Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћаска как эстетический объект





¬ новое и новейшее врем€ в изобразительном искусстве маска утрачивает свое первоначальное значение, эстетизируетс€ и становитс€ объектом эстетического воспри€ти€ и изображени€. Ќачало этого процесса можно отнести еще к античному времени: когда на статуэтке изображалс€ актер (чаще всего комедийный), держащий театральную маску, последн€€ выступала как предмет дл€ изображени€. “о же самое можно сказать и об изображени€х масок на керамических сосудах.

¬ XX веке маски как атрибут изображаемого (а не как самосто€тельный образ, несущий собственную функцию) используютс€ художниками-сюрреалистами.

”читыва€ посто€нное значение дл€ масок средств массовой культуры, их вновь и вновь использующих, особый интерес представл€ет применение маски в кино.

 арнавальные маски в кино


‘ильм Ёйзенштейна Ђ!Que viva Mexico!ї (великим режиссером сн€тый, но из-за вмешательства —талина несмонтированный) использует в предполагавшейс€ финальной части образность мексиканского народного праздника ƒн€ ћертвых. ¬о врем€ этого праздника дети пользуютс€ масками, изображающими череп (это было отражено и в мексиканской графике Ч у ѕрасады 17).

¬ более позднем фильме Ч во второй серии Ђ»вана √розногої (€понска€) маска, запечатленна€ и на одном из его рисунков, вводитс€ в сцене пира опричников.   этому времени Ёйзенштейн теоретически много работает над вопросами, св€занными с пониманием маски в искусстве и с анализом тех противопоставлений (как мужскойЧженский), дл€ карнавального переворачивани€ которых маски используютс€.

—ледует также отметить, что в предшествующей этой сцене части фильма Ёйзенштейн реконструирует (совсем в духе ≈вреинова!) древнерусскую церковную мистериальную сцену Ђѕещное действої. »наче говор€, в фильме даны разные версии использовани€ масок и приемов, с ними св€занными, разработанных в истории театра.

«аметим, что масками Ёйзенштейн пользовалс€ начина€ с первого свого полнометражного фильма Ђ—тачкаї, где зооморфные маски и клички относ€тс€ к разоблачаемым провокаторам. Ёто возрождение архетипических образов в новом политическом контексте напоминает об иллюстрации к идее современного тотемизма в книге Ћеви-—троса Ђћысль дикар€ї. “ам использована французска€ политическа€ карикатура позапрошлого века, где вводились образы животных, подобные тотемным маскам.

—вой общетеоретический трактат об искусстве и Ђосновной его проблемеї Ёйзенштейн начинает с рассуждени€ о цирке как о самом неумирающем искусстве 18. ќснование этому он видел в принципиальной ориентированности цирка на подсознание зрител€, исключавшее какие-либо виды идеологического контрол€. ≈стественно значение дл€ ранней его системы аттракционов пр€мой клоунады, котора€ видна и в его театральной постановке Ђћудрецаї и в частично сохранившейс€ киноленте Ђƒневник √лумоваї, которой спектакль кончалс€. ћне представл€етс€ продуктивным сопоставить этот клоунский цирковой фильм начинающего великого кинорежиссера с телевизионным фильмом Ђ лоуныї другого великого режиссера Ч ‘еллини, чьи совпадени€ с Ёйзенштейном бросаютс€ в глаза (в частности, их объедин€ло мышление в зрительных образах, отраженных в фильмах и рисунках; есть и немногие содержательные аналогии Ч маски черепов в мексиканском фильме напоминают множество черепов в фильме Ђ–имї, но здесь сходство могло быть порождено католической образностью, по сути архетипической). ¬ обоих сопоставл€емых фильмах широко используетс€ циркова€ техника (у ‘еллини в особенности в эпизоде Ђѕохороны клоунаї), в том числе клоунские маски. Ќо есть и любопытное различие Ч ‘еллини считает клоунаду отживающей, как и все ее атрибуты. Ёйзенштейн, напротив, видит в цирке и клоунаде (а, значит, и в маске) залог жизненности искусства.
------------------
17 [Sayer 1994 (ed.)].
18 [Ёйзенштейн 2002].

344
Ѕыло бы интересно узнать, как сложитс€ судьба цирковых и клоунских приемов, в том числе и масок, в ближайшем будущем и кто из двух гениев окажетс€ победителем в этом споре. –оль масок в таких попул€рных сери€х, как посв€щенна€ ‘антомасу, делает веро€тным предположение, что массовое сознание, как и в предшествующие века, будет пользоватьс€ масками.

 


Ћитература


Ѕахтин 1965 Ч Ѕахтин ћ. ћ. “ворчество ‘рансуа –абле и народна€ культура —редневековь€ и –енессанса. ћ.: »зд-во худ. лит., 1965.
Ѕерлев, ’оджаш 2004 Ч Ѕерлев ќ. ƒ., ’оджаш —. ». —кульптура ƒревнего ≈гипта в собрании √осударственного музе€ изобразительных искусств имени ј. —. ѕушкина. ћ.: ¬ост. лит., 2004.
Ѕольшаков 2001 Ч Ѕольшаков ј. ќ. „еловек и его двойник. »зобразительность и мировоззрение в ≈гипте —тарого ÷арства. —ѕб.: јлетей€, 2001.
¬иноградов 1999 Ч ¬иноградов ¬. ¬. »стори€ слов. ћ.: »н-т рус. €з. –јЌ, 1999.
«ализн€к 2004 Ч «ачизн€к ј. ј. ƒревненовгородский диалект. ћ.: языки слав, культуры, 2004 (2-е изд.).
»ванов 1998Ч »ванов ¬€ч. ¬с. Ёстетика Ёйзенштейна // »збр. тр. по семиотике и истории культуры. “. 1. ћ: языки рус. культуры, 1998. —. 141Ч378.
Ћеви-—трос 2000 Ч Ћеви-—трос  . ѕуть масок / ѕер. ј. Ѕ. ќстровского // Ћеви-—трос  . ѕуть масок. ћ: –еспублика, 2000. —. 19Ч156.
ѕропп 1927 Ч ѕропп ¬. я. »сторические корни волшебной сказки. Ћ.: Ћ√”, 1946.
Ёйзенштейн 2002 Ч Ёйзенштейн —. ћ. ћетод. “. 1. Grundproblem. “. 2. “айны мастеров. ћ.: ћузей кино. Ёйзенштейн-÷ентр, 2002.
Hawkins 2000 Ч Hawkins J, D. Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Vol. IЧHI. London, 2000.
Hocart 1927 Ч Hocart A. M. Kingship. Oxford: Clarendon Press, 1927. Hocart 1970 Ч Hocart A. M. Kings and Councillors. Chicago; London: Chicago University Press, 1970.
Ivanov 1999Ч Ivanov V. V. Traces of Indo-European medical magic in an Old English charm// lnterdigitations. Essays for Irmengard Rauch / Ed. by G. F. Carr, W. Harbert, L. Zhang. NY: Peter Lang, 1999. P. 1Ч24.
Jakobson 1958 Ч Jakobson R. Czech Mediaeval Mock Mystery // Leo Spitzer-Festschrift. Bern, 1958 (так же переиздано в Selected Writings).
Sayer 1994 (ed.)Ч SayerCh. (ed.). The Mexican Day of the Dead: An Anthology. Boston; London: Shambala Redstore Edition, 1994.
Turner 1982Ч Turner V. From Ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. New York: PAJ Publication, 1982.
Watkins 1995 Ч Watkins C. How to kill a Dragon. Oxford: Oxford University Press, 1995.


Postscriptum


—тать€ была написана дл€ каталога выставки ћасок, предполагающейс€ в √осударственном ћузее изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина в 2006 г. ќсновное содержание работы было доложено 7 июн€ 2005 г. на конференции об идентичности в »нституте слав€новедени€ –јЌ.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

522 - | 528 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.