Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕол€рные системы координат




–ис.4: ѕол€рные системы координат

 

ѕол€рна€ система координат Ч система координат, став€ща€ в соответствие каждой точке на плоскости пару чисел .

ќсновными пон€ти€ми этой системы €вл€ютс€ точка отсчЄта (полюс) и луч, начинающийс€ в этой точке (пол€рна€ ось).

 оордината ρ определ€ет рассто€ние от точки до полюса, координата Ч угол между пол€рной осью и отрезком, соедин€ющим полюс и рассматриваемую точку.

 оордината берЄтс€ со знаком Ђ+ї, если угол от оси до отрезка вычисл€етс€ против часовой стрелки, и со знаком Ђ-ї в противоположном случае.

Ћюба€ точка в этой системе имеет бесконечное число координат вида (где T-период функции), которым соответствует одна и та же точка при любых целых n.

ƒл€ полюса ρ = 0, угол произвольный.

»ногда допускаютс€ отрицательные значени€ ρ, в этом случае координаты и определ€ют одну и ту же точку плоскости.

‘ормулы дл€ перехода от пол€рных координат к декартовым

x=ρ*cos(φ), y=ρ*sin(φ)

и обратно:

ρ=sqrt(x2)+y2), φ=arctg(y/x)=arcsin(y/ρ)

÷илиндрические системы координат

–ис. 5: ÷илиндрические системы координат

 

÷илиндрической системой координат называют трЄхмерную систему координат, €вл€ющуюс€ расширением пол€рной системы координат путЄм добавлени€ третьей координаты (обычно обозначаемой z), котора€ задаЄт высоту точки над плоскостью.

“очка P даЄтс€ как . ¬ терминах пр€моугольной системы координат:

І Ч рассто€ние от O до P ', ортогональной проекции точки P на плоскость XY. »ли то же самое, что рассто€ние от P до оси Z.

І Ч угол между осью X и отрезком OP '.

І z равна аппликате точки P.

ѕри использовании в физических науках и технике рекомендует использовать обозначени€ .

÷илиндрические координаты удобны при анализе поверхностей, симметричных относительно какой-либо оси, если ось Z вз€ть в качестве оси симметрии. Ќапример, бесконечно длинный круглый цилиндр в пр€моугольных координатах имеет уравнение x 2 + y 2 = c 2, а в цилиндрических Ч очень простое уравнение ρ = c. ќтсюда и идЄт дл€ данной системы координат им€ Ђцилиндрическа€ї.

‘ормулы дл€ перехода от цилиндрических координат к декартовым

x=ρ*cos(φ), y=ρ*sin(φ), z=z

и обратно:

ρ=sqrt(x2+y2), φ=arctg(y/x)=arcsin(y/ρ)

ѕроекции

ѕ–ќ≈ ÷»я (от лат. projectio, букв. - бросание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой-либо другой поверхности).

ѕо расположению центра проекции относительно плоскости проекции различаютс€ центральна€ и параллельные проекции.

ѕри параллельной проекции центр проекции находитс€ на бесконечном рассто€нии от плоскости проекции. ѕроекторы представл€ют собой пучок параллельных лучей. ¬ этом случае необходимо задавать направление проецировани€ и расположение плоскости проекции. ѕо взаимному расположению проекторов, плоскости проекции и главных осей координат различаютс€ ортогональные, пр€моугольные аксонометрические и косоугольные аксонометрические проекции. ѕри ортогональной проекции проекторы перпендикул€рны плоскости проекции, а плоскость проекции перпендикул€рна главной оси. “.е. проекторы параллельны главной оси.

÷ентральна€ и параллельна€ проекции

 

ѕри аксонометрической проекции имеетс€ одна из двух перпендикул€рностей:

- при пр€моугольной аксонометрической проекции проекторы перпендикул€рны плоскости проекции, котора€ расположена под углом к главной оси;

- при косоугольной аксонометрической проекции проекторы не перпендикул€рны плоскости проекции, но плоскость проекции перпендикул€рна к главной оси.

»зображение, полученное при параллельном проецировании, не достаточно реалистично, но передаютс€ точные форма и размеры, хот€ и возможно различное укорачивание дл€ различных осей.

ѕри центральной проекции рассто€ние от центра проекции до плоскости проецировани€ конечно, поэтому проекторы представл€ют собой пучок лучей, исход€щих из центра проекции. ¬ этом случае надо задавать расположение и центра проекции и плоскости проекции. »зображени€ на плоскости проекции имеют т.н. перспективные искажени€, когда размер видимого изображени€ зависит от взаимного расположени€ центра проекции, объекта и плоскости проекции. »з-за перспективных искажений изображени€, полученные центральной проекцией, более реалистичны, но нельз€ точно передать форму и размеры. –азличаютс€ одно, двух и трехточечные центральные проекции в зависимости от того по скольким ос€м выполн€етс€ перспективное искажение. »ллюстраци€ центральной проекции приведена на рис.4.

Ќа рис.4. приведена классификаци€ описанных выше плоских проекций.


 лассификаци€ плоских проекций

ѕараллельные проекции. ¬начале мы рассмотрим ортогональные проекции, используемые в техническом черчении, в регламентированной дл€ него правосторонней системе координат, когда ось Z изображаетс€ вертикальной. «атем будут проиллюстрированы аксонометрические проекции также в правосторонней системе координат, но уже более близкой к машинной графике (ось Y вертикальна, ось X направлена горизонтально вправо, а ось Z - от экрана к наблюдателю). Ќаконец выведем матрицы преобразовани€ в левосторонней системе координат, часто используемой в машинной графике, с вертикальной осью Y, осью X, направленной вправо и осью Z, направленной от наблюдател€.

»спользование проекций в техническом черчении регламентируетс€ стандартом √ќ—“ 2.317-69. Ќаиболее широко, особенно, в —јѕ– используютс€ ортогональные проекции (виды). ¬ид - ортогональна€ проекци€ обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета, расположенного между наблюдателем и плоскостью чертежа.

¬ техническом черчении за основные плоскости проекций принимают шесть граней куба (рис. 5).

 


ќртогональные проекции (основные виды) и их расположение на листе чертежа

1.¬ид спереди, главный вид, фронтальна€ проекци€, (на заднюю грань V),

2.¬ид сверху, план, горизонтальна€ проекци€, (на нижнюю грань H),

3.¬ид слева, профильна€ проекци€, (на правую грань W),

4.¬ид справа (на левую грань),

5.¬ид снизу (на верхнюю грань),

6.¬ид сзади (на переднюю грань).

ќчевидно, что при ортогональной проекции не происходит изменени€ ни углов, ни масштабов.

ѕри аксонометрическом проецировании сохран€етс€ параллельность пр€мых, а углы измен€ютс€; измерение же рассто€ний вдоль каждой из координатных осей в общем случае должно выполн€тьс€ со своим масштабным коэффициентом.

ѕри изометрических проекци€х укорачивани€ вдоль всех координатных осей одинаковы, поэтому можно производить измерени€ вдоль направлений осей с одним и тем же масштабом (отсюда и название изометри€).

 

јксонометрическа€ пр€моугольна€ изометри€ проекци€ куба со стороной A. ѕри этой проекции плоскость проецировани€ наклонена ко всем главным координатным ос€м под одинаковым углом. —тандартом регламентируетс€ коэффициент сжати€, равный 0.82, а также расположение и взаимные углы главных координатных осей, равные 120 как это показано в левом верхнем углу рис. 6. ќбычно сжатие не делаетс€.


јксонометрическа€ пр€моугольна€ изометрическа€ проекци€ куба со стороной A

ѕри диметрической проекции две из трех осей сокращены одинаково, т.е. из трех углов между нормалью к плоскости проекции и главными координатными ос€ми два угла одинаковы.

јксонометрическа€ пр€моугольна€ диметри€ проекци€ куба со стороной A. “ам же показаны регламентируемые расположение осей и коэффициенты сжати€. ќбычно вместо коэффициента сжати€ 0.94 используетс€ 1, а вместо 0.47 - 0.5.


–ис.7. јксонометрическа€ пр€моугольна€ диметрическа€ проекци€ куба со стороной A

¬ косоугольных проекци€х плоскость проекции перпендикул€рна главной координатной оси, а проекторы расположены под углом к ней. “аким образом, аксонометрические косоугольные проекции сочетают в себе свойства ортогональных и аксонометрических пр€моугольных проекций.

Ќаиболее употребимы два вида косоугольной проекции - фронтальна€ (косоугольна€) диметри€ (проекци€ Kabinett - кабине) и горизонтальна€ (косоугольна€) изометри€ (проекци€ Kavalier - кавалье) или военна€ перспектива.

¬ случае фронтальной (косоугольной) диметрии при использовании правосторонней системы координат экрана плоскость проецировани€ перпендикул€рна оси Z. ќсь X направлена горизонтально вправо. ќсь Z изображаетс€ по углом в 45 относительно горизонтального направлени€. ƒопускаетс€ угол наклона в 30 и 60. ѕри этом отрезки, перпендикул€рные плоскости проекции, при проецировани€ сокращаютс€ до 1/2 их истинной длины. Ќа рис. приведена (аксонометрическа€ косоугольна€) фронтальна€ диметрическа€ проекци€ куба со стороной A, там же показаны регламентируемые коэффициент сжати€, равный 0.5 и расположение осей.

–ис. 8. јксонометрическа€ косоугольна€ фронтальна€ диметрическа€ проекци€ куба со стороной A

¬ случае же (аксонометрической косоугольной) горизонтальной изометрии, как следует из названи€, плоскость проецировани€ перпендикул€рна оси Y а укорачивани€ по всем ос€м одинаковы и равны 1. ”гол поворота изображени€ оси X относительно горизонтального направлени€ составл€ет 30. ƒопускаетс€ 45 и 60 при сохранении угла 90 между изображени€ми осей X и Z. »ллюстраци€ этого приведена на рис.9.


–ис. 9. јксонометрическа€ косоугольна€ горизонтальна€ изометрическа€ проекци€ куба со стороной A

÷ентральна€ проекци€

Ќаиболее реалистично трехмерные объекты выгл€д€т в центральной проекции из-за перспективных искажений сцены. ÷ентральные проекции параллельных пр€мых, не параллельных плоскости проекции будут сходитьс€ в точке схода. ¬ зависимости от числа точек схода, т.е. от числа координатных осей, которые пересекает плоскость проекции, различаютс€ одно, двух и трехточечные центральные проекции. »ллюстраци€ одно-, двух- и трехточечной центральных проекций куба приведена на рис. 12.

–ис.12. ќдно-, двух- и трехточечна€ центральные проекции куба

Ќаиболее широко используетс€ двухточечна€ центральна€ проекци€.

–астрирование

–астрирование (Screening) - это метод передачи полутонов изображени€ на неполутоновых устройствах, с помощью специальных, простых геометрических фигур - растровых точек.

—остоит он в следующем. »сходное полутоновое изображение дл€ печати, которое нам необходимо передать на неполутоновом устройстве, анализируетс€, и выводитс€ на печать набором специальных, геометрически правильных фигур, - растровых точек, характеристики которых определ€ют цвет нашего изображени€ и его визуальную (оптическую) плотность. ј растрова€ точка (screen dot, или raster dot) - это элементарна€ проста€ геометрическа€ фигура, формирующа€ растровый рисунок. ќна может быть различной формы, и за врем€ существовани€ полиграфической отрасли их было перепробовано целое множество. ќ наиболее часто используемых формах растра будет сказано ниже.

—уществуют две методики растрировани€ и соответственно два способа передачи полутонов на неполутоновых устройствах:

1.печать растровыми точками одинакового размера (но разным их количеством);

2.печать растровыми точками различного размера (при их неизменном количестве).

–ассмотрим оба метода формировани€ рисунка подробнее.

¬ первом случае, фактически, мен€етс€ частота по€влени€ растровых точек на бумаге, в зависимости от насыщенности изображени€. ѕоэтому этот метод растрировани€ называетс€ частотно - модулированным („ћ - растрирование, англ. FM-screening). –астровые точки, при формировании рисунка этим методом, нанос€тс€ хаотично и не упор€дочено одна относительно другой (поэтому растры этого типа иногда называют нерегул€рными или стохастическими).

” таких растров всего один непосредственный параметр - размер отдельно вз€той точки, который определ€етс€ настройками драйвера печати и характеристиками устройства вывода - размером микроп€тна печатающего устройства. ћинимальные значени€ этого параметра ограничены объемом капли, создаваемой печатающей готовкой, который на практике у современных моделей принтеров обычно колеблетс€ от двух до нескольких дес€тков пиколитров. ѕо сути, устанавлива€ в диалоговом окне принтера, печатающего этим растром, мы устанавливаем разрешение, или максимальную плотность нанесени€ точек на единицу длины печати. Ёта величина, во многом определ€юща€ качество печати, называетс€ разрешением в точках на дюйм, и обозначаетс€ как dpi (dots per inch). ѕон€тно, что чем мельче размер отдельно вз€той капли, и чем выше разрешение в dpi, тем меньше будет заметна дискретность готового отпечатанного изображени€.

Ќаиболее типичный и распространенный пример устройства, в котором используетс€ нерегул€рный стохастический FM - растр - это струйный принтер. — физической точки зрени€ сформировать такой растр достаточно просто: печатающа€ головка принтера просто наносит чернила на запечатываемый материал в виде множества мелких капелек более или менее одинакового размера (повтор€емость размера капли определ€етс€ уже не настройками печати, а классом точности печатающего узла принтера). »змен€етс€ только интенсивность падени€ капель красител€ на запечатываемый материал, что и определ€ет относительную плотность запечатываемости каждого участка. “аким образом, сформулируем краткое определение: „ћ - растрирование (FM - screening) - это метод получени€ полутонов в печатаемом изображении с использованием растровых точек одинакового размера с переменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности. Ќиже на рисунке ¬ы можете посмотреть увеличенный фрагмент простого изображени€, отпечатанный с помощью этой методики растрировани€.

ѕример нерегул€рного „ћ - растрировани€

 

ѕростота формировани€ этого растра во многом может натолкнуть вас на мысль о простоте профессионального применени€ в печати этого растра.   сожалению, это не так. “о, что хорошо и достаточно просто дл€ настольного принтера, не всегда просто и достижимо в "большой" полиграфии.  ак правило, использование в ней нерегул€рных частотно - модулированных растров сопр€жено с целым р€дом практических трудностей - требуетс€ использование значительно более высококачественного оборудовани€, как при печати, так и на допечатной стадии. Ѕольшинство изданий, как и журнал, в котором напечатана эта стать€, печатаетс€ без использовани€ этой технологии растрировани€.

ќднако полиграфисты не были бы полиграфистами, если бы ими не был уже достаточно давно придуман альтернативный способ растрировани€. Ётот метод, повсеместно используемый в печати, - это так называемое амплитудно-модулированное растрирование, или јћ - растрирование (AM - screening).  раткое описание этого метода растрировани€ таково: это метод получени€ полутонов с использованием растровых точек переменного размера, с неизменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности. ¬ јћ - растрах используетс€ несколько другой подход к формированию рисунка, в отличие от предыдущего рассмотренного нами метода. ¬ зависимости от того, насколько светлым или темным €вл€етс€ определенный участок изображени€, его печать на бумаге происходит в виде растровых точек разного размера. ¬ светлых участках точки достаточно малы и малозаметны. ¬ полутоновой части они занимают примерно половину запечатываемой площади рисунка и формируют характерную "шахматку" (хот€ это за висит от формы растровой точки), а в теневых участках точки станов€тс€ настолько велики, что занимают почти всю площадь запечатываемого материала, при этом промежутки между растровыми точками станов€тс€ практически не видны. «начение площади, занимаемое растровой точкой в изображении, прин€то называть растровой плотностью, и выражать в процентах. Ќапример, растрова€ плотность в 50% подразумевает, что растрова€ точка занимает половину площади запечатываемого материала. »менно поэтому, например, в известном редакторе растровой графики Adobe Photoshop цветовые значени€ в RGB задаютс€ как число в пределах от 0 до 255 (в рамках 256 градаций на один канал изображени€), а цветовые значени€ в CMYK - в процентных значени€х от 0 до 100. „исло градаций и глубина цвета, однако, при этом остаютс€ без изменений - на один канал CMYK - изображени€ по-прежнему приходитс€ 8 бит информации (в данном случае мы не рассматриваем случаи использовани€ повышенной глубины цвета).

ѕример јћ - растрировани€

 

—начала читателю может показатьс€, что второй метод формировани€ изображени€ достаточно сложен и несколько неуклюж по сравнению с предыдущим. ќднако, это только первое впечатление. Ќе смотр€ на то, что у амплитудно-модулированных растров имеетс€ огромное число недостатков, среди которых - относительна€ дискретность изображени€, возможность по€влени€ муара в печати или при повторном сканировании, и сравнительна€ трудность в реализации алгоритмов растрировани€, по сравнению с FM - растрами на допечатной стадии, в целом, его значительно проще печатать, и он наиболее часто используетс€ в "большой" полиграфии, а также в большинстве моделей "не струйных" принтеров. "Ѕутылочным горлышком" стохастических растров осталось высока€ сложность их практического получени€ в профессиональной печати, нелинейность градационных показателей растра и обычно достаточно высокие требовани€ к печатному оборудованию дл€ его воспроизведени€. ќтветом печатной индустрии был отказ от массового применени€ стохастических методов растрировани€, не смотр€ на все их потенциальные преимущества. "—тохастику" оставили чуть ли не только дл€ "настольных струйных принтеров", а во всех остальных случа€х профессиональной печати стали использовать амплитудно-модулированные растры.

 стати, оговорюсь сразу, полного отказа от этой технологии, конечно же, не произошло, в силу р€да ее преимуществ, однако, больша€ часть рынка все-таки использует традиционное јћ - растрирование. ћне трудно назвать конкретную цифру в процентах, чтобы четко сравнить растры по частоте их использовани€, но дол€ практического применени€ частотно-модулированных растров по сравнению с амплитудно-модулированными все еще остаетс€ достаточно мала.

 

Ќекоторые тонкости јћ - растрировани€

ѕри использовании AM - растров, актуален не только вопрос о размерах, но и о форме растровой точки, в отличие от предыдущего метода растрировани€, где форма точки отсутствовала как такова€. ¬место нее на запечатываемом материале после печати по€вл€лась достаточно мала€ капелька тонера, краски или чернил принтера, а размер точки, по сути, определ€лс€ настройками драйвера принтера (на аппаратном уровне - объемом микрокапли используемого принтера). ƒело в том, что от того, каким јћ - растром будет напечатан макет, а также от формы растровой точки, во многом зависит визуальное воспри€тие изображени€ наблюдателем. ‘орма растровой точки (Raster dot shape) строго определена и чаще всего зависит от конкретной модели печатающего устройства, либо от программных настроек драйвера, если он позвол€ет выбирать форму растра среди нескольких альтернативных вариантов. Ѕез необходимости и точного понимани€ того, что ¬ы делаете, и какой результат ¬ы планируете получить, мен€т ь форму растровой точки не следует.   наиболее часто используемым формам растровых точек можно отнести эллиптическую, ромбовидную, квадратную и круглую точки.

 

–азличные формы растровых точек

ћногие читатели, веро€тно, уже знакомы с пон€тием линиатуры. Ётот параметр относитс€ только к регул€рным амплитудно-модулированным растрам и обозначает плотность укладки пространственных линий растра на единицу длины (обычно - дюйм). ƒл€ обозначени€ термина "линиатура" используетс€ аббревиатура - lpi, расшифровывающа€с€ как lines per inch (число линий на дюйм). „ем выше частота укладки линий на единицу длины изображени€, тем меньше заметна дискретность изображени€, обусловленна€ его растровой структурой. Ќаиболее типичные значени€ линиатуры печати - 60, 85, 100, 120, 133, 150, 175, 200 lpi и так далее. „еловек, обладающий среднестатической остротой зрени€, как правило, не замечает растра в изображени€х, отпечатанных с линиатурой более 133 lpi, при просмотре изображений с рассто€ни€ в 25-35 сантиметров.

 

Ћиниатура в растровом изображении

 

 ак € уже сказал, повышение линиатуры печати в целом улучшает ощущение зрител€ от просматриваемого изображени€. „ем выше линиатура, тем большее число деталей изображени€ можно передать в печати. ќднако, дл€ печати высоких линиатур необходимо также использование высокого аппаратного разрешени€ печати принтера - иначе изображение, име€ визуально большую степень детализации, сильно проиграет в числе доступных ему градаций печати. Ќиже на приведенном рисунке показаны формы двух растровых точек одной и той же линиатуры и растровой плотности, но при различном разрешении принтера в dpi.

ѕравильность форм растровых точек при разных разрешени€х печати

»з рисунка видно, что "аккуратность" прорисовки формы каждой отдельно вз€той растровой точки находитс€ в пр€мой зависимости от разрешени€ печати. “аким образом, если разрешение печати будет недостаточно высоко, погрешность прорисовки растровых точек будет высокой. »з-за низкого разрешени€ печати мы не увидим разницы между двум€ растровыми точками с небольшой разницей по их плотности. Ќапример, участки изображени€ с плотностью в 35 и 37% станут неразличимы. ¬ результате, при печати могут частично пострадают градации изображени€, и возникнет так называемый эффект постеризации - €вление потери оттенков, что хорошо заметно на участках тонких переходов цветов и на плавных градиентах.

»з теории известно, что при глубине цвета 8 бит на канал, например, в черно-белом изображении мы можем получить до 256 различных оттенков серого. Ќа практике, дл€ качественной печати всех оттенков исходного изображени€, мы должны обеспечить как минимум, 16-кратный запас по разрешению печати, в зависимости от текущей линиатуры. Ќетрудно подсчитать, что при линиатуре печати 150 lpi (это стандартное значение линиатуры дл€ большинства печатных изданий), дл€ качественной передачи всех возможных оттенков изображени€, мы должны обеспечить разрешение печати не менее 2400 dpi. ѕоскольку далеко не каждый принтер способен печатать с таким разрешением, пор€док используемых ними линиатур обычно несколько меньше. ¬ диалоговых окнах драйверов большинства принтеров обычно выбираетс€ разрешение печати принтера в dpi, а в зависимости от него подбираетс€ адекватное значение линиатуры, дл€ более или менее качественных характеристик печати.

ѕередача многоцветных рисунков с помощью растра

 

“ехнологически все достаточно просто, когда при печати используетс€ всего одна краска, как в черно-белых принтерах. —ложнее формируетс€ рисунок, если используетс€ несколько базовых красок или чернил.

Ќапример, струйный принтер, c набором чернил базовых цветов, формирует цветное изображение путем нанесени€ определенного числа точек чернилами того или иного цвета в разные участки запечатываемого изображени€. ƒл€ получени€ цветов, которые отсутствуют среди базовых, используетс€ некоторое их сочетание. “ак, например, зеленый цвет получаетс€ при нанесении голубых (Cyan) и желтых (Yellow) точек, красный - при нанесении пурпурных (Magenta) и желтых (Yellow). јналогичным образом получаютс€ все многообразие остальных цветов. Ќо, как € уже говорил раньше, струйный принтер печатает нерегул€рным растром из-за относительной простоты его физического формировани€. јмплитудно-модулированные растры несколько сложнее, и схемы получени€ многоцветных изображений с их использованием используютс€ иные. ƒело в том, что дл€ растровых точек разных цветов необходимо использование различного их геометрического положени€ друг относительно друга. Ёто оптически позвол€ет наблюдать нам более чистые цвета в светлых участках изображени€, а также избежать по€влени€ раздражающих глаз интерференционных картин, возникающих иногда в отрастрированных изображени€х (об этом еще будет сказано ниже). √еометрический смысл взаимного смещени€ растровых точек относительно друг друга состоит в том, чтобы повернуть растровые структуры, а значит и каждую растровую точку в отдельности, на некоторое число градусов. “аким образом, еще один параметр амплитудно-модулированных растров - это угол его наклона. ”гол наклона растра (Screening angle) - это величина относительного угла поворота растровых точек друг относительно друга и относительно общей оси изображени€. Ётот параметр принимает особое значение при цветной печати, так как печать каждой краски осуществл€етс€ с использованием разных углов наклона растра дл€ каждой из использованных красок. Ќиже на рисунке показан пример растра с углами наклона в 15, 0 и 45 градусов.

–азличные углы наклона растра


«начени€ углов наклона растра стандартизированы, и без особой надобности мен€ть их местами не рекомендуетс€. ƒл€ голубой краски стандартным значением €вл€етс€ угол в 15 градусов, дл€ пурпурной - 75, дл€ желтой 0, дл€ черной - 45.  роме того, используетс€ этот же набор углов наклонов растра, с дополнением угла наклона растра 90 градусами (например, дл€ голубой краски можно использовать угол в 105 градусов вместо 15 и т.д.). Ќельз€ использовать одни и те значени€ угла наклона растра дл€ разных красок одновременно - это вызовет сильнейшие искажени€ изображени€, про€вл€ющиес€ в изменении цвета и по€влении интерференционной периодической структуры, возникшей из-за наложени€ двух периодических растровых структур. Ёти паразитные, периодические структуры называютс€ муаром и в случае их по€влени€, как правило, €вл€ютс€ 100%-м браком дл€ отпечатанного изображени€. “аким образом, муар (moire) - паразитный, раздражающий глаз эффект, возникающий в неверно отрастриров анном или повторно отрастрированном изображении.

ѕереназначать углы наклона растра способен далеко не каждый принтер. ќбычно, дл€ возможности переназначени€ углов наклона растра требуетс€ использование PostScript - принтера, или же специализированного программного обеспечени€. »спользование различных углов наклона растра также вли€ет на наше воспри€тие изображени€.  роме того, например, при печати на черно-белом принтере, угол наклона растра единственной используемой черной краски или тонера, как правило, составл€ет 45 градусов. ¬ыбор этого угла не случаен, так как именно при этом его значении изображение визуально минимально "разбито" дискретностью растровой структуры.


¬ профессиональной полиграфии используютс€ растры, создающие различные по форме и зрительно-оптическим свойствам растровые розетки. –озетки растра (raster rosette) - это элементарные €чейки изображени€, состо€щие из набора растровых точек, формирующих это изображение. Ёто простые, геометрически правильные узоры, образуемые на бумаге целыми группами растровых точек различных цветов. ѕон€тие розетки растра имеет смысл только при рассмотрении цветной печати. –асположение растровых точек в розетке растра не случайно, и выбрано путем долгих экспериментов полиграфистов-теоретиков в тесном содружестве с полиграфистами-практиками.


–астрова€ розетка при 20% и 50% растровой плотности


 роме всех упом€нутых в статье технологий, существуют еще и некоторые "гибридные" технологии, использующиес€ на практике. Ёто так называемые комбинированные растры.  омбинированные растры - это растры, одновременно обладающие достоинствами јћ и FM - методов растрировани€, рассмотренных выше и лишенные некоторых их недостатков. —оответственно, у них может измен€тьс€ как число точек на единицу площади запечатываемого материала, так и размер точек. ¬ настольных принтерах они примен€ютс€ относительно недавно, и ее поддержка в драйвере имеетс€ далеко не во всех модел€х. ¬ профессиональной "большой" полиграфии они используютс€ еще реже.


», в завершение этой небольшой статьи, хотелось бы добавить, что в этом обсуждении мы затронули только наиболее фундаментальные и важные пон€ти€, использующиес€ в профессиональной и "настольной" полиграфии, касающиес€ формировани€ полутоновых изображений на бумаге. ƒалеко не все нюансы технического и технологического процесса формировани€ изображени€ были рассмотрены. Ќо все это уже темы дл€ отдельного, обсто€тельного разговора.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1357 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

634 - | 496 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.058 с.