Начало мусульманской истории, ее золотой век носит имя эпохи «праведных халифов». Так называются первые преемники Мухаммада на посту лидера мусульманской общины (буквальный смысл слова «халиф» – наместник кого–либо, так человек в исламском богословии именуется «халифом», то есть наместником Аллаха на Земле). Исламская традиция рисует первых халифов как идеальных правителей. Действительно, при праведных халифах мусульманское государство значительно расширилось, возник канонический текст Корана, сложилась система управления общиной и основы мусульманского предания и права. Имена четырех халифов Абу Бакр, Омар, Осман и Али.
По смерти Мухаммада власть над мусульманской общиной перешла к Абу Бакру (ок. 572 – 634), его близкому другу и сподвижнику, а также тестю (Мухаммад был женат на его дочери – Айше). Абу Бакр является первым из 4 «праведных халифов». При нем мусульмане подчинили себе весь Аравийский полуостров, разгромив язычников и «лжепророков», и вышли за пределы Аравии, начав завоевание Сирии и Ирака. Абу Бакр умер в преклонном возрасте и сам назначил себе преемника, которому все присягнули.
Вторым «праведным халифом» стал Умар (Омар I) (ок. 585–644), сподвижник и тесть Мухаммада, который прославился как мудрый управитель растущего исламского государства, законник и политик. Он победил византийцев, создал законы, трактующие положения христиан и иудеев в халифате, создал систему гражданской и военной власти, ввел единые меры длин и весов, ввел мусульманский календарь (от Хиджры). При Омаре арабами был взят Иерусалим и там заложена «Крайняя мечеть» (на месте Иерусалимского храма).
Омар умер насильственной смертью, он был смертельно ранен подосланным убийцей персом, но успел созвать Совет для выбора своего преемника.
Третьим праведным халифом по решению Совета стал Усман (Осман) (ок. 575 – 656), соратник Мухаммада, женатый на его дочери. При Османе был принят «канонический» список Корана. В его правление также халифат расширился до Северной Африки и Закавказья, но и тогда же начались первые выступления завоеванных народов против арабов. Это отразилось и на его судьбе – он был убит египетскими послами и недовольными им арабами во главе с сыном халифа Абу Бакра. Среди мусульман бытует легенда, что Осман вышел навстречу убийцам со свитком Корана и его кровь пролилась на Священную Книгу. В наши дни в мире существует несколько так называемых «Коранов Османа» с пятнами крови (один из них хранится мусульманской общиной Узбекистана).
Наконец, четвертым и последним «праведным халифом» был Али – видный исламский богослов и оратор. Он был двоюродным братом Мухаммада и, значит, единственным среди всех четырех, его кровным родственником. Это обстоятельство очень важно, потому что для шиитов это причина, чтобы объявить предшествующих ему халифов «узурпаторами», а Али первым, а не четвертым «праведным халифом». Али был провозглашен правителем после смерти Усмана, однако, против этого выступила любимая жена Мухаммада – Айша и стоящая за ней партия. В халифате началась смута, которая привела к расколу ислама на две конфессии – суннитов и шиитов. Али был убит его противниками при выходе из мечети 21 января 661 года. Его гробница на юге Ирака до сих пор почитается мусульманами.
Праведные халифы так глубоко почитаются мусульманами, что их имена входят в перечень, который можно встретить в убранстве мечетей, а поступки их – пример для подражания у благочестивых мусульман.
Ислам: Коран и Сунна.
КОРАН (от араб. "аль-кур'ан" - "чтение"), священная книга мусульман. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. Структура корана.Коран записан рифмованной прозой и содержит 114 глав, называемых сурами. Каждая сура делится на строфы, именуемые аятами, что буквально означает «знамения». Коран разделен на 30 частей – джуз׳а. 29 сур (глав) Корана начинаются с буквенной комбинации, что говорит о возможной скрытой символике.При знакомстве с текстом можно заметить, что суры расположены, главным образом (кроме 113 и 114), в порядке возрастания длины, за исключением первой суры — Аль-Фатиха. Эта сура, повторяемая мусульманами во время пятикратной ежедневной молитвы, содержит семь коротких аятов, обобщающих содержание Корана. Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания Магомету.Каждая сура имеет название, обычно состоящее из одного или двух выразительных слов. К названию суры принято добавлять название места, где она была ниспослана, — Мекка или Медина.Мекканские суры, как правило, краткие, эмоциональные. Мединские суры, где первая мусульманская община оформилась в политико-религиозную организацию, длиннее и, наряду с весьма «поэтическими» местами, часто содержат сведения более прозаического свойства: о браке, разводе, наследных и иных мирских делах мусульманского общества. Стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают Божественность Христа.Коран читают особым образом — произнося его нараспев. Существует семь традиционных способов произнесения коранического текста, называемых кыратами. Задача этих психотехник - ввести человека в особое психоэмоциональное состояние, категорически неприемлемое в христианской молитвенной практике.Сюжет корана. Там нет единого сюжета, как и в библии. Это сборник откровений на разные темы Персонажи корана.Персонажи корана это посланник Аллаха, библейский Моисей- Муса.
8. Ислам: основное содержание вероучения.
Основами ислама, его догматами являются вера в единого Бога Аллаха, в его Посланника Пророка Мухаммада, в предвечность Корана, в ангелов и злых духов (джинов), в Судный день, в загробное воздаяние – Рай и Ад. Они нашли отражение в следующей суре Корана: «О, вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и писание, которое Он низвел Своему Посланнику, и писание, которое он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его Посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением.» (Коран. Сура 4:135).
Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме девятой) начинается с Его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и людьми. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность.
Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесые существа, выполняющие волю Аллаха. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти, стража Рая и стража Ада. Согласно исламскому вероучению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые знают всего добрые и греховные, злые дела, определяющие его загробную жизнь в Раю или Аду.
Вера в святость Корана. Коран считается несотворенным, вечным, Словом Божьим, Божественным откровением, которое передавал Аллах в виде Посланий и видений Мухаммаду в течение двадцати трех лет.
Вера в пророков и в посланничество Мухаммада. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди пророков предпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммаду.
Вера в Рай и Ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в Раю, а неверным и отклоняющимся от основ вероучения – мучения в Аду. Мусульмане представляют Рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В Аду – бесконечные пытки и муки.
Вера в Божественное предопределение. Это один из важных принципов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Бога. Все в общественной и личной жизни происходи по Его предначертанию.
Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.