Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕезобразный стих о докторах 4 страница




 

ќ ¬Ћј—“»

 

Ќадо различать, говорит  леветник, власть политическую и неполитическую. ѕерва€ вырастает из политических отношений. ќна выборна и смен€ема. ќна предполагает оппозицию и гласность. ќна находитс€ под контролем общественного мнени€ и открытой критики. ѕолитическа€ власть не исчерпывает всей власти общества. ќна, например, невозможна без назначаемой администрации, референтов, советников и т.п. ќна не об€зательно есть доминирующа€ власть общества. ѕримеры обществ, в которых она была и есть на вторых и третьих рол€х, общеизвестны. ≈сли она существует, она может вз€ть на себ€ различные функции власти. √лавна€ ее изначальна€ роль - укрепление и охрана правовой ситуации в стране. ќна возникает вместе с правовыми отношени€ми и правовой формой поведени€ социальных индивидов. ќна немыслима без социального права.

¬ ибанском обществе нет политической власти. ≈сть лишь неполитическа€ власть, подделывающа€с€ под политическую. «ачем нужна эта подделка? ќна, во-первых, есть продукт истории, в которой эта форма власти рождалась как политическа€ власть. ¬о-вторых, она оказалась удобным средством идеологической обработки населени€. ¬-третьих, ибанским власт€м на международной арене приходитс€ иметь дело с политическими власт€ми других стран, и она при этом хочет выгл€деть полноправным партнером. ”берите страны с политической властью или сведите их до такого состо€ни€, когда »банск может с ними не считатьс€, как слетит весь политический камуфл€ж с ибанской власти. » теоретики будут расписывать свою форму власти как высшую. ѕолитика здесь действительно отмирает. Ќо это не есть высша€ форма в социальном прогрессе. Ќаоборот, здесь общество в социальном отношении опускаетс€ рангом ниже.

«абавное зрелище представл€ют с этой точки зрени€ встречи на высшем уровне, когда встречаютс€ главы политической власти «апада и неполитической власти »банска. ѕервый не всесилен, ограничен, критикуем. Ќо он имеет власть в деле, о котором говорит. ≈сли он выходит за эти рамки, он выходит за политические рамки. ќчевидно, это - под вли€нием дурного примера собеседника. ¬торой всесилен, не ограничен, стоит вне критики. Ќо он не имеет никакой реальной власти в деле, о котором говорит. Ёто кажетс€ странным и неправдоподобным, но это факт. „то бы ни происходило в прав€щей группе, он в данной встрече выступает как представитель и глава этой прав€щей группы. » его власть определ€етс€ не правовыми нормами и общей правовой ситуацией в стране, которых нет, а исключительно социальными отношени€ми внутри группы и положением группы в системе социальных отношений общества. ј что это значит, об этом уже говорилось. ѕервому можно довер€ть, ибо обман ослабл€ет его собственное положение и положение его братии. ¬торому нельз€ довер€ть, ибо он безответственен по своей сути. ≈го судьба зависит не от этого. »ли зависит мало. ќна идет в ином разрезе быти€. «десь соотношение несколько напоминает соотношение эффективно работающей, но ограниченной научной теории и широковещательной идеологической конструкции, претендующей объ€снить все на свете наилучшим образом. ” них нет и не может быть деловых точек соприкосновени€. ≈сть одна только видимость.  онечно, кое о чем договоритьс€ можно. Ќо это не вли€ет на принципиальное соотношение сторон.

 

≈ƒ»Ќ—“¬ќ

 

¬иски, спросил ѕочвоед.  онь€к? ¬от, рекомендую, насто€щий французский. ќго, сказал ”читель. ƒа ты неплохо устроилс€. Ќаучи-ка мен€, своего бывшего батальонного командира, как заполучить нечто подобное. Ќе па€сничай, командир, сказал ѕочвоед. ќрганизуйте нам бутерброды, кофе и вообще что-нибудь посущественнее, сказал он по€вившейс€ секретарше. ƒавненько мы не видались. √овор€т, какие-то сногсшибательные открыти€ делаешь? “олько на мой взгл€д зр€ все это. Ќичего ты так не добьешьс€. Ќе с того конца начинаешь. Ќаука об управлении? я ведь не из этих, ты мен€ знаешь.  онечно, никакого идеализма метафизики там нет. Ќо рановато у нас об этом говорить пока.   этому делу надо подойти политически... ƒа брось ты демагогию разводить, говорит ”читель. Ёто € слышал дес€тки раз. я к тебе пришел как к старому фронтовому при€телю. ћожешь помочь - помоги. Ќе можешь - так и скажи. Ќе надо юлить. ƒело пуст€ковое. Ќичего политического и идеологического в нашем сборнике нет. ќдного твоего звонка достаточно. ќн же уже сверстан. ¬от и плохо, что ничего идеологического нет, говорит ѕочвоед. „то вам стоит добавить одну статейку и св€зать ваши штучки-дрючки с измом? » в каждой статье пару слов добавьте. —ошлитесь на классиков... ƒа это же еще хуже, говорит ”читель. Ќас тогда с потрохами сожрут как ревизионистов. „его ты боишьс€? ѕойми, через год-два об этом у нас на каждом перекрестке трезвонить будут. Ћюди на этом наживатьс€ будут.  арьеру делать будут. –искни! “ы мен€ знаешь, говорит ѕочвоед. я не трус. » риска € не боюсь. » в данном случае риска особого дл€ мен€ нет. ƒело не в этом... ƒавай, оставим этот бесплодный разговор. ¬ыпьем лучше. Ётот час € не принимаю, сказал он секретарше. —овещание.

ћы плохо еще знаем человеческую натуру, говорит ѕочвоед. ј ты, командир, нисколько не мен€ешьс€.  онь€к глушишь стаканами. Ќаука только теперь начинает добиратьс€ до глубин человеческого существа. я уверен, что полный и насто€щий изм наступит только тогда, когда мы научимс€, как следует, управл€ть человеческой натурой. ј сейчас разве это изм?  аждый гоношит обмануть, урвать, на€бедничать, подложить свинью, свалить на другого... я, брат, отсюда такого насмотрелс€, что тебе и во сне не приснитс€. ѕолный и подлинный изм уже был, говорит ”читель. ѕри ’оз€ине. » скоро оп€ть вернетс€. —ейчас вы слегка растер€лись и пустились в душеспасительные разговорчики. Ќо лет через п€ть вы оп€ть всех зажмете. Ёто и будет подлинный изм. » никакого другого нет, дорогой мой комиссар. “вой призыв познать человека - чушь. Ћожна€ проблема. Ёто говорю тебе € ученый, а не бесшабашный батальонный, которого надо было выручать из скандальных историй. „то такое человек?  омбинаци€ конечного числа признаков. ¬ычисли степень веро€тности той или иной комбинации - получишь степень веро€тности того или иного типа человека. „ем иначе ты объ€снишь то, что в учреждени€х одного типа примерно один и тот же процент подхалимов, карьеристов, стукачей, новаторов, правдоборцев, маразматиков и т.п.? ѕочему чем выше ранг учреждени€, тем выше процент карьеристов и хапуг и тем ниже процент умных и талантливых сотрудников? ѕочему колебани€ в упом€нутых величинах удивительным образом совпадают с различи€ми в типах и рангах учреждений?  акое это имеет отношение к некоей непознанной человеческой натуре? ћиф это. —казки дл€ идиотов. ¬озможность дл€ тыс€ч проходимцев наживать степени, звани€, чины. —редний человек есть возможность всего, что угодно.  онкретный человек есть лишь единица в математически ожидаемом распределении людей по группам. » не думай, будто люди занимают положени€ в этих группах сообразно своей натуре. Ёту гипотезу еще можно было бы обсудить, если бы людей однажды построили и предложили добровольно зан€ть места в обществе, причем - каждый мог бы зан€ть место, какое он хочет. ѕоверь мне, тогда не было бы секретарш, а ты был бы одним из трехсот миллионов глав государства. “ы и мен€ подсчитал в своей теории, спросил ѕочвоед,  онечно, сказал ”читель. ќбычно такую чушь, какую тут говорил ты, порют круглые дураки и подонки. ј ты умен. » безусловно честный человек. ѕотому ты редкий экземпл€р. ¬ среднем один на министерство. Ќо именно по этой причине ты скоро не будешь министром.

 

ѕќ—Ћ≈ƒ”ёўјя »—“ќ–»я

 

ѕолный изм, как известно, был объ€влен при «аведуне XVIII. ќбъ€влен он был навечно. » никаких сомнений тут быть не может. –ечь может идти только о степени полноты изложени€ исторической правды. Ќо во избежание ненужных, чисто словесных споров уточним, что мы понимаем под полным измом. ѕолный ибанизм есть общественный строй, обладающий следующими признаками. «десь нет и быть не может никаких серьезных недостатков. ≈сли здесь и бывают недостатки, то они мелкие и быстро устран€ютс€. «десь зато имеют место достоинства. ¬ большом количестве. Ѕольшие и малые. ѕричем, больших больше, чем малых. Ќо малых еще больше. «десь все хорошее достигает неслыханного до сих пор расцвета. ѕроизводство материальных и духовных ценностей. —ознательность. Ќравственность. √осударство, политика, право, мораль и прочие надстройки отмирают, но путем такого мощного предварительного укреплени€, что... ¬ общем, отмирают. »зобилие такое, что всего девать некуда. » повсюду лозунги: от каждого по его способност€м, каждому по его потребност€м. ѕовсюду снуют высокосознательные активисты-добровольцы и уговаривают сверхсознательных граждан. ”мол€ем, возьмите эту норковую шубку! –ади бога, не хотите ли унитазик поставить себе из чистого золота? —делайте милость, примите эту путевочку в санаторий на южные острова. ¬сего на два годика! √раждане, да будьте же людьми, возьмите кто-нибудь этот бочонок с черной икрой! ¬ придачу даетс€ бриллиантовое колье, по преданию принадлежавшее самой »мператрице!  ому титул ћаршала с орденом Ѕольшого „лена! ≈сть свободна€ должность ѕрезидента јкадемии!  то хочет стать великим писателем? ≈сть готовый гениальный роман!  то хочет... Ќо граждане тут настолько сознательны, что их ничем этим уже не проймешь. II только самые ультрасупероберсознательные индивиды, по уму, честности, талантам и прочим добродетел€м превзошедшие все, что в этом роде производила истори€, берут на себ€ т€жкий крест и на благо всех труд€щихс€ станов€тс€ министрами, генералами, маршалами, академиками и т.д., нап€ливают на себ€ золото и бриллианты, ед€т трижды опостылевшие икру, севрюгу, шашлыки, ананасы, пьют четырежды опостылевшие конь€ки, вермуты, ликеры, езд€т на курорты, ход€т в оперы и балеты, живут в огромных квартирах, дачах и особн€ках, - в общем, жертвуют своим драгоценным здоровьем, временем, силами и спокойствием ради т€жкого изнурительного неблагодарного труда. ј р€довые высокосознательные ибанцы вид€т это, понимают это. » благодар€т их за это. —пасибочки вам, родные наши! ≈сли бы не вы, так мы бы. »шь, бедненький, орденочков понавешал! “€жело ведь! јй как т€жело, а несет! –одненький ты наш, икорочки обкушались! јй-€й!  онь€чку перепили! Ѕоже ж ты мой, как они страдают! —традалец ты наш! ”ж какой часик странички эти читает! » читает, и читает, и читает!.. ќтдохнул бы часик. «автра, небось, визит делать придетс€...

 

„ј— —≈ћЌјƒ÷ј“џ…

 

ј что ¬ы имеете в виду, употребл€€ такие слова, как »зм и  апитализм спрашивает  леветник. »зм не есть некое уклонение от нормы или особа€ форма общества. Ёто есть социальность как такова€, в чистом виде. √лавна€ тенденци€ общественной жизни. ¬се остальное - борьба с ней или борьба против того, что противопоставл€етс€ ей. ѕрогресс общества есть борьба против своего нормального состо€ни€. ‘ормации?  онечно, в этом кое-что есть. Ќо вот, к примеру, капитализм. „то это такое? ѕрорыв антисоциальности, т.е. временна€ и частична€ победа творческого я над косным ћы. ј это отклонение от нормы. ѕериод перехода от одной формы социального закрепощени€ к другой. ќсоба€ форма изма, при которой чуть-чуть побольше я, чем у нас. “оварно-денежные отношени€ в услови€х свободного рынка и частной собственности. » многое другое. »зм ибанского типа предполагает развитие капитализма. Ќо в каком смысле? ¬ смысле общества, способного к имманентному прогрессу и творческим результатам. ƒл€ чего? „тобы воспользоватьс€ плодами его творчества. —ам по себе изм враждебен творчеству. ќн его допускает лишь в крайнем случае. »ли по недосмотру. »ли по неспособности задушить.  апитализм как общество западного типа вообще сложилс€ по недосмотру начальства.  огда оно соберетс€ с силами, оно прикроет капитализм и установит во всем мире изм.

Ёто страшно, говорит  рикун. я много думал. ѕеречитал все, что можно было достать. —ам изобрел кучу вс€ких теорий. » все впустую. »стина, увы, банальна. ”дручающе банальна. ѕоступайте, как считаете нужным, а врем€ решит, чему и как быть. я с ¬ами согласен, говорит  леветник. Ќо истину надо суметь сказать. ј это не так-то просто. ”ж на что € осторожен, а мой курс скоро прикроют. ” ¬ас была книга, говорит  рикун. ќна изъ€та и уничтожена, говорит  леветник. ƒаже у мен€ не осталось ни одного экземпл€ра. Ќо это не беда. ѕосле по€влени€ работ ѕравдеца мо€ книга утратила смысл.

¬ас интересуют практические выводы, говорит  леветник. ј есть ли вообще какие-то возможности дл€ дела, если даже допустить, что такие выводы возможны? ¬озможностей дл€ дела теоретически никогда нет говорит  рикун. Ќо какое значение имеет сознание невозможности дела, если человек не может не делать что-то?

Ѕеседы с  леветником все чаще переходили в спор о деле.  леветник, чита€ свои лекции и вед€ бесконечные разговоры со студентами, аспирантами и вообще с кем попало, делал свое дело, счита€ делом нечто иное и не представл€€ себе достаточно €сно, что это может быть.  рикун, счита€ речи  леветника делом, все же искал дл€ себ€ нечто иное в качестве дела.

ќднажды на фронте, говорил  рикун, мен€ подбили. —нар€д попал пр€мо в мотор. ѕоловина цилиндров вышла из стро€. ј € дот€нул до аэродрома. ¬се инженеры в один голос за€вили, что машина не могла лететь. ј € прилетел. ¬опреки теории. —корость дельфинов не объ€сн€етс€ теоретически. ѕусть пока. Ќо факт - не объ€снена. ј прецедент ѕравдеца?  то мог предсказать его теоретически? Ќадо рисковать и делать что-то вопреки теоретическим выкладкам. „то именно, спрашивал  леветник. ѕока трудно сказать, отвечал  рикун. Ќо надо быть готовым к тому, чтобы использовать случай. », главное, узнать его, когда он представитс€.

 

»ЅјЌ»«ћ

 

Ќесмотр€ на свою €вную нелепость, а может быть, именно благодар€ ей, ибанизм есть неопровержима€ истина.  огда ѕравдец нападал на него и видел в нем источник зла, он впадал в глубокое заблуждение. »банизм не был и не мог быть источником зла хот€ бы уже потому, что это вообще не источник. Ёто первоисточник. ј из первоисточника исходит все, - и зло, и добро. ј значит не исходит ничего. ќн сам исходит из всего.

—огласно ибанизму, мир не создан никем и никогда не возникал. ќн существовал вечно и будет существовать вечно. ќн развиваетс€ от низшей ступени к высшей. Ќекоторые куски мира могут, в пор€дке исключени€, перескочить сразу через несколько ступенек, но только с ведома и разрешени€ ибанского руководства. » при условии бескорыстной помощи со стороны »банска. Ќачавшись с электрона, который сам неисчерпаем вглубь, мир развилс€ до самого высокого уровн€ - до ибанского общества. ќтныне все дальнейшее развитие мира будет проходить только на основе »банска, через »банск, как развитие ибанского общества. —ознание есть высша€ форма развити€ способности отражени€, лежащей в основе быти€. ќно есть лишь отражение быти€. ≈стественно, высшей ступенью развити€ сознани€ €вл€етс€ сознание ибанского общества, воплощенное в ибанизме и в мудром руководстве. ¬ыше уже ничего не бывает.  онечно, и тут не наступает мертвый застой. »банское руководство творчески развивает ибанизм дальше на основе обобщени€ опыта практики строительства полного изма. ѕоследние речи ибанских руководителей и последние постановлени€ руковод€щих органов это и есть вершина развити€ сознани€ человечества в данное врем€. ¬плоть до следующих речей и постановлений.

 ороче говор€, ѕравдец спутал суть и форму ибанизма. —уть ибанизма проста. Ќаше общество самое совершенное, самое гуманное, самое свободное, самое благоустроенное, самое... самое... самое... я - ибанизм - есть самое умное, самое глубокое, самое... самое... самое... учение об обществе вообще и об ибанском обществе в особенности. ≈сли вы где-то обнаружите что-то хорошее, знайте: в »банске с этим дело обстоит гораздо лучше. ≈сли где-то обнаружите плохое, знайте: в »банске этого нет, ибо в »банске плохого не бывает в принципе. ≈сли вы где-то услышите умную мысль, знайте: в ибанизме по этому поводу есть мысли умнее. ≈сли где-то заметите ошибку, знайте: в ибанизме этой ошибки нет, ибо ибанизм в принципе исключает ошибки. »банское общество и его научное осмысление ибанизм таковы по определению.

 

ќ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —»—“≈ћј’

 

ќдин из фундаментальных принципов системного метода - принцип однородности системы. ќн означает, что все индивиды системы относ€тс€ к одному и тому же классу индивидов, а все св€зи между ними - к одному и тому же классу св€зей. Ётот принцип не следует понимать так, будто системный метод применим только к системам с однородными индивидами и их св€з€ми. ќн, конкретнее говор€, означает, что должна быть выбрана така€ точка зрени€ на данную эмпирическую систему, чтобы все ее индивиды и св€зи можно было представить как однородные. Ёто не принцип отбора предмета исследовани€, а принцип рассмотрени€ любого данного предмета. ≈сли такую точку зрени€ на данную систему найти не удастс€, то нельз€ будет воспользоватьс€ системным методом. ƒругой фундаментальный принцип - принцип иерархичности, согласно которому все типы индивидов и св€зей определ€ютс€ через некоторые элементарные индивиды и св€зи системы.

ѕо€сню эти принципы применительно к социальным системам. »ндивиды, образующие их, суть отдельные люди, группы людей, объединени€ групп и т.д. вплоть до целых стран. ¬се эти индивиды принадлежат к одному классу социальных индивидов в том смысле, что все они рассматриваютс€ с единой точки зрени€: как существа, способные делать сознательный выбор и совершать волевые поступки по отношению к другим индивидам. ѕринцип иерархичности здесь реализуетс€ так, что в качестве элементарного индивида выбираетс€ отдельный человек, а все группы определ€ютс€ как индивиды, в которых управл€ющий орган и управл€емое тело состо€т из отдельных людей, а в случае групп более высокого ранга - из групп людей. ¬ качестве класса св€зей выдел€ютс€ зависимости одних индивидов от других относительно некоторых их целей, в которых одни индивиды нуждаютс€ в услуге со стороны других при достижении этих целей. Ёлементарна€ св€зь имеет такой вид. »ндивид ј имеет цель —. »сполнение этой цели зависит от свободной воли индивида ¬. ѕоследний может помешать или помочь, ускорить или зат€нуть, разрешить или запретить и т.п. „ерез эту элементарную св€зь определ€ютс€ прочие производные св€зи системы. ѕриведу некоторые из них.

Ќапример, индивид ј зависит от ¬1,..., ¬n относительно —, где n>=2. »ндивид ј зависит от ¬ относительно —1,..., —n. »ндивиды ј1,..., јn завис€т от ¬ относительно —. »ндивид ј зависит от ¬ относительно —, а ¬ зависит от ј относительно D. ¬вед€ переменные дл€ индивидов и целей можно учесть еще большее число возможных комбинаций. ¬ принципе их можно перечислить все. —оциальна€ жизнь подчин€етс€ законам комбинаторики в той же мере, как и все прочие €влени€.  онкретные ее случаи суть лишь реализаци€ некоторых логически мыслимых возможностей. ѕри достаточно большом числе повторений они реализуютс€ все с той или иной частотой, которую точно так же в принципе можно вычислить априори. –азговоры о какой-то принципиальной сложности познани€ общественных €влений сравнительно с другими суть сказки невежественных в этой области людей (а тут почти все, претендующие на роль знатоков, невежды) или идеологические запугивани€.

≈сли ј зависит от ¬ относительно —, а ¬ зависит от ј относительно D, и реализаци€ каждого из — и D зависит от реализации другого, происходит обмен услугами. ≈сли не действуют привход€щие обсто€тельства, имеет место эквивалентность — и D с точки зрени€ некоторых оценочных критериев, раздел€емых ј и ¬, —оциальное насилие есть принуждение к услуге или к неэквивалентному обмену услугами. ќтношение начальствовани€ и подчинени€ возникает на основе организации какого-то дела и насили€. ѕринцип эквивалентности здесь не соблюдаетс€. ѕодчиненный может за мелкую услугу иметь большое вознаграждение и малое вознаграждение за большую услугу. «десь действуют иные принципы. ќтношение сотрудничества есть соподчинение двух или более социально независимых индивидов одному начальнику. ѕолитические отношени€ - обмен услугами на уровне договорно-правовых отношений. ¬ реальности имеет место переплетение огромного числа социальных св€зей и переплетение их со св€з€ми иного рода. Ёто переплетение образует ткань или тело общества.

 

ѕ–ј¬ќ

 

ќфициальна€ концепци€ права вам хорошо известна, говорит  леветник. Ќадстройка, классова€ природа и т.п. Ёто все, конечно, достойно насмешки. Ќо € призываю вас отнестись к этому вопросу серьезно. Ќе с точки зрени€ какой-то скрытой интеллектуальной глубины этой концепции. “аковой тут нет. ј с точки зрени€ ее социальной сути. ќна ощутимо сказываетс€ на нашей собственной шкуре. » потому ее нельз€ рассматривать всего лишь как продукт невежества и глупости. ¬опрос об официальной правовой концепции сразу же, без посредствующих звеньев ведет к вопросу о том, что из себ€ представл€ет ибанское общество в самой своей основе.

»ногда раздаютс€ голоса, призывающие судить палачей, совершавших преступлени€ в ибанских концлагер€х, и организаторов этих лагерей. ѕо-человечески эта позици€ мне пон€тна. Ќо она бессмысленна теоретически и неосуществима практически. Ќе думайте, будто € защищаю этих людей. я сам прошел через этот ад. я хорошо знаю, какими кадрами был укомплектован весь этот чудовищный аппарат уничтожени€ людей и как он работал. Ќо весь ужас положени€ состоит в том, что некого судить и некому судить, ибо точка зрени€ правового возмезди€ лишена смысла в применении к ибанскому обществу.

“ут нам приходитс€ касатьс€ довольно тонких в €зыковом отношении проблем. » потому не будем спешить с заключени€ми. явл€етс€ ибанское общество правовым или нет? ¬роде бы известны многочисленные факты бесправи€ и произвола властей, позвол€ющие говорить о нем как о неправовом. ј с другой стороны, не представл€ет труда показать, что оно €вл€етс€ с каких-то точек зрени€ более правовым, чем общества западного типа. » тогда хочетс€ сказать, что, с одной стороны, здесь дело обстоит так, а с другой - иначе. Ќо это не есть научный подход к делу, предполагающий €сность и определенность пон€тий.

ќбратимс€ к самым фундаментальным пон€ти€м права. Ќадо, очевидно, различать правовые нормы и правовую практику. ќбщество может иметь великолепный правовой кодекс, в котором декларируютс€ все демократические свободы и права граждан, а практически жить так, что даже упоминани€ о демократических свободах расцениваютс€ как преступление. Ёто вам хорошо известно если не на вашем личном опыте, то на опыте ваших отцов без вс€кого сомнени€. –ассмотрим дело сначала с точки зрени€ правовых норм.

ѕравовые нормы суть частный случай норм вообще. Ќормы суть разрешени€, запрещени€ и об€зывани€ что-либо делать или не делать и их отрицани€. ѕравовые нормы суть нормы, касающиес€ действий социальных индивидов, существенным образом затрагивающих интересы других индивидов. “о, что они затрагивают интересы других индивидов существенным образом, отражаетс€ в самом факте прин€ти€ норм. ѕравовые нормы касаютс€ свободных действий индивидов, т.е. действий, осуществление которых зависит от воли индивидов. ќни фиксируютс€ в виде особого рода текстов (кодексов), которые в принципе может изучить каждый гражданин. Ёти кодексы законодательно принимаютс€ и признаютс€ в качестве правовых норм.

»меютс€ некоторые чисто логические принципы вс€ких норм, имеющие силу и дл€ правовых норм. я в данном случае имею в виду не то, что их никто не в силах нарушить. Ќаоборот, люди ничто так часто не нарушают, как законы логики. ј то, что эти принципы имеют логическую природу и относ€тс€ к любым нормам вообще. ƒл€ нас важны здесь следующие общие принципы норм. Ќорма существует, если и только если она прин€та или логически выводитс€ из прин€тых норм. ¬ отношении правовых норм это означает: правова€ норма существует, если и только если она содержитс€ в официально прин€том кодексе норм или выводитс€ из норм кодекса по правилам логики. ≈сли суд не способен логически вывести некоторую правовую норму из известных ему норм, он не может ее рассматривать в качестве таковой. ƒолжны быть специалисты, способные осуществл€ть такие выводы или находить в них ошибки с такой же строгостью, как в случае математических теорем. » даже еще строже, ибо речь идет о судьбе людей. ѕо этой причине разработка общеприн€той нормативной логики есть дело первостепенной важности.

ƒалее, если не прин€та некотора€ норма, то из этого не следует, что нормой €вл€етс€ ее отрицание. ¬ отношении правовых норм это означает: если в кодексе норм отсутствует некотора€ норма ј, то это не означает, что ее отрицание, т.е. не-ј, есть правова€ норма. ќтсюда следует, что отсутствие нормы-запрета на какое-то действие не означает наличи€ нормы-разрешени€, а отсутствие нормы-разрешени€ не означает наличи€ нормы-запрета. Ќадо различать отсутствие нормы и наличие нормы-отрицани€. ќдно дело - нет нормы, согласно которой нечто запрещено (или разрешено). ƒругое дело - есть норма, согласно которой нечто не запрещено (или, соответственно, не разрешено). я наблюдал многочисленные случаи, когда в юридической практике эти вещи смешивали, причем часто это делали умышленно.

ƒействие подлежит нормативной оценке только в том случае, если имеетс€ или логически выводитс€ норма, относ€ща€с€ к нему. Ќапример, до последнего времени в ибанском правовом кодексе не было нормы, относ€щейс€ к печатанию на пишущей машинке предосудительных текстов. » вывести логически такую норму из других было невозможно в силу отсутстви€ в кодексе соответствующей терминологии. » действи€ такого рода нельз€ было оценивать с точки зрени€ права, т.е. о них нельз€ было сказать, разрешены они или запрещены. ƒействи€, не охватываемые правовыми нормами, могут разрешать или запрещать. Ќо уже не по праву, а на иной основе. Ќапример, по произволу или по обычаю. “е гонени€, которые у нас обрушили на —рамиздат, на ѕравдеца, ѕевца и т.п., €вл€ютс€ неправовыми действи€ми властей, ибо действи€ гонимых не подлежали правовой оценке.

¬ нормах указываютс€ или предполагаютс€ лица, к которым они адресованы, т.е. субъекты норм.  ласс субъектов норм может быть определен более или менее широко. ќдни нормы могут предполагать один класс субъектов, другие другой. Ќорма имеет смысл только тогда, когда существуют ее субъекты. ≈сли субъекты нормы исчезают, норма тер€ет смысл или отмирает. Ќапример, правовые нормы, касающиес€ взаимоотношений помещиков и кресть€н, капиталистов и наемных рабочих, потер€ли смысл и отмерли в »банске после исчезновени€ помещиков и капиталистов. ≈сли же субъекты норм существуют, то судьба их описываетс€ в иных выражени€х. Ёти нормы могут отменить или фактически игнорировать. Ёти нормы не отмирают. ќни могут быть разрушены и разрушаютс€.

Ќормы раздел€ютс€ на активные и пассивные. јктивные говор€т о разрешении, запрещении и т.п. определенным субъектам что-то делать. ѕассивные говор€т о разрешении, запрещении и т.п. одним субъектам что-то делать в отношении других. ќни пассивны в отношении последних, но активны в отношении первых. Ќапример, начальнику запрещено использовать свое служебное положение дл€ эксплуатации подчиненного в своих личных интересах. Ёто норма с точки зрени€ подчиненного есть пассивна€ норма. Ќормы, далее, раздел€ютс€ на нормы-права и нормы-об€занности. Ќормы-права суть разрешени€ индивидам что-то делать и запрещени€ другим индивидам преп€тствовать им в этом. Ќормы-об€занности суть запрещени€ нечто не делать. ќбщество может иметь высокоразвитый кодекс об€занностей граждан и тщательно следить за его исполнением, но иметь слаборазвитый кодекс прав и не заботитьс€ о его соблюдении.  огда говор€т о некотором обществе как неправовом, часто имеют в виду не вообще отсутствие правового кодекса, а именно отсутствие кодекса прав, т.е. бесправие. ќбщество может быть правовым, но бесправным в этом смысле. √овор€ о правовом обществе как о социальной характеристике общества, € имею в виду исключительно нормы-права. ’от€ они и фигурируют под одной обложкой с нормами-об€занност€ми, они имеют качественно иную основу по сравнению с ними.

ѕравовые нормы, далее, раздел€ютс€ на политические и неполитические. ѕервые касаютс€ отношений граждан и их групп, с одной стороны, и властей, с другой стороны, как независимых в данных отношени€х социальных индивидов, т.е. касаютс€ их политических отношений. ¬торые касаютс€ отправлени€ функций властей, взаимоотношений граждан в быту и т.п. ѕервые образуют нормы политического права. »менно здесь и зарыта собака. ќбщеизвестные демократические свободы суть нормы политического права. » они фигурируют в ибанском правовом кодексе.  ак они туда попали? ќтчасти иллюзии насчет изма. ќтчасти - пропаганда и демагоги€. ќтчасти - камуфл€ж, желание выгл€деть прилично в глазах внешнего мира. Ќо главным образом они попали в ибанский кодекс потому, что с самого начала была полна€ уверенность в том, что никому в голову не взбредет этими свободами воспользоватьс€.

„то из себ€ представл€ла и представл€ет ибанска€ правова€ практика с точки зрени€ политического права, общеизвестно. Ќо суть дела тут не в том, что злоумышленники нарушали и нарушают хорошие законы, а в том, что в »банске были истреблены лица, способные быть субъектами норм политического права, а сформировавшеес€ ибанское общество производит таких граждан в ничтожно малых количествах. ¬ »банске число лиц, заинтересованных в правовом политическом обеспечении своей де€тельности в качестве равноправных партнеров по отношению к власт€м ничтожно мало. „исло вли€тельных лиц, заинтересованных в том, чтобы такие лица по€вл€лись и имели правовое обеспечение, и того меньше. —уществование таких лиц вообще не вытекает из социальных законов ибанского общества. “ак что политическое право лишено смысла в ибанском обществе. ≈го просто тут нет фактически в силу отсутстви€ своих носителей и защитников. ѕо€вление довольно большого числа лиц, вступивших в политический конфликт с власт€ми »банска, €вл€етс€ делом случайным с точки зрени€ социальной структуры этого общества.  огда такие люди по€вились, они, естественно, столкнулись с определенной правовой практикой на этот счет, сложившейс€ в период становлени€ ибанского общества, не нуждающегос€ в политических отношени€х и политическом праве. Ёти люди по€вились не из нормального хода жизни ибанского общества. » воспроизводства их не предвидитс€. ≈сли даже они добиваютс€ каких-то успехов, это никак не означает образовани€ в обществе посто€нно действующего института политического права. ¬ласти решают и будут решать эту проблему не по нормам права, а по другим основани€м и соображени€м, не имеющим ничего общего с правом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 290 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

699 - | 645 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.