Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Высшее образование в области анимации на основе международного опыта. Как поспеть за быстроразвивающейся индустрией?

Минаева Полина Викторовна

 

 

Аннотация: Российская индустрия анимации испытывает недостаток кадров. Как сделать высшее образование в этой области более эффективным на основе личного опыта обучения в школе анимации Гобелинс в Париже, и на факультете анимацаии и мультимедиа во ВГИКе им. Герасимова в Москве. Статья содержит предложения по изменениям в образовательной программе с усилением внимания персонажной анимации и ориентации студента на портфолио.

 

 

Ключевые слова: образование, вгик, персонажная анимация, школа гобелинс

 

Факультет анимации и мультимедиа — самый молодой и современный факультет вгика. Замечательно, что он был открыт в 2003 году. Анимация это также самое молодое и современное из всех искусств, которое очень быстро развивается технологически и идейно. Современные методы, которые позволяют делать качественный продукт быстрее и дешевле используются повсеместно. Поэтому и факультет тоже вынужден постоянно развиваться и программы обучения, созданные в 2003 по наработкам советской школы, должны корректироваться. Сейчас бум индустрии и большой запрос на кадры. Это было отмечено Бронзитом на ПЭФ в июне. В этом году 17 3д и 2д полных метров в производстве по данным кинопоиска; запущены новые сериалы на студиях анимаккрод, паровоз, рокетфокс и других. Проекты для разных аудиторий, сериалы для детей и подростков. Представьте какое количество специалистов нужно. Профессионально подготовленных, с хорошим вкусом и пониманием процесса производства, которые после выпуска сразу могут начать работу на производстве и делать ее блестяще. Потому что в индустрии нет времени: сроки жесткие, да и в институте 5 лет все таки приличное время для воспитания специалиста. Сейчас остро встала проблема — единицы выпускников вгика работают в анимации - многие не могут получить работу в связи с недостаточной технической подготовкой и отсутствием понимания процесса производства.

 

Подготовленные кадры для индустрии готовит, например, школа анимации Гобелинс[1] в Париже, занимающая первое место в рейтинге международных анимационных школ сайта http://www.animationcareerreview.com/. В этом году школе 40 лет.

Ее студенты работают во Франции и Европе, стажируются на Disney и Dreamworks, занимают должности на Illumination Mac Guff. Я поступила туда на 3 курс, и провела там прошлый год.

каковы особенности этой школы:

- школа платная торгово-промышленной палаты парижа,

- специальность переводится как художник и режиссер анимационных фильмов* (без разделения) 25 человек в классе +5 человек набирают на 3й курс. (на экзамены приходят по 600 человек каждый год,из них поступают 25)

· Модульная система — задания на полтора-3месяца, работа над заданием непосредственно в школе. Точечная выдача знаний и нет ничего кроме анимации и того,что связано с ней напрямую. есть история анимации и перспектива, наброски, лекции о том,как организовано производство и пр. Куратор курса приглашает для лекций по модулям специалистов с производства по своему выбору.

· работа в команде, атмосфера,где студенты учат друг друга сами.Имитация производства на студии.

· тесная связь с индустрией — в школе преподают педагоги работающие на производстве, студии приходят в Gobelins в поисках стажеров и работников после выпуска. Обязательны стажировки.

 

На 2 курсе студенты делают заставки для фестиваля Аннеси, а на 4м -дипломный фильм. (нр. Oktapodi - номинация на оскар как лучший короткометражный фильм в 2009)

Команды из 5 одноклассников так и индивидуальные задания доводятся до законченности — заливаются и композятся. Их работы очень ориентированы на индустрию.

По словам Мойры Маргвин, декана анимационного факультета,у выпускников стопроцентное трудоустройство, хотя конкуренция в Европе высока.

 

В чем же секрет успеха? Мастерство персонажной анимации, которому посвящено первые 2 года в гобелинс. Анимационный фильм складывается из многих составляющих — идея, сама история; монтаж, режиссура (как рассказана история) художественное решение (фоны и персонажи,условность, цветность); анимация (как все двигается: как раскрываются характеры,оживают персонажи); и техническая сборка — композитинг, чтобы анимация была красиво залита, интегрирована в фон, где надо использовано 3д и так далее + звук и музыка. Если хоть один из этих этапов выполнен плохо или не соответствует задачам фильма,то фильм теряет в качестве и история с меньшим эффектом доходит до зрителя или не доходит вовсе. Всем этим аспектам анимационного производства нужно уделять внимание и учиться. И если с идеями и их визуальным выражением у нас дела обстоят более-менее, то персонажная анимация и техническая сторона часто слабые. Персонажи не имеют характера, а движутся странно и немотивированно как картонные марионетки подвластно воле режиссера или мультипликатора формально перемещающего объект в пространстве или неумело владеющего компьютером.

 

Что же такое персонажная анимация? — прежде всего это то мастерство, на постижение которого требуется очень много времени. Почему? Потому что аниматор — рисующий актер, который помимо этого должен знать физику и создавать достоверную иллюзию движения во времени в соответствии с режиссерской задачей. Позы и жесты — красивые и выразительные, динамичные, интересные и понятные. С соблюдением объема, использованием перспективы. Самодвижение должно быть ритмичным с акцентами. Плюс необходимо владение техникой, как строится движение — подготовки, арки — 12 принципов анимации.

Чтобы сделать короткий фильм требуется один режиссер и,скажем, 5 аниматоров, полный метр — несколько режиссеров и десятки аниматоров.

Я бы хотела изменить отношение к этой профессии - Аниматор это не просто исполнитель - имена Великих АНИМАТОРОВ диснея известны, у каждого свой почерк - Глен Кин, Милт Кал, Джеймс Бакстер и другие. Из аниматоров потом вырастают режиссеры с пониманием профессии и производства.

Для освоения этой нелегкой и удивительной профессии необходима наработка Опыта под руководством мастера, анализ других работ (покадровый просмотр).

А также очень много времени для достижения лучшего результата. Упражнения по анимации с использованием моделей персонажей как в гобелинс. Не хотите диснеевских - возьмите русских или японских, используйте наследие союзмультфильма, например, в «Маугли» Давыдова совершенно шикарный дизайн.

 

Умение анимировать и понятие о хороших анимационных позах, конструкции анимационного персонажа, необходимой для движения, только улучшает навыки человека, который хочет быть художником постановщиком. Он начинает лучше рисовать, и с ним легче работать команде аниматоров. На том же диснее персонажей разрабатывают аниматоры. Например Глен Кин недавно приложил руку к созданию Рапунцель, хотя она и была потом смоделирована в 3д. Также для режиссера полезно владение анимацией, потому что ее основа — мизансцена, позволяет режиссеру заранее планировать всякие фишки именно под анимационное движение, делать фильм более динамичным и выразительным с использованием анимационного языка трансформаций и деформаций, четче давать задание аниматорам и лучше представлять каким кино будет на экране в итоге.

 

Есть разные стили анимации- перекладка, лимитированная анимация, стопмоушн, моушн дизайн и абстрактная анимация, но самое трудное — рисованная анимация полнометражного качества именно на ней эффективнее всего учиться. Как академический рисунок для современного художника. Если студент пробовал ее, то и с сериальным таймингом разберется. И внесет в него больше, чем тот кто этим не владеет. Для мультфильмов в любой технике 3д или стоп-моушн сначала делают 2д тесты — все начинается с карандаша.

 

Так же большое внимание следует уделять и внешности персонажа, его дизайну. Это именно дизайн —персонаж должен не только иметь яркий характер и привлекательность, но и быть удобным для аниматора,т.е. сохранять свои качества в разных позах, иметь понятную другим людям конструкцию, законы строения.

 

Перейдем к предложениям как можно улучшить программу вгика, чтобы выпускать более подготовленных специалистов и повысить уровень выпускных фильмов.

 

1. Как уже упоминалось вначале, у быстрорастущей индустрии запрос на кадры, которые делают ЗРИТЕЛЬСКОЕ КИНО.

Можно переформировать специальности как в калартс — чтобы была небольшая специальность авторского экспериментального кино и отделения режиссеров и художников фильмов для широкой аудитории. Всех студентов логично отнести на один факультет анимации и мультимедиа — не дублировать художников постановщиков на худ.факе.

2. У студентов большой разброс внимания на общеобразовательные лекции — в течении недели они обрабатывают очень много разной информации, которую сложно усвоить. Как предложение: свести большую часть общеобразовательных лекций в 1й год, сохраняя ввод в специальность, а последующие курсы больше посвятить специальности и проектам не отвлекаясь целый день.

Возможна различная компоновка учебного курса, например, метод интенсивов.

3. Увеличить акцент на анимацию, ввести больше пар и педагогов. Видимо раньше предполагалось что режиссер или художник до этого освоил профессию аниматора в колледже (4 года — высшего аниматорского образования нет), а затем пошел за высшим образованием во вгик 5-6 лет, но это в современных условиях не работает совершенно. Нужно включать профессию аниматор в курс высшего образования (может быть как бакалавриат). Сейчас все упирается в преподавателей. Где их найти? Дело в том, что не у всех аниматоров есть высшее образование необходимое чтобы преподавать во вгике. Студенты бегут к Дорогову (диснеевский аниматор, который вернулся в Россию и открыл частные анимационные курсы). Нужно привлекать современных аниматоров,с большим опытом, может быть талантливых выпускников вгика как Татьяна Киселева.

4. Введение большего количества часов по анимации может повлечь за собой изменения с акцентом на анимационную специфику в программе рисунка и живописи для художников — длительные постановки с натуры это совсем не то же что рисование из головы. А в анимации рисовать нужно из головы, быстро и много и выразительно, иначе производство анимационного фильма будет бесконечным. Я бы рекомендовала больше коротких заданий с точечными задачами по рисунку и живописи — конкретная работа над цветом, светом, пространством и композицией.

Сближение с режиссерами, потому что им тоже требуется усиление анимации и навыков рисования- набросков.

5. Усилить связь между дисциплинами. Комп.графика как помощь анимации — как в гобелинс композитинг своих сцен, их интеграция в 3д, или создание персонажа для сцены из нескольких персонажей полностью на компьютере в разных техниках.совмещение 2д, 3д, перекладки итп. Реализация курсовой. Отдельные задания не нужны (только если в рамках коротких вводных лекций по программе) Использование программ, которые являются самыми распространенными в производстве -для 3д это Autodesk Maya последней версии, а не 3ds max, как у нас(софт слишком быстро развивается и улучшается), также Adobe Flash, After Effects, Photoshop, TVPaint.

Также понадобятся педагоги — молодые и с реальным опытом работы, которые смогут посоветовать максимально эффективные методы решения задачи студенту.

6. Сейчас получается, что художники фактически фильмов не делают, так быть не должно. Нужно больше практики. Нет контакта с режиссерами. (Есть редкие случаи, когда складывается команда, но это скорее исключение из правил). Необходима командная работа на равных с художниками, но без четких ролей. Например, поменять на каком то задании режиссера и художника- может быть интересный опыт. Ведь работа в команде это еще и коммуникация, понимание между ее членами. На первых курсах индивидуальная работа,чтобы освоиться. Чтобы научиться делать хорошие фильмы, нужно делать фильмы. Нужно, чтобы их делали и художники и режиссеры. Нужно,чтобы на это было отведено время в расписании,лучше всего целый день. Нужно, чтобы были доступны аудитории,где студенты могли бы работать все вместе за компьютерами с графическими планшетами, с работающими лайнтестами и сканерами — аудитории-министудии. Фильмы делать как индивидуально так и в команде., смелые авторские без правил и массовые с понятием о грамотном монтаже и внятной историей. Начинать с очень коротких, может быть из одной сцены,заканчивать более длинными полноценными работами. В компьютерную эпоху это не сложно, и не стоит откладывать это на потом — мол после вгика на работе всему научатся.

7. Я бы предложила немного унифицировать программу, поскольку обучение в мастерских сейчас предполагает, что разные мастера дают разные знания. В течении 5(6) лет человек обречен иметь лишь одну точку зрения. Интересно было бы приглашать разных мастеров вести отдельные задания. Для студентов это возможность работать с разными требованиями. Возможность выбирать мастера на диплом тоже могла бы быть. Можно дать мастеру полномочия куратора курса и в часы дополнительных предметов типа «основы монтажа и практика на учебной киностудии» приглашать с лекциями и мастерклассами специалистов по практическим нуждам студентов в соответствии с заданием мастера.

8. Только реальная работа дает нужные знания сейчас и студентам приходится идти работать, иногда на полный день, чтобы чему- то научиться на практике в ущерб учебе.

Нужно наладить связь с индустрией, делать больше стажировок, производственных практик. Чтобы было больше возможностей найти контакты, приглашать студии на встречи со студентами, делать портфолио ревью. Можно сократить летние пленэры для художников до 2х недель, а остальное время отвести под стажировки, начинать со вторых курсов. так студенты смогут попробовать разные профессии и определиться с жизненным направлением.

9. Результатом обучения студента должно быть профессиональное портфолио, демонстрационный ролик с примерами работ. Чтобы студии могли увидеть что им нужен такой специалист. Поэтому все задания нужно оформлять таким образом. В таком ролике студент сможет заявить себя в той или иной области, будь то разработка среды, персонажей или анимация. Режиссеры и представители студии, которые приходят на защиту могли бы таким образом оценить работу студента не только за дипломный год. Если раньше художники приносили оригиналы своих эскизов в папочках на студию, сейчас это уже давно не так выглядит. Для художников это — разработка персонажей, их модели в повороте, эмоции, эскизы худ решения, разработки локаций, цветовой сценарий, и фоны. Работа на компьютере является обязательной сейчас практически для любой студии. Как бы не было это тяжело принять старым мастерам, но компьютер это всего лишь техника, и для овладением любой техникой будь то пастель или акварель или фотошоп нужно время. Чем раньше студент начнет работу на компьютере, тем лучше для него.

Портфолио для аниматоров — анимационные сцены из фильмов. Для режиссеров — раскадровки аниматики и фильмы или куски из них.

 

Можно представлять свою работу как ролик мейкинг-оф проекта начиная с поисков и заканчивая реализацией (история создания фильма в сжатой форме) или как питч-презентация с описанием проекта.

10. Диплом должен стать путевкой в жизнь для выпускника. Надо стимулировать командную работу на дипломных проектах, потому что мультики это коллективное искусство, и в команде можно достичь большего, делать более законченные работы и не увиливать.

 

Заключение

 

По некоторым данным дела у российской анимации в коммерческом плане даже лучше чем у российского кино. Нет такой причины,почему бы вгику не сменить гобелинс в рейтинге лучших анимационных школ в будущем. Если привлекать молодых прогрессивных специалистов для мастер-классов или коротких заданий, открывать новые международные контакты. Требовать качественной работы от студентов, но не только требовать но и обеспечивать для нее возможности — павильоны, компьютеры, графические планшеты и камеры -доступные для работы, время в расписание на это, атмосфера творчества ну и конечно мастера, готовые помочь дельным советом.

Вгик должен показать себя миру, сделать например канал на ютубе с работами студентов, чтобы они чувствовали что работают не в стол. Чтобы, посмотрев эти работы, работодатели стремились во вгик, как к источнику ведущих специалистов.

 

Позиция всему научат на студии в условиях увеличивающейся конкуренции не работает. Сохраняя высокий академический уровень подготовки,которого другим не хватает, но без возможности реализовать свои творческие навыки в программе на практике, выпускник вгика теряет свое место в пользу простого техника без художественного вкуса.

Многие студии собирают команду под проект, чтобы попасть в команду продюсер руководствуется знакомствами. Надо заявить себя с помощью портфолио приближенного к нуждам производства, или фильмом на фестивале.

 


[1] *Gobelins l'ecole de l'image; Concepteur et réalisateur de films d’animation



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список использованных источников. Сравнительный анализ показателей телосложения юношей 1 и 4 курсов юридического и географического факультетов. | Понятие информационной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2409 - | 2297 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.029 с.