2. Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса.
Третий и четвертый шаги направлены на создание двух полярных энергий, которые на пятом шаге объединятся в энергию ци.
3. Создать янскую часть намерения. Это означает создать состояние, в котором одновременно присутствуют концентрация на цели, активный импульс к ее достижению и осознавание стратегической перспективы. На этом шаге мы имеем дело с янской частью процесса целостного мышления, относящаяся к области духа.
4. Активизировать иньскую часть намерения и выслеживать препятствия. Сохраняя расфокусированность и намерение, припомнить все препятствия для выполнения поставленной задачи, попутно замечая, где и как они откликаются в теле. Удобно кратко записывать все препятствия по мере вспоминания. В процессе восприятия всего комплекса препятствий осознается («создается») исходная «аксиоматика» решаемой проблемы, относящаяся к области материи.
5. Интеграция расколов и рождение новой аксиоматики. На этом этапе происходит объединение иньской и янской частей намерения, полученных в процессе выполнения шагов 3 и 4. Начинается этот процесс с трансформации расколов иньской части, затем происходит интеграция полярных аспектов намерения, относящихся к областям материи и духа, и рождается энергия Ци.
a. Трансформация энергии. Здесь используется техника «Воздействие второго внимания». Это приводит в движение скопления янской и иньской энергий, что сопровождается их перераспределением и инициирует процесс их трансформации. В данном случае это выражается в следующих действиях:
i. Сохранять состояние «первого внимания».
ii. Найти несколько очагов напряжения по поводу проблемы (несколько мест в теле, где есть дискомфортное ощущение).
iii. Заставить эти ощущения эволюционировать, взаимодействуя между собой. Это происходит, когда импульс внимания, исследуя тело, привлекается к тем местам, где есть дискомфорт. Как только он касается этого места, необходимо создать здесь локальное расслабление мышц, концентрируясь на нем, и переходить к следующему дискомфортному ощущению. Постепенно концентрация охватывает основные дискомфортные места, и формируется медитативное состояние, в котором участвует все тело.
b. Рождение новой аксиоматики. Важно, что все ощущения, связанные с комплексом препятствий, соединены в теле в некоторый уникальный, присущий только решаемой проблеме, рисунок, и по мере работы он все больше и полнее осознается – «оживает» и приобретает определенность, а затем эволюционирует. К этому моменту возникает новый взгляд на проблему или меняется позиция, что свидетельствует о смене аксиоматики и, следовательно, картины мира. На данном этапе необходимо четко сформулировать новое понимание. Оно либо содержит полное решение проблемы, либо сопровождается коррекцией цели. В случае полного решения проблемы следует перейти к шагу 6; в случае коррекции цели необходимо вернуться к шагу 2, выявить напряжения, связанные с новыми препятствиями, и вновь выполнить все остальные шаги, включая пятый.
c. Иногда в этом случае можно сделать несколько кругов, каждый раз возвращаясь к шагу 2. Энергия движется и движется, пока у человека не возникнет окончательное понимание проблемы и знание ее решения. Технически вся работа идет как двухуровневая трансформация: всех ощущений по отдельности и самой структуры их взаимодействия. Когда этот процесс завершается, у человека возникает ощущение невербального (безмолвного) знания (так проявляется энергия Ци). Это новое ощущение, возникшее в результате процесса, – и есть решение проблемы. Следующая задача – вербализовать его.
6. Осознание и вербализация результата. Эта задача может решаться как традиционным способом (рано или поздно подсознание выдаст более или менее четкую формулировку), так и осознанно. В первом случае необходимо поддерживать состояние внутренней активности до тех пор, пока не возникнет некоторый новый уровень осознанности или озарение, новая идея. Например, может появиться понимание новых возможностей или любопытство, побуждающее рассматривать новые варианты действий. Это непременно происходит, если продолжать удерживать в расфокусированном внимании все составляющие проблемы и продолжать слегка касаться их концентрацией, все больше расслабляя соответствующие им мышечные напряжения. Здесь можно говорить о том, что процесс мышления продолжается на уровне подсознания, но при этом его работа до некоторой степени осознаваема и управляема.
Во втором случае необходимо, оставаясь в расфокусированном внимании, двигаться вглубь ощущения, усиливая его до тех пор, пока спонтанно не возникнет образ (выражающий смысл этого ощущения), который легко вербализовать.
В этой инструкции чередуются янские и иньские шаги. Первый, третий и пятый шаги связаны с энергией Ян; второй, четвертый и шестой – с энергией Инь. Основные части процесса приходятся на третий, четвертый и пятый шаги: третий шаг – создание янской части намерения, относящейся к области духа; четвертый шаг – создание иньской части намерения, относящейся к области материи; пятый шаг – интеграция этих полярных энергий, которые вместе дадут энергию Ци.
Дополнительные шаги
В некоторых случаях на пятом шаге этой стратегии возникают трудности, и тогда для завершения пятого шага требуется выполнить дополнительные шаги. Рассмотрим эти случаи.
Иногда на пятом шаге процесс может зайти в тупик, т.к. сила концентрации недостаточна для трансформации всех напряжений, или, другими словами, сила некоторых напряжений слишком велика. Это может быть связано с наличием стресса. Одно или несколько напряжений оказываются сложными, таящими в себе целый комплекс переживаний или цепочку ассоциаций из личной истории. Субъективно это воспринимается как непреодолимое препятствие. При наличии таких напряжений у человека нет силы, чтобы найти решение или воспользоваться чьим-то компетентным советом.
В этом случае делается дополнительный шаг (шаг 7).
7. «Разукрупнить» сложное переживание, трансформировать все его составляющие и использовать полученную энергию для окончательного решения проблемы.
Иногда разукрупнения недостаточно или оно невозможно. Это бывает, например, в тех случаях, когда особый фрагмент вызывает чрезмерное переживание и его невозможно разукрупнить. Это может быть мысль о большой потере, как в деловой, так и в личной жизни, мысль о несправедливости, сильная тревога или что-то подобное. Как только внимание касается подобного фрагмента, тело спазмируется и возникает страх, или ощущение полного тупика, или бессилие, отчаяние, безнадежность, большая обида – то или иное сильное ощущение, сопровождающееся сильной эмоциональной окраской.
Последнее, как правило, связано с чрезмерной заблокированностью тела. Как известно, спазмированность мышц снижает эмоциональную чувствительность, и в обычном состоянии эти переживания человека не беспокоят. В процессе решения проблемы активизируются вытесненные страхи и запреты, связанные с телесными блоками и целой серией эпизодов из личной истории, отмеченных той же эмоциональной окраской. В этом случае при вспоминании фрагмента развивается вышеупомянутое чрезмерное переживание, сила которого обусловлена накопленным в этих эпизодах опытом. За такими переживаниями могут стоять жесткие убеждения («у меня не получится», «я бессилен», «никому нельзя доверять», «теперь я никому не нужен» и т.д.).
В этом случае также необходим еще один дополнительный шаг (шаг 8).
8. Прервать процесс интеграции на пятом шаге и выполнить специальную работу с возникшим препятствием. Для этого используются практика трансформации картины мира (перепросмотр и стирание личной истории. Перепросмотр личной истории относится к нижним тонким планам (ощущения, эмоции), а стирание личной истории – к ценностному плану.
Кроме того, иногда необходимо воспользоваться дополнительной практикой, относящейся к ментальному и каузальному плану – практикой изменения убеждений и ментальных фрагментов картины мира. Практика перепросмотра, рассмотренная выше, состоит в трансформации энергии цепочек эпизодов личной истории.
Приложение 3