Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское осмысление техники в философии эпохи Ренессанса и Нового времени, выработка новой философии техники.




Переход от канонической к проектной культуре. Осознание деятельной сущности человека в культуре и философии Возрождения как предпосылка развития инженерного сообщества; проблема соотношения науки, искусства и проектирования.

В эпоху Возрождения ассимилируются многие взгляды и представления средних веков, но им придается иной смысл, расставляются новые акценты: постижение божественного замысла начинает трактоваться в познавательном плане – как выявление в науке законов природы (получение научных знаний), а построение в соответствии с законами природы технического действия – как практический, "инженерный" акт. В результате архитектор-инженер и техник-изобретатель этого времени рассматривают и природу, которая описывается в философии и науке, как объект своей практической деятельности, а эту последнюю – как искусство, подчиняющееся законам и действиям природы. Знание рассматривается теперь как вполне реальная сила, а инженер – как обладатель этого знания.

Для инженеров Возрождения характерно стремление не канонизировать недосягаемые образцы, не делать их достижением узкого круга мастеров данного ремесленного цеха, а усовершенствовать существующие образцы, улучшить их, внести в них свое "я" и сделать их всеобщим достоянием, обнародовать, "опубликовать" их под своим именем, которое эти изобретения в свою очередь могут прославить. [См., например, книгу Полидора Вергилия – Об изобретении всех вещей (1499 г.)] Это уже не нечто экстраординарное в культуре Возрождения. Созданные однажды отдельным ученым для демонстрации всесильности науки, архимедовы "хитрые машины" стали теперь создаваться многими и повсеместно. Им не просто удивляются, они теперь нужны, труд по их созданию оплачивается, появились многочисленные заказчики и потребители.

Список инженерных изобретений и возможных работ, предлагаемый, например, Леонардо да Винчи в его письме миланскому герцогу, уже не является невыполнимой "инженерной" фантазией, как это было у Роджера Бэкона. В его записках содержатся подробные описания и рисунки, которые хотя и не адресованы конкретному исполнителю, но из них уже можно понять, как можно их воплотить в конкретных сооружениях и устройствах. Это были своеобразные "эскизные проекты", основанные на тщательном исследовании природы. В течение жизни он реализовал лишь некоторые свои обещания. Однако само существование нереализованных проектов, наряду с реализованными, – первый признак проектной культуры, в которую вступило человечество в эпоху Возрождения.

"Учение о магните" В.Гильберта (1540-1603) и технически подготовленный эксперимент – продолжение линии Петра Пилигрима и Роджера Бэкона – terella ("землица") как технически изготовленный (искусственный) заместитель (в рамках эксперимента) реального природного объекта "планета Земля" (знания, полученные на основе экспериментирования с этим заместителем переносятся затем на природный объект).

Галилео Галилей (1564-1642) – соединение технически подготавливаемого эксперимента с математизацией естетсвеннонаучных представлений как основание научно-технического и инженерного мышления. Формирование принципиально новой "философии" техники: Галилей и начала теоретического осмысления техники.

До Галилея научное исследование по античному образцу мыслилось как получение знаний об объекте, который всегда рассматривался как неизменный. Никому не приходило в голову практически изменять изучаемый реальный объект. Галилей не только соотнес геометрическую схему с физической реальностью, он сопоставил их с конструктивной схемой физического эксперимента, т.е. фактически с искусственной, технической реализацией этой схемы. Это позволило ему, подобно Гильберту, моделировать на искусственных механических моделях естественные, природные процессы. Однако Галилей не только создал модель экспериментальной деятельности (технически подготавливаемого эксперимента), но и показал, как строить научное знание, чтобы его можно было использовать в технических целях. В своей новой науке Галилей "действует" с природными объектами как современный инженер. Однако он действует как инженер главным образом в сфере мышления, а не практического действия, задавая новый стиль научно-инженерного и инженерно-научного мышления – новую "философию" техники, основанной на науке.

Новое понимание научного и технического прогресса, знание как производительная сила, а природа как мастерская ремесленника-техника (Фрэнсис Бэкон – 1521-1628). Отражение и критика этого нового понимания связи науки и техники, научно-технического развития в последующей философской традиции. Формирование представления о технократии и экспертократии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1058 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.