Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. Но это на первый взгляд.
При более длительном наблюдении за ребенком, в процессе постижения загадки индивидуальной детской природы, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности, предпочитаемые способы самовыражения, любимое и интересное для дошкольника содержание жизни.
Вспомните себя в дошкольном детстве или, например, детстве своих воспитанников. Одинаково было ваше участие или ваших детей в разных видах музыкальной деятельности или все же что-то привлекало больше: слушать музыку? Или петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах? Или сочинять, импровизировать?
Как вам кажется, в чем загадка такой избирательности? Почему одним детям больше нравится слушание, другим исполнительство, а третьи не могут ни дня без творчества?
Прежде всего избирательность связана с определенным психотипом ребенка, его психологическими особенностями.
Попытаемся раскрыть уникальную природу ребенка через предпочитаемый им вид музыкальной деятельности — слушание. Как и всякая классификация, составление поведенческой характеристики дошкольника-слушателя имеет условный характер.
Какими же психологическими особенностями отличается ребенок-слушатель?
Можно сказать, что ребенок-слушатель — это, прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать). В круг слушания попадает не только музыка, но и литература, театрализованное действие, игра, разговор, беседа. Это ребенок-впечатление, собиратель, коллекционер впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний и чувств. Такого ребенка часто называют восприимчивым. «Он очень восприимчивый ребенок, очень чувствительный», — говорит мама. Или: «Он у нас очень впечатлительный, на прошлой неделе ходили с ним в театр, а он до сих пор под впечатлением, не может забыть Щелкунчика и Мышиного короля, все время вспоминает музыку... рисует одно и то же».
Полнота, глубина, насыщенность эмоционального мира ребенка-слушателя проявляется по-разному: экспрессивно, ярко, стремительно во вне или не менее ярко, но во внутреннем плане. Дети-слушатели обладают высоким уровнем эмпатии.
Образное, творческое воображение такого ребенка достаточно сильно развито. Он склонен к анализу и сравнению, эти операции мышления также находятся на достаточно высоком уровне развития.
Это ребенок, который неравнодушен к происходящему вокруг него, он любит подмечать любые детали и мелочи, привлекает к ним внимание других детей, взрослых. Он легко сосредоточивается, увлекается и погружается в сам процесс восприятия.
Итак, определим характерные проявления ребенка-слушателя в контексте музыкальной деятельности (табл. 7).
Таблица 7. Характерные проявления ребенка-слушателя
Показатели | Варианты детских реакций, поведения |
Интерес к слушанию музыки | Просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее; на музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них |
Эмоциональность и активность восприятия музыки | Сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает и пытается прокомментировать услышанное, живо реагирует на музыку, естествен и искренен в своих реакциях; может засмеяться или заплакать, расстроиться в процессе слушания, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения; яркость эмоционального сопереживания проявляется как при слушании музыки, так и в беседе о ней |
Вчувствование в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образу | Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после); в процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил: «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!» — восклицает ребенок; «Это беда случилась, кому-то очень плохо, может быть, кто-то болеет... или кто-то один, никто с ним не дружит...» — замечает расстроенно девочка; впечатления еще долго остаются с ребенком после прослушивания музыки |
Впечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о ней | Суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые; часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном произведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаивает...»; «музыка прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму...»; ребенок практически всегда может объяснить свои реакции |
Показатели | Варианты детских реакций, поведения |
Идентификация с музыкальным образом | Богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей; он склонен к рефлексии: «Я тоже болел и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле…, но мне помогла мама. А кто поможет кукле?»; «У меня весной настроение солнечное, и у композитора весна солнечная...»; «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже наверное что-то купили, он доволен, смеется... Может быть, и в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело» |
Творчество | В процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной, в чем-то даже парадоксальностью (баба-яга добрая и злая) |
В результате многочисленных исследований музыкальной деятельности современных дошкольников у авторов данного пособия образовался своего рода банк наблюдений над детьми-слушателями. Представим некоторые из них.
Слушание
Алина (6 лет). Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок. Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствует подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные дни, что видел. С удовольствием рассказывает о своих впечатлениях. Рассказы живые, интересные, аналитического и повествовательного плана. Девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома. У нее есть любимые произведения: «Шутка» И. С. Баха, «Времена года» А. Вивальди, особенно «Лето» и «Зима», детские песенки и конечно же популярные песни современного репертуара.
Очень любит «обсуждать музыку» (высказывание Алины). Привлекает к этому родителей, воспитателя и своих сверстников. Во время звучания музыки эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселая, энергичная музыка, ребенок покачивается, двигает ногами в такт, на лице улыбка. Медленная, грустная музыка вызывает противоположные эмоции. Звучание мелодии девочка сопровождает плавными движениями рук.
После окончания музыки ребенок некоторое время пребывает в задумчивости, затем активно вступает в диалог, эмоционально высказывается о музыке, просто и точно характеризует музыкальные образы, соотносит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, с поступками, действиями и настроениями людей.
Пример восприятия музыки Грига «Шествие гномов»: в процессе звучания музыки ребенок сосредоточен, по ходу нарастания и ускорения темпа мелодии возрастает удивление на лице, Алина вскакивает и восклицает: «Ух ты, это же они идут, сначала медленно, а теперь быстро... они идут друг за другом, вот так» (следует экспрессивный показ), — и снова сосредоточение, погружение в музыку. С последними аккордами она задумчиво произносит: «Интересно, а куда они все-таки идут?» В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне кажется, что это гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру прятать или делить, а может быть, будут колдовать. Гномы рады, но все-таки тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другом, может быть устали? Они какие-то одинокие что ли... У меня так было, и мама была рядом, и папа принес мне мороженого, но было както не по себе, настроение такое... что-то не так, одиноко...»
Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям, делится открытиями со взрослыми и сверстниками: «А давайте еще послушаем музыку, интересно ведь, что-нибудь еще узнаем про гномов...»
«Алиночка, а если бы ты оказалась среди гномов, что бы ты делала», — спрашивает педагог. «Я хочу еще послушать музыку...» — отвечает ребенок. И в ходе слушания и после него сочиняет великолепный рассказ, в котором переплетаются события жизни ребенка и героев музыкального произведения.
«Люблю слушать музыку: она рассказывает про все-все», — искренне отвечает девочка на вопрос воспитателя о предпочитаемой музыкальной деятельности. Дома Алина часто просит родителей «включить музыку», адекватно реагирует на характер произведения, делится своими впечатлениями. Любит совершать разнообразные открытия в области чувств и переживаний.
Виталик (5,5 лет). Спокойный, уравновешенный, сосредоточенный ребенок. Любит быть один, хотя с удовольствием общается с другими детьми. Во всем предпочитает камерность: игры с небольшим количеством детей, задания на занятиях старается выполнять самостоятельно, индивидуально, круг его общения включает одного-двух сверстников. Стремится к общению со взрослым, особенно значимым. Избирателен в своих интересах, к которым относит слушание музыки. Когда в группе или музыкальном зале начинает звучать музыка, Виталик бросает дела и сосредоточенно слушает. Редко процесс восприятия музыки сопровождается двигательной активностью, иногда ребенок допускает восклицания или высказывания типа: «Надо же...», «Ой!», «Как жалко...»
С удовольствием отвечает на вопросы педагога после слушания музыкального произведения, ждет их. Ответы ребенка всегда сопровождаются яркими подробностями, музыкальный образ предстает в мельчайших деталях. Реакция на «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова: «Это шмель. Он живой! Он большой, у него красивые белые крылья, а сам он коричневый, пушистый и не кусается. Он добрый! У дедушки на даче я таких видел. И даже видел вот этого шмеля из музыки... Он летит над морем, над полем, над городом... Он летит быстро... Торопится... Он будет собирать нектар, чтобы отнести его своим детям... Когда он летит, он жужжит, у него хорошее настроение и музыка веселая, радостная... Под такую музыку хорошо бегать, кружиться. Я думаю, что у него все хорошо! Мне нравится эта музыка. А можно еще послушать?»
Виталик любит соотносить музыкальные впечатления со впечатлениями жизни, они обретают в устах ребенка прозрачность и конкретность. Через несколько дней в один из вечеров в ходе самостоятельной изобразительной деятельности мальчик нарисовал шмеля, стал с ним разговаривать, играть: «Это мой друг шмель. Он из музыки прилетел, давайте ее включим, хорошая музыка. У него много дел, он летит на встречу с другим шмелем, чтобы помочь ему строить дом... Вот такой дом будет!..»
Переживания ребенка сохраняются долго. И мама, и папа, и бабушка Виталика были хорошо осведомлены о шмеле, его истории, которая продолжалась и продолжалась, обогащаясь новыми полетами героя музыкального произведения.
Слушание мальчиком музыки некоторое время сопровождалось комбинированием образа шмеля с новыми музыкальными образами. Например, «Фантазия-экспромт» Ф. Шопена была так воспринята ребенком: «Эта музыка о том, как шмель из той музыки встретил подружку. Она светлая, легкая... красивая, понравилась ему... Они вместе летают. Прилетели на лесную полянку, там цветы, трава всякая, они танцуют... А потом танцуют все — другие жучки, и бабочка прилетела, и птицы... Красиво!»
Максим (3 года). Звучание музыки вызывает у мальчика продолжительную концентрацию внимания, что не характерно для ребенка данного возраста. Он сосредоточенно вслушивается в мелодию, пытается найти источник звука. Ярко реагирует на знакомые ему музыкальные произведения, выкрикивая: «Я знаю эту музыку, я знаю!»
Постепенное погружение в музыку сопровождается эмоциональностью и богатой мимикой, жестами: эмоции радости отражают улыбка и динамичные подпрыгивания, грусти — замирание и расстроенное лицо; может расплакаться. В ходе слушания ребенок пытается дирижировать воображаемым оркестром, делает это увлеченно, ритмически правильно. Иногда начинает подпевать. После слушания музыки стремится поделиться своими впечатлениями, прокомментировать услышанное.
В этой главе представлен взгляд на проблему развития слушания как вида музыкальной деятельности дошкольников, своеобразие этого вида деятельности в дошкольном детстве; раскрыты сущностные характеристики музыкального восприятия детей: высокая эмоциональность, творческая природа восприятия, оригинальность слушательских реакций. Описанные характерные проявления ребенка-слушателя помогут вам выделять таких детей в группе воспитанников, а также осуществлять личностно ориентированный подход к ним в процессе музыкального воспитания и развития.
Темы для обсуждения
1. Характеристика деятельности слушания музыки в дошкольном детстве.
2. Своеобразие детского музыкального восприятия.
3. Общее и особенное в музыкальном восприятии детей и взрослых.
4. Сотрудничество специалистов и воспитателей в детском саду по развитию слушательской культуры дошкольника.
5. Как определить ребенка-слушателя в группе детей?
6. Как вам кажется, распространяется ли позиция ребенка-слушателя (зрителя) на другие виды детской художественной деятельности? Поясните свой ответ примерами из личного профессионального опыта, используя положения необходимых психологических концепций.
Индивидуальные задания
1. Составьте модель-схему взаимосвязи музыкальных способностей и музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Докажите целесообразность этой схемы в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: очевидность взаимосвязи музыкальных способностей и музыкального восприятия; полнота и проработанность схемы; доступность и простота понимания разработанной схемы другими (не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данной схемы в работе воспитателя детского сада; удовлетворенность собственным результатом.
2. Определите задачи работы музыкального руководителя и воспитателя группы по развитию слушательской деятельности детей на месяц.
Критерии оценки и самооценки: грамотная постановка задач; их взаимодополняемость в развитии музыкального восприятия; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность собственным результатом.
3. Выберите музыкальное произведение, доступное для слушания ребенку дошкольного возраста. Составьте проект работы по развитию музыкального восприятия, который:
· актуализировал бы детский эмоционально-чувственный опыт;
· был бы ориентирован на имеющийся музыкальный опыт детей;
· учитывал бы интересы и склонности детей к разным видам деятельности.
Критерии оценки и самооценки: учет выделенных аспектов развития в проекте; адекватность предлагаемых методов и приемов выделенным аспектам развития; новизна проекта, творческий подход в разработке; осмысленность результатов проекта, его эффективности в музыкальном развитии дошкольников; удовлетворенность собственным результатом.
4. Разработайте форму портрета ребенка-слушателя, в котором найдет отражение совокупная информация родителей малыша, педагогов имузыкального руководителя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: оригинальность разработанной формы; информативность и разносторонность детского портрета; удовлетворенность собственным результатом.
Задание для подгруппы
Разработайте комплексную диагностику, позволяющую выявить детей слушателей в группе детского сада (возраст — по выбору студента). Диагностика должна включать в себя:
· изучение музыкальных способностей ребенка-слушателя;
· изучение определенных психологических особенностей ребенка-исполнителя;
· диагностику детской музыкальной субкультуры (музыкальных интересов и предпочтений ребенка, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности).
Осуществите презентацию диагностики группе, она должна представлять собой готовый к использованию пакет, сопровождающийся необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· целенаправленность диагностического пакета;
· адресность диагностики (адекватность возрасту детей и включение в диагностику родителей, специалистов, воспитателей ДОУ);
· адекватность предлагаемых методов и методик цели и предмету диагностики;
· творчество в разработке методов и методик (сочетание заимствованных методик с методиками, разработанными самостоятельно);
· валидность предлагаемых методов и методик;
· комплексность диагностики;
· доступность диагностических средств и методов родителям, специалистам и педагогам ДОУ;
· компактность диагностических процедур, легкость в применении;
· наличие критериев диагностики и процедур обработки данных;
· наличие рекомендаций по организации диагностики в детском саду;
· оформление диагностического пакета;
· презентабельность выступления;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Соотнесите понятия «музыкальные способности» и «музыкальное восприятие» ребенка дошкольного возраста.
2. Почему деятельность слушания музыки можно назвать приоритетной в дошкольном возрасте?
3. Перечислите факторы, определяющие полноценность музыкального восприятия в дошкольном возрасте.
4. В чем заключается сущность творчества в слушательской деятельности детей?
5. Перечислите характерные проявления ребенка-слушателя.
6. Как педагог может убедить родителей в том, что ребенок, предпочитающий слушать музыку, музыкально развивается?