Блаженны милостивые люди и будут помилованы Богом.
Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. – Говорит Спаситель. /Ев. Матфея, 6.14/. Но и здесь, на земле, получают благодарность те, кто помогает людям и оказывает милосердие к ближнему. Исконным христианским милосердием считаются:
Дела милости телесной: голодного накормить, жаждущего напоить, одеть имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, находящихся в тюрьме посещать, помогать выздоровлению больного или христианскому погребению неимущих; а также дела милости духовной: подать ближнему добрый совет, предостеречь от незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, обратить грешника от ложного пути его, неведующего научить истине и добру, утешить печального, не воздавать злом за зло, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает за это помилование за грехи осуждения на суде Божием.
Блаженны чистые сердцем, так как они увидят Бога. Чистота сердца – это не совсем то, что чистосердечие или искренность. Чистое сердце чуждо умышленного обмана. Грех похож на грязное пятно, которое, понемногу распространяясь по всему сердцу, заражает его и заслоняет свет. Лукавое сердце не способно видеть собственные недостатки, а если и видит, то хитрыми уверениями усыпляет совесть и заставляет ее молчать. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его». /Ев. Луки, 6. 45/.
Всю жизнь необходимо сохранять чистоту души и сердца и очищать их покаянием. Как зеркало отражает образы, только, если оно чисто, так и увидеть Бога доступно только чистым душам.
Спаситель говорит, что миротворцы назовутся сынами Божьими. Так велика перед Богом заслуга тех, кто не только сами никого не обижают, но и стараются примирить ссорящихся, устранить даже предлог и причину для ссоры. Миротворцам обещается имя сынов Божиих, поскольку своим подвигом они подобны Единородному Сыну Божьему,
И если этим мы навлечём на себя неприятность, то перенести это
Блаженны вы, - обращается Иисус к своим апостолам, - когда будут… вас
гнать и всячески неправедно злословить за Меня…
Велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, Бывших прежде вас… Вы свет мира… Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного. Каким ужасным мучениям подвергались первые христиане! Но ни казнь, ни самые ужасные пытки не могли убедить их отказаться от своей веры и поклониться идолам. Жизнью и смертью своей утвердили и распространили веру
первые христиане. «…Я посылаю вас, как овец среди волков». - /Ев. Матфея,
10. 16./
Переносить гонения и поношение за Имя Христово – называется подвигом мученическим – это великое и трудное дело, порой оказывается даже страшнее смерти, - говорит архиепископ Феофилакт, - ибо многие и сами себя жизни лишили. Так и Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен, когда друзья обижали его и злословили о нем. А что кроме гонений и ненависти мог обещать Иисус Христос своим
последователям? Ложь восстает на правду, жестокость и эгоизм не будут мириться с проявлением кротости и милосердия. И успокоение свое найдут гонимые за Имя Божье – в Небесном Отечестве нашем. Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Заповеди Его; -- писал святой апостол Иоанн Богослов, - и Заповеди Его не тяжки.
Не новую нравственность и не новый закон установила НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Она возвестила вступление в какой-то совершенно новый горизонт жизни, открыла новое положение вещей. Услышали люди, какой дар им дается, и при каких условиях они могут не потерять его.
Избранное общество Ветхого Завета отличалось тем, что заботилось о внешних своих свойствах – происхождении от Авраама, обрезании и прочем. Гордые своей праведностью иудеи в своем самомнении считали себя стоящими ближе всех к Богу, считали себя достойными блаженства, не замечая своих недостатков и пороков. Гордость закрывала людям врата Царства Небесного. Членами Новозаветного общества могут стать люди, имеющие не внешние, а внутренние морально-нравственные достоинства, определяемые девятью Заповедями Блаженства, т.е. люди, стойко прошедшие через страдания, сохранив при этом высокие духовные свойства личности. Сравнивая Ветхозаветный Закон в том виде, как его толковали книжники и фарисеи с Заповедями Блаженств, Христос указывает на то, что господствующей, определяющей характеристикой Девяти Заповедей являются такие духовные качества как кротость и самоуничижение. Всем этим чертам книжники и фарисеи противопоставляют эгоизм, самовозвышение, гордыню, алчность, т.е. отрицательные черты человеческой души.
Люди были поражены Нагорной Проповедью. В ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о законах жизни и о счастье. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном с точки зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. Так, например, один из фарисеев, похваляясь, говорил, что может дать стиху Святого Писания тысячу различных толкований. К народу относились с презрением, как к невежественной массе, считая бесполезным и ненужным просвещать необразованных. Очень часто евреи не верили своим духовным наставникам и не понимали их объяснений. Иисус Христос говорил вразумительно, просто и ясно, на доступном для каждого языке, применяя для пояснения наглядные и понятные примеры, о том, как строить свои отношения с Богом и ближними, как жить, чтобы уже здесь, на земле создать Царство Божие – Царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям, что человеческая душа бессмертна и что краткая наша жизнь дана для того, чтобы, соблюдая законы Божии на земле, достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном.Во второй части Нагорной Проповеди Иисус Христос продолжает противопоставлять Основы Новозаветной морали Ветхому Кодексу.
Осуждается не только убийца, но и тот, кто в сердце своем имеет вражду, толкающую на необдуманные слова и поступки, т.е. осуждается человек несдержанный, направляемый своими отрицательными и низменными чувствами. Никто и никогда еще так решительно и так убежденно не отвергал давно установленные, всеми принятые и утвердившиеся в сознании нравственные принципы.
Около двух тысяч лет назад, в далекой Палестине, обратившись к толпе с Нагорной речью, Иисус Христос заявил, что насилие ради возмездия бессмысленно, так как порождает новое насилие – и так будет бесконечно. В законе дозволено платить злом за зло. А я вам говорю: не мсти обижающему тебя. «У Моисея сказано: люби ближнего твоего и возненавидь врага. А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, которые вас ненавидят, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Эти слова не стоит понимать как пассивное непротивление злу. Вот как
толкует эту заповедь святой апостол Павел: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. … если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; Ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.… Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию./Римлянам. 12. 21, 0, 19/.
Весь Ветхозаветный декалог сконцентрировал Иисус Христос в двух заповедях, сказав, что первой наиглавнейшей заповедью является ЛЮБОВЬ К БОГУ, а второй заповедью, подобной первой, является ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
По другим требованиям Новозаветной морали заповедуется: прощать обидчиков и людей согрешивших против вас. Великая житейская мудрость в словах тех.Нельзя служить в одно и то же время двум господам, Богу и богатству.
Не собирайте себе сокровища на земле…
Но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржавчина не
истребляет и где воры… не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. /Ев. Матфея. 6. 19-
21/.
…не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или «Что пить?» или «Во
что одеться?»
…Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это приложится вам.
/Ев.Матфея.6.31-33/.
Эти слова следует понимать не как беззаботное и бесцельное существование на земле, а как жизнь по Закону Божьему, при котором бытовые проблемы не должны тормозить духовное развитие личности. Жалкие люди, в богатстве своем думающие только о том, как бы успокоить, накормить и нарядить самого себя, употребляют, таким образом, в зло все дары Божии – средства, данные им для усовершенствования и для помощи ближнему. Они отличаются от животных только тем, что могут придумывать и произвольно выбирать, чем и как удовлетворить свои желания. Но и богатство само по себе не грех, порицается лишь алчность, жадность и порочность. Не богатство и родовитость и не сокровища земные помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, исполнение Законов Его, доброе отношение к ближнему. А ближними являются не только друзья и родственники, но и люди
всех наций и вероисповедания.
Учение Иисуса Христа в нравственном и философском смысле совершенно по чистоте и возвышенности своих идеалов и взглядов на мир, ясно и логично по силе мыслей и убедительности аргументов. Вот такие философско-нравственные ориентиры излагаются в Нагорной Проповеди, где показан образ истинного христианина, превратившего свою жизнь в великое служение Богу, являющему собой воплощение ДОБРА, СВЕТА и РАЗУМА.
Когда раздаешь милостыню, - продолжал Спаситель, -
Не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли люди.
Старайся, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно.
А молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в
многословии своем будут услышаны.
Все мы готовы осуждать другого, не видя собственных своих недостатков.
Не судите, да не судимы будете;
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам.
Потому что без сильного и твердого желания невозможно добиться чего-то существенного в этом мире. Ни старания родных и наставников, ни пример других людей, ни молитвы святых, ни даже сама проповедь Спасителя, его страдание и смерть, не исправят человека, пока он сам того не захочет. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Действовать человек должен по своему свободному выбору, потому что человеку дана свободная воля, так же как и способность отличать хорошее от плохого. И нелегка, но вполне доступна сильная в своей правоте истина:
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними. /Ев. Матфея. 7. 12./.
С давних пор и до нашего времени Нагорная проповедь оказывает огромное влияние на людей. Содержащиеся в ней основные морально-этические и религиозно-философские взгляды, нормы и идеалы Новозаветного Учения вместе с Ветхозаветным декалогом стали основой христианства. Как в былые времена, так и сейчас Нагорная проповедь с неослабевающей силой привлекает к себе внимание исследователей, философов и толкователей, как из среды ученых, так и из среды учителей и отцов церкви.
Разные пояснения Учения Иисуса Христа породили целый ряд сект, лжеучений и систем, которые, умело фальсифицируя понятия из Библии, искажают суть настоящего Учения.
Критерием для определения истинности при пояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, логика, здравый смысл и ясный рассудок, и сердце, открытое для Бога. Только всесторонний, всеобъемлющий подход к Личности Христа, только объективное сравнение и тщательное исследование Его жизнеописаний, и грамотное изучение Библии, смогут дать целостное и многогранное представление об этом Учении.
С того самого дня и до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, на формирование духовного облика и религиозно-философское развитие человека, указывая путь людям к всестороннему совершенству. Положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения, улучшение не только отдельной личности, но и мировой цивилизации, а также на политическое устройство всего общества. Произнесенное почти две тысячи лет назад Учение Спасителя Иисуса Христа произвело сильнейшее незабываемое впечатление на слушающих Его людей.