5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Созданная им система власти и управления ненадолго пережила своего творца. Наблюдавшееся в начале 1950-х гг. падение темпов развития советской экономики со всей очевидностью свидетельствовало, что политика тотальной централизации управления, позволившая мобилизовать общество для форсированного восстановления народного хозяйства в условиях послевоенной разрухи, утратила эффективность, равно как и свой запас прочности. Все это подводило советских лидеров к осознанию неотвратимости преобразований, заставляло новое советское руководство предпринимать шаги, направленные на освобождение общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы. Изменение курса сопровождалось усиленным подчеркиванием важности преодоления последствий культа личности и восстановления принципов коллективного руководства страной.
Немаловажное значение имел вопрос о том, как удержать «десталинизацию» в необходимых с точки зрения сохранения власти правящей партии границах, сделать ее контролируемой. Основополагающей при этом оставалась проблема совместимости реформ с социализмом: если они возможны, то как далеко должны идти, чтобы оставить в неприкосновенности основы социалистического строя.
Поворот к новому курсу сопровождался перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами и ставшими во главе их партийными функционерами. Передел постов произошел в пользу представителей «старой сталинской гвардию».
Секретарем ЦК партии стал Н.С. Хрущев, с именем которого связывают осуществление частичного демонтажа сверхмонопольных структур в системе власти и управления, реабилитацию незаконно осужденных и репрессированных в послевоенный период коммунистов и беспартийных. Пост председателя Совета министров занял считавшийся главным наследником Сталина Г.М. Маленков. Его заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. К.Е. Ворошилов возглавил Президиум Верховного Совета СССР, Н.А. Булганин получил пост министра обороны, В.М. Молотов после длительного перерыва вновь стал министром иностранных дел.
Новое руководство страны провозгласило курс на демократизацию общества. Начало «десталинизации», вошедшее в историю как «оттепель», первоначально выражалось в ряде мер, направленных против злоупотреблений последних лет сталинского режима. В рамках начавшейся кампании по осуждению культа личности была подвергнута резкой критике советская пресса, продолжавшая по инерции возвеличивать имя Сталина. Был прекращен выпуск собрания сочинений Сталина, специальным решением Президиум ЦК запрещал нести портреты «вождей» на первомайской демонстрации 1953 г. Началась первая волна реабилитации, в ходе которой были реабилитированы многие коммунисты и беспартийные, подвергшиеся репрессиям и казням. В начале апреля 1953 г. было официально отменено «дело врачей», освобождены из заключения участники «мингрельского дела». Летом того же года были упразднены такие специфические репрессивные органы, как Особое совещание и внесудебные «тройки».
В то же время проведение преобразований с самого начала осложнялось усилившимся противоборством внутри правящей элиты. Основными соперниками в борьбе за политическое лидерство являлись Берия, Маленков и Хрущев. Первоначально некоторым преимуществом обладал Маленков, возглавлявший правительство, влияние которого начиная с конца 1930-х гг. было значительно выше, чем аппарата ЦК партии. Однако вскоре ситуация изменилась. В июне 1953 г. был арестован и предан суду Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Он был обвинен в «преступном посягательстве» на партийное руководство обществом и ряде других преступлений. С устранением Берии значительно выросли шансы Хрущева как руководителя партаппарата и, напротив, ослабло влияние Маленкова, поддерживавшего Берию до его ареста в вопросе о необходимости пере распределения властных полномочий от ЦК партии к соответствующим государственным структурам.
В сентябре 1953 г. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Маленков оставался председателем Совмина СССР и до осени 1954 г. продолжал вести заседания Президиума ЦК партии. В декабре 1954 г. по инициативе Хрущева состоялся процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела», к организации которого Маленков, как известно, имел прямое отношение. Последствия этого процесса не заставили себя долго ждать. В феврале 1955 г. Маленков был снят с поста главы правительства, его место занял сторонник Хрущева Н.А. Булганин. После отставки Маленкова центр власти окончательно перемещается в Секретариат ЦК партии, к его первому секретарю Хрущеву. Немного позже был отстранен от планирования Каганович, в июле того же года снят с поста министра иностранных дел Молотов, обвиненный в грубых теоретических ошибках (он считал, что в СССР построены только основы социализма, в то время как, по мнению Хрущева, Советский Союз находился на стадии перехода к коммунизму).
Новая расстановка сил в высших эшелонах власти позволила Хрушеву действовать более решительно. Были приняты меры по восстановлению правопорядка в стране. В марте 1954 г. Министерство государственной безопасности было преобразовано в Комитет государственной безопасности (КГБ). Деятельность КГБ была поставлена под контроль высших партийных, государственных и правительственных органов, особое внимание уделялось обновлению его кадрового состава. Одновременно с этим в соответствии с утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР в мае 1955 г. новым «Положением О прокурорском надзоре» в СССР повышалась роль прокурорского надзора, были приняты меры по укреплению судебных органов, партийным органам запрещалось вмешательство в рассмотрение конкретных судебно-следственных дел.
По предложению Хрущева были разработаны первоочередные меры, направленные на увеличение гибкости и оперативности государственного аппарата, повышение квалификации его кадров, устранение параллелизма в работе органов управления. 25 января 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата», в котором сложившаяся система работы госаппарата оценивалась как вредная и бюрократическая, наносящая большой ущерб народному хозяйству. В результате проведенной работы к осени 1954 г. только по 46 министерствам и ведомствам СССР было упразднено 200 главных управлений, управлений и отделов, 147 трестов, 93 местных управления, 4,5 тыс. различных контор, более 4 тыс. мелких структурных подразделений органов управления 1.
Основным направлением развития сельского хозяйства стала переориентация его на учет интересов крестьянства. В 1953-1954 гг. были значительно повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно были отменены неоправданно высокие налоги на приусадебные участки колхозников и введены налоговые льготы, призванные поднять заинтересованность крестьян в развитии подсобного хозяйства. Наряду с мерами, направленными на повышение материального стимулирования труда колхозников, предпринимались шаги по демократизации управления сельским хозяйством. Была значительно ослаблена опека местными и центральными органами власти колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных земель, которое рассматривалось советским руководством как важнейшее средство быстрого увеличения производства зерна и поднятия сельского хозяйства.
Важным событием, оказавшим непосредственное влияние на характер дальнейших преобразований, стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), вошедший в историю как съезд, на котором был разоблачен культ личности Сталина. Съезд не только подвел первые итоги послесталинских изменений, но и отразил результаты проходившей в предсъездовский период дискуссии о выборе дальнейших путей развития страны. Несмотря на то что выступление Хрущева на съезде с разоблачением преступлений сталинского периода и опубликованное на его основе летом 1956 г. постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» не раскрывали главных причин преступлений Сталина, коренившихся в самой природе существующего политического режима, объясняя сталинизм как случайную деформацию социализма, обусловленную личными качествами Сталина, действия Хрущева вызвали ожесточенное сопротивление части партийно-государственного аппарата.
В июне 1957 г. была предпринята первая попытка смещения Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС, закончившаяся провалом. Заговорщики - члены Президиума ЦК Молотов, Каганович и Маленков - были обвинены в создании антипартийной оппозиции и исключены из партии.
Одновременно с этим все более отчетливо проявляется стремление Хрущева к усилению личной власти, что было воспринято частью оппозиции как создание нового культа. В октябре 1957 г. был отправлен в отставку Жуков, совсем недавно оказавший поддержку Хрущеву в его противостоянии с оппозицией. Он обвинялся в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. В марте 1958 г. был отстранен Булганин, пост председателя Совмина занял сам Хрущев, вернувшись тем самым к сталинской практике совмещения партийных и государственных должностей.
Основным направлением дальнейших преобразований была избрана децентрализация управления, предусматривавшая делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Были значительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Происходило расширение участия союзных республик в обшегосударственных делах. В 1957 г. по решению Верховного Совета СССР была восстановлена национальная государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского и чеченского народов.
С 1957 г. начинается серия административных реформ Хрущева, которые, хотя и привели к позитивным изменениям, сопровождались серьезными срывами и ошибками. Многие из них имели непродуманный, кампaнeйcкий характер, несли на себе печать волюнтаризма, особенно свойственного Хрущеву на этом этапе его деятельности. В начале 1957 г., на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, имевший явно антибюрократический характер и предусматривавший переход от прежнего вертикального управления (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена значительная часть союзных министерств и ведомств. Несмотря на то что создание совнархозов, направленное на укрепление горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных с целью преодоления бюрократического централизма, на первых порах дало ожидаемый эффект (уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, находившихся на одной территории), в целом реформа не удалась.
Одним из негативных последствий введения системы совнархозов стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, неизбежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работать в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четырехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату).
В конце 1950-х п. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965). Преобразования шли в общем русле провозглашенного XXI съездом КПСС (январь - февраль 1959 г.) курса на строительство коммунизма в СССР, получившего теоретическое обоснование в новой Программе КПСС, принятой на ХХIl съезде правящей партии (октябрь 1961 г.).
Торопливость, волюнтаризм и непоследовательность имели особенно плачевные результаты. В ходе предпринятой Хрущевым в конце 1950-х гг. реорганизации МТС и укрупнения колхозов. Передача сельскохозяйственной техники из МТС в собственность колхозов, насильная ее продажа по завышенным ценам, разорила многие даже крепкие хозяйства. Со второй половины 1950-х гr. начался новый этап укрупнения колхозов. Одновременно шло массовое преобразование колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы), что соответствовало догматизированным представлениям Хрущева о преимуществе крупного социалистического производства над мелким и о государственной форме собственности как высшей по отношению к колхозно-кооперативной.
Растущее недовольство различных слоев населения хаотичными, часто непопулярными реформами Хрущева, обострявшими экономические проблемы в стране, усиливалось грубыми просчетами в области партийно-государственного строительства. Одним из них стала предпринятая Хрущевым и его сторонниками в начале 1960-х гг. перестройка партийной работы в соответствии с приняты м на проходившем в октябре 1961 г.
ХХ II съезде партии новым Уставом КПСС. Ряд положений Устава напрямую затрагивал интересы партийно-государственной номенклатуры, что не могло не вызвать обострения борьбы в высших эшелонах власти. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (наполовину должны были обновляться на каждых выборах партийные органы на нижнем уровне, на одну треть - республиканские и областные, на одну четверть - состав цк кпсс и его Президиума). Запрещалось занимать одну и ту же должность более двух раз.
В 1962 г. Хрущевым была задумана и осуществлена широкая партийная реформа, которая оказалась последней в ряду многочисленных преобразований эпохи «оттепели». Результаты реформы были крайне противоречивы. Основной ее смысл заключался в перестройке партийного руководства народным хозяйством на основе производственного принципа. Все партийные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. В соответствии с этим перестраивалась система советских органов: вместо единых Советов и их исполкомов создавались сельские и промышленные Советы и исполкомы, что еще больше усиливало неразбериху в управлении.
В октябре 1964 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев был отстранен от управления партией и страной и отправлен на пенсию «по состоянию здоровья» в связи с «преклонным возрастом». В качестве официальных обвинений Хрущеву были выдвинуты: волюнтаризм, субъективизм и увлечение администрированием, покушение на ленинские принципы руководящей роли партии, союза рабочего класса и крестьянства.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. генеральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.