12. Скажите пожалуйста, какое вознаграждение имеют восхваления и салават [30] дорогому Посланнику Аллаха (ДБАР)? Расскажите о качестве исполнения этого благословения Пророку Ислама (ДБАР), как с точки зрения шиитов, так и суннитов.
Пожелание мира и благословения в адрес последнего Пророка Аллаха (ДБАР) – повеление Священного Корана, обращённого к правоверным: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляете его и приветствуйте усердно».[31]
Салават Пророку Ислама (ДБАР) – причина отпущения и прощения грехов. Дорогой Посланник Аллаха (ДБАР), как-то будучи весёлым и радостным, сказал: «Джабраил снизошёл ко мне и сообщил: “О Мухаммад! Тому, кто один раз пошлёт тебе пожелание благословения, Аллах запишет ему десять благодеяний, сотрёт его десять прегрешений и прибавит ему десять степеней”». В книге Муслима «Сахих», приведён хадис от Посланника Аллаха (ДБАР), где говорится следующее: «Тому, кто один раз пошлёт мне благословение, Аллах пошлёт ему десять благословений».[32] При использовании этих хадисов можно прийти к такому заключению, что тот, кто услышав имя Посланника Божьего (ДБАР) не пошлёт в адрес его светлости благословения, будет подвержен скупости и скаредности, бедственному положению и несчастиям.[33] В источниках по преданий, имеющихся у последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочным имамов рода Пророка (ДБМ), имеется огромное количество хадисов о вознаграждении за салават в адрес Посланника Божьего (ДБАР). Имам Садик (ДБМ), приводя слова его светлости Пророка Мухаммада (ДБАР), рассказывал следующее: «Тому, кто пошлёт мне благословение, Аллах и Его ангелы тоже пошлют благословение».[34] Так же Посланник Аллаха (ДБАР) говорил: «Посылайте мне много благословений, потому что благословение мне – это свет в могиле, свет на (мосту) Сират, свет в раю».[35] Повелитель правоверных Али бин Аби Талиб (ДБМ), говорил: «Благословение Пророку Ислама (ДБАР) уничтожает грехи лучше, чем вода уничтожает огонь». Шестой непорочный имам из рода Пророка (ДБАР), имам Садик (ДБМ), сказал следующее: «Я обнаружил в некоторых книгах, что тому, кто пошлёт благословение Пророку Мухаммаду (ДБАР) и его роду, Аллах запишет сто добрых дел».
Теперь приступим ко второй части Вашего вопроса. Асхабы[36] спросили у Пророка Ислама (ДБАР): «О Посланник Аллаха! Как мы должны посылать тебе благословение?». Его светлость ответил им: «Вы говорите так: - О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Воитину, Ты – Достославен! О Аллах! Ниспошли благословения Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и роду Ибрахима. Воистину, Ты – Достославен!».[37] В книге «Сахих» Бухари, приводится такой хадис от К’аба бин Аджаза: «Мы сидели рядом с Посланником Аллаха (ДБАР), когда пришёл один человек и спросил: - О Посланник Аллаха! Мы усвоили как нужно приветствовать тебя. А как нужно посылать тебе благословения? – Пророк (ДБАР) ответил ему: - Говорите: о Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Воистину Ты – Достославен! О Аллах ниспошли благословения Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благословения Ибрахиму и роду Ибрахима. Воистину, Ты – Достославен!».[38]
В то время, когда произошло ниспослание аята: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно», мусульмане спросили Пророка Ислама (ДБАР): «Как мы должны посылать благословения?». Пророк ответил им: «Не посылайте мне неполного и несовершённого благословения». Люди спросили у его светлости: «А что означает неполное благословение?». Посланник Аллаха ответил: «Когда вы говорите: - О Аллах! Благослови Мухаммада, - а затем молчите. Необходимо говорить: - О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада».[39] Толкователи и комментаторы Священного Корана, последователи различных суннитских религиозно-правовых школ, поясняя 56 аят 33 суры Преславного Корана, привели десятки хадисов, гласящих о том, что при отправлении благословения Пророку Ислама (ДБАР), необходимо также посылать эти благословения и роду его светлости. Кроме этого, в источниках обоих течений Ислама имеются хадисы, где рассказывается о том, что наши молитвы-просьбы (дуа) не принимаются до тех пор, пока мы не пошлём благословения Посланнику Аллаха (ДБАР) и его роду (ДБМ). В источниках шиитов также утверждается, что во время ниспослания благословения Пророку Мухаммаду (ДБАР) необходимо посылать благословение и его роду. Имам Бакир (ДБМ) приводит хадис, который слышал от своего отца, а тот от своего, и так цепочка доходит до Пророка Ислама (ДБАР). Посланник Божий (ДБАР) сказал: «Тот, кто посылая благословения мне, не пошлёт их моему роду, никогда не почувствует запаха рая. Хотя этот запах можно обонять на расстоянии в 500 лет».[40] Здесь хотелось бы отметить один очень интересный момент, имеющий отношение к вышесказанному. При исполнении ритуальной молитвы, последователи некоторых религиозно-правовых исламских школ, как например шииты или ханафиты, читают салават во время положения последней ка’ады, то есть перед саламом.[41] Поэтому благодарность и признание достоинств дорогого Посланника Аллаха (ДБАР), следование за его светлостью, имеет потребность в многочисленных благословениях, сказанных нами в его адрес. Во время отправлений этих благословений, необходимо посылать их и непорочному роду Посланника Аллаха (ДБАР).
Посещение кладбищ
- Разрешается ли по определённым дням навещать ушедших от нас в мир иной?
Основа посещения могил правоверных – повод для напоминания о смерти и загробной жизни. Чтение суры «Фатиха», а так же прошение милосердия за тех, кто ушёл от нас – является мустахаб-ом (одобряемым и желательным деянием по шариату[42]). Среди исламских учёных-правоведов нет никаких разногласий и противоречий по поводу посещения кладбищ. Женщинам, разрешается посещение кладбищ, когда при этом соблюдаются и не нарушаются законы шариата. С точки зрения ханафитов, маликитов и последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочных имамов его рода (ДБМ) – это желательное и одобряемое деяние (мустахаб). Однако последователи шафиитской религиозно-правовой школы и ханбалиты считают посещение могил женщинами макрух-ом (неодобряемым деянием). По поводу посещения могил в определённые для этого дни в книге «Аль-фикх аля мазахиб аль-арба’а» приведено следующее: «Посещение могил для получения наставления и увещевания, а так же памяти о загробном мире – мустахаб. Одобрение на посещение могил в четверг, пятницу и субботу подтверждается ханафитами и маликитами, однако шафииты и ханбалиты несогласны с этим вопросом».[43] Затем в книге приводится мнение ханбалитов по этому вопросу, которые считают, что не имеется специально определённого дня для посещения могил. С точки зрения шафиитов, время посещения могил – с полудня в четверг и до восхода солнца в субботу является мустахаб-ом муаккад (строго и категорически одобряемым делом). В книге «Урват аль-вуска», являющейся среди последователей Пророка и непорочных имамов его рода (ДБМ), одним из авторитетных и достоверных произведений по мусульманской юриспруденции, приведено следующее: «Посещение могил правоверных, приветствие им, чтение Священного Корана, просьба о милосердии и прощении их – мустахаб. Это богоугодное деяние, совершаемое в послеполуденное время понедельника и в четверга, и утром в субботу - является как для мужчин, так и для женщин очень одобряемым и поощряемым деянием».[44]