Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћузыкально-художественна€ де€тельность, ее структура и своеобразие




ƒаже далекий от предмета нашего пособи€ человек скажет, что взаимодействие с музыкой, да и с искусством вообще Ч это кака€-то особенна€ де€тельность.   этой де€тельности €вно можно отнести и сочинение музыки композитором, и игру на музыкальных инструментах, и слушание музыки в концертном зале.

„еловек взаимодействует с музыкой, использует ее дл€ передачи своих настроений и переживаний. Ќужна ли кака€-либо специальна€ де€тельность дл€ того, чтобы музыка стала доступна дл€ общени€ с ней? ѕопытаемс€ ответить на эти вопросы.

ћузыкально-художественна€ де€тельность Ч это способ взаимодействи€ человека с музыкой. ’удожественна€ де€тельность Ч одно из самых загадочных про€влений человеческой активности. Ќа первый взгл€д естественными выгл€д€т €влени€ слушани€ человеком музыки, рассматривани€ картины, чтение поэтом сочиненных стихов. Ќо, в сущности, как же протекают эти процессы, как рождаетс€ произведение искусства, как возникает эмоциональный отклик на музыку или почему так неистово приветствует зритель того или иного исполнител€ Ч в этих процессах по сегодн€шний день остаетс€ много непознанного.

«агадки художественной де€тельности, или процесса взаимодействи€ человека с произведением искусства, объ€снимы самой природой искусства, о которой мы вели разговор в предыдущем параграфе. ѕо всей видимости, если искусство Ч это Ђчуть-чутьї, то и процессы, совершаемые человеком, будь то создание произведени€ искусства или его воспри€тие, Ч это тоже сложные, индивидуально окрашенные и трудно познаваемые процессы.

ѕроблема художественной де€тельности активно исследуетс€ в науке.

‘илософский словарь определ€ет художественную де€тельность как Ђде€тельность, в процессе которой создаетс€ и воспринимаетс€ произведение искусстваї.

ѕроблема, интересовавша€ ученых на прот€жении практически всего XX в., заключалась в необходимости преодолеть фрагментарность при рассмотрении различных про€влений художественной де€тельности Ч художественного творчества, воспри€ти€ искусства, собственно произведений искусства и особенностей их функционировани€. ќднако вопрос взаимосв€зи и взаимодействи€ этих процессов оставалс€ долгое врем€ открытым.

—хема 3. —труктура музыкально-художественной де€тельности

’удожественна€ де€тельность представл€ет собой процесс выработки, хранени€ и передачи некой специфической информации и состоит из трех звеньев (схема 3):

1. творчество художника, в котором необходима€ информаци€ вырабатываетс€, закрепл€етс€ дл€ хранени€ и кодируетс€ дл€ передачи другим люд€м;

2. собственно произведение искусства, или продукт творческой де€тельности, который по сути становитс€ знаковой системой, кодирующей информацию, передаваемую художником;

3. художественное воспри€тие, при котором информаци€ извлекаетс€ или декодируетс€, что требует понимани€ этого особого €зыка кодировани€ зрителем, слушателем, читателем.

—хема объ€сн€ет сущность художественной де€тельности. ѕриведем пример.

Ћ. Ѕетховен был потр€сен женской красотой, и это потр€сение закодировано в нотной записи ЂЋунной сонатыї. ¬ы, слушатель, раскодируете эту информацию, и пусть ваши чувства не идентичны чувствам композитора, но вр€д ли вам придет в голову сме€тьс€ или пуститьс€ в пл€с при звуках этой музыки.  омпозитор несет вам информацию о своих переживани€х и чувствах, а вы расшифровываете ее, испытыва€ похожие эмоциональные состо€ни€.

ƒанное строение художественной де€тельности определит впоследствии подходы к организации процесса музыкального развити€ ребенка.

—пецифика искусства как особой художественной информации заключаетс€ в том, что она:

Ј сообщает о значени€х, смыслах, ценност€х, но не об объектах мира;

Ј вбирает в себ€ и общее и особенное;

Ј характеризует единство рационального и эмоционального уровн€ (мысли и чувства).

“аблица 3. —одержание музыкально-художественной де€тельности

ћузыкально-художественна€ де€тельность ѕримерное содержание де€тельности
  —очинение »сполнение ¬оспри€тие
ѕреобразовательна€ “ворчество Ч создание произведени€ искусства; “ворчество Ч интерпретаци€ произведени€ искусства; “ворчество Ч понимание и эмоциональное переживание замысла композитора;
  преобразование впечатлений и переживаний жизни в художественный образ; поиски способов раскодировани€ художественной информации; проживание впечатлений и переживаний;
  поиски способов кодировани€ художественной информации; внутреннее преобразование, самовыражение поиски способов раскодировани€ художественной информации;
  внутреннее преобразование, самовыражение   внутреннее преобразование, самовыражение
ѕознавательна€ ѕознание жизни, обогащение чувственного опыта; ѕознание жизни, обогащение чувственного опыта; ѕознание жизни, обогащение чувственного опыта;
  овладение композиторским мастерством; овладение исполнительским мастерством; музыкальна€ эрудици€;
      овладение мастерством слушател€;
  самопознание самопознание самопознание
÷енностно-ориентационна€ —оздание духовной ценности Ч произведени€ искусства; Ћичностное отношение к исполн€емым произведени€м ‘ормирование системы жизненных ценностей;
  ценностное осмысление жизненного опыта   приобщение к ценност€м культуры;
      оценка музыкального произведени€
ќбщение ќбщение с другими людьми посредством сочинени€ музыки ќбщение с другими людьми посредством исполнени€ музыки ќбщение с другими людьми посредством воспри€ти€ музыки

ќсобенности искусства, или художественной информации, определ€ют и феномен художественной де€тельности, котора€ занимает особое место в системе видов человеческой де€тельности. Ќам чрезвычайно близка позици€ ћ. —.  агана, который рассматривает художественную де€тельность как органическое сли€ние, целостность четырех основных форм человеческой активности (см. табл. 3):

1. преобразовательной, когда активность, человека направлена на объект с целью его изменени€;

2. познавательной, когда активность направлена на объект с целью получени€ сведений о нем;

3. ценностно-ориентационной, когда активность направлена на объект с целью определени€ его ценностной значимости;

4. общени€ Ч в случае взаимодействи€ двух и более субъектов.

ѕри этом в художественной де€тельности происходит не просто их взаимодействие, а именно сли€ние и перерастание в новое качество Ч художественный образ. Ђ¬ искусстве и познание, и оценка, и преобразование действительности, и коммуникативно-знаковый момент станов€тс€ одним и тем же Ч √амлетом, ќнегиным, ∆аном  ристофомї (—Ќќ— ј:  аган ћ. —истемный подход и гуманитарное знание. Ч Ћ., 1991. Ч —. 218).

 ак вы считаете, будет ли полноценной художественна€ де€тельность в случае исчезновени€ одного из трех звеньев (сочинение, исполнение, воспри€тие)? ћожет ли жить произведение искусства без зрител€ или слушател€?

ћузыкально-художественна€ де€тельность Ч это создание, исполнение, воспри€тие музыкальных произведений. –ассмотрим подробнее каждое звено музыкально-художественной де€тельности.

“ворчество композитора. “ворческий акт создани€ нового произведени€ искусства €вл€етс€ исходным про€влением художественной де€тельности.

 ак же сочин€етс€ музыка? ћожно ли исследовать всегда индивидуально протекающий творческий процесс?

≈сли вы проанализируете имеющийс€ у вас опыт, то обнаружите, что с феноменом творчества вы сталкивались уже неоднократно. ¬ы могли изучать педагогическое творчество, особенности развити€ креативных способностей ребенка.  ак вы думаете, существуют ли общие закономерности творческого акта?

“ворчество Ч это де€тельность, результатом которой €вл€етс€ создание новых материальных и духовных ценностей. –ассматривать творческие процессы в музыке или творчество композитора можно в двух аспектах Ч личностном и процессуальном.

Ћичностный аспект творчества композитора. ¬ы понимаете, что фиксаци€ процесса творчества практически невозможна. ќ том, как создаютс€ произведени€ искусства, мы можем судить в основном ретроспективно: по дневникам художников, композиторов, по воспоминани€м современников.

ќчень условно и обобщенно можно определить следующие необходимые дл€ сочинени€ музыки факторы:

Ј личность художника, который обладает необходимым потенциалом знаний о мире и самопознани€, системой ценностных ориентации, жизненных целей и убеждений, определенным уровнем художественных потребностей, системой умений;

Ј способность человека к переработке всей получаемой информации о мире и о себе в художественную. “акую способность называют художественной одаренностью, талантом;

Ј мастерство художника, которое способствует реализации потребности таланта в художественном творчестве и заключаетс€ в умении художника практически решать собственные замыслы.

ѕрикоснутьс€ к таинству возникновени€ музыки и искусства в целом вам могут помочь книги:

Ј ѕеррюшо ј. ∆изнь ¬ан √ога. Ч –остов н/ƒ, 1997.

Ј ¬ейс ƒ. ¬озвышенное и земное. Ч ћ., 1990.

Ј  ончаловскийј., Ќагибин ё. Ѕела€ сирень. Ч —ѕб., 2001.

Ј »скусство и художник в русской прозе первой половины 19 века: —б. произведений. Ч —ѕб., 1989.

Ј Ќагибин ё. ¬ечна€ музыка. Ч ћ., 2004.

Ј »скусство и художник в зарубежной новелле 20 века: —б. произведений. Ч —ѕб., 1991.

 инофильмы: Ђ„айковскийї, Ђјмадеусї, Ђ√линкаї, ЂЎопен. ∆елание любвиї и др.

ѕроцессуальный аспект творчества композитора. —овременными философами, психологами, искусствоведами предприн€та попытка определить структуру творческого процесса. јнализ их работ позвол€ет представить эту структуру следующим образом:

Ј рождение замысла, накопление впечатлений, их обобщение, возникновение идеи;

Ј разработка плана де€тельности, сбор информации, поиски средств выразительности;

Ј фактическа€ реализаци€ составленного плана, воплощение замысла, рождение художественного произведени€.

ќсобое значение в творческом акте отводитс€ замыслу.  ак показывают наблюдени€ за трудом многих выдающихс€ художников, зарождение, вынашивание и формирование замысла, как правило, €вл€етс€ результатом длительной и продуманной работы. «амысел Ч перва€ форма существовани€ произведени€. ѕоследующие этапы творческого акта направлены на то, чтобы внутренний образ перевести в реальный план.

 онечно, в процессе создани€ произведени€ возможно изменение замысла, но даже и в этом случае иде€ оказывает существенное вли€ние на практическое воплощение. «амысел, в котором изначально присутствует образное единство содержани€ и формы произведени€ определ€ет особенности протекани€ 2-го и 3-го этапов, заключающихс€ в материализации замысла.

Ќесомненно, что представленна€ структура творческого акта весьма условна, в силу индивидуальности протекани€ каждого процесса создани€ нового. ѕомимо этого, сам процесс творчества теснейшим образом св€зан с личностью художника, его способност€ми, возможност€ми, де€тельностью.

 онечно, никакой научный анализ не может отразить всю глубину таланта и труда, из которых рождаетс€ музыка.

ѕопробуйте, а у вас получитс€ отражение жизненных впечатлений в образах, художественное кодирование собственных переживаний?

»сполнение музыки. ¬системе художественное творчество Ч художественное произведение Ч художественное воспри€тие произведение занимает центральное место и выполн€ет функцию передатчика замысла художника. ¬ некоторых видах искусства (музыка, драма, танец) произведение может существовать только благодар€ исполнителю, который стремитс€ максимально раскрыть его содержание. »сполнительство, нар€ду с творчеством и воспри€тием, можно считать своеобразным видом художественно-творческой де€тельности. »сполнительскому творчеству присущи те же компоненты, что и сочинительскому, так как существование произведени€ искусства возможно лишь при творческой индивидуальной интерпретации сочинени€.

ћузыкально-художественное воспри€тие. ѕроцесс воспри€ти€ произведени€ искусства заключаетс€ в активном постижении образов, и без него невозможен сам акт искусства и собственно художественна€ де€тельность. ’арактерна€ особенность художествениого воспри€ти€ состоит в том, что воспри€тие искусства это не одномоментный процесс воздействи€ объекта на органы чувств, а де€тельность, св€занна€ с осознанием, формированием художественного образа. Ћ. —. ¬ыготский определ€л художественное воспри€тие как комплексную де€тельность сознани€, сочетани€ чувства, воображени€, мышлени€ и представлений. Ѕ. ћ. “еплов важнейшее значение придавал художественным эмоци€м, поскольку, полагал он, Ђвнеэмоциональным путем нельз€ постичь содержание музыки. ¬оспри€тие музыки идет через эмоцию, но эмоци€ми не кончаетс€: через них мы познаем мирї (—Ќќ— ј: “еплов Ѕ. ѕсихологи€ музыкальных способностей. Ч ћ.; Ћ., 1947. Ч —. 10).

Ќепосредственный акт воспри€ти€ произведени€ искусства будет зависеть от того, насколько человек подготовлен к нему, каков уровень его художественной эрудиции, насколько развита его эмоциональна€ сфера и, наконец, каким образом соотнос€тс€ его личностные качества и особенности воспринимаемого произведени€. Ёто соотношение находит выражение в формировании у воспринимающего эстетической оценки, отношени€ к сочинению. ѕро€вл€юща€с€ личностна€ активность определ€ет творческий характер художественного воспри€ти€, уровень которого будет зависеть от степени подготовленности воспринимающего и определ€тьс€ его одаренностью.

ћузыкально-художественна€ де€тельность Ч это творчество. Ќаиболее €ркой сущностной особенностью художественной де€тельности €вл€етс€ творчество как необходимое условие ее осуществлени€. Ѕез творчества невозможно создавать, исполн€ть и воспринимать произведение искусства.

”стойчиво бытует мнение, что музыкально образованным можно назвать человека, получившего специальное музыкальное образование, иначе говор€, умеющего играть на каком-либо музыкальном инструменте. ј если человек любит музыку, умеет ее слушать, с детства целенаправленно накапливает музыкальный опыт, можно ли его назвать музыкантом?

¬ музыкально-художественной де€тельности человек особенно свободен в своих творческих про€влени€х. ћузыка Ч самое вариативное из искусств. ѕоэтому каждое исполнение или воспри€тие музыкального произведени€ Ч это всегда уникальный, единичный творческий акт.

¬ соответствии с критери€ми творческого процесса можно оценить любое звено музыкально-художественной де€тельности. Ќазовем их:

Ј новизна результата, продукта де€тельности;

Ј новизна процесса, с помощью которого получен продукт (новый метод, прием, способ действи€);

Ј преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению. ѕроцесс можно назвать творческим только в том случае, если его нельз€ получить в результате простого логического вывода или действи€ по алгоритму. ѕреодоление логического разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции;

Ј способность самосто€тельно увидеть и сформулировать проблему;

Ј €рко выраженное эмоциональное переживание, предшествующее моменту нахождени€ решени€;

Ј устойчива€, длительна€ или кратковременна€, но очень сильна€ мотиваци€.

ћы еще будем говорить о творчестве. ѕоэтому не торопитесь заполн€ть предлагаемую таблицу 4. ќна открыта дл€ размышлений.

 аждый ли человек способен к музыкально-художественной де€тельности?

“аблица 4. “ворчество в музыкально-художественной де€тельности

 

 ритерии творчества ќсобенности про€влени€
—очинение музыки »сполнение музыки ¬оспри€тие музыки
Ќовизна результата      
Ќовизна процесса      
»ррациональное начало, интуици€      
—амосто€тельность      
Ёмоциональное переживание      
”стойчива€ мотиваци€      

ћузыкальные способности

–ассмотрение музыкальных способностей неразрывно св€зано с анализом проблемы общих способностей человека. —пециальные способности, к которым относ€тс€ способности музыкальные, станов€тс€ созидательными лишь благодар€ тому, что в их структуре про€вл€етс€ и усиливаетс€ действие общих способностей. ј значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучени€ и развити€ общих познавательных и психомоторных способностей, про€вл€ющихс€ как в музыкальной де€тельности, так и в любой другой детской де€тельности, организуемой педагогом. Ёто тем более закономерно, когда речь идет о про€влении и развитии способностей детей от рождени€ до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.

„то же такое способности и кого называют способным? “радиционно способности рассматриваютс€ психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определ€ющие легкость, успешность выполнени€ им какой-либо де€тельности. ѕри этом базисом способностей €вл€ютс€ анатомо-физиологические задатки человека.

јвтор современной концепции способностей человека ¬. ƒ. Ўадриков определ€ет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, про€вл€ющуюс€ в успешности и качественном своеобразии освоени€ и реализации де€тельности (—Ќќ— ј: Ўадриков ¬. —пособности человека. Ч ћ., 1997. Ч —. 12). ѕоказател€ми про€влени€ способностей €вл€ютс€ производительность, качество и надежность выполн€емой человеком де€тельности.

”ченому удалось выделить общие познавательные и психомоторные способности личности и критерии продуктивности психических процессов, определ€ющие их (см. табл. 5).

Ќа этих способност€х базируютс€ все виды де€тельности, так как человек наделен ими от природы. ” конкретного человека, отмечает Ўадриков, кажда€ из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критери€ми, по которым можно определить особенности развити€ той или иной способности. ѕоэтому человека, способности которого €рко выражены и позвол€ют ему продуктивно, качественно и надежно трудитьс€, т.е. решать задачи конкретной де€тельности, можно назвать способным.

ѕривлекательной выгл€дит и структура способностей, предложенна€ Ўадриковым, котора€ включает в себ€ функциональный и операционный компоненты, формирующиес€ в течение жизни человека в процессе общени€ и де€тельности.

‘ункциональный компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуетс€. ¬ отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера де€тельности человека и €вл€етс€ индивидуальным приобретением личности. “аким образом, специальные способности Ч это варианты про€влени€ общих способностей, их оперативна€ форма, образующа€с€ под вли€нием требований де€тельности. “ак, например, дл€ музыкальной де€тельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как воспри€тие, пам€ть, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.

“аблица 5.  ритерии развити€ общих познавательных и психомоторных способностей человека

ќбщие способности  ритерии продуктивности
ѕознавательные: ощущение (сенсорные процессы); воспри€тие (перцептивные процессы); пам€ть (мнемонические способности); представление; воображение (имажинитивные процессы); мышление (мыслительные процессы); внимание (аттенционные процессы) скорость возникновени€ и различени€ ощущений; дифференцированность (тонкость) ощущений и точность; устойчивость уровн€ чувствительности; объем, точность, полнота, быстрота, эмоциональна€ окрашенность воспри€ти€; объем, точность запоминани€ и воспроизведени€, прочность и скорость запоминани€; €ркость-точность представлений, соответствие образа воспринимаемому ранее объекту, полнота образа, детальность представленной в образе информации; новизна, оригинальность и осмысленность; широта оперировани€ образами; гибкость мыслительных процессов, темп, скорость протекани€, самосто€тельность, экономичность мышлени€, широта и глубина ума, последовательность мысли, критичность; сосредоточенность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативна€ подвижность внимани€
ѕсихомоторные —корость реакции и движений, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость

„то же такое музыкальность и музыкальные способности? ѕод музыкальностью понимаетс€ компонент музыкальной одаренности, необходимый дл€ зан€ти€ именно музыкальной де€тельностью (любого ее вида), в отличие от вс€кой другой. ћожно сказать, что музыкальность объедин€ет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых дл€ осуществлени€ музыкальной де€тельности.

ћузыкальность выражаетс€ и особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. ќсновным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Ѕ. ћ. “еплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживани€. Ќар€ду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становитс€ способность дифференцированного воспри€ти€ музыкальной ткани, позвол€юща€ определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. »так, “еплов вы€вл€ет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоватьс€ слуховыми представлени€ми, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (—Ќќ— ј: —м.: “еплов Ѕ. ѕсихологи€ музыкальных способностей. Ч ћ., 1961. —. 230-231).

ќднако музыкальность не исчерпываетс€ выделенными Ѕ. ћ. “епловым способност€ми, так как в ее структуру вход€т музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

  общим музыкальным способност€м современные исследователи ( . ¬. “арасова) относ€т:

Ј эмоциональную отзывчивость на музыку;

Ј познавательные музыкальные способности Ч сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную пам€ть.

ѕедагогу дошкольного образовани€ важно пон€ть, что музыкальные способности ребенка Ч это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной де€тельности, так и средствами любой другой художественной де€тельности (изобразительной, игровой, литературной). Ќа развитие музыкальных способностей может оказать вли€ние люба€ художественна€ де€тельность.

¬оспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развити€, необходимо знать, что, иницииру€ его познавательные психические процессы, активизиру€ психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.

ќт чего зависит музыкальность человека? ѕодчеркнем мысль Ѕ. ћ. “еплова о том, что музыкальность человека Ђзависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развити€, результат воспитани€ и обучени€ї (—Ќќ— ј: “еплов Ѕ. ѕсихологи€ музыкальных способностей. Ч ћ.; Ћ., 1947. Ч —. 49). Ёто подтверждают и другие исследователи. Ќапример,  . ¬. “арасова пишет: Ђѕроцесс формировани€ музыкальности определ€етс€ главным образом системой обучающих воздействийї (—Ќќ— ј: “арасова  . ќнтогенез музыкальных способностей. Ч ћ., 1988. Ч —. 163). ќб этом же говорит ј. Ћ. √отединер, отмеча€, что в процессе обучени€ врожденные предпосылки развиваютс€ и тем самым открывают путь дл€ профессиональной музыкальной де€тельности. ѕри стечении неблагопри€тных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остатьс€ неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. “аким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же де€тельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его (—Ќќ— ј: —м.: √отсдинер ј. ћузыкальна€ психологи€. Ч ћ., 1993. Ч —. 29 Ч 30). Ёто принципиально важна€ позици€ дл€ тех, кто работает с маленькими детьми, содейству€ их разностороннему целостному развитию.

ћузыкальность ребенка начинает про€вл€тьс€ довольно рано, еще до двух лет. ѕризнаками музыкальности в раннем возрасте станов€тс€:

Ј про€вление музыкальной впечатлительности малыша;

Ј характер и степень ее выраженности (реакци€ на музыку), про€вл€юща€с€ в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движени€х под нее;

Ј потребность в музыкальных впечатлени€х;

Ј про€влени€ музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной де€тельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизаци€ музыки).

ƒоминирующа€ роль музыки в жизни ребенка Ч основной признак ранней детской музыкальности.

Ќа третьем году жизни у ребенка развиваетс€ музыкальное воспри€тие, возрастает интерес и стремление вслушатьс€ в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развиваетс€ пам€ть, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. „ем €рче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в пам€ть ребенка.

ѕривлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатлени€ от услышанной музыки. Ёто сензитивный период дл€ развити€ общих и специальных музыкальных способностей.

  четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатлени€. ƒошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставл€ть музыку по разным параметрам (громкоЧтихо, быстро Ч медленно и др.). јктивно развиваетс€ музыкальна€ де€тельность.

¬ св€зи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок п€того года жизни т€готеет к более сложной музыкальной де€тельности. Ќаправленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становитс€ показателем его музыкальности в этом возрасте. ѕроисходит становление музыкальной восприимчивости. Ќа п€том году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объ€снению эмоционального характера музыкального произведени€, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной де€тельности. ”крепл€ютс€ специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умени€.

—ледующий, шестой, год жизни ребенка характеризуетс€ самосто€тельностью музыкальных про€влений и действий. ќн не просто интересуетс€ музыкой, он требует музыкальных впечатлений. ¬оспри€тие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской де€тельности, ребенок сознательно стремитс€ передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. ¬озрастает познавательна€ активность ребенка: его занимает истори€ создани€ музыкального произведени€, жизнь и творчество композитора Ч его создател€, музыкальное повествование, возможность использовани€ музыкального произведени€ в самопознании и самовыражении. ¬ысокого уровн€ развити€ достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. ѕо характеру музыкальной де€тельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

ѕо этим показател€м педагогу легко определить музыкальных детей в своей группе, так как он посто€нно наблюдает за про€влени€ми их музыкальности в естественной обстановке.

Ѕелова ≈. —. ќдаренность малыша: раскрыть, пон€ть, поддержать. Ч ћ., 1998.

¬енгер Ћ. ј. ѕедагогика способностей. Ч ћ., 1973.

¬етлугина Ќ. ј. –азвитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. Ч ћ., 1958

ƒоровской ј. ». —то советов по развитию одаренности детей.Ч ћ., 1997.

Ћейтес Ќ. —. —пособности и одаренность в детские годы. Ч ћ., 1984.

Ћейтес Ќ. —. ¬озрастна€ одаренность и индивидуальные различи€: »збр. тр. Ч ћ., 1997.

Ћободина —.  ак развивать способности ребенка. Ч —ѕб., 1997.

ћелик-ѕашаев ј. ј. ѕедагогика искусства и творческие способности.Ч ћ., 1981.

ћелик-ѕашаев ј. ј., Ќовл€нска€ 3. Ќ. —тупеньки к творчеству. Ч ћ., 1987.

ћихайлова ћ. ј. –азвитие музыкальных способностей детей. Ч ярославль, 1997.

—авенков ј. ». ƒетска€ одаренность: развитие средствами искусства. Ч ћ., 1999.

“арасова  . ¬. ќнтогенез музыкальных способностей. Ч ћ., 1981.

 ак развивать музыкальность ребенка? ѕроцесс развити€ музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенна€ реактивность на музыкальные впечатлени€ порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизаци€м), которые перерастают в устойчивую потребность заниматьс€ музыкой, участвовать в разных видах музыкальной де€тельности, создавать вокруг себ€ музыкальную среду.

Ќесколько рекомендаций дл€ педагогов и родителей.

—уществует св€зь между музыкальными способност€ми и де€тельностью. ¬ определенных ситуаци€х первичными по отношению к де€тельности €вл€ютс€ склонность ребенка к музыке и про€вление определенных природных свойств, задатков. ¬ других ситуаци€х де€тельность выступает основной формой и активизатором развити€ музыкальных способностей ребенка.

ѕомните, что интенсивное развитие одной способности происходит за счет общего развити€ ребенка, что в итоге приводит к ослаблению и специальных способностей. —тарайтесь, чтобы развитие было целостным.

“ак, отвеча€ на вопрос, €вл€етс€ ли музыкальное звуковысотное воспри€тие отдельным видом музыкальных способностей или в его основе лежит общечеловеческа€ способность звуковысотного различени€, ученые пришли к выводу, что с опытом музкальной де€тельности возрастает значение фактора оперативности и снижаютс€ значени€ общей способности звуковысотного воспри€ти€. »ными словами, наибольша€ роль общей способности звуковысотного воспри€ти€ наблюдаетс€ у испытуемых, не имеющих музыкального опыта, и эта роль снижаетс€ с его приобретением. ќбратна€ зависимость была обнаружена по отношению вклада оперативного компонента в музыкальное звуковысотное воспри€тие. ѕолученные результаты позвол€ют сделать вывод о пр€мой зависимости общих и музыкальных способностей, о целесообразности их развити€ в единстве.

¬ажнейшей педагогической задачей развити€ музыкальности
€вл€етс€ воспитание субъективного отношени€ ребенка к музыке.
Ќадо помнить, что отношение к музыке самого педагога становитс€ определ€ющим в решении обозначенной задачи.

–азвитие музыкальности зависит от Ђпогружени€ї ребенка в содержание музыкальных произведений, от воспри€ти€ и переживани€ им музыкальных образов и адекватного выражени€ восприн€того образа различными художественными средствами. ƒл€ этого необходимо создавать новые педагогические технологии:
воспри€ти€ и переживани€ детьми музыки, развити€ детской фантазии и воображени€, формировани€ эмоционально-чувственной сферы ребенка. “ак же важно помнить, что музыкальных произведений не должно быть много, не переусердствуйте!

¬сегда помните об индивидуальной логике и темпе развити€ ребенка.  арл ќрф утверждал, что неспособных к музыке детей не существует! ”силим эту мысль: дети и музыка Ч это единое целое, взаимопроникающа€ друг в друга тайна. ќдни дети начинают говорить на €зыке музыки чуть раньше, другие чуть
позже. —оответственно и результаты у каждого ребенка свои, и они не сравнимы ни с чьими другими результатами и достижени€ми. —равниваютс€ сами результаты и достижени€ ребенка: что было и что стало, что он приобрел, обща€сь с музыкой, как
изменилс€.

¬сегда, независимо от результата де€тельности, поощр€йте ребенка, дарите ему веру в собственные силы. ћотиваци€ успеха Ч это прежде всего психологический феномен, который вли€ет на успешность жизни ребенка в целом.

–одители и воспитатели, пойте дет€м, пойте вместе с детьми. Ќикогда не отказывайте ребенку в новых музыкальных впечатлени€х. ”частвуйте в музыкальной де€тельности вместе с ребенком Ч это очень важно!

¬ св€зи с изложенным в данной главе материалом вам предстоит разобратьс€ в р€де вопросов, касающихс€ характера взаимодействи€ ребенка с музыкой.

ѕредлагаем несколько блоков таких вопросов.

1. √отов ли ребенок дошкольного возраста к пониманию музыкальных художественных образов? Ќужна ли ему кака€-либо специальна€ педагогическа€ помощь?  акую музыку способен пон€ть ребенок Ч программную или Ђчистуюї?

2. ”читыва€ специфику организации воспри€ти€ музыки детьми дошкольного возраста, веро€тно, следует задуматьс€ над тем, как ребенок выражает эмоции, как помочь ему в этом. ¬ чем про€вл€ютс€ результаты воспри€ти€ музыки детьми?

3.  аждый ли ребенок Ђвидитї какие-либо картины в процессе слушани€ музыки? —уществует ли индивидуальное воспри€тие музыки? ¬сем ли дет€м нравитс€ одна и та же музыка?

4. „то значит понимать €зык музыки? ƒоступен ли он люд€м, не имеющим музыкального образовани€? Ќе €вл€етс€ ли процесс накоплени€ музыкального опыта, обогащени€ музыкальных впечатлений школой овладени€ музыкальной речью?

5. ѕоскольку музыка Ч это искусство особых выразительных средств, надо ли знакомить с ними ребенка? ≈сли нет, то почему? ≈сли да, то как?

6.  ак помочь ребенку отличить хорошую музыку от плохой?  ак совмещать в педагогическом процессе жанры классической музыки, любимую детьми поп-музыку и специфический детский фольклор?

7. ƒоступна ли музыкально-художественна€ де€тельность в дошкольном возрасте? ћожет ли ребенок освоить какую-либо одну разновидность музыкально-художественной де€тельности? ¬сегда ли дошкольник про€вл€ет творчество, взаимодейству€ с музыкой?

8. ћузыкальные способности развиваютс€ в целостности с развитием всего комплекса способностей человека. ќзначает ли это, что процесс музыкального развити€ должен интегрироватьс€ в педагогический процесс в детском саду? „ем же нужно заниматьс€ педагогу: развивать музыкальные способности ребенка или помогать ему осваивать музыкально-художественную де€тельность?

“емы дл€ обсуждени€

1. ћузыка в системе культуры. ћузыка в системе искусств.

2. јнализ пон€ти€ Ђхудожественный образї.

3. ћузыкальный образ и средства музыкальной выразительности.

4. ћузыкально-художественна€ де€тельность, ее специфика.

5. —труктура музыкально-художественной де€тельности.

6. —оотношение общих и музыкальных способностей.

7. јнализ ключевых пон€тий: музыкальность, музыкальный опыт, общие и музыкальные способности, одаренность, талантливость, гениальность, творчество.

8. —труктура музыкальных способностей.

9. ¬едущие отечественные и зарубежные научные подходы к развитию музыкальных способностей дошкольников.

10. —оциокультурный, педагогический и психологический аспекты проблемы развити€ музыкальных способностей в дошкольном детстве. ѕсихолого-педагогические услови€ развити€ музыкальных способностей дошкольника.

»ндивидуальные задани€

1. ѕодготовить дл€ аудиторного прослушивани€ одно из своих любимых музыкальных произведений. ѕредставление сопроводить аннотацией, либо обосновывающей данный выбор, либо информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создани€, исполнителе и т.д.).

 ритерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

2. ѕодберите музыкальные примеры, иллюстрирующие специфические особенности музыкального искусства.

 ритерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

3. –аскройте свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворна€ форма, музыка и пр.).

 ритерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и пон€тность дл€ воспри€ти€ другими субъектами; умение объ€снить характер ассоциативных св€зей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

4. ƒайте анализ любого музыкального произведени€ в контексте культурно-исторической эпохи.

 ритерии оценки и самооценки: установление культурных св€зей; установление исторических св€зей и параллелей; широка€ эрудици€, творчество и оригинальность; удовлетворенность собственным результатом.

5. ѕрослушайте музыкальное произведение, например: ЂЋунную сонатуї Ѕетховена, Ђѕрощальную симфониюї √айдна, Ђ–еквиемї ћоцарта, —имфонию є 9 (Ђ»з Ќового —ветаї) ƒворжака. ќпределите, какое чувство в каждом из них €вл€етс€ ведущим, центральным.  акие средства музыкальной выразительности позвол€ют вам сделать выводы? ѕодумайте, что могло побудить композитора к созданию того или иного произведени€. ѕосле выполнени€ задани€ обратитесь к справочной литературе и узнайте историю создани€ музыкального произведени€.

 ритерии оценки и самооценки: содержательность анализа музыкального произведени€; адекватность собственной интерпретации музыкальному образу (угадывание доминирующего чувства, эмоции); глубина интерпретации, ее объ€снение с помощью вы€влени€ средств музыкальной выразительности; удовлетворенность результатом проделанной работы, восторг открыти€.

6. Ќа примере мемуарной литературы охарактеризуйте личностный и
процессуальный аспект де€тельности композитора.

 ритерии оценки и самооценки: содержательность анализа; аргументированность приводимых примеров; глубина интерпретации; удовлетворенность собственным результатом.

7. ѕредставьте тезисы в письменной форме к конференции по проблеме музыкальных способностей. —амосто€тельно подберите материал по проблеме развити€ музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

 ритерии оценки и самооценки: содержательность анализа; использование разнообразной источниковедческой базы; логичность и лаконичность; удовлетворенность собственным результатом.

«адани€ дл€ подгруппы

1. ѕредставить аудитории анализ общего и различного в изображении одного и того же художественного образа разными выразительными средствами (музыка, живопись, литература, театр). ѕри выборе художественного образа можно ориентироватьс€ на характер геро€ (например, ≈вгений ќнегин Ч ѕушкина и „айковского); на эмоциональное состо€ние (например, настроение печали в музыке и живописи); на эмоции и чувства (например, образы добра и зла в музыке, литературе и театре); на
историческое событие (например, ¬елика€ отечественна€ война в музыке и литературе). ‘орма представлени€ вариативна€ Ч от публичной лекции до художественно-литературной композиции.

 ритерии оценки и самооценки:

Ј обща€ и художественна€ эрудированность;

Ј аналитический подход к излагаемому материалу;

Ј нагл€дность представленного материала;

Ј эстетическое оформление выступлени€;

Ј временной регламент (30 мин);

Ј удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной де€тельности и собственным участием в подгрупповой работе.

2. «ан€тие проводитс€ в форме деловой игры. Ќеобходимо подготовить и прочитать лекцию о жанре музыки (по выбору студентов) педагогам реального или гипотетического дошкольного учреждени€. —одержание лекции может быть построено в рамках одного из следующих направлений.

Ј »нформационно-музыковедческое: дать пон€тие, определение выбранного жанра. –аскрыть его особенности, закономерности, принципы.

Ј »нформационно-музыкальное: познакомить аудиторию с жанром на специально подобранных музыкальных примерах.

Ј »нформационно-фактологическое: представление о жанре музыки строитс€ на фактическом материале. ¬ основу лекции ложатс€ реальные событи€, повли€вшие на развитие того или иного жанра.

Ј »нформационно-историческое: развитие музыкального жанра рассматриваетс€ на фоне культурно-исторического отрезка эпохи.

 ритерии оценки и самооценки:

Ј презентабельность выступлени€;

Ј адресность лекции;

Ј эстетическое оформление выступлени€;

Ј наличие музыкальных иллюстраций;

Ј активизаци€ интереса аудитории;

Ј временной регламент (30 мин);

Ј удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной де€тельности и собственным участием в подгрупповой работе.

3. «ан€тие проводитс€ в форме деловой игры Ђ онференци€ по проблеме музыкальных способностей дошкольниковї дл€ культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов и родителей.  ажда€ подгруппа готовит доклад-сообщение. ѕодготовка к выполнению задани€ заключаетс€ в изучении студентами литературы по проблеме, ее понимании и последующей переработке к докладу на конференции.

—одержание доклада Ч взгл€д группы специалистов (культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов, а также родителей) на рассматриваемую проблему. —туденты анализируют содержание докладов и формулируют вопросы докладчикам.

√руппа родителей подготавливает к конференции свои актуальные вопросы развити€ музыкальных способностей детей в дошкольном детстве (не менее 5 вопросов каждой группе специалистов).

 ритерии оценки и самооценки задани€:

Ј содержательность выступлени€ на конференции, аргументированность профессиональной позиции, компетентность доклада-сообщени€ и выступающего;

Ј оригинальность, творчество, презентабельность сообщени€;

Ј актуальность проблемных вопросов и верность формулировок;

Ј соответствие адресности вопросов;

Ј удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной де€тельности и собственным участием в подгрупповой работе.

 онтрольные вопросы и задани€

1.  ак вы характеризуете свои любимые музыкальные произведени€? ѕо каким критери€м осуществл€ете выбор?

2. «ависит ли ваш выбор от ваших музыкальных предпочтений, музыкальных интересов, музыкального опыта?

3. —уществует ли св€зь между музыкальным произведением и тем человеком, дл€ кого оно €вл€етс€ любимым?

4. ѕроанализируйте впечатление, произведенное на вас музыкальным произведением. „то именно повли€ло на ваше впечатление?

5. ¬аш любимый жанр музыкального искусства. ќбоснуйте свой выбор.

6. „то общего в професси€х музыканта и педагога?

7.  аковы возможности применени€ знаний о жанрах музыкального искусства в педагогической практике?

8. ’удожественное воспри€тиеЧискусствоЧхудожественный образ. —уществуют ли в данной триаде св€зи? ѕроиллюстрируйте их, обоснуйте ответ.

9. ќбраз художественного произведени€ Ч как вли€ют на его воспри€тие врем€, истори€, культура, образование, психологи€ человека?

10.  акова сущность процесса: создани€ Ч сохранени€ Ч передачи художественного образа?

11. –аскройте пон€тие Ђмузыкальные способностиї, использу€ любую авторскую концепцию музыкальных способностей.

12. —читаете ли вы себ€ обладателем музыкальных способностей? јргументируйте свой ответ, использу€ любую авторскую концепцию музыкальных способностей.

13. ¬ чем заключаетс€ проблема вы€влени€ и развити€ музыкальных способностей детей в раннем и дошкольном возрасте дл€ педагогов, психологов, музыкантов?

14. ¬ыделите любой компонент в структуре музыкальных способностей и охарактеризуете его.

15. ћожно ли прогнозировать развитие музыкальных способностей у ребенка-дошкольника? ѕо каким показател€м вы будете это делать?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1440 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

492 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.143 с.