2)
[108] Треснутая матрешка (2) Трофей (5) Шизо-Китай (25) Эстония (1)
Термины В. Пивоварова:
Абсолютная картина (8) Зайчики и ежики (8) Конклюзии (4) Открытая картина (12) Омы (3) Сакрализаторы (13)
Термины Д. А. Пригова:
Мерцательность (16) Новая искренность (16) Художественная невменяемость (9)
Термины Л. Рубинштейна:
Автор (14)
Круг заинтересованных лиц (16)
Программа работ (11)
Термины М. Рыклина:
Агрессия мягкого (6) Бакштейн-функция (3) Коллективные тела (14) Коммунальные тела (16) Крестьяне в городах (8) Метродискурс(3) Порноангелизм (9) Пространства ликования (5) Речевая (панречевая) культура (речевое зрение) (10) Тела террора (11) Шизоанализ (термин Делеза-Гватари, введен в оборот в МКШ М. Рыклиным) (9)
Термины В. Сорокина:
Влипаро (4) Гнилое бридо (8) Гнилые тексты (9) Гнойное (15) Обсосиум (8) Онаниум (8)
Термины В. Тупицына:
Аббревиатурность (3) Коммунальный модернизм (ком. постмодернизм) (9) Коммунальное бессознательное (11) Московский коммунальный концептуализм (6) Музеологическое бессознательное (5) Психолексический гетерогенез (1) Соцмодернизм (7) Текстурбация (речеложство) (участие в опросе не принимал) Телесная оптика (7) Тело-без-имени (5) Homo communalis (3) Фактография-как-аффирмация (3)
Термины М. Тупицыной:
Агенты (и агентства) дистопии (1) Двойное после (5) Диссидентский модернизм (9) Дуплеты (1) Идеологическая фактура (7) Им/пульс прослушивания (1) Политическая сказка (6)
Термины И. Чуйкова: (участие в опросе не принимали)
Аналитическое древо
Виртуальный
Окна
Панорамы
Теория отражения
Fakes
Фрагменты
Другие термины:
Апт-art (термин М. Рошаля при участии Н. Алексеева и С. Гундлаха) (24) Гайстпарунг (термин Е. Елагиной) (6) Клава (термин С. Ануфриева и С. Гундлаха) (15) Неолжеискусство (термин Ю. Альберта) (4) Соц-art (термин В. Комара и А. Меламида) (25) Toт-art (термин Н. Абалаковой и А. Жигалова) (16) Ум-ум (Um-um) (термин С. Хэнсген и Г. Витте) (3) Эстетика реального действия (термин С. Ромашко) (6) Homo lignum (термин И. Макаревича) (4)
В опросе принмали участие:
1. В. Алексеев (активность в МКШ с 1974 г. по н/в) 2. Ю. Альберт (знакомство с МКШ с 1974 г., активность с 1978 по н/в) 3. А. Альчук (активность в МКШ с 1988 г. по н/в) 4. И. Бакштейн (знакомство с МКШ с 1972 г., активность с 1984 г.) 5. Е. Бобринская (знакомство с МКШ с 1988 г.) 6. Г. Витте (знакомство с МКШ с 1982 г.) 7. Е. Деготь (знакомство с МКШ с 1972 г.) 8. Е. Елагина (активность в МКШ с 1979 г. по н/в) 9. В. Захаров (активность в МКШ с 1978 г. по н/в) 10. Ю. Лейдерман (активность в МКШ с 1982 г. по н/в) 11. И. Макаревич (активность в МКШ с 1977 г. по н/в) 12. В. Мизиано (знакомство с МКШ с 1972 г.) 13. В. Мироненко (активность в МКШ с 1978 г. по н/в) 14. И. Нахова (знакомство с МКШ с 1973 г., активность с 1976 г. по н/в) 15. Н. Панитков (активность в МКШ с 1976 г. по н/в) 16. П. Пепперштейн (активность в МКШ с 1979 г. по н/в) 17. С. Ромашко (активность в МКШ с 1979 г. по н/в) 18. Л. Рубинштейн (активность в МКШ с 1976 г. по н/в) 19. М. Рыклин (активность в МКШ с 1986 г. по н/в) 20. О. Саркисян (знакомство с МКШ с 1996 г. по н/в) 21. В. Сорокин (активность в МКШ с 1979 г. по н/в) 22. В. Тупицын (активность в МКШ с 1977 г. по н/в) 23. М. Тупицына (активность в МКШ с 1980 г. по н/в) 24. А. Филиппов (активность в МКШ с 1982 г. по н/в) 25. С. Хэнсген (знакомство с МКШ с 1982 г., активность с 1985 г. по н/в) 26. И. Чуйков (активность в МКШ с 1970 г. -по н/в) 27. Н. Шептулин (знакомство с МКШ с 1987 г.) 28. И. Яворский (активность в МКШ - с 1975 г. по 1989)
приложение 2 (дополнительные словари терминов, слов и выражений московской концептуальной школы)
дополнительный словарь с. ануфриева (термины предоставлены П. Пепперштейном)
ВАЗА
- мнемическая ниша (декорированная особым образом), предназначенная для установки в нее «мнемического букета» (парамена). С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Парамен. Будущее памяти, 1994.
ВЕРМЕЙКА
- серия пространств в галлюцинозе, напоминающих интерьеры эпохи рококо. (1991)
ЕБАН
- «матерная категория» МГ. С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Ебан погиб, 1989.
ЖУРЗЕММА
- галлюцинаторный слой образов и переживаний, каким-то образом связанный с русским православием. При попытках описать журземму ее сравнивают с зеленым медом или вареньем из плодов фэйхоа, но при этом отмечается, что в ее сладкие массы внедрены различные металлы: сталь, медь, золото, платина, свинец, серебро, олово, латунь. (1991)
ЗАССАННЫЙ МАТРАС
- апофатическая категория, обозначающая, в общем, добровольную и окончательную самокомпрометацию дискурса. МГ. Усатый пеликан, 1988.
ЗИБАН
- существо (человек, животное, насекомое), которое человек, употребивший наркотик, видит в момент «прихода». Из сленга одесских наркоманов. (1985).
ЗОЙС
- существо, которое человек, употребивший наркотик, видит в финале своего переживания. Из сленга одесских наркоманов. (1985).
ИМЕНИЕ БЕЗ ИМЕНИ
- вариант у-топоса, который не имеет места даже в языке. (1989)
КОМПЛИТ
- термин из области прикладной гносеологии: предел понимания (непреодолимый). (1989)
КРИК-ФАШИСТ
- крик или визг коллапсирующего смысла. С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Крик-фашист. В кн. МГ «Усатый пеликан», 1988.
НЕИЗВЕСТНОЕ-ДЛЯ-СЕБЯ
- понятие относится к подозреваемым (инкриминируемым) «внутренним» свойствам Неизвестного. С. Ануфриев. Амбивалентность амбивалентности машины в пространстве, 1989.
ПАРАМЕН
- «мнемический букет», т.е. связка впечатлений, сохраняемая памятью. (1994)
ПАРАМЕНОЛОГИЯ
- раздел мнемологии, ведающий изучением «Парамонов» (см. ПАРАМЕН). С. Ануфриев, П. Пепперштейн, «Парамен. Будущее памяти», 1994.
ПАТОТОПОЛОГИЯ
- патологическая топология: описание различных реальных и воображаемых мест и местностей в качестве «планкарт» тех или иных психопатологических синдромов и психоделических состояний. (1991)
ПОХУЙ ВСЕМУ
- категория МГ, заимствованная из анекдота. МГ приписывает себе заслугу введения «матерных» категорий. Означает умозрительную точку полнейшей индифферентности. С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Похуй всему, 1989.
ПУЛЬСАР
- своего рода «живой растр», технологически обеспечивающий визуальность онейроида. (1989)
ПУСТАЯ ДАЧА (ПД)
- инвариант «ортодоксальной избушки», своего рода подарок, наполненный пустотой. С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Ушлые красавцы, 1988.
ПУШ
- связанное с воздействием ДМТ (деметилтрептамина) психоделическое состояние стремительного роста во все стороны, разворачивания и «расцветания» до размеров Вселенной (сопровождающееся ощущением неизбывной свежести и первозданности всего). Состояние, в котором, по-видимому, психосоматика галлюцинирующего инсценирует «возникновение Вселенной», «Большой Взрыв». (1992)
ЭНИЗМА
- имя волшебного «потока блаженства», увиденного во сне. Одновременно скрещение энигмы (тайны) и харизмы (экстатики ее раскрытия). (1991)
Дополнительный словарь и. кабакова (слова расположены не в алфавитном порядке, а так, как они были получены составителем от автора)
«ИЗУМИТЕЛЬНО»
- произносится всегда восторженным выкриком при виде и разглядывании работ друзей и других художников, а также как реакция на какое-нибудь слово или сообщение. Никакого отношения к содержанию сообщения или работе не имеет. Природа его - чисто нервная реакция на внезапное столкновение с чем-то, оказавшимся слишком близко и от которого нельзя быстро и безопасно убежать. Из постоянно употребляемого.
«ПОТРЯСАЮЩЕ»
- см. «Изумительно». «ГЕНИАЛЬНО» - см. «Изумительно».
«КОЛБАСА»
- универсальное сравнение, как ни странно, полностью раскрывающее смысл того, с чем сравнивается. Примеры: «Состояние было ужасное, как колбаса». «Произведение (картина) было активное и насыщенное, как колбаса». «Она была веселая, все время танцевала, веселилась, как колбаса». Из разговоров.